Принципы родительского воспитания
элективный курс (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сальникова Юлия Борисовна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Принципы родительского воспитания»

  • Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
  • Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
  • Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
  • Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.  

Дороти Нолт

Задача:  способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приёмам воспитания детей в семье.

Форма проведения: обучающий семинар.

Подготовительная работа: анкетирование  детей (приложение), подготовка памяток для родителей (приложение).

Ход собрания

1. Вступительное слово учителя.

         Сегодня мы встретились, чтобы поговорить и посоветоваться по вопросам, без анализа которых невозможно правильно построить воспитание ребёнка в семье. Если нас с вами попросят вспомнить фильм «Доживём до понедельника», то мы сразу вспоминаем фразу, сказанную одним из героев: «Счастье – это когда тебя понимают». Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность.

        Но почему, имея всё это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребёнок, имеющий абсолютно всё, завидует другому, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали, чтобы он чувствовал себя необходимым, чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех.

Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? Что надо помнить нам, родителям, чтобы наши дети с радостью общались с нами, а не искали защиты и поддержки вне дома? На эти и другие вопросы мы попробуем сегодня ответить.

2. Анализ результатов анкетирования учащихся.  

Классный руководитель оформляет в виде статистики мнения учащихся по проведенному анкетированию.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми, являются 6 принципов:

  • Принятие ребёнка
  • Признание ребёнка
  • Родительская любовь
  • Доступность родителей
  • Воспитание ответственности и дисциплины
  • Родительский авторитет

       

    Принятие ребенка — это проявление такой родительской любви, когда ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принимать ребенка — значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом  мире.

Признание ребенка — это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей — это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его достоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей.

Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

Признание — это в какой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не  том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совершенное им.

Ребенок должен быть признан и его достоинства должны быть оценены для того, чтобы он имел стимул для своего дальнейшего совершенствования и развития.

Признание может существенно повлиять и на учебные успехи  и на его положение в семье и в коллективе. Если родители в конце учебной недели не только проверяют дневник, но и обсуждают знания ребенка, а также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребенку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях.

Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха и будет стараться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны.

Родительская любовь. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4—5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причин только в ребенке.  Это может быть связано с тем, что в дошкольном или младшем школьном возрасте проявления любви и ласки со стороны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Любовь необходима ребенку еще и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на  те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть, но любви ребенок не ощущает, эти требования останутся невыполненными. Если ребенок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает базовой физиологической и психологической потребности, которая остается неизменной на всем протяжении взросления ребенка. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.

Быть доступным — это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

 Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

Однако родители должны помнить, что проводить время с собственным ребенком — это не значит, без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Быть доступным для ребенка — это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, проговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным — это значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда  ребенок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребенку и в конечном счете — к самому себе.

         Воспитание ответственности и самодисциплины. Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки  быть ответственным. Чем раньше ребенок начнет проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность.

На проявление ребенком вышеназванных качеств огромное влияние оказывают стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в обыденной жизни. Ежедневно родители должны демонстрировать своим детям собственное проявление ответственности перед ними.

  Для соблюдения ребенком ответственности и формирования у него навыков самодисциплины необходимы определенные условия. Одним из главных условий является наличие у ребенка в семье определенных обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно.

     Если у ребенка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны выяснить их происхождение и дать возможность ребенку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребенок должен извиняться сам, пережить стыд и унижение для того, чтобы никогда больше такого не совершать. Миссия родителей — научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя.

Воспитывать у ребенка ответственность — это значит использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребенка не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.

       

   Авторитет. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета.

Родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.

Авторитетность родителей в глазах ребенка - это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.

    Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Правила благополучного родителя

  • Чем больше времени родители проведут со своим ребёнком в детстве и     юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
  • Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребёнком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
  • Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.
  • Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребёнку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от взрослых детей.

3. Анализ ситуаций из жизни класса

Родители обсуждают ситуации, которые необходимо разрешить таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно.

  1. Ваш ребёнок долго учил накануне стихотворение, а в классе ничего не смог рассказать.
  2. Вы многократно повторяете своему ребёнку: «Садись читать!». Ребёнок не реагирует.
  3. Ваш ребёнок ничего вам не рассказывает, и лишь от посторонних людей вы узнаёте, что он ведёт себя плохо.
  4. Ваш ребёнок дерётся с другими детьми, в школе на него постоянно жалуются.

  1. Подведение итогов

Классный руководитель вручает родителям памятки-рекомендации по развитию положительных эмоций у ребёнка и перечисление ритуалов, которые нравятся детям.

Приложение

                               

Анкета для учеников

  1.  Представь ситуацию: «Ты оказался на необитаемом острове».

  С кем бы ты хотел там жить?

  1. Хвалят ли тебя дома?
  2. Называют ли тебя дома ласковыми словами?
  3. Часто ли тебя наказывают?
  4. Кто тебя наказывает?
  5. С кем ты любишь проводить выходные дни?
  6. С кем ты делишься своими тайнами, мечтами?
  7. С кем ты поделишься радостной новостью?
  8. С кем ты поделишься печальным известием?
  9. Есть ли у тебя дома домашние обязанности?

Памятка для родителей

         Папы и мамы! Помните!

     - От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я — хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я — плохой».

     - Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.

     - Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.

    -  Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.

    - Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

    - Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям.

    - Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.

    - Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.

   - Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

                     

Ритуалы, которые нравятся детям

  - Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.

  - Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.

  - В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.

 - Посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой.

 - На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым.

 - В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.

 - Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.

 - Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Принципы родительского воспитания"

Презентация предназначена для проведения родительского собрания . Теоретические знания в сочетании с результатами опроса учеников помогут родителям посмотреть на своих детей с их точки зрения....

принципы родительского воспитания

Презентация к родительскому собранию с анализом анкетирования детей. Источники для презентации были взяты из работ коллег-учителей других сайтов. Спасибо им огромное....

Родительское собрание "Принципы родительского воспитания"

Презентация, приложения к проведению анкетировния, памятки для родителей...

Родительское собрание "Принципы родительского воспитания"

Психолого-педагогическое просвещение родителей  очень важное направление в работе классного руководителя. При подготовке родительского собрания необходимо изучить литературу и  по педагогике...

Родительское собрание "Принципы родительского воспитания"

Презентация для проведения родительского собрания в 1 классе...

Родительское собрание "Принципы родительского воспитания"

Принципы родительского воспитания Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, уч...

Родительское собрание"Принципы родительского воспитания"

Родительское собрание"Принципы родительского воспитания"...