Главные вкладки

    Чему верить, что проверить. Приметы и суеверия.
    классный час (4 класс)

    Слиткова Галина Анатольевна

    Цели классного часа:

    -  развитие познавательного интереса школьников, расширение их кругозора;

    - формирование устойчивого интереса к нашему прошлому;

    - развитие связной речи, обогащение словарного запаса, совершенствование навыка чтения;

    - сплочение детского коллектива.

    Скачать разработку и презентацию можно по ссылке:https://easyen.ru/load/nachalnykh/klassnye_chasy/chemu_verit_chto_proverit_primety_i_sueverija/418-1-0-31395

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл primety_i_sueveriya.rar1.91 МБ

    Предварительный просмотр:

    Составитель: Слиткова Галина Анатольевна

    учитель начальных классов первой квалификационной категории

    МАОУ гимназия №18, г Томск

    2015год

    Цели классного часа:

    -  развитие познавательного интереса школьников, расширение их кругозора;

    - формирование устойчивого интереса к нашему прошлому;

    - развитие связной речи, обогащение словарного запаса, совершенствование навыка чтения;

    - сплочение детского коллектива.

    Вступительное слово.

    Здравствуйте, ребята! Послушайте пожалуйста стихотворение С Я Маршака.

    Читает подготовленная ученица.

    Приметы

    Автор: Самуил Маршак

    Собираясь на экзамен,

    Валя говорила:

    - Если только палец мамин

    Окунуть в чернила,

    Если я перед доскою

    Как-нибудь украдкой

    Ухитрюсь одной рукою

    Взять себя за пятку,

    Если, сняв ботинок в школе,

    Повторю заклятье,

    А потом мешочек соли

    Приколю на платье,

    Если я в троллейбус новый

    Сяду на Садовой,

    А в троллейбусе вожатый

    Будет бородатый,

    Если я в пути не встречу

    Ни единой кошки

    Или вовремя замечу

    И сверну с дорожки,

    Не покажется священник

    В нашем переулке

    И дадут мне дома денег

    На кино и булки,

    Если я зашью монеты

    В фартук под оборки, -

    То, по всем моим приметам,

    Получу по всем предметам

    Круглые пятерки!..

    Но едва успела Валя

    Кончить эту фразу,

    Болтовню ее прервали

    Три подруги сразу:

    - Хорошо, давай поспорим!

    Верь в свои приметы,

    Ну, а мы пока повторим

    Школьные предметы.

    Наконец настал экзамен.

    Мама уступила,

    И несчастный палец мамин

    Погружен в чернила,

    И не встретился священник

    По дороге в школу,

    И достала Валя денег,

    Чтоб пришить к подолу,

    И она в троллейбус новый

    Села на Садовой,

    И в вагоне был вожатый

    Очень бородатый,

    И пред классною доскою

    Удалось украдкой

    Ей свободною рукою

    Взять себя за пятку, -

    Но другие ученицы

    Сдали все предметы,

    А у Вали - единицы...

    Вот вам и приметы!

    Формулирование темы и цели.

    -О чем это стихотворение?  (Ответы детей).

    -В какие приметы верила Валя? (Ответы детей…)

        - Удалось ей сдать экзамен? Почему?

    -Сегодня мы поговорим о том, как появились приметы, суеверия? Чем отличаются приметы и  суеверия? Что это вообще такое? Ответим на очень важный вопрос: «Можно ли верить в приметы и почему?»

    Лексическое значение слов. (1 слайд презентации)

    Примета - отличительный признак, по которому можно узнать предмет.

    Примета от глаголов «примечать», «замечать».  Корень «мет» - означает некую заметку, поставленную на памяти после серии повторяющихся событий. Заметили люди какое-нибудь явление – запомнили. Если оно повторялось, люди считали, что это не случайно – делали вывод. Многие годы проверялась примета. Пока встала в ряд с другими, проверенными приметами. Так, десятилетия, столетия накопилось таких примет немало. Очень полезны народные приметы, с их помощью можно узнать время, выбрать направление в лесу, предсказать погоду.

