классный час на тему "род и семья"
классный час на тему

Бурдина Анжелика

Урок № 18

Род и семья – исток нравственных отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka._rod_i_semya-osnova_nravstvennyh_ottnosheniy.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

,

Урок № 18

Род и семья – исток нравственных отношений

 Цели и задачи: 

* способствовать формированию положительного отношения к семье, к дому;

*расширить представления детей о семье, добре, любви к ближнему;

* воспитание   уважения  к своей семье,  привитие   детям любви к семейным  ценностям;

*развивать эмоциональную сферу ребенка,  интерес  к семейной родословной;

Средства наглядности: компьютерная презентация, образец родового древа, фотовыставка «Моя семья», сочинения учащихся о семье, плакаты с пословицами и поговорками о семье.

Основные термины и понятия: род, семья, родословная.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, составление генеалогического древа, подготовка к творческой беседе с членами семьи.

ХОД УРОКА.

  1. Организация деятельности учащихся. 
  2. Введение в тему урока.
  3. Групповая работа.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Слайд № 1.

Слайд № 2

Сегодня на уроке мы поговорим о семье. Что такое семья? (Ответы детей.)

Семья – это группа живущих вместе близких родственников. У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за все простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках.

Слайд № 3

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь вы выходите из семьи.

3.Самостоятельная работа учащихся

*А как вы понимаете значение слово «семья»?

*Как образовано это слово?

*Кто такие родственники?

Человек растет и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я ? Каковы мои корни?

Слайд № 4.

Ребус : 7 Я. ( Семья).

Задание: Объяснить происхождение слова семья (вместе)

1.. Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага.  Семья по С. Ожегову – это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней.

Семья – это как маленькое государство со своими законами, традициями, населением. Правильно организовать жизнь этого коллектива, добиться мира, согласия – задача непростая.

Слайд № 5

 Учитель: Кого же можно назвать членом семьи? (Ответы учащихся)

Учитель: Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.

Иногда взрослые учатся у детей. Христос сказал: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». Именно эти слова в Евангелии читала бабушка Герды и Кая, когда её внучата наконец вернулись домой.

Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните завет Христов» (бремена- от слова бремя: тяжесть, тягота).

Групповая работа.

Учитель: На столах  карточки, где записана  пословица (слова в ней перепутаны) надо восстановить текст пословицы и объяснить смысл. (Вся и душа семья – так вместе на месте) (Вся семья вместе – так и душа на месте)

Слайд № 6

Собери пословицу

Семейное согласие

не страшны и тучи.

Семья в куче

всего дороже

Где мир да лад

и сам будешь там.

Корми деда на печи

без родни не живет.

Любовь братская

там и божья благодать.

Русский человек

союз христианский

Слайд № 7

Правильный ответ: 

  • Семейное согласие всего дороже.
  • Семья в куче – не страшны и тучи.
  • Где мир да лад, там и божья благодать.
  • Корми деда на печи: и сам будешь там.
  • Любовь братская – союз христианский.
  • Русский человек без родни не живет.

1. Наши предки жили по своим особым законам. Они отличались от наших, современных, законов  и  правил. Ведь их диктовали особые условия, главное из которых – защититься от врагов. Чтобы выжить в жестоком мире, нужны были особые  отношения   и  между людьми, правила подчинения сильному. Жили славяне большой общиной, все родственники вместе или  родом. В общине все подчинялись старейшине, в  семье  жена и дети – мужу. На Руси в семьях ценилась всегда любовь, уважение, согласие в воспитании детей.

2. В древности  каждая семья – отец, мать и дети, жили в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все дети и внуки – жили одной дружной семьей с родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Самым главным считался старший член семьи – его почитали и советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Помнили: «Засиженное яйцо всегда – болтун, заласканный сын – шалун». Дети почитали своих родителей на протяжении всей своей жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший  семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу.
Обычно делами сыновей занимался отец, а делами дочерей – мать. Власть родителей на дочерей распространялась до тех пор, пока она не выходила замуж.  Народная мудрость поучала: « Живы родители – почитай, умерли – поминай!»

Слайд № 8. 

-Что такое род? (Это родственники нескольких поколений. Род - это люди нескольких поколений, связанные кровным родством).

1. В русском языке РОД – корень самых главных понятий  в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.

 2. В словаре В.И. Даля читаем: «РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие – то устойчивые черты характера («он родом таков»).
Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?». В русских сказках и былинах обращаться к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом – племенем».

