Программа внеурочной деятельности "Учусь принимать решения"
рабочая программа (4 класс) на тему

Степанова Нина Геннадьевна

 Новой формой проверочных работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель комплексной  проверочной  работы - оценка  достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарной программе формирования  универсальных учебных  действий. Эта программа впервые вводится  в практику работы начальной школы.

Цель курса: формирование  универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Задачи:

·                   развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека;

·                   формировать познавательные результаты, заявленные в  «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС;

·                   повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Каждая комплексная работа состоит из научно-познавательного авторского текста и тестовых заданий по чтению, русскому языку и математике. Задания по чтению предполагают формирование и проверку коммуникативных УУД и умения работать с информацией: добывать, применять, понимать, преобразовывать. Задания по русскому языку и математике формируют и контролируют на предметной основе регулятивные и познавательные УУД: общеучебные, логические, знако-символические действия, моделирование.

Структура каждого предметного теста приближена к структуре Единого государственного экзамена в старшей школе.

Структура комплексной работы включает один источник информации и несколько заданий к нему на проверку метапредметных результатов. Содержание  текстов и заданий компетентностно - ориентированного типа комплексных работ   не  выходит  за  пределы  жизненного  опыта  выпускников  начальной  школы, с одной стороны, а с другой -   выполнение разнообразных заданий позволяет приобретать новый опыт, который пригодится не только для дальнейшего образования, но и реальной социальной среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uuchus_prinimat_resheniya.rar158.46 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Учусь принимать решения»

Направление: общеинтеллектуальное

4 класс

2015 -2016 учебный год

Разработала: Степанова Н.Г.,

                                                                                   учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения обозначено, что одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учено - практические и учебно – познавательные задачи на основе:

-  системы знаний  и  представлений о  природе, обществе, человеке, знаковых и  информационных  системах;

-  умений  учебно - познавательной  и  предметно-практической  деятельности;

-  обобщенных способов деятельности;

-  коммуникативных и  информационных умений.

Образование в условиях реализации стандарта второго поколения предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных предметных знаний и  умений, но  и  становление их учебной  самостоятельности.

 Новой формой проверочных работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель комплексной  проверочной  работы - оценка  достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарной программе формирования  универсальных учебных  действий. Эта программа впервые вводится  в практику работы начальной школы.

Цель курса: формирование  универсальных учебных действий (УУД) школьников.

Задачи:

  • развивать познавательную активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека;
  • формировать познавательные результаты, заявленные в  «Про-грамме формирования универсальных учебных действий» ФГОС;
  • повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализо-вать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.

Основные документы и материалы, на которых основывается данная работа:

1) ФГОС: начальное общее образование

2) Планируемые результаты начального общего образования

3) Программа развития универсальных учебных действий для начального общего образования.

         Время  завершения обучения в  начальной школе   считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы являются тексты  разного   содержания.

Каждая комплексная работа состоит из научно-познавательного авторского текста и тестовых заданий по чтению, русскому языку и математике. Задания по чтению предполагают формирование и проверку коммуникативных УУД и умения работать с информацией: добывать, применять, понимать, преобразовывать. Задания по русскому языку и математике формируют и контролируют на предметной основе регулятивные и познавательные УУД: общеучебные, логические, знако-символические действия, моделирование.

Структура каждого предметного теста приближена к структуре Единого государственного экзамена в старшей школе:

А1-В2 – тесты в закрытой (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных), альтернативной и открытой форме (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д., задания с кратким или развернутым ответом).

В3, С1 – задания повышенного уровня, творческого характера, предполагающие свободное изложение опорного учебного материала, преобразование информации.

Задания А1, А2, В1, В2 формируют и контролируют базовый уровень, обозначенный как «Выпускник научится»; задания В3, С1 предназначены для контроля и формирования повышенного уровня достигнутых результатов - «Выпускник получит возможность научиться».

Тестовые задания составлены с возрастающей трудностью, они лаконичны, не предполагают двусмысленных ответов, все инструкции к одной форме предлагаются единой формулировкой.

 Структура комплексной работы включает один источник информации и несколько заданий к нему на проверку метапредметных результатов. Содержание  текстов и заданий компетентностно - ориентированного типа комплексных работ   не  выходит  за  пределы  жизненного  опыта  выпускников  начальной  школы, с одной стороны, а с другой -   выполнение разнообразных заданий позволяет приобретать новый опыт, который пригодится не только для дальнейшего образования, но и реальной социальной среде.

Практически все предлагаемые  задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:

- задания (ВО) с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);

- задания (КО) с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);

- задания (РО) с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).

