День Наума Грамотника
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Сценарий праздника для начальной школы. 14 декабря православная церковь отмечает память пророка Наума. На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В народе к этому святому обращались за по момощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах: "Пророк Наум, наставь нас на ум."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_nauma_gramotnika.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №585 Кировского района города Санкт-Петербурга

День Наума Грамотника

сценарий праздника для учащихся 3 классов

Выполнила учитель высшей квалификационной категории

Карцева Наталья Александровна

2013год

Цели:

- познакомить детей с историей возникновения праздника

- способствовать умению применять знания по математике, русскому языку в игровой предметной среде

- развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность

- воспитывать чувство товарищества, формировать дружный коллектив.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие. Мы рады приветствовать вас. Собрались мы не случайно.

14 декабря Православная церковь отмечает память пророка Наума. Этот праздник пришел к нам из глубины веков.

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В прописях и азбуковниках XVIIвека можно найти молитву: "Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати", что значит "хорошо постигать наставления". В народе к этому святому обращались за помощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах: "Пророк Наум, наставь нас на ум".

По старой русской традиции со дня Наума (с 1 декабря по старому стилю) начинали учить детей грамоте, именно в этот день детей отправляли учиться. Служили молебен, спрашивали блогословения на отрока и с почетом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом. Говорили: "Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит", "Кто грамоте горазд, тому не пропасть", поэтому к учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму: "Батюшка Наум, наведи на ум", а за леность наказывать побоями. Мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе " худая молва пойдет", потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами.

На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трех ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем, тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. Говорили, что "пророк Наум и худой разум наведет на ум". В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали и деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

Вот сегодня мы и предлагаем вам перенестись в прошлое и побывать в старорусской школе, а за одно и знания показать.

Сей час мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты (рисунки). Занятия в этой школе начинались в 7 часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах - лапти, сплетенные из лыка - внутренней части коры липы. На голове островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищей не утесняй".

Первый урок - Азбука.

А вот как учили буквы раньше на Руси.

Аз, буки - бери указку в руки.

Аз, буки, верендеи - мухи в квас залетели.

Ер, еры - упал дедушка с горы.

Аз, буки - вот и все науки.

Вот так целый год учили крестьянские дети буквы. Второй год складывали и запоминали слоги: буки, аз - ба. И лишь на третий год учебы начинали читать.

Сегодня вы покажете свои умения и успехи. Во время игры участники, правильно выполнившие задание, получают сушку. Сушки собирайте в лукошко. При подведение итогов все сушки соберете на одну низку. Если низка окажется полной, то класс получит почетное звание - "Грамотеи".

Испытание первое. Переведи с русского на русский. 

В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык.

Устаревшие слова: хоромы, перст, палица, бирюк, плетушка, уста, полон, десница, чело, око, кочет.

Испытание второе. Писари. 

Урок чтения окончен. Приступаем к уроку письма. В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать, и напишете всего одно слово. "Учеба". (раздаются дощечки - картонки, покрытые воском - пластилином и деревянные палочки)

Испытание третье. Умельцы.

Показать свое умение трудиться: колоть, пилить, шить, печь и т.д. вам поможет игра "Царь - горох". 

По считалке выбирается Царь-горох. Он садится на стул повыше (на трон), на голову ему можно надеть корону. Остальные отходят в сторону и договариваются, какое действие они будут показывать. Договорившись, играющие подходят к Царю-гороху и поют песенку. Затем все вместе показывают, Царь-горох отгадывает действие. Если угадал - все разбегаются, а Царь-горох их ловит. Пойманный становится Царем - горохом.

Песенка: "Царь-горох, Царь-горох, ахи, ох, ахи, ох. Отгадать тебе пора, что мы делали вчера".

Ведущий: А вот как в старину учились запоминать цифры и считать.

Раз-два - голова.

Три-четыре - прицепили.

Пять-шесть - в ряд сесть.

Семь - восемь - сено косим.

Девять - десять - сено весить.

Испытание четвертое. Хитрые задачи.

1. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол Иванушка отпилил. Сколько углов стало у крышке стола?

2. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку.

3. кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать.

Испытание пятое. Угадай-ка.

Старинные загадки.

-Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где он пройдет,

Там след останется. (Карандаш)

- Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный)

- Черные, кривые, от рождения все немые,

А как встанут в ряд - сразу все заговорят. (Буквы)

- Ни небо, ни земля, видением бела;

Троя по ней ходят, одного водят,

Два соглядают, один повелевает. (Бумага, пальцы, перо, глаза, ум)

Ведущий: С загадками справились. Молодцы! А напоследок примите вот эти узелки на память. Раньше, чтобы не забыть что-то сделать, завязывали узелок на память.

(Достает веревочку с двумя узелками и поясняет.)

Первый узелок гласит: "во время ученья нельзя есть, а то заешь выученное".

Второй узелок гласит: "Если учишь по книге, то, окончив, должен ее закрыть, в противном случае все позабудешь".

Помните об этом, когда грамоте обучаетесь!

Ребята, вы хорошо сегодня потрудились. Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки. Соберите все полученные вами сушки на одну веревочку, не забудьте пересчитать их.

Молодцы. Хорошие знания учеников - лучший подарок учителю.

Сделал дело - гуляй смело. Русский народ не только был работящий, но умел еще и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русский народный игровой хоровод "Золотые ворота". 

Правила игры: Все играющие делятся на две группы. Одна из них (3-4) становится воротами: они встают в круг, берутся за руки, поднимают их вверх.  Другая, взявшись за руки, выстраивается в цепочку. Под песню заводящий водит цепочку в ворота. Как песня заканчивается, ворота опускают вниз, и те, кто окажется внутри круга, считаются пойманными. Они присоединяются к воротам и игра продолжается. Кто не попался, тот выиграл.

Слова песни:

Проходите господа.

Первой мать пройдет

И детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Хлеб, соль, вода

Закрываем ворота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "День Наума Грамотника"

Приобщить детей к истокам русской народной культуры, расширять кругозор, развивать память, внимание, стремление узнать новое....

классный час на тему: "День Наума Грамотника"

Конспект внеклассного мероприятияТема: День Наума ГрамотникаЦели: 1.         Способствовать закреплению полученных знаний2....

День Наума Грамотника

12 декабря - "День Наума Грамотника"...

День Наума Грамотника (презентация)

Презентация "День Наума Грамотника"...

День Наума Грамотника.

О появлении праздника на Руси....

Внеклассное мероприятие: "День Наума Грамотника"

Знакомство со старинным праздником "День Наума Грамотника", который отмечался 14 декабря....

День Наума Грамотника

День Наума Грамотника...