Рабочая программа "Мой многонациональный край"
рабочая программа (4 класс) на тему

Калимуллина Роза Рифовна

Рабочая программа "Мой многонациональный край предназначен для учащихся 2-4 классов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_moy_kray.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского  муниципального района

Республики Татарстан

«Рассмотрено»                                                                          «Согласовано»                                                        «Утверждаю»                                                                                                                                     руководитель МО                                                                     заместитель директора по УВР                              директор школы

-------Миронова З.В.                                                                   -----------Рахматуллина Л.А.                   __________     Чулков П.А.

Протокол №----от                                                                             «      »                2015г                           Приказ №      от                                                                                                                               «   »          2015г                                                                                                                                                                 «   »         2015г

                                                                                               Рабочая программа

Курса «Мой многонациональный край»

в 2-4 классах  на 2015-2016 учебный год

учителя начальных классов

Калимуллиной Розы Рифовны

 

                                                                                                                                                                                 Рассмотрено на заседании

                                                                                                  педагогического совета школы

                                                                      Протокол №1 от «   »                   2015г

                                                      Пояснительная записка

Необходимость введения программы кружка для детей начальной школы «Мой многонациональный край" продиктована рядом факторов. Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. В основе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения лежит знание собственных корней, своей истории, культуры, национальных традиций. Знакомство с народным фольклором дает возможность прикоснуться к жизни народа в разные  времена, к его думам, надеждам, мечтам к его языку и поэзии.  В Татарстане живут представители разных национальностей: русские, татары, мордва, чуваши. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. 
Данная программа разработана и составлена с учетом требований Федерального государственного стандарта второго поколения и учитывает  возрастные и психологические особенности младших школьников. Программа
рассчитана на учащихся 3-4 классов общеобразовательной школы. Содержание курса  включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях. Главная цель кружка пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм, инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческих вечеров, работа над проектами.
 Программа курса начинается введением, в которой раскрывается понятия о событиях давней истории народов Поволжья, верованиях, быте, нравственных ценностях. Предусматривается ознакомление учащихся с произведениями устного народного творчества, дается историка - литературный обзор возникновения и развития культуры и обычаях народов  Татарстана. В программу включены обзорные темы историко - литературного характера. Это дает возможность раскрыть основы исторического развития народов  Татарстана. Даются обзорные темы по многонациональной культуре Татарстана. В состав практических занятий входит подбор материалов к теме, подбор материалов для праздников, составление викторин, шарад.


       Целью курса
 является пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её                     прошлым и настоящим. 

Задачи курса

  • познакомить детей с культурой народов Среднего Поволжья (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.п.);
  • способствовать приобщению младших школьников к реалиям современного поликультурного общества, познакомить  с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
  • познакомить детей с наиболее значимыми национальными традициями и праздниками нашей области;
  • формирование у детей ценностного отношения культурно-историческому прошлому своего народа;

Основными принципами курса являются:

- Личная заинтересованность учащихся;

- Посильность заданий;

- Поддержание познавательного интереса;

- Определённая доля самостоятельности;

- Доступность;

Формы проведения  внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

                                                                     Содержание курса  

№п/п

Темы занятия

Содержание

1

2

3

1.

Вводный урок. По берегам Волги-реки.

Знакомство с историей возникновения названия реки Волги ( два древних названия Итиль и Идель ). Когда появились первые люди Поволжья.

2.

Страницы истории малой Родины.

Знакомство с культурой и духовными ценностями человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Поволжье.

3.

Устное народное творчество

Поволжья.

Знакомство с фольклором народов Поволжья ( пословицы, колыбельные песенки, частушки, сказки)

4.

Сказки народов Поволжья.

Знакомство с народными  сказками. Сказка татарского народа «Два лентяя», чувашского народа «Хитрая плясунья», русского народа « Мудрая дева», мордовского народа « Как собака друга искала».

5.

Национальные праздники народов Поволжья.

