Проект "Моя родословная"
презентация к уроку (4 класс) на тему

Болдина Ольга Николаевна

              На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого  колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически  каждый знатный род имел свой родовой герб.

Изучая на уроках окружающего мира, дети сталкиваются с социальной проблемой: они  не знают своего генеалогического дерева. Эта тема становится актуальной. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении. Темой для исследования выбрана  «Моя родословная».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodoslovnaya_.docx33.53 КБ
Office presentation icon konferentsiya_moya_rodoslovnaya.ppt2 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Санталовская средняя общеобразовательная школа»

Творческая разработка

Проектная деятельность учащихся

Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

                                                               

                                                                  Составила: учитель начальных классов

                                                                  Болдина Ольга Николаевна

Оглавление

I. Введение

II. Проектная деятельность учащихся.

Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического дерева»

III.Заключение

IV. Приложение

         1.Анкета для родителей.

         2.Составление генеалогического древа.

         3.Презентация проекта «Моя родословная».

V.Литература

                                     

 I.Введение

          Метод проекта не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться изменившимся мире постиндустриального общества. Основные условия применения метода проекта сводятся к следующему:

  • Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
  • Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
  • Применение исследовательских (творческих) методов  проектирования;
  • Структурирование этапов выполнения проекта;
  • Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике  работа над данным проектом;

-заинтересованностью ученика в работе.

Этапы исследования:

  1. Рождение идеи (постановка проблемы)
  2. Выбор методов исследования
  3. Сбор материала
  4. Подготовка проекта
  5. Защита проекта

II.  Проект «Моя родословная. Создание генеалогического дерева»

    Тип проекта:

- информационно - исследовательский, по содержанию «ребенок и его семья», ребенок- субъект проектирования;

- внутри школы – дома;

- при участии детей и взрослых;

- индивидуальный, среднесрочный.

    Цель проекта «Моя родословная»:

 способствовать закреплению интереса к истории своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей.

Актуальность темы

              На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого  колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически  каждый знатный род имел свой родовой герб.

Изучая на уроках окружающего мира, дети сталкиваются с социальной проблемой: они  не знают своего генеалогического дерева. Эта тема становится актуальной. Проблема изучения истории своей семьи является одной из значимых. Поэтому возникает потребность в ее изучении. Темой для исследования выбрана  «Моя родословная».

Объектом исследования:  Учащиеся 4 классов и их семьи.

Предметом исследования – является родословная каждого ученика в отдельности.

Целью исследования – создание генеалогического дерева каждого ученика.

Задачи:

- определить понятийный аппарат используемых терминов;

- познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;

- изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся.

Гипотеза исследования:

предположить  о том, что в результате изучения родословного  дерева семьи у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.

Использовать следующие методы исследования:

- теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

-эмпирические: опросно-диагностические методы ( анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения;

 - статистические: оценка статистической значимости  гипотезы.

 В исследование включить три этапа:

  1. В начале первой недели необходимо:

1. Предложить детям написать сочинения «Моя семья», «Традиции моей семьи».

2.Провести собрание на тему «Уроки семейной любви» с родителями и их детьми. На собрании предложить родителям разыграть несколько семейных сцен. Родители выступают в роли детей, а дети в роли родителей. В результате этой игры выйти на понятие «семья» и «традиции семьи».

3.Запланировать классный час   «Нужно ли знать историю своей семьи?».

4.Для дискуссии родителям предложить анкету  «Ваша семья и ее традиции» (См. приложение)

2)Учащиеся составляют генеалогическое дерево своей семьи (выставка  «Кто я? Откуда я»)

1.Консультации для родителей «Источники информации для построения генеалогического древа семей»

2.Классный час для детей «Составление генеалогического древа» и «Способы изображения родословной» (См. приложение)

 Сроки этой работы 1 год.

3)Презентация  проекта. Конференция  на тему «Моя родословная» (См. приложение)                            

         

                             

       

   III.  Заключение

Работа в этом направлении способствовала активному сплочению классного коллектива, коллектива  родителей, сплочению семей.

Дети научились  вести поиск своих предков (их родственные связи, занятия, годы жизни, имена фамилии), работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями. Оформлять специальные альбомы «Моя родословная» составлять сводную таблицу с информацией обо всех родственниках, освоили  способы изображения генеалогического древа.

Узнали,    и будут  продолжать  семейные традиции.

  Родители получили советы об оказании помощи своим детям  в  составлении родословных. Они осознали значимость этой работы и ответственность перед детьми.  

В результате изучения родословного  дерева семьи у детей с родителями установилась  более тесная связь во взаимоотношениях.

IV. Приложение

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Отвечая их, Вы сможете осмыслить традиции вашей семьи. Описание желательно сделать в отдельной большой тетради или альбоме.

