Проект "Мы правнуки Победы!"
проект (4 класс) на тему

Артамонова Наталья Геннадьевна

Цель: в результате работы над проектом учащиеся обобщат и расширят знания об истории Великой Отечественной войны, о подвиге народа через различные виды деятельности. Укрепить нравственно-патриотические чувства через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов.

         Задачи:

1.     Развивать патриотические чувства через знакомство  с традициями праздника.

2.     Развивать интерес к необычному празднику День Победы через расширение знаний детей о тружениках тыла и детях войны.

3.     Создать условия для формирования нравственного социального опыта

через подготовку праздничных поздравлений, знакомство с правилами поведения на мероприятиях в честь Дня Победы, осознанное участие в праздничных мероприятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_pravnuki_pobedy.doc144.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Яснинская средняя общеобразовательная школа №2

Социальный проект

«Мы - правнуки Победы!»

Автор проекта:

Артамонова Наталья Геннадьевна,

учитель начальных классов

Участники проекта:

Учащиеся 4 Б класса МБОУ ЯСОШ №2

2015г


Содержание:

1. Введение.

   1.1. Актуальность темы……………………………………………………….  3

   1.2. Цели и задачи……………………………………………………………..  3-4

2. Этапы реализации проекта…………………………………………………..  5-6

3. Ожидаемые результаты………………………………………………………  7

4. Заключение……………………………………………………………………  8

5. Список литературы……………………………………………………………  9

6. Приложения……………………………………………………………………10-33

1. Введение

1.1 Актуальность проекта

Всё дальше в историю уходят годы Великой Отечественной Войны. Всё меньше остаётся людей кто жил в эти годы, помнит о войне и может рассказать. Нарушена преемственность поколений в патриотическом воспитании детей, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Общество периодически потрясают факты уничтожения памятников героям Великой Отечественной войны, глумления над ветеранами, маршами профашистской молодёжи. В образовательных организациях проводится не мало различных мероприятий, посвящённых Дню Победы, но они почему - то мало затрагивают детей. Нужны новые подходы в работе с детьми, вызывающие у них эмоциональные переживания, интерес к изучению истории, обеспечивающие социальный опыт, желание помогать ветеранам войны и труда, уважать их и благодарить за победу. Проектная деятельность – это та форма работы, которая обеспечивает новые деятельностные подходы в патриотическом воспитании.

Проект «Мы правнуки Победа!» призван включить детей в творческую, социальную деятельность по подготовке к необычному празднику и обеспечить интерес и готовность детей к участию в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы.

1.2 Цель  и задачи проекта.

        Цель: в результате работы над проектом учащиеся обобщат и расширят знания об истории Великой Отечественной войны, о подвиге народа через различные виды деятельности. Укрепить нравственно-патриотические чувства через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов.

        Задачи:

  1. Развивать патриотические чувства через знакомство  с традициями праздника.
  2. Развивать интерес к необычному празднику День Победы через расширение знаний детей о тружениках тыла и детях войны.
  3. Создать условия для формирования нравственного социального опыта

через подготовку праздничных поздравлений, знакомство с правилами поведения на мероприятиях в честь Дня Победы, осознанное участие в праздничных мероприятиях.

Проект «Мы - правнуки Победы» по доминирующей в проекте деятельности: социальный, творческий. По числу участников – коллективный. По времени проведения – средне – срочный (2 месяца).

Учащиеся 4 класса МБОУ СОШ №2 ст. Ясная, родители, учитель.

2. Этапы реализации проекта

    Этапы работы над проектом определены в соответствии с возрастом и опытом проектной деятельности детей:

  1. Подготовительный (выбор темы, постановка целей и задач)
  2. Осуществление деятельности по реализации проекта (поиск информации для реализации проекта, подготовка к празднованию Дня Победы, организация встреч, экскурсий, ролевых игр, участие в праздничных мероприятиях 9 Мая, размещение отчётов о реализации проекта на сайте учреждения).
  3. Оценка результатов проекта и деятельности участников в проекте.

Этапы

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный

сбор и анализ литературы по данной теме

беседа с детьми «Что я знаю о войне?»

составление плана работы

разработка содержания проекта

решение о принятии участия в проекте родителей

учитель

Основной

 

 

 

Мероприятия с детьми

 Классные часы, беседы

 о войне, фронтовиках, детях войны:

«Урок мужества»

«Дети в годы войны»

 «Мы помним героев»

 «На привале» (беседы о военных профессиях)

 Игра- викторина: «Боевая слава нашего народа»

учитель

Слушание музыкальных произведений и разучивание песен:

«Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача,

«День Победы» Д. Тухманова,

М. Блантера «Катюша», 

В.Алкина «Прощание славянки».

«Прадедушка» сл. Михаила Загота, «Алеша» сл. К. Вашенкин,

«Сила Русской Земли» сл. Елены Плотниковой

учитель

Игра: «Живет Победа в поколениях»

 учитель

Чтение худ. литературы:

Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»;

С. Баруздин «Рассказы о войне»;

С. Михалков «День Победы»

С.Алексеев «Первая колонна»

А.Митяев «Мешок овсянки»

А.Твардовский «Рассказ танкиста»

Е.Благиниа «Шинель»

Знакомство с пословицами  и поговорками о войне

учитель

Просмотры:

Презентаций, фильмов.

 учитель

Конкурсы, выставки, акции:

«Конкурс песни строя»,

«Война глазами детей» - выставка рисунков

Флэш - моб: «Мы объявляем мир!»

«Голубь мира» - акция.

Участие в праздничном шествии.

«Стихи о войне», конкурс чтецов.

учитель, родители

Досуги. Мероприятия:

Спортивные состязания «Богатырские забавы»

Мероприятия «Мы - правнуки Победы!»,

Участие в концерте поселка «День победы»,

Эстафета «Салют Победе!»