     Как, все приметы основаны на обыденном наблюдении за бытом, и правильно сделанных выводах. Просто многие приметы так прочно вошли в нашу жизнь своеобразным ритуалом, что мы не задумываемся, откуда эти приметы произошли, что явилось причиной их появления. Но, тем не менее, во многих странах приметам следуют.

     Но есть приметы, которым верить нельзя. Люди часто не могли объяснить таинственные, странные и страшные явления природы и потому приписывали их всяким духам и нечистой силе. У страха, говорят, глаза велики. Пугался человек страшных ночных звуков в лесу – придумывал разные небылицы. Недостаток  научных знаний  и неспособность правильно объяснить наблюдаемые явления приводили к возникновению веры  в приметы, предсказания чего-то хорошего или плохого. В итоге появились различные суеверия  и предрассудки.

    Предрассудок  - это мнение, принятое без размышления и проверки.

    СУЕВЕРИЕ - вера во что-н. сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы.

    Древнеславянское слово «суе» означает  напрасно.

    Закрепившись в памяти и сознании людей, суеверия передаются из поколения в поколение. Вот, скажем,   правая ладонь чешется – значит, получишь деньги. Чем плохо? А если левый лаз чешется  - будешь плакать. Уже плохо. Сиди и жди огорчений. Было и такое поверье: во время чихания из тела человека изгоняется злой дух. И чтобы он не вернулся обратно, нужно было сказать человеку «будь здоров»! И верили, и желали здоровья, пока не поняли несостоятельность приметы. А привычка желать  здоровья чихающему человеку осталась.(3 слайд)

     Итак, давайте подробнее о приметах которые возникли вследствие наблюдений ,о приметах- суевериях, о приметах –правилах.

    Основная часть классного  часа.

     О каждой примете рассказывают  подготовленные  ученики.  ( Доклады могут получиться разные).

    Особенно много примет и обычаев относятся к быту людей. Понять их происхождение несложно, ведь они отражают простые правила сохранения жизни и здоровья человека.

    Так, плохой приметой считается кушать с ножа(4слайд), в этом случае человек будет сердиться без повода. Но ведь если подумать рационально, кушать с ножа, в первую очередь, опасно, так как можно порезать язык и губы. Впрочем, историки установили, что пришла к нам эта примета еще от древних славян. Нож считался очень сильным магическим оружием, ему приписывали сильнейшие и опаснейшие свойства. Также его часто применяли в магических обрядах, целью которых было нанесение как физического, так и духовного вреда телу и ауре человека.

    Верите вы в эту примету или нет, а есть с ножа опасно, с этим не оспоришь.

    Ножи используются в быту в качестве столовых приборов или для приготовления пищи.

    Игра: «Почисть картофель!»

    Все мы когда-либо ели картофель, каких только блюд мы с ним не готовили. Это очень распространенный овощ, который применяется практически всеми народами. Сейчас вам предстоит почистить картофель. Это очень важное умение, ведь из картофеля можно приготовить много вкусных блюд. Поэтому вооружайтесь ножами и приступайте.

     Рассыпать соль – к ссоре.(5 слайд) Примета о соли эта очень давняя, соль в старые времена ценилась действительно на вес золота, поэтому только очень и очень состоятельный человек мог позволить себя такую роскошь, как небрежное отношение к соли. Тому,  кто случайно рассыпал дорогостоящую   приправу, нередко доставалось от своих домочадцев, что вызывало ссору..  Говорят, что примета о рассыпанной соли придумана для того, чтобы с солью обращались аккуратно. Все эти объяснения неверны. Примета возникла в древности, когда соль считалась священным символом вечности, верности и постоянства. Соль способствует сохранению  мяса  от гниения. За это люди приравняли соль к солнцу, которому поклонялись.

    Поэтому родилось суеверие, чтобы избежать ссоры, нужно обязательно рассыпанную соль тут же залить водой.

