Главные вкладки

    род собрание Как важно быть организованным
    статья на тему

    Выскуб Светлана Николаевна

    Школьное обучение предъявляет высокие требования к зрелости такого качества личности, как умение регулировать собственное поведение. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kak_vazh_byt_organizov.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Как важно быть организованным»

    6 – 8 лет

    Часто можно слышать такой диалог:

    - Мой сын, не поверите, сидит за уроками по три-четыре часа. Он такой прилежный, такой трудолюбивый! Даже неловко говорить об этом, словно хвалюсь! Если бы он остался таким до окончания школы!

            - Да разве можно столько за уроками сидеть? По-моему, во втором классе не разрешается тратить на уроки не больше полутора часов…. Врачи считают, что нельзя так перегружать детей домашними заданиями.

            Действительно, учебные перегрузки – одна из главных проблем школы. Оставив в стороне такие важные причины перегрузок, как несовершенство учебников и программ, нехватка современных средств обучения, обратим внимание на то, что в большей степени зависит от самих родителей.

            Попробуем понаблюдать за одним таким учеником, который по мнению родителей, к своим учебным обязанностям относится ответственно, - он видимо, пока просто не может представить себе, что значит прийти в школу с невыученными уроками…. Вот он после дневной прогулки в положенное время занимает место за своим рабочим столом. Все  в порядке, работает…  Нет, оказывается, перестала писать ручка, нужно взять другую, а что задали по математике? В дневнике записи нет, надо позвонить Маше…. Куда-то подевался учебник по математике. А, вот он, в ящике стола, а не на полке.

            Бегут минуты. Вот, кажется, все приготовлен, все найдено, уточнено. Мальчик углубился в работу. Но тут ему захотелось попить водички, а еще выяснилось, что нужен черновик… В общем только на раскачку ушло более 20 минут, приготовление уроков шло еще 2 с лишним часа. Мальчик за это время:

    • дважды ходил на кухню попить водички;
    • однажды включил телевизор, чтобы узнать не начались ли мультфильмы;
    • дважды отвлекался от работы прислушивался к разговору взрослых на кухне;
    • трижды погладил свою любимую кошку.

    Работа закончена. Но еще 10 минут Витя бесцельно перекладывает с места на место тетради и учебники. Наконец он встает из-за стола, проведя за рабочим местом более 2-х  с половиной часов. Но если действительно разобраться, время, которое он действительно потратил для выполнения уроков, составило менее полутора часов…

            Такую картину подтвердят многие, она вовсе не исключение. Так что первая причина перерасхода времени – неорганизованность – одна из самых существенных причин. Умение ценить время и с толком его использовать очень важно для успешной работы начинающего школьника. С увеличение объема заданий в старших классах она будет играть все большую роль. Да и вообще умение организовывать себя, свое рабочее время – существенная черта всякого хорошего работника.

    Школьное обучение предъявляет высокие требования к зрелости такого качества личности, как умение регулировать собственное поведение. И особенно сильно отсутствие должной произвольности поведения сказывается на домашней части обучения. Как правило, дома поведением школьника руководят в значительно меньшей степени, нежели в классе. Поэтому необходимые команды он должен отдавать  себе сам. А он зачастую или не знает этих команд, или не умеет их выполнить.

    Конечно, было бы прекрасно, если бы еще в дошкольном возрасте у ребенка было бы выработано умение управлять своим поведением и воспитано тесно связанное с ним такое качество, как организованность. Но, как правило, этого не случается. Но вот сейчас это становиться совершенно необходимым. И в большей степени возможным.

    Начать можно с самого простого – с настольных игр. Старайтесь подобрать такие игры, в которых успех зависел бы не просто от случая? Но прежде всего от умения последовательно размышлять, настойчиво следовать избранному плану.

    За тихими настольными играми – подвижные сюжетно-ролевые; в них от ребенка всегда требуется подчинять свое поведение определенным правилам: живой и подвижный мальчик, назначенный в игре часовым, волей – неволей привыкнет ограничивать на более или менее длительное время свои движения.