Участие в концерте для бабушек и дедушек пансионата.

 учитель

 Сообщение: «Война в моей семье»

 учитель, учащиеся

Заключительный

 Презентация проекта «Мы – правнуки Победы!»

  учитель

3. Ожидаемые результаты:

- понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;

- вовлечение родителей в деятельность класса, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой;

- повышение социальной компетентности школьников;

- мероприятия: «Мы - правнуки победы»

- праздник «День Победы»

- дети знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику.

- дети владеют  расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы».

- дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

- родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.

Основные формы реализации проекта:

   Классные часы, составление сообщений о своих прадедушках, прабабушках в ВОВ, спортивные состязания, совместные мероприятия.

4. Заключение

    Проходит время, вот уже семьдесят лет нас отделяет от Дня  Победы. Все меньше и меньше   остается на земле ветеранов, они уходят в историю. Наша обязанность сохранить всё, что они сделали для нас в сердцах наших, памяти нашей. Это наш долг – хранить благодарную память. Люди, как и деревья, не могут жить без своих корней. Подвиги прадедов – это крылья для нас, внуков и правнуков ветеранов Великой Отечественной войны, источник нашей жизнестойкости.      

   Ветераны достойно и честно прожили свою жизнь. Будем помнить о них.   Я еще не знаю, кем я буду, как сложится моя жизнь. Но я уверена, что истории о войне, рассказанные прадедом в нашей семье, я передам и своим детям, чтобы подвиги простых бойцов не были забыты.

Дальнейшее развитие проекта

Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе мы планируем продолжать работу по ознакомлению детей младшего школьного возраста с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства, привлекать родителей и общественные организации к участию в воспитании маленьких патриотов большой Страны.

5. Список литературы и интернет - ресурсов:

1. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М.: 1970-1978

2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка / Издательство "Азъ", 1992.

3. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов /2007 Русские словари, АСТ, Астрель., 960с.

4. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. / Гл. ред. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 832 с. с ил.

5.Семейные материалы (Козлитины, Кузнецовы, Пестеревы, Кравченко).

6. Интернет – ресурсы.

7. Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»; С.Алексеев «Первая колонна»; А.Митяев «Мешок овсянки»; А.Твардовский «Рассказ танкиста»; Е.Благиниа «Шинель».

Приложение 1

Игра «Живёт Победа в поколениях»

Цель игры: развитие интереса к изучению традиций праздника, проверка имеющихся у детей знаний о Великой Отечественной войне.

У каждого ребёнка есть лист с игровым полем, по каждому сектору игрового поля даются задания, если ребёнок выполнил задание, дал правильный ответ он получает звёздочку и наклеивает на игровое поле. Некоторые задания предполагают, несколько правильных ответов и ребёнок сможет получить сразу несколько звёздочек.

1 сектор «Традиции»

Что нужно сделать, чтобы отдать дать памяти? (Дети перечисляют традиции празднования Дня Победы.)

2 сектор «Песни»

        Какие песни о Великой Отечественной войне вы знаете? (Дети перечисляют названия песен.)

3 сектор «Памятники»

        Какие памятники находятся на территории Забайкальского края?Где находятся эти памятники? (Детям показывают памятники героям Вов, необходимо узнать и выбрать памятники )

4  сектор «Даты»

  1. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны
  2. Сколько лет прошло со дня Победы над фашистской Германией?
  3. Сколько дней длилась Великая Отечественная война? (1418 дней, или три года, десять месяцев и восемнадцать дней)

5 сектор «Шифровка»

        Из букв сложить короткое поздравление ко Дню Победы. (работают в парах, складывают из букв «Салют, Победа!»).

6 сектор «Герои»

Назвать имена и фамилии участников ВОВ и тружеников тыла, членов своих семей, родственников, соседей по улице.        

Приложение 2

Материалы к составлению правил поведения

Таблички для классной доски:

К участию в празднике необходимо подготовить …

Во время митинга не желательно …

Запрещается  …

Участники торжественных  мероприятий обязаны …

Окончания правил для детей:

… проявлять уважение к ветеранам

… поздравлять ветеранов

… оказывать при необходимости помощь

… занимать приготовленные для ветеранов скамейки и стулья

… громко заговаривать, бегать и кричать на митинге

… толкаться, переходить, пытаясь попасть в первые ряды

… звонить и разговаривать по мобильному телефону

…  смеяться, бегать, кричать у памятников и мест захоронения погибших воинов

… соблюдать чистоту и порядок

… ходить по клумбам, по частям памятников

… стоять молча

… класть цветы в специально отведённые у памятника местах

… подходящую одежду

… цветы для возложения к памятнику

… цветы для вручения ветеранам

… открытки для поздравления ветеранов

Правила поведения на праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы

  1. Все участники праздничных мероприятий, посвящённых Дню победы знают традиции праздника и стремятся их поддерживать.
  2. К участию в празднике необходимо подготовить эмблему класса.
  3. Не опаздывайте на праздничные мероприятия
  4. Необходимо проявлять уважение к старшим, ветеранам, поздравлять их, оказывать при необходимости помощь. Не занимайте приготовленные для ветеранов скамейки и стулья, уступи им место для отдыха.
  5. Во время митинга не желательно громко заговаривать, толкаться, переходить, пытаясь попасть в первые ряды. Звук мобильного телефона на время митинга желательно выключить.
  6. Запрещается смеяться, бегать, кричать у памятников и местах захоронения погибших воинов. Ваше плохое поведения сильно огорчает ветеранов.
  7. Во время исполнения государственного гимна или минуты молчания мужчины снимают головные уборы, все стоят молча,
  8. Участники торжественных мероприятий обязаны соблюдать чистоту и порядок, не ходить по клумбам, по частям памятников. Помните, что традиции Дня Победы передаются теперь вашему поколению. Соблюдайте их и цените!