-Знаете ли вы историю своей семьи (рода).

Известны ли вам имена ваших прадедов и прабабушек? (ответы детей)

Историю своего рода знать необходимо. Ведь каждый человек имеет мать и  отца.  Его родители, в свою очередь, имеют своих родителей, а те своих. Бесконечно далеко в прошлое уходит цепочка поколений, в памяти которых живут разные семейные истории, традиции.

-О чём рассказывает родословная? (Родословная рассказывает об истории семьи.)

Слайд № 9.

Учитель: -Раньше родословную рисовали в виде дерева с многочисленными ветвями.  Ствол дерева означал общих предков семьи, зачинателей рода, которые жили 200 лет назад, а в виде ветвей и веточек изображали их детей, внуков, правнуков, т.е. все поколение этой семьи от самых старших поколений до самых младших. Родословная может быть представлена в виде кустарника, грозди винограда, радуги.

Мы должны чтить память и своих прародителей и не забывать о тех, кто совершил в своей жизни много добрых  и славных дел.

Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Традиции, обычаи, моральные устои семьи складывались годами.  Нужно помнить, что традиции связывают людей, представляя собой эстафету поколений.

Библейская история гласит:

У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым- он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам- один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего- к родителям и учителям.

Слайд № 10.   

-Перед вами модели «домики» - не что иное, как список ваших родственников. Другими словами ваш род. Пока он неполный, вы лишь начнете его составлять. Ученые такой список называют «родословной», «генеалогическим древом» или «родовым древом». На строчках надо написать имена членов вашей семьи, тех, с кем вы живете.

        Дети                                          ____________ _____________ ______________ _____________

_мама___________ ______________ ______________папа                                        ____________                                                          

_бабушка___________ _____________ дедушка                          ______________ ____________                                                                

_прабабушка     ___________ ______________ прадедушка                          ______________                                                    

Слайд № 11.

- Запишите в окошечках под цифрой 1, слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 1. (Список №1. Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая)

- Выберите из списка под номером 2 слова – существительные и запишите их в домике, в окошко с цифрой 2. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 2. (Список №2. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь)

- В окошко с цифрой 3 выберите и запишите слова – действия. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 3. (Список №3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем)

- Выберите нужные слова из списка под номером 4 и запишите их в окошко с цифрой 4. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номером 4. (Список №4. Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность)

- Выберите об этом подходящую по смыслу пословицу и запишите ее в окошко с цифрой 5. Нужную пословицу подобрать вам поможет список пословиц под номером 5.

(Список №5. «Согласную семью и горе не берет»,

«Семья в куче – не страшна и туча»,

«На что клад, когда в семье лад».

1.

2.

3.

4.

5.

- А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, закрасьте цветным карандашом.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите свои домики. Цвет подсказывает мне, что в ваших семьях живет мир и согласие. Я рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание.

IV. Итог урока.

- В конце урока я хочу предложить прослушать китайскую притчу (читает хорошо читающий ученик).

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что вся семья была особая – мир и лад царили в этой семье и , стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада.

Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что - то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. 

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Так какие слова должны быть основой жизни в семье?

Ответы детей: Любовь, Прощение, Терпение.

Слайд № 12.

V. Творческое задание: 1) изобразить на альбомном листе герб своей семьи;

2) дописать свою родословную на модели «домик»,  используя помощь родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Своей семье я говорю спасибо"

2008 год - был объявлен в России годом семьи. На классном часе речь пойдет о семье....

Классный час "Всё начинается с семьи..."

Семья? А что это такое – семья? Семья – это продолжение вашего рода. ...

Классный час на тему: Моя семья

Дата: 25.02.2011г.Класс: 4 «А»Учитель: Н.С.МаксимоваКлассный час на тему: Цель:1.     Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;2.     Обратить внимание учащ...

Классный час по теме: "Моя семья"

Семья самое главное что есть у каждого человека. Это мероприятие помогает подружиться детям и родителям....

"Прощание с 1 классом". Классный час в кругу школьной семьи (дети, родители, учитель)

Данный классный час является "семейным" праздником, так как родители восхищаются знаниями и умениями, в том числе артистическими, своих детей; каждый ребенок принимает участие в подготовке к проведени...

Классный час в 1 классе "Семья и семейные ценности"

Цель:     доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия Зад...