    Очень полезно для ребенка выполнять то или иное дело вместе со взрослыми. Какое именно, в данном случае не так уж важно. Необходимо только, чтобы оно делалось быстро, весело, без предварительной раскачки и без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребенок вытирает. Можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу он. Можно вместе прилаживать что то в доме или чинить. В такой совместной работе ребенок приобретает умение целиком отдаваться порученному делу.

    Одно замечание. Прежде всего посмотрите на себя критическим взглядом: не в вас ли пошел ребенок своей неорганизованностью, неумением спланировать свои действия, довести дело до конца? Не так уж редко бывает, что в своих учебных делах ребенок воспроизводит стиль жизни, царящий в семье. В таком случае постарайтесь скорректировать этот стиль, добавить себе деловитости и организованности. А уж потом требуйте от ребенка и приучайте его к этому.

    Важно также выработать у ребенка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут есть, он должен немедленно прекратить игру, убрать все за собой и идти к столу. Не стоит позволять ребенку игнорировать ваши указания в чем бы то ни было. А ведь часто можно наблюдать такое: обед готов. Родители зовут ребенка к столу, а он отвечает: «Сейчас», - и продолжает заниматься своим делом. Это продолжается до тех пор, пока кто-то из взрослых не выходит из себя. А надо было просто после первого же неуслышанного приглашения подойти к ребенку и привести его с собой,  не давая волю эмоциям, обращаясь с ним твердо и спокойно.

    Конечно, ребенок есть ребенок. И деловитость не может быть господствующей чертой маленького школьника. Не нужно требовать, чтобы он все время ходил по струнке. Пусть у него обязательно будет свободное время, когда он предоставлен самому себе, когда никто из взрослых не регулирует его жизнь. Но очень важно приучать его отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьезным. Да и просто не отвлекаться от пусть даже рутинных, но необходимых вещей. Сел есть – ешь, а не размазывай кашу по тарелке, изображая острова и проливы. Вымыл руки – не играй с полотенцем, превращая его в капюшон приведения.

    Пассивными наблюдателями таких сцен родителям не стоит быть потому, что тогда подобное будет твориться и во время занятий: то захочется установить карандаш столбиком, то сделать птичку из листа бумаги. И, конечно, родители не могут ограничиваться замечанием, не заботясь о том, будет ли ребенок ему следовать; не поможет и град замечаний и указаний. Добивайтесь, чтобы все необходимое он делал с первого же напоминания, не на что не отвлекаясь.

    Иногда конечно, нужно посидеть рядом с маленьким школьником, посмотреть, как он занимается, указать на наиболее бросающиеся в глаза ошибки. Надо только помнить, что это не единственный путь выработки умения усидеть за уроками. В основе, стоит повторить, должна лежать способность ребенка управлять собой во всех видах деятельности, и, значит главная родительская задача – воспитать произвольность поведения как черту личности. Само собой разумеется, такую черту можно и нужно воспитывать и самой организаций учебных занятий ребенка дома.

    Литература: Журнал «Семья и школа» № 2 от 2003 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час " Учимся быть организованными"

    Классный час состоит из трех блоков: 1 блок "Понятийный", 2 блок "Игровой", 3 блок "Рефлективный"...

    Учимся быть организованными во 2 классе

    - способствовать воспитанию организованности у детей;- приучать планировать и организовывать свой труд;- работать собранно, ритмично;- предоставить ученику возможность самому осваивать систему организ...

    Родительское собрание "Как помочь ребёнку быть организованным во время выполнения домашнего задания”

    Цели:выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;дать рекомендации родителям о том, ка...

    Классный час на тему «Учимся быть организованными»

    Игровой час Цели: - способствовать воспитанию организованности у детей; - приучать планировать и организовывать свой труд; - работать собранно, ритмично; - предоставить ученик...

    Классный час "Почему важно быть здоровым"

    Методическая разработка классного часа о вредных привычках и здоровом образе жизни....