Вопросы: 1. Генеалогия.

1. Много ли Вы знаете о своих предках (по рассказам родных и близких)? Если мало, то почему?

2. Сколько поколений знаете? Можете ли нарисовать генеалогическое древо?

3. Знаете ли Вы о происхождении Вышей фамилии?

4. Связаны ли Вы с дальними родственниками? Много ли их у Вас?

5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?

2. Семейные рассказы.

1. Известны ли Вам яркие факты из истории рода, семьи (интересные, смешные, любопытные)? Расскажите некоторые из них.

2. Считали (считают) ли кого-то в Вашем роду неординарный, интересной личностью? Почему? Что Вы знаете об этом человеке?

3. Были ли (есть ли) в Вашем роду особо добрые, отзывчивые, милосердные люди?

4. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители и другие родственники?

5. Есть ли в истории семьи (рода) интересные, памятные случаи, биографические факты, о которых рассказывают дестям, вспоминают, когда родственники собираются вместе?

6. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональной деятельностью?

7. Есть ли семейные рассказы о детях, о Вашем детстве (со слов старших)?

8. Есть ли семейные рассказы о домашних животных, растениях?

9. При каких обстоятельствах в семье чаще вспоминается прошлое или рассказываются истории?

3. Наследственность и связи родственников.

1. Есть ли в истории Вашего рода (семьи) закономерности, повторяющиеся события?

2. Передаются ли в Вашем роду по наследству личные качества, способности, интересы, профессиональные склонности?

3. На кого из родственников Вы похожи или хотели бы быть похожи?

4. Хотели бы Вы воспитать своего ребенка похожим на кого-то из родственников? На кого?

5. Любовь и заботу кого из родственников Вы ощущаете на себе больше всего?

6. Есть ли у Вас в семье традиция хранения памяти об умерших родственниках?

4. События жизни семьи

1. Знаете ли Вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?

2. Сохранились ли в семье знаменательные случаи, связанные со свадьбой бабушки и дедушки, родителей?

3. Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?

4. Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?

5. Почему (в честь кого) Вам дали Ваше имя? Есть ли особые истории, связанны с именами других членов семьи?

6. Почему вы назвали определенным именем (именами) Вашего ребенка (детей)?

5. Семейные реликвии

1. Есть ли в Вашей семье семейные реликвии? С чем они

связаны?

2. Хранят ли в Вашей семье фотографии? Есть ли семейный альбом? Какие из фотографий Вам особенно дороги? Есть ли интересны подписи на фотографиях?

3. К какому периоду относится самая старая фотография, хранящаяся в Вашей семье?

4. Есть ли домашний архив? Что в него входит?

5. Какие документы семейного архива представляют наибольшую, на Ваш взгляд, ценность?

6. Хранятся ли в семье письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?

7. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?

8. Была ли (есть ли) в семье «книга рода»?

Составление генеалогического  древа (консультации для детей)

Источники информации для построения генеалогического древа.

1.Источники устной информации: рассказы близких родственников отца или матери, деда или бабушки.

2.Источники документальной информации.

  1. Беседа с детьми.

 Итак, вы  узнали  много интересного о своих родственниках, нашли фотографии, нарисовали  портреты... Для чего мы это делали? Давайте вспомним, какова  цель нашего исследования?

(Цель исследования – создание генеалогического дерева)

Теперь нам нужно всю информацию оформить. Как мы будем оформлять?  (Ответы детей).

Учитель может предложить несколько способов графического изображения.

Один из способов:

Вы  можете  приступать к составлению родословной и рисованию

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА.

Конференция, посвященная презентации проекта «Моя родословная»

Ход мероприятия

Прозвенел звонок и позвал нас на конференцию, которая посвящена защите проекта «Моя родословная».

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни.

Эта традиция возвращается в семьи.

«Никто из вас не свалился с луны, все ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева».

Вот и мы с вами попытались составить свои родословные.

Если присмотреться к родословному дереву, то можно заметить, как от ребенка тянутся мама и папа, от них - дедушка и бабушка.

Перевернем рисунок вверх ногами, и тогда дерево превратится в корень, из которого и вырос ребенок.

Ваши предки, ваши корни - ваша родословная.

Каждый из вас вместе с родителями трудился над проектом «Моя родословная». Сегодня для защиты проекта я предлагаю вам объединиться в группы: журналисты, историки, филологи, писатели.

(расставляю карточки с надписями)

Журналисты представят свои работы,

историки расскажут об интересных фактах из жизни родственников, писатели зачитают сочинения о семье, а филологи раскроют тайну новых слов. – Рассаживайтесь.

Вспомним цели и задачи проекта.

Целью нашего проекта было изучение истории своей семьи.