Приложение 3

Сценарий мероприятия «Мы - правнуки победы», посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1.Знакомство с героическими страницами истории нашей страны.

Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности, воспитывать уважение к защитникам Родины, побуждение интереса к истории своей страны.

2.Повышение информационной культуры учащихся.

3.Воспитание любви к родной стране, краю, чувства патриотизма. Эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям. Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.

                                                     Ход мероприятия

УЧИТЕЛЬ: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.

      1 вед:

                    Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

                    Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

                    Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень , ко дну.

                    Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,

                    Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,

                    Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

                    Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наш урок.

                    2 вед:

                        Весь под ногами шар земной.

                        Живу. Дышу. Пою.

                        Но в памяти всегда со мной

                        Погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

                        День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят    память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив. Вспомним и почтим всех минутой молчания (минута молчания 6 слайд).

                  Звучит песня: На безымянной высоте.

 Вед1:Та дата горькая близка любой семье. . . 22-ое, 4 1 - ый, лето . . .

70 уж  лет прошло, но не забыть о той поре. О той войне все помнят: взрослые и дети.

Вед 2:На дворе апрель, 2015 год,

В почтовом ящике предъюбилейная газета,

Газету внучка принесла домой,

В ней - разные статьи о тех,

          Кто завоёвывал Победу

Березнева: Я очень мало знаю о войне,
По фильмам и рассказам ветеранов,
Но этого хватает мне вполне,
Чтоб ненавидеть палачей-тиранов.
Они пытали женщин, стариков,
Считая себя главными на свете.
Но наш народ не стал носить оков!
Все на защиту встали, даже дети.
За то, чтоб мы могли спокойно спать,
Шли в бой солдаты, несмотря на раны.
И я от нас, детей, хочу сказать:
"Спасибо, вам, седые ветераны»

( Семья сидит за столом перед сценой и рассматривает газету ).

Ксюша: - Пап, а пап, а мы пойдём в кино?

Руслан: - Постой, Полин, не тороторь, послушай.

Ксюша: - Ну что ещё? Вот как всегда. Дедуль, а ты пойдёшь со мной?

Ты плачешь? Что случилось?

Дед, скажи мне.

Саша: - То слёзы радости, взгрустнулось что - то мне, и вспомнилось

давно забытое, былое...

Про папу здесь, Полина, пишут моего, про дедушку Алёши, про твоего

прадеда.

Ксюша:-Про прадеда, вот это да, он что, герой?

Саша:-Герой, конечно, на войне ведь каждый был героем.

Ребёнок:- Как интересно, дай мне, пап, прочитать о нём...

Ксюша: ( прижимает фото ) Мой прадедушка, любимый мой. Хоть я тебя и никогда не видела, но я очень горжусь тобой, слышишь? Ну, если бы на чуть - чуть можно было бы вернуть время...хоть на маленькую капелюшечку.. .как бы я хотела увидеть тебя, поболтать, прижаться к тебе... но ничего, спи там спокойно.. .я тебя очень, очень люблю.

Вед: И еще ребята приготовили сообщение о своих дедушках, бабушках, которые защищали нашу Родину.

На сцене звучит песня « Прадедушка» (слова М. Загота, музыка А. Ермолова).

Ведущий 1.

И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа! (33 слайд)

Самбиева: Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши дед

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

Бабыкина: Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

Сараева: Прошла война, прошла отрада,

Но боль взывает к людям:

"Давайте, люди, никогда

об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

                                         Приложение 4

Классный час «Урок Мужества»

Цель: сформировать представление о мужестве, чести, достоинстве, ответственности, нравственности, показать ученикам мужество русских солдат.

 Доска разделена на две части. На одной части доски надпись: «Пусть всегда будет солнце!». Под ней прикреплён чистый лист ватмана, с заготовленной надписью: «Мы за мир!». На второй части доски надпись: «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.». Под ней карта России. Перед доской выставка книг и фотографий о войне.

 Учитель:

— Когда-то К. Чуковский записал четверостишие: Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет мама! Пусть всегда буду я!

— Писатель сказал, что эти замечательные слова – лучшее, что было сказано о мире, тем более что они принадлежат четырёхлетнему мальчику.

— Что этими словами хотел сказать мальчик?

— Композитор А. Островский и поэт Л. Ошанин в 1962 году написали песню. Ее в равной мере любят и взрослые и дети.

 — Послушайте эту песню и ответьте на вопросы: 1. Чего бояться люди? 2. Чего хотят люди? Звучит песня «Пусть всегда будет солнце!» Дети отвечают на вопросы.

Ученик:

— Не всегда наши люди наслаждались мирной жизнью. 75 лет назад, 22 июня 1941 года, ранним воскресным утром взлетели сигнальные ракеты. И тут же поднялись в небо сотни самолётов с чёрной свастикой на крыльях. Фашистские дивизии стали наступать на Советский Союз.

 Ученик: Что может быть горше сожжённых мостов, Расстрелянных и мёртвых домов, Разбитых телег у сгоревших ворот, Разграбленных хат и голодных сирот?

Учитель: — Почти 48 месяцев продолжалась ВО война. На земле, на воде и под водой, в воздухе, в крупных городах и маленьких деревнях развернулась борьба с фашистскими захватчиками. Дело шло о жизни и смерти всего нашего народа.

 — Послушайте песню, которая была боевым призывом к борьбе с врагом и выражала суровый, мужественный дух военного времени. (Звучит фрагмент песни «Священная война»)

Ученик: — Каждый день ВО войны – это пример мужества, стойкости и преданности Родине. Давайте вспомним тех героев, именами которых названы улицы нашего города. (Для каждого города индивидуально). Можно рассказать о конкретном герое (ях), подвиге (ах).

 Учитель: — Решающей стала битва под Сталинградом (карта), которая длилась почти 200 суток. За это время Красная армия измотала, окружила и уничтожила 300-тысячную группировку фашистских войск. После Сталинградской битвы закончилось победоносное наступление противника и началось их изгнание с нашей территории.

— Народы всего мира смотрели с надеждой на советских солдат, т. к. фашисты стремились поработить весь мир. Захватчики установили во всех покоренных ими странах «новый порядок». Миллионы людей загнаны были фашистами в страшные лагеря смерти, где они подвергались нечеловеческим мучениям и уничтожению. Сотни тысяч людей различных национальностей завоеватели отрывали от Родины, от семьи и угоняли на каторжные работы в Германию. Фашисты намеревались сломить волю народов к борьбе. Но народ нельзя уничтожить!

— Наступил день, когда враг был сломлен и уничтожен окончательно. Красное Знамя Победы, водружённое советскими воинами на самом главном здании Германии — рейхстаге, возвестило всему миру о Великой Победе над фашизмом. Это произошло 9 мая 1945 года. Ученик читает отрывок из «Быль для детей» С. Михалкова: Слава нашим генералам … За народ – за нас с тобой.

Учитель: — Ребята, давайте «минутой молчания» почтим память всех погибших на этой страшной войне. (Все встают.)

Учитель: — Дети, родившиеся и выросшие после войны, должны знать, помнить и чувствовать значение этого трудного и героического времени, ценить подвига народа, так как в этой войне погибло очень много людей. Ценить мир может только тот, кто помнит, что такое война!

Учитель: — Что вы, ребята, представляете, когда слышите слово «Война»?

 — Что вы представляете, когда слышите слово «Мир»?

— Давайте сделаем коллективный плакат о мире, в память о погибших. Они отдали свои жизни за то, чтобы мы жили счастливо. Это будет нашей маленькой крупинкой в борьбе за мир!

— Возьмите цветную бумагу и вырежьте из неё свои символы мира (голубей, цветы, шары, флажки, силуэты людей и т. д.). Из этих символов на листе ватмана (прикреплён на доске) мы составим композицию. (Дети вырезают символы мира и приклеивают к ватману).

 Итог: Учитель: — А теперь посмотрите на доску. Одна её часть – символ мирной жизни, вторая – военной. Какую жизнь выберете вы? Встаньте и подойдите к той части доски, которую вы выбрали. (Дети выходят)

Учитель: Всего Вам мирного, доброго, ясного. Всего Вам светлого и прекрасного.

                                 

                                                                                                       

     Приложение 5

КЛАССНЫЙ ЧАС  «ДЕТИ ВОЙНЫ»

Цель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
  • Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны;

Задачи: Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;

  • Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
  • воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Ход занятия:

Звучит фонограмма сообщения «От Советского Информ Бюро».

Учитель: Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

(Фоном звучит спокойная музыка,  учитель  продолжает свой рассказ.)

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

(слайд 1 - 3)Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.

(слайд 4)Фабрики и заводы страны остались без рабочих.  В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах (слайд 5,6, 7), дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

(слайд 8).   Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.

(слайд 9)Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.  

(слайд 10, 11)Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.

(Слайд 12, 13)    Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

(слайд 14)   Зина Портнова - «Герой Советского Союза»,  ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.

(слайд 15)Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".

А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

(слайд 16)

Валя Котик. Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.

Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

(слайд 17)

Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.

(слайд 18)

Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,
То сними свою шляпу, товарищ!

Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.

Звучит песня «День победы».

Приложение 6

Классный час, посвященный 70-летию Победы в ВОВ.
Тема: «Мы помним героев»

Цель: Формирование собственной гражданско-патриотической позиции учащихся.
Задачи:
- Расширять представления детей о Великой Отечественной войне.

-Воспитывать уважение к героическому прошлому страны.
- Формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм.

- Обогащать опыт исследовательской работы.  

Ход классного часа.  

Ребята, мы сегодня будем говорить о памяти.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Для чего человеку нужна память?» (Ответы детей)

- А как вы думаете, важно ли человеку помнить историю своих предков, своей страны? (Ответы детей)

Чтобы ответить на этот сложный вопрос послушайте отрывок из романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», рассказывающего о прошлом киргизского народа. В те далекие времена степные племена воевали между собой. Монгольские кочевники – жуаньжуаны совершали набеги на киргизов и брали их в плен, чтобы сделать их рабами.  Пленнику обривали голову и надевали на неё кусок шкуры с только что убитого верблюда. После этого ему связывали руки и ноги и вешали на шею колодку, чтобы он не мог убрать шкуру с головы, и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шкура высыхала и съёживалась, сдавливая голову словно тисками, волосы врастали в кожу, причиняя пленнику  невыносимые страдания, усиливаемые жаждой. Через какое-то время человек или погибал, или терял память о прошедшей жизни, становясь идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину.