Знакомство с традиционными праздниками народов Поволжья: русским Масленица, татарским Навруз, чувашским  Саврани, мордовским Эрьбань чу, которые имеют много общего, но в то же время в них присутствуют национальные особенности.

6.

Национальные игры народов Поволжья.

Знакомство с народными играми, считалками, потешками. Конкурсы, игры, забавы народов Поволжья.

7.

Традиционная  одежда народов Поволжья.

Знакомство с орнаментами, цветом присуще индивидуальным особенностям каждого народа . Посещение Музея народного творчества. Конкурс рисунков и поделок.

8.

Особенности народных танцев народов Поволжья.

Знакомство с этнографическими сведениями о национальных танцев. Просмотр видеофильмов с народными танцами.

9.

Топонимика. Место моей семьи в истории родного края и на карте Татарстана.

Знакомство с этикой гостеприимства . Творческая работа ( с привлечением иллюстрированного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).

10.

Заочное путешествие по родному краю.

Учащиеся знакомятся с важнейшими достопримечательностями и культурными ценностями родного края. Особенности природы края: водоёмы, рельеф, растительный и животный мир. Красота природы края. Изготовление дерева Дружбы и наклеивание на него листочков с личными пожеланиями учащихся.

 

 Учебно - тематическое планирование  

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Вводное занятие. По берегам Волги-реки.

1

2

Страницы истории малой Родины

2

3

Устное народное творчество Поволжья.

4

4

Сказки народов Поволжья.

4

5

Национальные  праздники народов Поволжья.

4

6

Национальные игры народов Поволжья.

4

7

Традиционная  одежда народов Поволжья.

4

8

Особенности народных танцев народов Поволжья.

4

9

Топонимика. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.

2

10

Заочное путешествие по родному краю.

5

ИТОГО

34

Предполагаемые результаты

Личностными результатами изучения курса «Мой многонациональный край» является формирование следующих умений:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Мой многонациональный край» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • Делать предварительный отбор источников информации;
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им;
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Регулятивные результаты

  • Определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий на занятие;
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Тематическое планирование

Количество часов в неделю 1ч, 34 ч.в год

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Результаты освоения учащимися программы кружка

 « Мой многонациональный край»

П

Ф

1.

Вводный урок. Многонациональная Россия.

1

Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента необходимо сформировать:

-  освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей;

- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

- сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основ здорового и безопасного образа жизни.

В рамках  эмоционального компонента  необходимо сформировать:

- гражданский патриотизм, любовь к малой Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

- толиратное отношение

Коммуникативные результаты

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

 - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

 - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Познавательные результаты

- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

-  основам ознакомительного, творческого, усваивающего чтения.

Регулятивные результаты

-Определять и формулировать цель деятельности на кружке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятие.

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

2.

По берегам Волги-реки.

1

3.

Страницы истории малой Родины. Мой край Татарстан.

1

4.

Страницы истории малой Родины. Мой город Казань.

1

5.

Народы Поволжья.

1

6.

Бытовой уклад народов Поволжья.

1

7.

Устное народное творчество Поволжья.

1

8.

Устное народное творчество Поволжья.

1

9.

Сказки народов Поволжья. Русская народная сказка « Мудрая дева».

1

10.

Сказки народов Поволжья. Татарская народная сказка «Два лентяя»,» Три сестры»

1

11.

Сказки народов Поволжья. Чувашская народная сказка «Хитрая плясунья»

1

12.

Сказки народов Поволжья. Мордовская  народная сказка « Как собака друга искала».

1

13.

Национальные праздники народов Поволжья. русский народный праздник Масленица.

1

14.

Национальные праздники народов Поволжья. . Татарский народный праздник Навруз

1

15.

Национальные праздники народов Поволжья. чувашский народный праздник  Саврани.

1

16.

Национальные праздники народов Поволжья  Мордовский народный праздник Эрьбань чу.

1

17

Национальные игры народов Поволжья.Русские народные игры

1

18

Национальные игры народов Поволжья Татарские народные игры.

1

19

Национальные игры народов Поволжья Чувашские народные игры

1

20

Национальные игры народов Поволжья. Мордовские народные игры.