Оценивание комплексной работы

Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий. За выполнение работы возможны две оценки: тестовый балл и (или) предметный балл ( отдельно по каждому предмету). Тестовый балл выставляется на основе первичных баллов, полученных за выполнение каждого из заданий. Верный ответ оценивается в 1 балл, неверный - в 0 баллов (если даже наряду с неправильным ответом присутствует правильный, то весь ответ засчитывается как неверный, то есть 0 баллов). Сумма баллов, полученных за выполнение всех заданий по всей комплексной работе, составляет тестовый балл. Аттестационная отметка за усвоение каждого учебного предмета выставляется по четырехбалльной шкале в соответствии с количеством баллов. Результаты выполнения детьми итоговой проверочной работы заносятся учителем в диагностическую карту (см. Приложение).

При анализе работы приоритетным становится не процент выполнения заданий, а допущенные ошибки и качественное описание возникших трудностей и проблем. Таким образом, информация таблиц «Рекомендации по оцениванию выполнения заданий комплексной работы» и «Диагностическая карта», позволит учителю проанализировать выполненные учениками задания комплексных работ и на основании этого:

выявить несоответствия в качестве освоения каждого универсального действия метапредметного уровня у каждого ученика;

оценить степень  развития метапредметных результатов каждого ученика;

реализовать индивидуальный подход в организации процесса освоения метапредметный результатов на уроках и во внеурочной деятельности;

добиться достижения требуемого результата за счёт своевременной коррекции.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  2. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  3. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  4. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  5. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  6. основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  7. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  8. развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  9. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
  10. установка на здоровый образ жизни;
  11. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  12. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  2. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  3. устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  4. адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  5. положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  6. компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  7. морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  8. установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведе-нии и поступках;
  9. осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  10. эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. принимать и сохранять учебную  задачу;
  2. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  3. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  4. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  5. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  6. адекватно воспринимать оценку учителя;
  7. различать способ и результат действия;
  8. оценивать правильность выполнения  действия на  уровне адекватной ретроспективной оценки;
  9. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

10.выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  3. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  4. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  5. осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  6. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  2. использовать знаково-символические средства, в том числе модели  и схемы  для решения задач;
  3. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  4. ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  5. основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  6. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  7. осуществлять синтез как составление целого из частей;
  8. проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  9. устанавливать причинно-следственные связи;

10.строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

11.обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

12.осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

13.устанавливать аналогии;

14.владеть общим приемом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  2. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  3. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  4. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  5. осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  6. осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  7. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  8. произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. допускать возможность существования у людей различных точек  зрения, в том числе  не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  2. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  3. формулировать собственное мнение и позицию;
  4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  5. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  6. задавать вопросы;
  7. контролировать действия партнера;
  8. использовать речь для регуляции своего действия;
  9. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  2. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  3. понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  4. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  5. продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  6. с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  7. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  8. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  9. адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  10. адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

1. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

2. определять тему и главную мысль текста;

3. делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

4. вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

5. сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

6. понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

7. понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

8. понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

9. использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

10. ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

• работать с несколькими источниками информации;

• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  1. пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  2. соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  3. формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  4. сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  5. составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

1. высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

2. оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

4. участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• сопоставлять различные точки зрения;

• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Реализация курса

Курс внеурочной деятельности «Учусь принимать решения» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий, включает  68 занятий: два занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению.

Формы занятий

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая
  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Виды деятельности

Игровая, познавательная.

Дидактический материал

Курс поддержан комплектом дидактического материала «Комплексные итоговые работы», 4 класс, Е.А. Болотова, Т.А.Воронцова.- Изд. Волгоград: Учитель, 2016.

Тематическое планирование

№  п\п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

«Автопилот»

2

2

«Лук и стрелы»

2

3

«Микроскоп»

2

4

«Космический корабль»

2

5

«Иголка»

2

6

«Трактор»

2

7

«Шариковая ручка»

2

8

«Парашют»

2

9

«Пароход»

2

10

«Средства для письма»

2

11

«Булавка»

2

12

«Первая карта»

2

13

«Вертолет»

2

14

«Ложка»

2

15

«Лифт»

2

16

«Телескоп»

2

17

«Шоколад»

2

18

«Бумага»

2

19

«Скрепка»

2

20

«Карандаш»

2

21

«Жвачка»

2

22

«Колесо и повозка»

2

23

«Ластик»

2

24

«Стекло»

2

25

«Фейерверк»

2

26

«Ножницы»

2

27

«Велосипед»

2

28

«Огонь»

2

29

«Компас»

2

30

«Письменность»

2

31

«Весло и лодка»

2

32

«Книгопечатание»

2

33

«Кубик Рубика»

2

34

Итоги годовой работы

2

Приложение 1.

Диагностическая карта

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\006.jpg

Приложение 2.

Оценивание комплексной работы

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\006.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧУСЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ.Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.     Поговоритьоразныхвариантахрешенияпроблемных ситуацийиихпоследствиях.2.     Обсудитьопасныедляздоровьяситуации.3.   Способство...

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

Урок проведен в рамках факультативного курса "Полезные привычки"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь принимать решения"

Программа составлена для учащихся 10-11 лет. Срок реализации 1 год....

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Учусь принимать решения»

Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника. Материал программы направлен на формирование у детей доброжелательного отношения к людям, э...