Международный день птиц.
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Субботина Елена Владимировна

Ежегодно наш класс проводит праздник, посвященный дню птиц, который проходит 1 апреля. Ежегодно мы рассказываем о птице года.  В 2015 году год посвящен птице горихвостке. Ребята сами составляли кроссворд, рисовали птиц, сочиняли стихи, считалки о птицах, писали сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_ptits.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ  ПТИЦ.

3 КЛАСС

2014-2015 учебный год.

Сегодня  праздник – День птиц. Птицы  издавна  привлекали  внимание  человека.  Людей  восхищали  яркое  оперение,  мелодичное  пение,  их  смелые,  стремительные  полеты.  Первые  мысли  о  воздухоплавании,  стремление  научиться  летать,  несомненно,  зародились  у  людей  при  взгляде  на  птиц.

Почему без птиц нам не обойтись? Потому  что  птицы  приносят  большую  пользу.  Они  уничтожают  вредных  насекомых,  сохраняя  культурные  и  дикорастущие растен6ия,  помогают  в  их  опылении.  Они  способствуют  распространению  плодов  и  семян.

 Известно,  что  семья  скворцов  уничтожает  за  месяц  до  24000  насекомых  и  их  личинок.  Пара  синиц,  поселившихся  в  саду  вместе  со  своим  потомством,  могут  очистить  от  насекомых-вредителей  40  больших  яблонь. Для  человека  полезны  и  хищные  птицы,  уничтожающие  мелких  грызунов-вредителей  полевых  культур  и  распространителей  чумы,  тифа,  желтухи  и  других  заболеваний.

 Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна.

 

 Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.  Песня о птицах

 Сегодня мы попробуем рассказать о птицах, при помощи различных видов искусства. Но сначала познакомимся с некоторыми из них.

 Ученик 1

От рассвета до заката – вот рабочий день пернатых!

Рано солнышко встаёт за собою в путь зовёт:

Если вырубить леса. Пыль пойдёт под небеса,

Высохнут озёра, обмелеют реки

И не станут птицы в пустыне гнездиться.

Это очень грустно, когда вокруг пусто.

Ученик 2:

"Люди добрые, - проснитесь! На работу торопитесь…      

Птичий хор уже давно раздаётся за окном.

Ждёт птиц трудная работа, целый день одна забота –

Накормить своих птенцов, желторотых "молодцов".

Ну, а им и горя мало, потому что кормит "мама".

Ученик 3:

В тёплом гнёздышке лежат потихонечку пищат.

Им родители приносят много разных вредных мошек.

Столько…, что не перечесть вот за это птицам – честь!

Ученик 4:

Очень ловко ловят мух наши мухоловки

Лишь мелькают тут и там серые головки.

Ученик 5:

Вихрем ласточки летают. Что захватывает дух,

Мошек на лету хватают, очищают воздух.

Ученик 6:

Трясогузка в огороде на пружинке будто ходит.

Вся изящна и стройна в тёмной шапке голова.

Очень ловко вправо, влево всё шныряет то и дело,

Достаёт из-под комков и жуков, и червяков,

И никто не скроется от такой работницы.

Ученик 7:

Кто-то там верху на ёлке  виден чуть из-за иголки,

Это птичка королёк – золотистый хохолок.

Весит он всего 5 грамм, но известен по делам,

Потому что круглый год работать он не устаёт:

Насекомых достаёт из хвоинок ёлок

И зимой он на "посту" несмотря на холод.

Ученик 8:

Что за облако с небес в озеро скатилось,

Это лебедь белая на воду опустилась.

Поплыла, как пава,гордо,величаво,

Распушила пёрышки, вытянула шею.

До чего ж красиво, это просто диво!

Ученик 9:

Оляпка – птичка-водолаз и этим удивляет нас,

По дну реки заправски ходит и много корма там находит.

Оляпка очень осторожна, и подойти к ней невозможно.

Чуть звук какой-то раздаётся, птичка тотчас окунётся.

Ученик 10:

Над рекой на ветке лазурный огонёк,

Это птичка зимородок добычу стережёт.

Сидит долго, долго, свесив длинный клюв,

Кажется, уснула нет... рыбок обманула,

Стремительный бросок – попалась рыбка на "крючок".

Ученик 11:

А это птичка – ремез-синичка у неё гнездо – рукавичка,

Она сама "вяжет" и на ветку прилаживает.

И висит она, как гамачок для синичьих "деточек".

Ученик 12:

Дятел – лесу приятель как заправский лекарь

Он деревья  лечит. Клювом по стволу стучит

Тут же хворь определит. Если дерево больное,

То звучание глухое, если звонко звук стучит –

Дятел дальше полетит. Долбит клювом дупло-дом

И птенцов выводит в нём. Там они на жёстком дне

Сидят долго в темноте, выбираются на волю,

Когда вырастут мозоли. Разлетаются потом,

Оставляя "родной дом".

Ученик 13:

На берёзовом стволе выросла вдруг шишка,

Берестой опутана серая кубышка

Это зяблик трудится, он большая умница,

Смастерил себе гнездо и замаскировал его.

