Тематический классный час по теме: «Под крышей дома твоего»
классный час на тему

Тематический классный час по теме: «Под крышей  дома твоего»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический классный час по теме: «Под крышей  дома твоего»

Цель: создание условий для укрепления взаимоотношений в семье

Задачи:

формировать у учащихся чувство благодарности, уважительного отношения детей к  родителям и укрепление дружеских семейных отношений;

содействовать повышению интереса учащихся к истории своей семьи и семейным традициям;

воспитывать чувство гордости за свою семью;

создать благоприятную атмосферу общения;

способствовать  развитию взаимоотншений образовательного учреждения и родителей учащихся.

обменяться опытом семейного воспитания, поделиться умением готовить семейные торжества и праздники.

I. Оргмомент.  

- Здравствуйте, ребята, уважаемые взрослые. Я рада всех вас видеть. Мне нравится, когда вы улыбаетесь при встрече со мной, и мне нравится улыбаться вас в ответ. А это значит, что вместе нам хорошо.

О чем пойдет речь сегодня, узнаете, отгадав загадку

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Как вы понимаете, что такое семья? (мнения детей)

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вздохните и выдохните. Прислушайтесь, пожалуйста…

1.. Песня в исполнении Георга Отса “С чего начинается Родина?”.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается…
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

-    Откройте глаза.  Ребята, понравилась вам эта песня? О чём она?

Дети: О Родине, о маме, о товарищах, о доме …

-   Почему после уроков вы так спешите домой?

Дети: Потому что мы любим свой дом,  свою семью.

 

-   Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого человека есть свой дом. и где бы мы ни были, мы всегда помним о нём. Он притягивает нас своими теплом. Дом – это не только крыша над головой, но и твоя семья – самые близкие тебе люди.

III. Сообщение темы занятия.

-. Когда строят дом?

Д: Дом строят, когда надо где-то жить.

Д:  Дом строят, когда создаётся семья.

-   Назовите слова, которые помогают нам представить слово ДОМ.

Д: Дом – изба – квартира – жилище.

-   А изначально дом – жилище, изба. В древнем русском языке слово  (слайд 5):  ИСТБА означало “БАНЯ, ТЁПЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ”. Знаменитые лингвисты, составители словарей Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович и Репин Владимир Владимирович трактуют эти слова так: (читаю со словарей):

ИЗБА – деревянный крестьянский дом;

Сравните слова (слайд 6): ИСТОПИТЬ, ТОПИТЬ, ТЕПЛО .

ИСТОПИТЬ – топкой нагреть, закончить топить;

ТОПИТЬ – поддерживать огонь в очаге, в печи;

ТЕПЛО – нагретое,  тёплое состояние чего- нибудь, помещения; тёплое, нагретое место, помещение; сердечное, доброе отношение между людьми.  Посмотрите, здесь у нас нарисован дом ( на доске дом,  на крыше которого написано «тепло»)

IV. Основная часть.

1. Дом – начало всех начал.

-   Представьте, что мы с вами большая дружная семья. Чтобы в нашем доме было хорошо, давайте соберём то, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье ЛЮБОВЬ.

А вам?

Д.-   Уважение,  понимание,  уют,  забота,   доброта

(родители высказывают свое мнение, дополняют ответы детей)

Работа в группах (дети, родители) : «построить» дом
(Во время проговаривания учениками   "бревна", на которых написаны слова, используются группой при работе. В результате обе группы выстроили "дом". На "крыше" написано слово тепло.


- Вот мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с  другом  (дети встают в круг и ладошками передают друг ругу тепло)

- А теперь со своими родными и близкими людьми (дети передают тепло рук мамам и бабушкам)

-  К слову ДОМ придумайте прилагательные.

Дети: Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый.

-   А теперь придумайте глаголы.

Дети: Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит.

В доме уютно, а это самое главное.

-   Так что же такое дом ?

Дети:ДОМ – это вся твоя жизнь и радость, воспоминания….

(звучит 2 куплет песни «Родительский дом»)

Ребята, скажите, с чего же начинается Родина? ( с дома)

Правильно,  слово «РОДИНА» начинается здесь, в доме.

2. Что значит Родина?

Ученик:

- Родина! Что это значит?

Учитель:

- Это цветы, что растут в нашем крае.
- Это река, что в горах наших скачет.
- Это заря, что горит, не сгорая:
- Родина - это глаза моей мамы,
Полные слез или в искорках смеха.
- Родина - это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.
- Родина - слова не знаю чудесней,
В нем - наши сказки и славные были.
- Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
- Родина - это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
- Родина - это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!