Мы ставили задачи:

  • провести историческое исследование и составить генеалогическое дерево семьи;
  • подобрать девиз для семьи;
  • объединить родных посредством общего интереса к истории своей семьи;

Какие результаты мы хотели бы получить?

(зачитывает ученик)

Итак, посмотрим, что у вас получилось.

Выступают журналисты. Напомню, что вы должны представиться, а в конце выступления поблагодарить за внимание.

(Бондаренко Полина - репортаж о семье, презентация)

(Мологина Виолетта – интервью с бабушкой - видеозапись)

Слово историкам -              (Дмитриева Таня - рассказ о дедушке (папином папе),

Ефремова Лена - о прабабушке)

- Продолжаем работу.

Ребята, на доске записаны слова. Прочитайте их.

(Родина, родители, родные, родословная)

Скажите, что объединяет слова?        

                                                         (верно, это слова одного корня - род)

Что означает слово род? Давайте спросим у наших филологов.

(выступают Елисеева Света и Шутов Костя)

Молодцы, а теперь слово писателям.

(Здоровое Алеша зачитывает сочинение о свое семье)

«Не надобен клад, коли в семье лад» - звучит народная мудрость.

Как вы понимаете эти слова?

- Какие еще пословицы о семье вы подобрали?

(Зыков Алеша и Наумова Соня

зачитывают пословицы и объясняют их смысл)

Итог занятия.

Наша конференция подходит к концу.

  • Вспомним, какие результаты работы над проектом мы прогнозировали. Смогли ли вы выполнить намеченное?
  • Что вы скажете о своих проектах и о работах своих друзей?

(зачитывают заключения- выступления детей)

Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих

детей, для своей семьи, пополняйте свое древо, передавайте из поколения в

поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Рефлексия.

Если вам понравилась наша конференция, то похлопайте в ладоши.

Говорю вам от души:

Результаты ваши хороши!

Многому вы научились,

Активно и дружно трудились.

Каждый участник конференции награждается грамотой за творческий исследовательский проект «Моя родословная».

   

V. Литература

1.Господинова, М.К., Полянина, Н.Б. Проектная  деятельность в начальной школе: Пособие для учителя начальных классов. -  Волгоград: Учитель, 2009. – 131 с.

2.Савенкова,А. И.Одаренный ребенок в школе. – Екатеренберг:

У – Фактория, 2004. – 272 с.

3.Тимарцева, А.В. Тематическое планирование классных часов по программе «Моя родословная» (Текст)  //Завуч. Начальная школа 2007г. -№3- С. 94-124

4.Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. М : Владос , 2000. -319 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моя родословная

Слайд 2

Если присмотреться к родословному дереву, то можно заметить, что от ребенка тянутся папа с мамой, от них бабушка с дедушкой. Перевернем рисунок вверх ногами. Тогда дерево превратится в корень, из которого и вырос ребенок.

Слайд 3

Цель : изучение истории своей семьи Задачи: провести историческое исследование и составить генеалогическое древо семьи; подобрать девиз для своей семьи; объединить родных посредством общего интереса к истории своей семьи

Слайд 4

Это я Бондаренко Полина

Слайд 5

Это мой братик Дима

Слайд 6

Это моя мама Бондаренко Татьяна Олеговна

Слайд 7

Этот папа Бондаренко Валерий Иванович

Слайд 8

Этот мой дедушка (папин папа) Бондаренко Иван Антонович

Слайд 9

Это бабушка (папина мама) Бондаренко Нина Ивановна

Слайд 10

Это дедушка (мамин папа) Протасов Олег Борисович

Слайд 11

Это бабушка (мамина мама) Протасова Любовь Васильевна

Слайд 12

Моя родословная Человеку важно знать свои корни- отдельному человеку, семье, народу ,тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначения и смысл человеческой жизни. (В.Песков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Моя родословная"

Творческий проект "Моя родословная. Создание генеалогического дерева". Материал подготовлен по теме: "Проектная деятельность в воспитательном процессе" подготовлен для детей начальной школы, но можно ...

проект "Моя родословная"

Проект создан учеником 2 класса. О своем дедушке-ветаране ВОВ...

Презентация "Родословное древо"

Углубить умение выполнять аналитический обзор жизни старшего поколения, используя полученные (при исследовании) данные. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.Развивать...

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Презентация проекта "Родословное древо"

Довести до учеников то, что каждый человек связан с прошлым.  Учащиеся должны владеть компьютером на уровне пользователя. Уметь пользоваться интернетом для сбора информации....

Творческая разработка Проектная деятельность учащихся Тема: «Моя родословная. Создание генеалогического древа»

Сценарий мероприятия "Моя родословная". Разработка по организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Предназначено учителям начальных классов, воспитателям групп продл...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Семья. Моя родословная»

Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться...