Юбилей Сергея Есенина
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Основные сведения о поэте и немного стихов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году, 3 октября (по новому стилю) в селе Константиново Рязанской губернии. Отец поэта работал на московского купца Крылова и большую часть времени проводил в Москве. Несмотря на жизнь в сельской местности, семья Есениных крестьянским трудом не занималась, их быт больше напоминал городской. Юный поэт получил весьма неплохое по тому времени образование — после окончания земской 4-летки его отдали в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу.

Сочинять Есенин начал рано, лет с восьми, подражая частушкам и народным песням. Ранние его творения до нас не дошли, однако, литературоведы полагают, что стих, который сам поэт называл своим первым стихотворением сложен еще в дошкольном возрасте, настолько он непохож на прочие работы Есенина того периода:

«Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.»

Творчество Есенин пронизано любовью к России, русским людям и русской природе. В одном из наиболее известных своих стихотворений поэт воспевает самый изящный и светлый символ России — русскую березу, уже очаровавшую многих деятелей изящной словесности. У Есенина образ березы чрезвычайно часто связывается с образом стройной и статной русской девушки. Поэт намеренно усиливает человечность образа березы, наделяя ее способностью улыбаться, прихорашиваться, говорить:

«Задремали звезды золотые

Задрожало зеркало затона

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром,

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

(«С добрым утром!», 1914)

Наконец, в стихотворении «Береза» совершенно четко просматривается образ юной невесты в своем свадебном наряде:

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.»

(«Береза», 1913)

Нетрудно заметить, что сельские пейзажи занимают особое место в творчестве Есенина. Он посвящает свои стихи березкам и кленам, лугам и рекам, деревенскому быту и досугу. Есенин называет себя «последним поэтом деревни», и, переносит своих читателей в искусно выписанный мир проселочных пыльных дорог, деревянных изб, хороводов вокруг костра, сенокосов и пахоты:

«Вышел зараня дед

На гумно молотить:

«Выходи-ка, сосед,

Старику подсобить.»

Положили гурьбой

Золотые снопы.

На земле вперебой

Зазвенели цепы.

И ворочает дед

Немолоченый край

«Постучи-ка, сосед,

Выбивай каравай.»

(«Молотьба», 1914)

Стихи Сергея Есенина выделяются среди работ других поэтов особой нежностью, напевностью. Есенин очень бережно подбирает слова, создавая тот или иной образ. Даже для столь сурового, скупого на радости времени, как зима, поэт находит ласковое слово придавая ей сходство со строгой, но заботливой седовласой бабушкой:

«Поет зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.»

Холодному времени года посвящено и другое стихотворение поэта, где зима предстает нам в образе волшебницы-кудесницы, зачаровавшей лес и подарившей белый покров земле и деревьям:

«Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Поднагнулась, как старушка

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.»

(«Пороша», 1914)

Сходство стиха со сказкой создает использование слов «подвязалася», «оперлася», вошедшими в текст в той форме, в которой они встречались в повседневной разговорной речи. Многие литературоведы отмечают, что Есенин заимствовал некоторые идеи для своих творений в деревенском фольклоре  - песнях, частушках, колядках, -  сам поэт признает влияние бабушкиных сказок на свое творчество так:

«В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам,

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели...

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело,-

Говори да говори.

Есенин прожил недолгую жизнь — его не стало в 30 лет, но за этот срок он успел создать немало прекрасных стихотворений. Уже в 1915 поэт выпустил свой первый сборник - «Радуница», название которого точно определяет эмоциональный посыл всех его работ, радостных и радующих. В слове «радуница» можно увидеть и еще один смысловой оттенок; сходство слов радуница и радуга отметил другой известный поэт, современник Есенина, Александр Блок, оценивший умение Есенина видеть всю цветовую палитру жизни, радугу, и переносить ее на бумагу в виде слов.

Разумеется, не все стихи Сергея Есенина радостные и восторженные, но даже если в них можно увидеть печаль, то — это светлая печаль с отзвуком надежды на лучшее, на звонкий и безоглядный юношеский смех, солнечный свет и теплый ветер.

Память о поэте живет не только в его работах, издаваемых и востребованных сегодня также, как и век назад, но и в памятниках, которых в нашем городе несколько: один расположен на улице Есенина, что, по сути, сама является памятником; другой в Таврическом саду; третий - в парке имени Есенина, открытом к 118 годовщине со дня его рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(1 часть)

Материал данного  урока охватывает наиболе интересеные для учащихся аспекты жизни Великого Русского поэта, благодаря которым учащиеся могут гораздо лучше узнать поэта, его жизнь и творчество....

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(2 часть)

Благодаря наличию презентации, учащиеся могут не только услышать, но и увидеть некоторые фрагменты и факты из биографии Великого Русского поэта, что позволит усвоть материал гораздо лучше, ведь как из...

Мир волшебных красок и звуков в поэзии Сергея Есенина

Раскрыть  своеобразие  личности поэта, его творчества,  обдумывающее восприятие стихов С.А.Есенина через звук и цвет - основная цель урока....

жизнь и творчество Сергея Есенина

презентация для учащихся начальных классов о жизни и творчестве Сергея Есенина...

Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея Есенина

Сценарий литературного вечера по творчеству Сергея Есенина для начальных классов...

Методическая разработка урока «В гостях у поэта Сергея Есенина»

Данный материал является конспектом урока литературного чтения 4 класса по теме "В гостях у поэта Сергея Есенина" и знакомит учащихся с краткой биографией поэта, показывает народность творчества Есени...

Презентация по чтению на тему "В гостях у поэта Сергея Есенина"

Эта презентация отражает основные моменты биографии Сергея Есенина. Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения в 3-4 классах....