Ученик:

- И эту большую дорогу мы начинаем от родного дома?

Учитель:

-  Да, ребята, от родного дома, от самого близкого нам человека. Как вы думаете, кто это? Правильно, мама.

Мама, мать – это нить, которая связывает все поколения. Маленький человечек, только-только начинающий говорить, неуверенно складывает своё первое в жизни слово – «ма-ма», и , почувствовав удачу, смеётся, счастливый.

Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню земли, довольно родившей ржи и пшеницы, и произносит: «Спасибо  тебе, мать-кормилица!»

Солдат, наткнувшийся на встречный огонь врага, слабеющей рукой посылает последнюю пулю: «За Родину-мать!»    Все самые дорогие святыни названы и озарены этим именем, потому что с ним связано и само понятие жизни.      И не случайно сегодня  ваши мамы и бабушки пришли сюда, чтобы вам было уютно и тепло на нашей встрече.

-  Ребята, а что необходимо для того, чтобы вам было тепло и уютно не только в доме, но и в семье?

Д.- Любовь, ласка, добро, уважение.
- Это необходимо только вам?
Д.- Нет, любовь нужна всем, взрослым и детям.

3. «В сердце для каждого нашли уголок».

 (маленькие сердечки прикрепляются на одно большое сердце на доске)


- Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. А теперь впишите в сердце кого вы впустили в него, не забудьте про себя.

(на доске макет большого сердца с надписью «В сердце для каждого нашли уголок», дети и родители записывают слова на маленьких сердечках и прикрепляют эти сердечки на большое сердце)

- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах.
- А может ли человек жить один и называть себя семьей?


Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь?- спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри !- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

4. «Школьная семья».

-  Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс первый и третий вместе  назвать семьей?
-   У нас с вами тоже школьная семья. И впереди ещё много дней  совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.


- Каковы ваши обязанности в семье?
Д….(Ответы учеников.)


-   Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на   партах  и будем по ним жить.

(у детей правила жизни в классе)

-  Мы будем:

Называть друг друга по именам.

Защищать наших друзей, если их обижают.

Помогать им в беде.

Помогать им в учебе.

-  Мы не будем:

Грубить друг другу.

Пускать в ход кулаки.

Говорить друзьям обидные слова.

 - Да мир в семье дороже всего. И у нас дружная школьная семья.  И год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните,  мудрую заповедь:   «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».  В семье есть такая традиция: отмечать семейные праздники. Скучен и неуютен дом, где праздники видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собираться вместе за праздничным ужином, принарядиться не для гостей, а для себя и своих детей, поставить любимую песню, порадовать близких подарком. Сам собой праздник не получится, не придёт сама в дом новогодняя ёлка, не испечётся вкусный торт, не возникнут подарки-сюрпризы. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость – чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе.

5. Семейные традиции.

- Уважаемые  родители, когда вы верите, в своих детей то они стараются соответствовать вашим ожиданиям. Мы развиваем таких детей, какими они приходят в школу, с тем багажом, который получили в семье. Народная мудрость гласит «Что посеешь, то и пожнешь». Семейные традиции и есть то, что могут «посеять» родители в душах своих детей. Это сплочение семьи, почтение и уважение старших поколений, развитие детей в том направлении в каком вы видите будущего своего ребенка. Когда, ребята, я готовила эту встречу , я интересовалась у ваших родителей есть ли в ваших семьях какие-нибудь традиции и узнала много интересного. Давайте послушаем ваших мам

(Мамы и бабушки рассказывают о тех традициях, которые существуют в их семьях, говорят о том –  это новые заведённые ими традиции или приобретённые от своих родителей и как долго они существуют)

- В подтверждении ваших слов мы с детьми сделали коллаж на тему: «Семейные традиции глазами детей». Когда мы готовили этот коллаж, мне дети рассказали, что в некоторых домах на стенах висят фотографии всех членов семьи – это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда на видном месте – увеличенные портреты отца и матери. «Родители», «родина» - однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции нашего народа. Давайте все вместе озвучим чувства благодарности родителям за семейные традиции.

6. Упражнение «Камень благодарности» и раздача буклетов «Традиции твоего дома»

- Сейчас прошу всех  встать в круг. (дети и мамы встают в круг)   Каждый участник, держа в руках камень, высказываясь, начинает со слов: «Я благодарна своим родителям за семейную традицию …».