    У многих народов употребление соли в пищу — признак дружбы между людьми. Прочность ее скреплялась совместно съеденными крупицами соли, рассыпать ее значило вызвать ссору и вражду. В Индии человека, нару­шившего дружбу, называли «изменником соли». У цыган, выходцев из Индии, есть поговорка:  «Упала  соль дружбы». У греков, римлян и арабов опрокинуть солонку означало разорвать дружбу. Жители Древнего Рима в знак дружбы подносили гостям соль. В восточных странах известны «клятвы солью»,   «союзы  соли»,   «право  соли» (гостеприимство).

    Будьте аккуратны и бережливы!

     Игра: «Узнай соль наощупь». Участнику дают  мешочки наполненные солью, сахаром, содой, манной крупой, мелкий песок. Участник должен наощупь узнать, в каком мешочке соль.

    Чудеса! (Эксперимент с солью)

    Понадобится мелкая соль, большая емкость, сырое яйцо и вода. Заполним посуду до половины водой, аккуратно опустим яйцо в воду – оно утонет и останется лежать на дне. Теперь достанем из воды яйцо, насыпаем порядка 10 чайных ложек соли (зависит от объема воды), размешиваем до полного растворения и снова погружаем яйцо в воду. На этот раз яйцо всплывет на поверхность.

    Во время зевания человек прикрывает рот ладошкой. (6 слайд) В народе считали, что душа человека находится в постоянной опасности, так как на нее пытаются напасть нечистые силы. Раскрывая широко рот во время зевания, человек мог распахнуть свою душу для проникновения демонов внутрь. Таким образом, принято спасать себя, прикрывая рот.

    «Ну, а если кто зевнет, непременно крестит рот, чтобы нечисть — вражья сила в рот к нему не угодила», —  строчки из исторической поэмы Натальи Кончаловской.

    Турки считают, что зевать вредно потому, что из раскрытого рта может выскользнуть душа.

    Американские индейцы уверены, что когда человек зевает, его кличет дьявол, и чтобы его отвадить, надо быстренько щелкнуть указательным и большим пальцами.

    Оказывается, мы начинаем зевать в тот момент, когда в организме скапливается большое количество углекислого газа. Во время зевоты тело получает большую порцию кислорода, а вместе с ним энергию и силу. А мнение, что зевота — признак сонливости, ошибочное.

    Получается, зевота — это одна из возможностей организма наполниться энергией и силами. Неспроста, когда нам скучно или нечем заняться, мы начинаем зевать — организм таким способом борется с сонливостью и пытается взбодриться.

    В любом случае, зевая, закрывайте рот!   На самом деле это является нормой этикета.

    Игра: «Собери пословицу!»

    Цель: развитие связной речи, обогащение словарного запаса, совершенствование навыка чтения.

    Материал: карточки с пословицами, разрезанными на две части.

    Инструкция: «Кто-то перепутал начала и окончания пословиц. Соедини начало каждой пословицы с подходящим окончанием. Прочти получившиеся пословицы».

    Подсказка для детей – начало пословицы напечатано с большой буквы, а вторая часть – с маленькой.

    Лежит каравай,…. кусай, не зевай!

    Во сне видел,…. да наяву прозевал.

    Плохой зевает, ….резвый на ходу хватает.

    Не зевай в людях, ….на всех зевоту нагонишь.

    Клюет…. - так не зевай.

    Даже самые странные приметы при ближайшем рассмотрении могут оказаться весьма логичными.

    Типичным примером обоснованной приметы можно считать формулировку «ребенка сглазят»(7 слайд). Новорожденные дети могут заболеть от любой инфекции. Поэтому лучше бы свести к минимуму их контакты с посторонними людьми. Сегодня об этом может сказать любой студент медицинского вуза, но предки, разумеется, не владели подобной информацией. Однако многолетние наблюдения за маленькими детьми вылились в примету – не показывать маленького ребенка никому постороннему, пока он хотя бы чуть-чуть не подрастет.

    Игра: «Одень ребенка!». Участников может быть от 2-х, до 4-х. Задача: одеть пупса на скорость, задача усложняется тем, что в доме случился потоп, поэтому пришлось встать на стул, чтобы намочится.

    Более 80% жителей Земли верят в приметы о черной кошке(8,9,10 слайды): если она перебегает дорогу, то это грозит несчастьем. И многие считают не лишним сплюнуть через левое плечо три раза, а если никого поблизости нет, то и повернуться вокруг своей оси три раза.

    Суевериям подвержены все слои населения, независимо от образования.

    А ведь примета черная кошка одна из самых древних.

    Наши предки считали, что черная кошка имеет мистическую связь с миром подземных духов.

    На Руси кошек, как правило, называли Мурками. Наверное, потому что мурлыкали.

    А почему котам чаще всего давали имя Васька, а не Степан, Иван или Петр.

    А потому, что в древности котов связывали со всемогущим покровителем подземного царства, богатства, скота, лесных зверей - Велеса.

    Велес мог принимать обличья разных зверей.

    Кот являлся непременным спутником Велеса, его священным животным.

    После введения христианства на Руси, языческие обычаи сохранялись еще очень долго, а имя Велеса было запрещено.

    И древний Велес постепенно преобразовался в образ Святого Власия -покровителя скота. В честь святого Власия и в память о Велесе и стали называть котов Васьками.

    При этом наши предки считали, что появление черного кота означает гнев, недобрые намерения древнего божества. Черный цвет, цвет тьмы, цвет ночи  в древности принято было почитать, хотя и обходить стороной.

    Встретив кота черной масти, нужно было три раза обернуться против часовой стрелки вокруг своей оси.  

    Этой традиции  уже больше 15 столетий.

    Но настоящая напасть на бедного животное обрушилась, видимо, после повсеместного распространения христианства, для которого все что имело языческое происхождение, ассоциировалось с нечистым, с дьяволом.

    А ведь наши предки славяне любили и почитали это домашнее животное, считая Мурок и Васек защитниками (не только от мышей), оберегами дома. По примете, кто убьет кота - тому не будет удачи семь лет.

    Суеверия и приметы, выпавшие на долю кошек, есть и в Англии. В средние века эти животные очень расплодились по стране, постоянно стаями воровали пищу у людей и всячески портили вещи. Считалось, что кошки являются приспешниками злых сил, а женщина, покормившая бездомную кошку, объявлялась ведьмой.

    Рассказывают, что английский король Карл Первый обожал свою черную кошку и считал ее своим счастливым талисманом. Царственный чудак даже приказал приставить к своей любимице постоянную охрану, чтобы с ней не случилось ничего дурного. Когда кошка все-таки умерла, вероятно, просто от старости, король решил, что удача навсегда покинула его. Так это или нет, но через несколько дней его взяли под стражу, он был предан суду парламента, а затем казнен.

    Существует легенда, что на корабль Колумба, когда он отправился покорять Америку, моряки взяли черного кота, который мог предсказывать погоду, предвещал приближение штормов и помог им избежать еще многих опасностей.

    Современному человеку должно быть понятно, что черная кошка не виновата, что родилась с таким цветом шерстки.

    А вот взять в дом черного или рыжего котика это хорошая примета, считается, что это к достатку и удаче.

    Хорошая примета - впускать в новый дом кошку, и не важно, какого цвета ваша любимица.

    Так что к тому, что дорогу вам перебежал черный котенок, лучше всего относиться с юмором. А ваша улыбка и хорошее настроение помогут разогнать всю нечисть.

    Черные кошки совершенно не несут в себе никакой опасности. Даже наоборот, они берут на себя всю негативную энергию, защищая своего хозяина. Замечено, что кошки с черной шерстью, спокойнее, устойчивы к стрессам и дружелюбнее относятся к человеку.

    Поверья и приметы очень живучи. Люди пытаются объяснить явления действием потусторонних сил. Хотя они имеют и другое объяснение.