Таким рабом – манкуртом стал молодой кочевник Жоламан, сын Доненбая, попавший в плен к жуаньжуанам. Его мать Найман-Ана долго искала сына, но, он её не узнал, когда она наконец нашла его. Более того, он убил её по приказу своих хозяев. Вот как об этой трагической сцене повествует Чингиз Айтматов:
« -Жоламан! Сын мой, Жоламан, где ты?- стала звать Найман-Ана. Никто не появился и не откликнулся. –Жоламан! Где ты? Это я, твоя мать! Где ты? И, озираясь по сторонам в беспокойстве, не заметила она, что сын ее, манкурт, прячась в тени верблюда, уже изготовился с колена, целясь натянутой на тетиве стрелой. Отсвет солнца мешал ему, и он ждал удобного момента для выстрела. –Жоламан! Сын мой! – звала Найман-Ана, боясь, что с ним что-то случилось. Повернулась в седле. – Не стреляй! – успела вскрикнуть она и только было понукнула белую верблюдицу Акмаю, чтобы развернуться лицом, но стрела коротко свистнула, вонзаясь в левый бок под руку. То был смертельный удар. Найман-Ана наклонилась и стала медленно падать, цепляясь за шею верблюдицы. Но прежде упал с головы ее белый платок, который превратился в воздухе в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай!» С тех пор, говорят, стала летать  по ночам птица Доненбай. Встретив путника, птица Доненбай летит поблизости с возгласом: «Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай, Доненбай, Доненбай, Доненбай!..» (Слайды 3-6)

Уч: Вот такая грустная история, но  прежде чем говорить о ее содержании, скажите: «Какие непонятные слова вы услышали?» (Словарная работа. Тетива – шнур, который соединяет два конца лука и служит для запуска стрелы. Женское имя Найман-Ана употребляется со словом «ана» (буквальный перевод – мама), потому что в киргизском языке так обращаются ко всем пожилым женщинам. Так же  у нас в татарском языке к имени пожилой женщины традиционно прибавляется слово «апа», в знак уважения).

А теперь вернемся к содержанию отрывка. Эта трагедия, которая случилась с мамой и ее сыном учит нас многому.

- Ребята, как вы думаете, почему сын – манкурт убил свою маму? (Ответы детей)  
- Важна ли память для человека, его рода? (Ответы детей)
- Что случится с человечеством, если вдруг все станут такими манкуртами? Вы часто в современных фильмах видите, как все  люди превращаются в зомби. Зомби – это те же манкурты. (Ответы детей)

Да, вы правы. Вы правильно поняли смысл этого произведения.  Человек, лишенный памяти превращается в биологического робота, зомби. Народ, забывший о своем прошлом, обречен на исчезновение.  Мы не хотим становиться бездушными манкуртами-рабами, способными убить самого близкого человека.  Мы помним историю своих предков, своего города, своей страны и  передадим эту память своим детям, которые будут, как и мы, гордиться своим прошлым, своим великим народом.

Много  значительных событий произошло в  истории нашей страны, одно из них – Победа в Великой Отечественной войне.

Совсем скоро мы будем отмечать 70 лет со Дня Победы. В этот день 9 мая 1945 г. Было официально объявлено о подписании акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германией. Послушаем голос советского диктора Юрия Левитана, который сообщил об этом всей стране. (Звучит голос Юрия Левитана в аудиозаписи)

 Весь мир помнит тот ликующий светлый май 1945 г., когда одна за другой освобождались от фашистов страны Европы: Венгрия, Чехословакия, Польша, Болгария,  Румыния, Югославия. Весь мир помнит 9 мая 1945 г. – первый день без войны. На этой войне плечом к плечу сражались люди всех народов и национальностей. Они защищали свое Родину – Союз Советских Социалистических республик. И благодаря своему единству они победили фашизм.  Сегодня 9 мая стал Днем воинской славы России. Это День славы, и день памяти: о боях, о героях, о воинах, павших на полях сражений, о всех кто «ковал» Победу  в тылу. В нашей стране практически нет семьи, которую бы не затронула война. Вспомнить о погибших во время Великой Отечественной войны можно по-разному: торжественные митинги и марши, панихиды в храмах, минута молчания, помощь и подарки ветеранам – все это крупицы нашего долга, который мы все обязаны отдавать тем, кто пережил эту страшную  трагедию. Мы решили вспомнить войну по-своему. Творческая группа нашего класса подготовила специальный выпуск стенгазеты «Мы помним», где размещены материалы о родственниках ребят, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Мы вновь вспомним их имена. Их жизненный и ратный подвиг. (Дети выходят к доске, рассказывают о своих родственниках-ветеранах.) (Слайд 7)