- Разрешите подарить вам такие буклеты, которые проинформируют вас о существующем разнообразии семейных традиций в мире. (раздаю буклеты каждой семье)

7. Знакомство с семейной традицией «Совместного изготовления сувениров из солёного теста»

- А сейчас я хочу рассказать вам о традиции, которая существовала издавна на Руси.

- Эта  семейная традиция выпекать из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. Приготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем. Из соленого теста изготавливали поделки, сувениры, кукол, фигурки, которые дарились на праздники в знак благополучия, плодородия и сытости. Считается, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, является символом богатства и благополучия в семье. Постепенно традиция изготовления фигурок из теста была утеряна, но в последнее время стала возрождаться. И в нашей школе вы знаете,  в этом учебном году ведётся кружок, где мы с вами изготовляем такие изделия. Преподнесите,   пожалуйста, подарки своим мамам и нашим гостям и пожелайте всем богатства и благополучия в семье.

8. Государственные праздники в России

- Традиции отмечать праздники существуют не только в маленьких семьях, но и в больших семьях. Все мы живём в огромном государстве под названием Россия. И в нашей стране, как и в других странах,  тоже существуют традиции отмечать государственные праздники. Посмотрите, пожалуйста,  на экран. И скажите, какие государственные праздники отмечает наша страна .

(идёт презентация «Государственные праздники  России»)

- В нашей школьной семье уже давно укрепились  традиции отмечать вместе многие из этих праздников. Например,  день знаний 1 сентября у нас всегда проводится вместе с родителями. Скоро ожидаются новые праздники. Назовите, какие? (23 февраля- день защитника Отечества и 8 марта – международный женский день). Правильно, и вы знаете, что ваши родители также всегда принимают участие на этих праздниках , как и на других тоже.

V. Заключительная часть.

1. Упражнение «Плодородный сад»

(На  доске  плакат,  на котором  нарисовано  дерево. Участникам  раздаются  яблоки (зелёные – детям,  красные – родителям),  на которых все пишут ответы на вопросы)

- Я попрошу и вас, ребята, и вас, уважаемые мамы, написать ответы на вопросы

Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Что было для вас важным?

Что вам понравилось?

Чему вы научились?

- Давайте приклеим зелёные яблоки  на дереве, красные под деревом.

2. Заключительное слово.

- Сегодня мы много говорили о разных традициях.  Для чего они нужны? (ответы детей: чтобы было интересно; чтобы семья была крепкой, дружной; традиции помогают хранить историю семьи, народа,  помогают не забывать нам своих предков)

- Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать их из поколения в поколение. Главное, они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у всех  и у детей,  и взрослых был родной дом. потому что какова наша семья – таковы и наши дети, каким будет наше будущее – такой будет и Россия.

Сегодня мы не будем нарушать одну из традиций нашего класса.  Какую?  (чаепитие)

Мы будем пить чай. Мы хозяева, а присутствующие – наши гости. Хозяева, приглашайте гостей к столу! Гостеприимство – это тоже добрая традиция. Дорогие гости, отведайте наше угощение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа по теме: «Горчичная история Волгоградского региона»

Тема "Горчичная история Волгоградского региона" относится у разделу тем по краеведению, изучению истории и хозяйства родного края....

Конспект тематического классного часа на тему «Режим дня»

Цели: убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; учить составлять режим дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время.Оборудование: мо...

Тематический классный час на тему «Моя малая родина. Мой родной марийский край»

Тематический классный час на тему «Моя малая родина. Мой родной марийский край»...

Тематический классный час по теме ЗОЖ: "Если хочешь быть здоров"

В век технического прогресса и завоевания, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что важнее всего? Конечно же, здоровье! Это главная ценность человека. Здоровье не купишь ни за какие деньги. Буд...

Классный час на тему "Простые правила твоей безопасности"

классный час на тему : "Простые правила твоей безопасности"...

Тематический классный час на тему «Трагедия – Беслан»

Террористический акт в Бесла́не — захват заложников в школе № 1 города Беслан (Северная Осетия), совершённый террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки...

Международный тематический классный час на тему: "Короновирус, что я должен знать и уметь"

Коронавирусная инфекция COVID-19 очень быстрыми темпамираспространилась по всему миру, вызвав пандемию.Мир не в первый раз сталкивается с пандемией, но коронавирус вызвалневиданный по масштабам кризис...