    Игра: «Найди черную кошку». Игра проводится по правилам игры «Холодно-горячо». Реквизит: игрушка. От участника  заранее прячется игрушка (черная кошка). Он должен его найти по подсказкам ведущего:

    Совсем замерз — значит, что от игрушка очень далеко и ребенок ищет совершенно не в том направлении Холодно — значит, что ребенок ищет не в том месте.

    Опять зимушка-зима пришла — означает, что ребенок идет в неправильном направлении, после правильного направления.

    Уже теплее — означает, что ребенок повернул в нужном направлении

    Теплее — значит, что ребенок продолжает идти/ искать в нужном направлении

    Горячее — ребенок уже близок к сюрпризу

    Жарко — ребенок близко-близко к сюрпризу

    Совсем пожар! — ребенок в нескольких сантиметрах от своего подарка

    Говорят, что нельзя свистеть в доме, а то денег не будет. (11, 12 слайды) Эта примета связана с тем, что древние люди ассоциировали свист с завыванием ветра, появление которого не могли объяснить. Они считали, что это злые духи хотят причинить вред домашнему хозяйству. В доме нельзя свистеть, потому что, «насвистанный» ветер налетит и выметет из дома все нажитое добро, в том числе и деньги.

    Кроме того, наши предки верили, что с помощью свиста общается нечистая сила. И, если кто-то в доме начинает свистеть, он тем самым зазывает к себе в дом всю эту нечисть. Есть и другое толкование распространенного поверья. Этой приметой пользовались моряки, когда попадали в штиль. Тогда они принимались насвистывать, чтоб «разбудить заснувший ветер».

    Свистуны являются героями народных сказок (например, Соловей-разбойник). Они также вошли в поговорки и пословицы (например, «свистунов — на мороз»).

    Свист в исламе считается «музыкой дьявола».

    А вот древние китайские философы считали свист почетным делом. Даосисты таким образом общались с природой и духами, а также влияли на дожди и ветры.

    В Финляндии свист — это знак дружеского приветствия в неформальной обстановке.

    В России свист — одна из форм выражения недовольства на массовых мероприятиях. Свист – символ невежливого обращения, свист – признак осуждения артистов, плохо играющих в театре.

    Итак, объясним известное выражение: «не свисти — денег не будет», с практической точки зрения.  Действительно, если просто ходить, держать руки в карманах, посвистывать и не заниматься ничем дельным, то ничего и не заработать (денег не будет). Ведь главное – это труд. Так же в давние времена разбойники (те же бездельники, которые могли только убивать и забирать чужое) со свистом налетали на купцов и оставляли тех без денег. Конечно, примету не стоит понимать буквально. Но большинство верят в эту примету и приравнивают «свистунов» к бездельникам и лодырям.

    Все же, свист, это не всегда плохо. По мнению ученых, свист поднимает настроение и помогает переживать одиночество. Более того, свист может помочь справится с депрессией и другими эмоциональными заболеваниями. Ведь свист каждого человека – вещь уникальная и неповторимая. Поэтому, свистя человек, воспринимает на слух те колебания, которые для его мозга наиболее благоприятны, так имеют ту же частоту, что и импульсы мозга и организма в целом. Свист обладает целительным эффектом. Считается также, что свист помогает повысить творческую активность. Недаром многие художественные деятели или физики с математиками, на подсознательном уровне начинают насвистывать, когда думают над серьезной задачей.

    Соблюдайте нормы приличия, не свистите в помещении! Научитесь художественному свисту, и поднимайте настроение себе и окружающим!

    Игра: «Художественный свист». Участники вытягивают карточки с названиями песен. Задача: насвистеть песню так, чтобы узнали другие.

    Есть обычаи, связанные с порогом дома.(13 слайд) Порог — часть дома, в традиционных представлениях символическая граница между домом и внешним миром, «своим» и «чужим» пространством. В повседневной жизни с Порогом, как с пограничным и потому опасным участком, связывалось множество запретов: не разрешалось садиться или наступать на Порог, здороваться или разговаривать через него, передавать друг другу что-либо через Порог, особенно детей.  

    Нельзя стоять на пороге. Считалось, что если человек застывает на пороге, он мешает приходу благополучия в дом. Верите вы или не верите в эту примету, но если человек встает на пороге как вкопанный, он не сможет закрыть дверь, а значит, будет выпускать тепло из дома, что для русских широт совсем нежелательно.

    Игра на внимательность: «Кто за порогом?». Участник крепко закрывает глаза, ведущий выводит одного участника за порог и делает некоторые перестановки других участников. Задача: узнать, кого нет.

    Ведущий: Итак, ребята, сегодня мы с вами говорили о …..?  

    Какие же народные приметы  и суеверия вы теперь знаете?

     Понравилась вам наша сегодняшняя встреча?

    Мы с вами обязательно еще поговорим о приметах, которые связаны с природой, животными.

    С уважением относитесь к прошлому нашего народа. До новых встреч!

    Источники информации:

    http://www.namepoem.ru/text/105.html

    http://www.slovariki.org/word/28554

    http://www.slovariki.org/word/34492

    http://edu.znate.ru/docs/2013/index-1042486.html

    http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/08/09/klassnyy-chas-zhivotnye-primety-i-sueveriya

    http://www.justlady.ru/articles-136740-proishozhdenie-i-znachenie-narodnyh-primet-i-obychaev

    http://www.chudopredki.ru/2211-primety-i-sueveriya-o-soli.html

     http://www.justlady.ru/articles-136380-otkuda-vzyalis-narodnye-primety-i-obychai#ixzz3ccmonzI7

    http://mistic-world.ru/primety-zevota.php

    http://dailyhoro.ru/article/pochemu-chelovek-zevaet-znachenie-zevotyi-i-primetyi/

    http://miss-astrolog.ru/board/primetu_o_chernoj_koshke/2-1-0-25

    http://spynet.ru/blog/pics/57173.html

    http://www.kakprosto.ru/kak-819944-kak-poyavlyayutsya-primety

    http://astrowoman.net/primeti-i-sueveriya-o-chernich-koshkach.html

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D1%81%D1%82

    http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/istoki-sueverij-403855/

    http://www.twee.ru/

    http://felomena.com/primety/p/porog/

    http://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/razvivayuschie-podvizhnye-igry-dlja-detei-ot-6-do-12-let.html

    http://www.logolife.ru/logopedicheskie-igry/igra-soberi-poslovicu.html

    http://posloviz.ru/category/zevat/

    http://www.tigrulki.ru/2010/09/13/fokusy-s-solyu-i-saxarom/

    Некоторые слайды презентации были удалены, т.к объем превышал допустимый для данного сайта.  http://easyen.ru/load/nachalnykh/klassnye_chasy/chemu_verit_chto_proverit_primety_i_sueverija/418-1-0-31395  Первоначальная презентация


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проверяем, чему мы научились.

    Урок повторения и закрепления...

    Классный час- беседа "Можно ли верить в приметы и почему"

    Беседа "Можно ли верить в приметы и почему" предлагается для учащихся начальных классов....

    Исследовательская работа "Народные приметы и суеверия. Верить или нет?"

       В данной исследовательской работе в доступной форме изложен материал народных приметах и суевериях и нужно или нет в них верить, приведены примеры народных примет и суеверий....

    Тест №1 Проверь себя! Чему ты научился в первом классе?

    Презентация к уроку математики. 2 класса УМК "Гармония". Презентация выполнена как тест. Данные задания можно применять при устном счёте, при проверке усвоения пройденного материала за первый класс.На...

    Тест №2/ Проверь себя! Чему ты научился в первом классе?

    Презентация к уроку математики. 2 класса УМК "Гармония". Презентация выполнена как тест. Данные задания можно применять при устном счёте, при проверке усвоения пройденного материала за первый класс.На...

    Конспект урока по математике на тему: "Что узнали? Чему научились? Проверим себя и оценим свои достижения" 4 класс

    Конспект урока по математике на тему: "Что узнали? Чему научились? Проверим себя и оценим свои достижения" 4 класс...

    Что узнали? Чему научились? Проверим себя

    Конспект урока по математике...