И никто не поймёт, что зяблик в нём живёт.

Ученик 14:

А гнездо у славки только одна травка

Всё оно, как сито, паутинкой свито

И в кустарник вплетено, прочно держится оно.

И никакие ветры его не растреплют.

Славки славно трудятся собирают гусениц в огороде и в саду,

Урожай нам берегут.

Ученик 15:

А щегол – настоящий "щеголь".

Оперение просто диво, всё подобрано красиво,

Где он только пролетит, всякий в след ему глядит.

Стайками щеглы посещают пустыри, будто бабочки порхают,

Сорняки уничтожают.

Ученик 16:

Удивительная птичка –  ну, а кто скажите нам,

Ловко ходит по стволам: вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день? Это птица – поползень.

Настоящий акробат, чистит все стволы подряд.

А у удода клюв, как шило гребешок – петушиный.

Он как бабочка порхает в тёмных дуплах проживает.

Ученик 17:

Голос у иволги, как у флейты и одета она, как фрейлина;

Золотистый сарафан и чёрный бархатный кафтан.

Ученик18:

Ну, а аист, такой франт, он одет в парадный фрак

И на ножках красные сапожки,

Часами терпеливо стоит аист в болоте,

Подбоченившись игриво, будто танцевать он хочет.

Нет… он просто ждёт лягушек, потому что хочет кушать.

Ученик 19:

Всё вокруг белым бело, за окном зима давно,

Только вот на яблонях румяные яблочки.

Не съедобные они это птицы-снегири.

Ученик 20:

С птичками-певуньями веселей живётся,

Потому и надо нам о них позаботиться.

Сделать домик для скворца, для синиц – синичник,

А когда придёт зима – подготовить им корма:

Мячики репейные. Веники крапивные,

Букетики лебеды – и не будет им беды.

(песня  «Хорошо быть птицей»)

 

Если снег повсюду тает, день становится длинней.

Если все зазеленело и в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит к нам пришла весна.

С приходом весны домой возвращаются перелетные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетали в теплые края. По русскому обычаю весну встречают трижды. Первый раз 15 марта – сретенье, второй раз – на Сороки  22 марта в день весеннего равноденствия, третий раз  - 7 апреля на Благовещенье. Эта третья встреча –один из главных праздников весны. В этот день закликали птиц. (Заклички).

Говорят, как Благовещенье встретишь, так весь год и проведешь.

В этот день женщины пекли особое ритуальное печенье, называемое «птушками», «жаворонками», «куликами». Такое печенье было в форме птичек. Ребятишки забирались на крышу и подкидывали птичек или прикрепляли их на нитку к шесту, чтобы они летали по ветру. это символизировало приход весны, весеннее возрождение земли, да и угощались этим лакомством. А еще пели песни л птицах. И мы хотим вас угостить таким печеньем (угощение для первоклассников, песня о журавлях).

А еще в этот ребята играли.

Насиделась детвора, поиграть пришла пора.

 Игра «Заря-заряница» ( с шестом и лентами, считалка при птиц)

Заря- заряница, красная девица,

по полю ходила, ключи обронила,

ключи золотые, ленты голубые,

раз, два – не воронь, а беги как огонь.

Игра в уголки.

Мышка мышка продай уголок,

За шильце за мыльце, за белое белильце

За зеркальце. Мышка мышка дай ключи.

Пойди вон! Там постучи!

Из угла в угол друг за другом –вон!

(или яркую игру у Кондратьевых).

Поиграли, угостились . А знаете ли вы птиц? Я вам загадаю про них загадки, а вы отгадайте.

1. Не княжеской породы, а ходит с короной,

Не ратный ездок, а с ремнём на ноге,

Не сторожем стоит, а всех рано будит  (Петух).

2. По ночам летает на охоту.

Днём не видит да и спать охота  (Филин).

3. Чёрный, проворный, кричит "крак",

Червякам враг (Грач).

4. Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы (Сорока).

6. Белый, как снег, надутый, как мех,

Лопатами ходит, а рогами ест  (Гусь).

8. Он прилетает каждый год туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет, а всё же голос свой имеет (Скворец).

9. Длинноноги, длинношеий, длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.

А как лето пробежит, он уже на юг спешит

По путям старинным, длинным в стае, выстроенной клином  (Журавль).

10. Мать отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду, чужим сбуду (Кукушка).

11. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым – Кле! Кле! Кле! – поет со свистом.

Тем ещё известна птица,  что морозов не боится:

Может в холод самый злой деток вывести зимой(Клёст).

5.В синем небе голосок, будто крохотный звонок (Жаворонок).

(песня «Жаворонок»)

Молодцы, все загадки отгадали. Но одна самая сложная еще осталась. Ежегодно в нашей стране выбирают птицу года. Какая птица стала главной в этом году вам и предстоит отгадать.  Угадайте :

Хвостик рыженький – тут - там, часто кланяется нам…

Приседает, вертится, если люди встретятся.

Съест вредителей садов и споет про пауков

По такому случаю песенку скрипучую.

 Давайте попробуем угадать эту птицу при помощи кроссворда.