1

21

Традиционная  одежда народов Поволжья. Особенности  в орнаментах русского народа

1

22

Традиционная  одежда народов Поволжья. Особенности  в орнаментах татарского народа.

1

24.

Традиционная  одежда народов Поволжья. Особенности  в орнаментах  мордовского народа.

1

25.

Особенности народных танцев народов Поволжья. Русские народные танцы.

1

26.

Особенности народных танцев народов Поволжья. Татарские народные танцы.

1

27.

Особенности народных танцев народов Поволжья. Чувашские народные танцы

1

28.

Особенности народных танцев народов Поволжья. Мордовские народные танцы.

1

29.

Топонимика. Место моей семьи в истории родного края и на карте Татарстана.

1

30.

Практическое занятие. Моя родословная.

1

31.

Достопримечательности и культурные ценностями родного края.

1

32.

Особенности природы  родного края.

1

33.

Природные богатства нашей малой Родины.

1

34.

 Фольклорный праздник «Мы разные, но мы вместе». Создание итогового проекта.

1

Материально-техническое обеспечение курса

1. Аникин  В.П.  Русские  народные  пословицы,  поговорки,  загадки  и  детский  фольклор. М.,2007.

2. Баскаков Н.А. Русские  фамилии  тюркского  происхождения. М.,2011. .,

3. Валитова Р.Г. Элифба.2010

4. Видманова   Е.К. Азбука  2010

5. Волков Г.Н. Тавансаамах . 2010

 6. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: Игровые прелюдии. Иркутск, 2010

7. Гумилеев Л.Н. Древняя  Русь и Великая  степь. М., 2010. ,

8. Ермошкина А.А. Чаваш азбуки 2011.

9. Егоров В.Л. Историческая география  Золотой Орды в 13-14 в. М., 2011,.

10. Капица О.И. Детский фольклор. Л., 2008.

11. Мухмамедьяров  Ш.Ф. Основные  этапы  происхождения и этническая  история  татарской  народности. М., 2011.

12. Печников О.И. Чавашлакаласма веренетпер.2011.

13. Пословицы русского народа: Сб. М., 2007 (и др. изд. сб.).

14. Рыбникова М.А. Загадки. М.; Л Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л., 1978. С. 41-43, 166-174. Даль В.И.

15. Сафиуллина Ф.С. Татар теле.2012.

16. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. Сост.. М., 2009.

17. Татары среднего Поволжья и  Приуралья .  М.,  2012

18. Федоров-Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М., 2011

19.Халиков А.Х. Татарский народ  и его предки. Казань, 2010.

20. Халиков А.Х. 500 русских фамилий булгаро-татарского  происхождения. Казань, 2012

21. Хайдарова Р.З. Татарский язык.2013.

22.Чередникова М.П. Русское устное народное творчество. Голос из детства дальней дали .М., 2002.

25. Юман А.Ф. Яковлев ячелле.2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубань - многонациональный край

Внеурочная деятельность ФГОС "Кубань - многонациональный край"...

Кубановедение, тема: "Кубань-многонациональный край"

урок кубановедения в 1 классе по теме : "Кубань- многонациональный край"...

Кубань - многонациональный край 1 класс

Региональный компанент. Кубановедение. Урок для 1 класса - "Кубань - многонациональный край"...

Урок "Кубань - многонациональный край"

Урок по кубановедению для учащихся 2 - 3-х классов. Тема урока "Мы - экипаж одного корабля". Можно провести как классный час....

Рабочая программа "Мой многонациональный край"

Рабочая программа "Мой многонациональный край предназначен для учащихся 2-4 классов ....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС ООО) курса "Мой многонациональный край".

      Целью курса является пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с ее  прошлым и настоящим.       ...

Проект «Многонациональное Оренбуржье» по теме «Я живу в многонациональном крае»

Наш многонациональный район представляется мне деревом, ствол которого – русская культура (так как численность русских в нашем районе, да и в стране тоже, составляет самый высокий процент), а мн...