Уч: На борьбу с врагом поднялась вся страна: взрослые, старики, дети. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 бойцов стрелковой дивизии Панфилова. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков. И таких подвигов – великое множество. (Слайд 8)
Учащийся 1. Капитан Николай Гастелло погиб на пятый день войны. Его подвиг в самом начале войны стал примером того, что бороться с врагом нужно любыми средствами.  Гастелло служил в бомбардировочной авиации, воевал в советско-финской войне 1939-1940 гг. Свой первый вылет в ходе Великой Отечественной совершил 22 июня в 5 часов утра. Из-за того, что его полк понес тяжелые потери, 24 июня Гастелло стал командиром второй эскадрильи. 26 июня его самолет в составе звена из трех машин вылетел для нанесения удара по  немецким войскам,  наступавшим на Минск. Закончив операцию,  самолеты повернули на восток. На проселочной дороге летчики увидели колонну фашисткой армии. Во время атаки  самолет  Гастелло был подбит и принял решение таранить врага. Вместе с ним погиб весь его экипаж: лейтенанты А.А. Бурденюк, Г.Н. Скоробогатый, старший сержант А.А. Калинин. За этот подвиг капитан Николай Гастелло посмертно был представлен к званию Героя Советского Союза и награжден Золотой Звездой и орденом Ленина. Орденами Отечественной войны первой степени были посмертно награждены и члены его экипажа. За годы войны, советские летчики совершили 506 «огненных таранов», 50 из них получили звание Героя Советского Союза. Остальные посмертно награждались орденами. (Слайд 9)
Учащийся 2. О подвиге Зои Космодемьянской в январе 1942 г. Рассказала газета «Правда» в статье под названием «Таня». Когда статья вышла в свет, ее авторы еще не знали настоящего имени девушки. Позднее удалось выяснить, что Зоя Космодемьянская служила в войсковой части, которая работала в тылу врага. Зою схватили фашисты, когда она, выполняя боевое задание, поджигала дом в селе Петрищево, где в этот момент находились немцы. Немцы избивали и пытали ее всю ночь, но не смогли узнать даже ее имя. Утром ее повесили на глазах у жителей деревни. Подвиг Зои Космодемьянской стал примером мужества и любви к  своей родине. 18 летняя Зоя Космодемьянская была представлена к званию Героя Советского Союза 16 февраля 1942 г.  Она стала первой женщиной в ходе Великой Отечественной удостоенной за свой подвиг Золотой Звезды. (Слайд 10)
Учащийся 3.  27 февраля 1943 г. Батальон Александра Матросова вступил в бой в районе деревни Плетень в Псковской области. Подступы к деревне прикрывали три немецких дзота. Два из них удалось уничтожить, но пулемет, установленный в третьем, не давал бойцам подняться в атаку. Матросов, подобравшись к дзоту, попытался уничтожить пулемет гранатами, а когда это не удалось, закрыл амбразуру собственным телом. Ценой своей жизни он дал возможность нашим бойцам захватить деревню. Александр Матвеевич Матросов, 1924 г. Р., был представлен к званию Героя Советского Союза. Его имя присвоено 254 гвардейскому полку. Военные историки установили, что Матросов не был единственным бойцом Красной армии, закрывшим своей грудью пулеметную амбразуру. В ходе войны такой же подвиг повторили еще около 300 солдат. Среди них был наш земляк ГазинурГафиатуллин, бросившийся на амбразуру дзота в тяжелом бою при освобождении Псковской области. (Слайды 11-12)
             Воспитатель. Неизвестный солдат.Он погиб, защищая свой рубеж, маленький клочок родной земли. Не сдался, не поднял рук, не побежал. Погиб смертью храбрых, но не оставил потомкам своего имени. Сотни тысяч безымянных солдат остались лежать на полях сражений.
Учащийся 4. В декабре 1941 г. Советские войска отбросили фашистов от стен Москвы. Это была первая крупная победа Красной армии. В декабре 1966 г., в честь 25-летия разгрома немецких войск под Москвой,  у стен Кремля был торжественно погребен прах Неизвестного солдата. Его доставили с 41 км Ленинградского шоссе, где в 1941 году шли особенно ожесточенные бои за столицу. 8 мая 1967 г. На месте захоронения был открыт архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата». На граните  выбита надпись «Павшим за Родину. 1941-1945». Здесь же у Кремлевской стены захоронены урны с землей из городов-героев: Брестская крепость (крепость-герой), Волгоград, Керчь, Киев, Ленинград, Минск, Москва, Мурманск, Новороссийск, Одесса, Севастополь, Смоленск, Тула.
Над каждой урной – название города и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». На надгробной плите бронзовая солдатская каска, боевое знамя и лавровая ветвь. И слова: «ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО, ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН»  (Слайд 13)
Учащийся 5.  Первый памятник неизвестному солдату появился в 1920 г. Во Франции. В Париже, возле Триумфальной арки, были захоронены останки одного из французских пехотинцев, погибшего во время Первой мировой войны. Там же, у памятника, был впервые зажжен Вечный огонь. Потом такие могилы появились в Великобритании и в США. В братских могилах Великой Отечественной войны – десятки тысяч наших безымянных солдат. Они отдали свои жизни за нас, за нашу безмятежную и счастливую жизнь. Низкий поклон им и вечная память.
Минута молчания

Уч: Свыше 11 тысяч воинов удостоены звания героев Советского союза. За героизм и мужество званием город – герой отмечены города. Я предлагаю вам вспомнить их названия и на карте отметить их звездочками.

Уч зачитывает названия городов – героев, ребята выходят к доске и отмечают их звездочками: Брестская крепость (крепость-герой), Волгоград, Керчь, Киев, Ленинград, Минск, Москва, Мурманск, Новороссийск, Одесса, Севастополь, Смоленск, Тула.

Заключительное слово

Уч: Война… Она разбивала надежды, лишала дома, близких и друзей. На фронтах этой страшной войны мужали, росли, учились по-настоящему дружить, любили… Люди мечтали до войны созидать, строить будущее, с радостью смотреть на зарю нового дня, воплотить свои самые смелые проекты и надежды. Эти страшные четыре года искалечили множество судеб. Легко ли было им, солдатам, привыкать к тишине по ночам? Легко ли после пережитого ужаса было вновь обрести радость жизни? Они не забыли о войне и спустя эти долгие годы. Разве  можно забыть:

- 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.

- 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

- 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Тонны бомб и снарядов, упавших на мирных людей.

- 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле.
- Кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Это наша память, наша история. Военная машина уничтожения совершенствуется. Сегодня она только по масштабам другая. Локальные войны нашего столетия столь же бесчеловечны, как и 70 лет назад. (Слайды 14-17)

Каждый год 9 мая по всей нашей стране шествуют парады Победы. И на территории всей нашей огромной страны высятся величественные монументы, мемориалы и маленькие обелиски, посвященные памяти павшим воинам. Посмотрите на лица ветеранов. В их глазах застыл огонь той войны. К сожалению, они постепенно уходят из жизни, а с ними – целая эпоха в истории России. Сохраним мир, ради них, себя и своих будущих детей. Сохраним память о той войне ради жизни на земле! (Слайды 18-19)

Учащийся 6.

Давно закончилась война.

Давно с войны пришли солдаты.

И на груди их ордена

Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну-

В тылу иль на полях сражений,-

Принес победную весну,-

Поклон и память поколений.

Звучит песня День Победы.

