Самостоятельность при подготовке детей к школе!
рабочая программа (1 класс) на тему

Серебрякова Галина Александровна

Подготовка детей к школе является одной  из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost_rebyonka_1.docx90.51 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\6e75d0b4a492bf3e7527bb822_79911_p0.png

                                                                                       

Самостоятельность при подготовке детей к школе!

Подготовка детей к школе является одной  из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает.

Если рассмотреть готовность к школе с позиции формирующихся личностных свойств и качеств ребёнка, то, прежде всего, наше внимание должно быть привлечено к таким из них, в которых наиболее выражены черты интегративности полифункциональности. В этом отношении очень показательным является такое качество как самостоятельность. Самостоятельность у старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого. В готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, которое закладывается в дошкольном возрасте.

В литературе имеются данные о том, что адаптационный период в школе у детей со сниженной самостоятельностью затягивается. Они чаще других болеют, испытывают тревожность и разного вида недомогания (О. А. Лосева, М. В. Антропова).

Учителя не хотят — да и не могут, учитывая переполненность классов — возиться с маленькими растеряхами и неумейками, которым нужно по десять раз на дню напоминать, чтобы они заправили рубашку в штаны, не забыли принести зеленую ручку и выпрямили спину. Так что дети, избалованные родительской опекой, чествуют себя в школе неуютно.

Учителей они раздражают, одноклассники над ними посмеиваются. В первые месяцы учебы такие ребята нередко впадают в состояние прострации: на уроках считают ворон, становятся страшно медлительными, все забывают, теряют ручки, тетради, сменную обувь. Дома они капризничают, иногда их начинают по ночам мучить кошмары.

У родительской гиперопеки есть и другой существенный минус. Чрезмерная опека лишает ребенка инициативы, подавляет его волю. Спросишь у такого мальчика или такой девочки «Во что ты любишь играть?» или «Как зовут твоего друга»? А они оглядываются на маму в ожидании подсказки. Но на уроке-то мамы не будет, и ребенок попадет в стрессовую ситуацию. Дети, над которыми взрослые до школы «нависали», зачастую начинают бояться ответов у доски, контрольных, учительницу. Со временем у них может развиться, школьный невроз и учеба пойдет насмарку.

Гиперопека вообще порождает множественные страхи. Таким образом опекая ребенка, стремясь оградить его от опасностей, мы сами того не сознавая делаем еще «хуже». И возникает закономерный вопрос: как  подготовить ребенка к школе?

 Мы все понимаем, что это нужно делать не за неделю до прихода в первый класс. Некоторые навыки, о которых речь пойдет ниже, требуют времени, чтобы стать частью жизни ребенка. Поэтому, целенаправленно развивать самостоятельность лучше с четырех или пяти лет. В этом случае, вы поэтапно и не спеша сможете поработать над различными сферами жизнедеятельности ребенка.

- Придя в школу, ребенок должен уметь одеться и раздеться САМ. Тренируйтесь дома, как ребенок будет переодеваться для физкультуры. Поощряйте самостоятельное одевание верхней одежды. Научите малыша самого завязывать шнурки или застегивать сапоги. Покупая одежду и обувь для школы, выбирайте ту, что удобна для ребенка, - на молнии, липучках и так далее. Переоденется.  

-Работаем над приемом пищи и всем, что с этим связано. Научите ребенка тщательно жевать пищу, не сорить вокруг себя, не возить локтями по столу и есть не очень медленно. Эти навыки требуют времени, чем больше его у вас, тем легче выработать привычку у ребенка. 

-Шестилеток-семилеток стоит приучать к выполнению не разовых, а постоянных домашних поручений таких, которые не требуют больших усилий, но зато должны выполняться ежедневно. Имеет смысл заранее приучить ребенка к тому, что регулярное выполнение определенной работы необходимо, прежде всего, ему самому. Таким образом, вы закладываете психологическую основу для нормальной учебы.                          - Постоянно обогащайте знания и умения детей.

- Создавайте условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и умения, воспитывайте интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые, более сложные задачи, поощряя самостоятельность.

- Постоянно меняйте тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание, аналогия), побуждать самостоятельность и самоконтроль;

- Тренируйте волю ребенка, поддерживайте желание преодолевать трудности, доводить дело до конца ориентируйте на получение хорошего результата;

- Постоянно расширяйте область самостоятельности ребенка, раскрывайте перед ним новые возможности, показывайте рост его достижений, связывайте растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения;

-Поддерживайте у ребенка чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий, стремление к самоконтролю и самоорганизации. Черты независимости от взрослого, которые приобретает ребенок при условии соответствующего воспитания в детском саду и в семье, умение относительно самостоятельно решать доступные задач составляют предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.

Разработала учитель начальных классов

МБОУ «Замишевская СОШ.»:

Серебрякова  Г.А. 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы МОУ «Школа № 27» по подготовке детей к школе

Представление опыта работы школы в направлении предшкольной подготовки с презентацией...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

комплексная программа взаимодействия школы по подготовке детей к школе.

Пояснительная записка.Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом разви...

Программа подготовки детей к школе. «Школа для дошколят»

Квалифицированная подготовка детей 5-6 лет к школе...

ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»

Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...

Проект по психологической подготовке детей к школе «Я – будущий первоклассник» (для детей 6- 7 лет) 2021 г

Проектпо психологической подготовке детей к школе«Я – будущий первоклассник»(для детей  6- 7 лет)...