(кроссворд)

Главная птица года горихвостка, посмотрите, какая она красивая, послушайте ее голосок (звучит фонограмма). Для этой птички мы приготовили подарок. Многие композиторы музыкой передавали весенние настроение, прилет птиц их голоса, послушайте (фортепианное произведение)

Как-то шла я по лесу, услышала как зимующие птицы вели разговор с перелетными. Очень интересный разговор…

Инсценировка.

Скворец:

Здравствуй, птичка – невеличка,

Здравствуй, добрая синичка!

Грач:

Здравствуй, дятел, наш приятель,

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел:

Расскажите птицы, где вы побывали?

Расскажите птицы что вы повидали?

Скворец:

В жарких странах – жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач:

Бродят там слоны – великаны,

Целый день кричат обезьяны,

Под деревьями вьются лианы,

Там кокосы растут и бананы.

Дятел:

Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили, в странах незнакомых.

Скворец:

Мы скучали по деревне,  по звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям, по соседу воробью.

Синичка:

Вы б для нас потанцевали, мы вас очень, очень ждали!

Грач:

Чтобы было интересней, мы танцуем с вами вместе.

Общий танец.

Синичка:

Дети, гнезд не разоряйте, птичий дом не трогайте,

Яичек теплых не берегите , нас, друзья, вы берегите!

Ребенок:

Мы не станем разорять

Гнезда у пернатых.

Пусть птичьи песенки звенят

На радость всем ребятам.

(Песня о птицах – вокал)?????

В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Нужно соединить первую часть пословицы с другой.

• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ…    ,       А МОРЯ НЕ ЗАЖГЛА.

• ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ…     КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО.

• У КАЖДОЙ ПТИЦЫ…                      РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ.

• ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ…               ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ.

• СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ…              ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ.

• РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА…    ДА НИЗКО СЕЛ.

• СТАРОГО ВОРОБЬЯ…                 СВОЯ ПЕСНЯ.

• ВСЯКИЙ КУЛИК…                      ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ.

• ГЛУПА ТА ПТИЦА…                 СЧИТАЮТ.

• ОДНА ЛАСТОЧКА…                 СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ.

• НАДЕЛАЛА СИНИЦА СЛАВЫ…    ВЫЛЕТИТ, _ НЕ ПОЙМАЕШЬ.

• МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,…        КАК БЫ  КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.

• КОГОТОК УВЯЗ…                    НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ.

Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела

наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут птицы?

(Дети отвечают.)    

Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель.  Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случится. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как

птицы. (Дети отвечают.)

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять кормом…

Не пугайте резвых птичек! Пусть они вокруг порхают,

Крылья их при ярком свете, словно радуга сверкают.

Вы послушайте их песни, что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают нам  леса, сады и поле.

И в работу очень важной нам полезны эти крошки:

Истребляя на растеньях червяков и вредных мошек,

И сады, и нивы наши нам они оберегают,

Не пугайте ж резвых птичек! Пусть они вокруг летают!

И хотелось бы  напомнить вам,  как хрупок этот мир. С каждым годом все больше видов птиц исчезает с лица планеты. Помните об этом, не обижайте братьев наших меньших. Берегите птиц, и мир станет еще прекрасней! Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом   нашего восторга и симпатий.

На нашей планете живут чудесные  создания.

Самые редкие птицы занесены в красную книгу России. Охраняет их государство. Для этого создаются заповедники и заказники. Одни из них находится в нашем крае. Это заказник «Журавлиная родина» и к нам сегодня приехали гости. Это люди. Которые свою жизнь посвятили охране природы. Им слово. (выступление гостей).

Мы часто бываем на Журавлиной родине и хотим поделиться своими  впечатлениями об этих поездках. (сочинения детей, танец журавлей). 

Необходимо  всегда  помнить,  что  птицы – друзья  леса,  сада,  и  огорода!.  Птицам  нужна  наша  помощь,  а  именно  мы  можем  построить  скворечники  и  развешать  их  весной. Нам в этом году были подарены скворечники. Ребята их украсили, посмотрите. Какие они интересные, разные и сейчас мы отправимся дарить птицам новые домики.

Наш урок-праздник закончен.

Мы благодарим учителей, которые помогли нам его провести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «1 апреля - Международный день птиц», 2 класс.

Внеклассное мероприятие «1 апреля - Международный день птиц», 2 класс....

"1 апреля - Международный день птиц"

"День птиц" - история праздника...

1 апреля Международный День птиц - сценарий мероприятия.

Цели: Расширить кругозор учащихся, рассказать о пользе птиц, об их охране.Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность.         Здравствуйте, ребята! Еже...

Презентация к уроку международный День птиц - часть 1

Презентация к уроку международный День птиц - 1 часть....

Презентация к уроку международный День птиц - часть 2

Презентация к уроку международный День птиц - 2 часть....

Внеклассное мероприятие "Международный день птиц"

Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню птиц....

Конспект занятия "Международный день птиц. Кто такие птицы?"

Цель: познакомить с птицами как одной из групп животных, организовать деятельность по изучению внешнего строения и отличительных признаков птиц, познакомить с их разнообразием....