Приложение 7

Игра-викторина «Боевая слава нашего народа» 
Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играет праздник, посвященный Дню Победы. Подрастающее поколение все меньше и меньше знает об этой войне, которая унесла более двадцати семи миллионов жизней наших соотечественников.

Оформить выставку книг и ознакомить на занятиях с песнями военных лет, с жизнью и подвигами героев, чьи имена носят улицы нашего города.

 Цель:

1.Воспитание любви к родине.

2.Уважение памяти павших за их мужество и стойкость в борьбе против фашизма.

3.Показать массовый героизм народа, включая детей, на чем основывалась их вера в победу. 

Задачи: активно поддерживать инициативу ответов на вопросы викторины, активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения, реагировать на высказывания партнера. 

Ход игры

Дети играют двумя командами. Под музыку Г. Свиридова «Военный марш» дети входят в зал. Учитель читает отрывок из стиха.

Юные, погибшие герои,

Юными остались вы для нас!

Мы – напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь иль смерть и нету середины,

Благодарность вечная вам всем:

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас веселых и влюбленных

По родной земле погребено?

Вы сегодня в легком шуме кленов,

Тихо постучавшихся в окно.

Уч: Сегодня будет игра, посвященная празднику Победы. Я приглашаю вас участвовать в викторине. Мы приветствуем команды «Летчики» и «Танкисты». Приветствуем капитанов команд. Мы приветствуем гостей и жюри.

Желаем вам, ребята, успеха и победы!

Под музыку занимают места. 

Задание I Разминка

Каждая команда задает по очереди три вопроса:

1Назовите город первого салюта (Орел)

2Назовите оружейный завод (Тула)

3Высшее воинское звание в армии (маршал)

4Государственная награда за заслуги перед Родиной (медаль)

Задание II Мы – артисты

Цель: развитие невербальных средств общения (мимики, жестов). Творческое воображение.

Дети изображают:

-пограничника с собакой (под музыку «Стой! Кто идет?»)

-военную медсестру (песня военных лет)

-танкиста («Три танкиста, три веселых друга…»)

-парашютиста

-награждение

-аэродром

Команды участвуют по очереди под музыку и аплодисменты, должны определить и назвать, что показано.

Задание III Страницы боевой славы

Вопросы к детям:

  1. Рядовой, герой Советского Союза, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота (А. Матросов) 
  2. Летчик, награжденный тремя золотыми медалями, герой Советского Союза, сбивший 59 немецких самолетов (А. Покрышкин) 
  3. Город-герой, крепость, первая принявшая на себя удар немецко-фашистких захватчиков (Брест) 
  4. Какое оружие называется женским именем (Катюша) 
  5. Читается стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Как вы считаете, парень лет 20 действительно герой? Как можно охарактеризовать его поступок (храбрый, смелый, героический, скромный) 
  6. Читается отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
    Задается вопрос: скажите, каждый ли поступок можно назвать героическим?

Переход на красный свет – героический поступок?

Героическим можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели, например, если человек, рискуя жизнью, спасает утопающего, - это героизм. 
Задание V Конкурс капитанов

Перечислить улицы в нашем районе, названные в честь героев Великой Отечественной войны.

Задание VI Игра «Рота, подъем!»

Цель: развить ловкость, внимание, сноровку. В заключении под музыку «День победы» исполняется массовое упражнение с яркими мячами.

Воспитатель: Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг, героизм людей, вставших на защиту Отечества с великой верой и одухотворенной любовью, будет вечно жить в памяти народа.

Это они, не щадя жизни, приближали победный май! Без силы духа и веры невозможна была Победа! Ибо мудрость гласит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» /К Евр.II:I/ Верою побеждали царства, творили правду, получали обетование, заграждали уста львам, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужие /К Евреям/ (вручаются цветы ветеранам, родителям).

Девочка: Дай Бог вам, ветеранам, долгих лет! Спасибо вам, что мы войны не знали. Ведь вы нам жизнь своею жизнью дали! Дай Бог вам, ветераны, долгих лет! 
Мальчик: Много есть на свете важных слов: мама, Родина, Счастье, Мир! Мир – это Земля, мир – это Солнце, небо, звезды. Мир – это люди, мир – это дети! Мир – это спокойная, радостная жизнь! Мир – главное слово на свете. Мир нужен всем! «Если возможно с Вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми»

Приложение 8

Склоните головы пред павшими, живые,J:\Изображение 070.jpg

Отдайте дань бессмертию в веках,

Замрите, трубы духовые,

Молчания минута на устах ...

Мой прадед - участник Великой Отечественной войны

Хоменок  Алексей Алексеевич.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время.

Я родилась  в счастливое, мирное время, но много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих родных и близких. Моя бабушка часто рассказывает мне о своем отце - моем прадеде – Хоменок  Алексее Алексеевиче, который родился 15 марта 1915 года в селе Ангатуй Оловяннинского района Читинской области. Он, как и многие миллионы советских людей, осенью  1941 года встал на защиту нашей Родины.

... Была глубокая осень 1941 года, когда фашисты вплотную подошли к столице нашей Родины. Немцы были уверены, что вот-вот войдут в Москву и победа будет на их стороне. Но на помощь защитникам столицы шли войска из Сибири, Казахстана, Средней Азии, с Урала и Дальнего Востока. Одним из защитников был и мой прадед - рядовой водитель грузовой машины полуторки.  Мой прадедушка прошел всю войну, вернулся живым в родное село.

К сожалению, мы незнаем, какие награды были у него, но  уверенны, что он был их достоин.

Уже 70 лет отделяют нас от суровых дней войны. Но люди навсегда оставят в своей памяти имена тех, кто отдал свою жизнь за наше счастливое детство.

(Кузнецова Лиза)

Мой прадедушка.

                               

 Он исполнил долг во славу                                                  

  Боевых твоих знамен.                                                            

  Кто еще имеет право                                                            

   Так любить тебя как он.                      

  Мой прадедушка Борисенко Иван Алексеевич родился в 1912 году в городе Донецке на Украине.Он очень рано остался сиратой ростил его дядя. В 1932 году он был призван в ряды Советской Армий на срочную службу и направлен в Забайкалье.  Отслужил он три года , но на Украйну не вернулся, остался жить в Забайкалье в селе Шундуя. Устройлся на работу и обзавелся семьей. Но не суждено его семье жить счастливо как и другим советским семьям.

                                                                                                         Грянул год,прищел черед,                                                    

 Нынче мы в ответе                                                                

 За Россию, за народ                                                                

И за все на свете.                                

Наступил 1941 год враг напал на нашу Родину. В 29 лет мой прадедушка ушел на войну сражаться с немцами. Воевал он в кавалерийском полку под Сталинградом. В задачу их группы входило -доставать'' языка'', то есть немецкого офицера и производить разведку, что бы полк мог двигаться вперед. Между заданиями в свободные минутки любил он сыграть на своей гармошке, поднять боевой дух сослуживцев.  

Только взял боец трехрядку,                                              

 Сразу видно -  гармонист.                                                    

 Для  началу, для порядку                                                      

 Кинул пальцы сверху вниз.                      

 В марте 1943 года прадедушка был ранен в правую руку .                                                                                                                     Локоть был раздроблен. В госпитале под Сталинградом руку ему сохранили, но до конца жизни он остался инвалидом Великой Отечественной Войны второй группы. После госпиталя он был комиссован и отправлен домой. После войны его дом и семья были в селе Улятуй, где он жил до конца своей жизни                                                                                                                           У прадедушки было очень много орденов и медалей. Но  что бы они  с годами  не затерялись, моя бабушка вместе с портретом прадедушки сдала их в Оловяннинский музей.                                                                                                  Вот такой мой прадедушка Борисенко Иван Алексеевич. 

(Козлитин Руслан)

         

Сообщение «Я горжусь своим дедом»

Война… Это горе, слёзы. Она постучала в каждый дом, принесла беду, затронула судьбы многих семей. Из каждой семьи ушли на фронт отцы и дети, мужья, бабушки и дедушки, братья и сёстры…. Тысячи людей испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесённых до сих пор человечеством. И живы ещё те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием.

Сколько бед она приносит: многие умирают, защищая честь и достоинство своей Родины, многие становятся инвалидами на всю жизнь.

 

Войну я видела в кино и читала в книгах. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь стали рассказы о войне моей бабушки. Ведь Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей семьи.

 

Мой прадедушка, Петр Прокопьевич Кучин, по маминой линии, был призван в армию в феврале 1942 года. В 1943 году попал на Карельский фронт в должности старшины взвода. А погиб в 1943году

Мы не знаем о его наградах и орденах, но уверены, что они были, ведь на воине каждый был героем. 

 Теперь его имя нанесено на мемориал в городе Чите. 

 К сожалению, я не видела дедушку живым, но так много хорошего слышала о нём от бабушки, мамы и других людей.

 

В этом году мы отмечаем 70-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Наш долг - сохранить историческую память о подвигах участников, ветеранов Великой Отечественной Войны и тружеников тыла.

 

Мы все должны гордиться нашими предками, которые спасли мир от фашистского ига, отстояли независимость нашей Родины. Мы обязаны помнить, какой ценой досталась Победа, и чтить их память.

 

Хочется верить, что в будущем не будет войны, не будут наши мамы беспокоиться за сыновей. Пусть будет на нашей земле только мир, дружба и согласие!

  Я горжусь своим дедушкой. Уверена, что его пример поможет стать мне достойным гражданином Отечества.

 (Пестерева Ксения)

Мой прадедушка.

          Я хочу рассказать о моем прадедушке, Фефелове Владимире Ивановиче, ветеране Великой Отечественной войны. Он недавно ушел из жизни. Ему было почти 90 лет. Когда началась война ему была 14 лет. На фронт его не взяли, и он уехал добровольцам в п. Савгань Там он занимался ремонтом лодок и кораблей.                        

     В свой родной край вернулся в 1946 году. Прадедушка стал работать на заводе, столярам и проработал 49 лет 11 месяцев.

           Я запомнил своего прадедушку добрым и веселым человеком. Он многое делал своими руками. Построил дом, мастерил скворечники, скамейки. А ещё он хорошо рисовал, играл в шахматы. Прадедушка был эрудитом, много знал, хорошо разгадывал кроссворды до глубокой старости. Он жил в п. Нерченск. Я часто его навещал. Мы с ним играли в шахматы, подолгу разговаривали. Он мне показывал свои юбилейные медали. О войне прадедушка не любил рассказывать.

Вся наша семья помнит и уважает прадедушку. А я им горжусь!

(Кравченко Саша)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для младших школьников." Мы правнуки славной Победы".

Мероприятие посвящается годовщине  великой победы во Второй мировой войне....

Проект "Мы - правнуки Победы"

Проект "Мы - правнуки Победы" реализован в рамках внеурочной деятельности....

Социальный проект"Правнуки Победы"

Проект является важным звеном в процессе передачи нравственных и культурных ценностей от поколения к поколению.   Через проведение конкурсов, акций и мероприятий создаются условия для  ...

Социальный проект "Правнуки Победы"

Патриотическое воспитание младших школьников – актуальная проблема в условиях современной России.  Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен,...

ПРОЕКТ "ПРАВНУКИ ПОБЕДЫ"

Проект "Правнуки Победы"...

Открытый классный час «Мы – правнуки ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)

Открытый классный час«Мы – правнуки ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»,посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945)....