Выступление на тему "Бесконфликтная среда в школе"
статья (4 класс) на тему

Аввакумова Людмила Анатольевна

 

В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями.    

   В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными. Как создать бесконфликную школьную среду? Несколько простых секретов бесконфликности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beskonfliktnaya_situatsiya_v_shkole.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление подготовила

Аввакумова Л.А.

Бесконфликтная ситуация в школе. Как этого достичь?

1 Вступление

   Психологи утверждают, что конфликт в педагогике - это  противоречие, вызванное несоответствием уровня личностного развития педагогов и школьников и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса. Конфликтная ситуация является для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление (разрешение) которого переводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного развития.

   Школа – социальный институт, в котором ученики усваивают нормы отношений между людьми. Конфликтные ситуации неизбежны  в педагогической деятельности.

    Любая педагогическая ошибка способна повлечь за собой массу новых проблем, в которые включаются уже другие люди. Чем больше участников втянуто в конфликт, тем хуже, тем труднее им управлять. Поэтому конфликт проще гасить в самом начале.

   Рассмотрю два типа конфликтов: учитель-ученик и ученик-ученик.

2. Конфликт «учитель-ученик»

   В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями.    

   В школе ребенок проводит большую часть времени. Поэтому конфликты, которые неизбежно возникают между подростками и учителями, являются для него очень серьезными.

Причины конфликтных ситуаций  (мотивационные конфликты)

Претензии к ученикам: опаздывают, переговариваются, списывают, отвлекаются, ленятся, ссорятся;

 К педагогам - непонимание между учителем и учеником («я только повернулся за карандашом, а она уже замечание сделала»);

- неоптимально выработанные и несогласованные критерии оценки («выходило 4, а поставили 3»);

- отсутствие преподавательских умений («неинтересно, скучно»);

- слабость педагогической этики и такта («чуть что не по ней, сразу начинает кричать и ругаться»);

- авторитарный стиль преподавания («мое дело учить, а ваше – молчать»);

- непонимание возрастных особенностей или истинных мотивов поведения учащихся (повышенная тревожность, самоутверждение в группе, привлечение внимания, низкая самооценка и т.д.)

3.Конфликт « ученик-ученик», («учитель-родитель»)

на мой взгляд, чаще происходит в начальной школе.

   Основные факторы риска закладываются еще задолго до поступления в школу. Их диктует семейное воспитание. По мнению специалистов, более всего рискуют:

  1. Благополучные, но гиперопекаемые дети.  «Кумир семьи» привык все получать по первому требованию. Но если ему подчинялись и уступали, то в коллективе он сталкивается с жестким отпором и просто не знает, как себя вести.
  2. Дети из неполных либо неблагополучных семей. Здесь конфликты — норма жизни, и ребенок с детства ориентирован на них.
  3.  Дети, испытывающие на себе так называемое «родительское программирование». Взрослые постоянно диктуют им цели, которых они должны достичь: стать отличником, получить золотую медаль и т.д. Ребенок вынужден соответствовать этим требованиям, поэтому адаптирует собственное поведение к чужим ожиданиям. В результате отсутствуют творчество, инициатива.

  1. Вывод

   Педагогически правильное разрешение конфликтных ситуаций - это  профессиональная обязанность учителя.

   Социальный статус участников конфликта, разница в возрасте, жизненный опыт определяют разную ответственность за ошибки в разрешении конфликта, в большей мере она должна лежать на учителе.

   Профессиональная позиция обязывает учителя взять на себя инициативу в разрешении конфликта, поставив на 1-е место интересы ученика как формирующейся личности.  

5. Заключение

Простые секреты бесконфликтности

  1. Создайте теплую атмосферу при взаимодействии.
  2. Самый главный человек на свете - тот, кто перед вами.
  3. Ищите то, что вас сближает.
  4. Шутка позволяет снять психологическую усталость
  5. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
  6. Заканчивайте  беседу  комплиментом.  
  7. Учитывайте личные интересы родителей.
  8. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
  9. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.  Ведь существует две правды.
  10. Помните, что в момент конфликта наблюдается приоритет эмоций над разумом;
  11.  Не говорите обидных слов, нервозность одного рождает нервозность другого, злость порождает злость. Чтобы ваше слово действовало, говорите деликатно,  не оскорбляя.
  12. Ориентируйтесь на достоинства человека.

Следует помнить: конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Показ ролика «Бесконфликтная школьная среда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление"Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника"

В работе рассматривается характеристика воспитательной среды, её компоненты, методы и приёмы становления.   Большое внимание уделяется реализации  программы воспитательной работы « Хочу...

Здоровьесберегающая среда в школе

Здоровье подрастающего поколения никого не оставит равнодушным,будь то родитель или педагог. Причин , ведущих к ухудшению здоровья множество. Способов укрепления здоровья в наше время предостаточно......

Выступление "Информационно-образовательная среда школы"

Выступление на педсовете о внедрении учителями в своей работе ИКТ, плюсы и минусы....

Методическая разработка урока Окружающего мира Николаевой Елены Рудольфовны Класс: 3 Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда. Программа: «Школа России» Автор учебника: А. А. Плешаков

I. Основная часть1. Методическое обоснование темы.2. Методические рекомендации по проведению урока.3. План урока4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).5....

Соревнования среди учителей школ г. Калтан.

В Калтанском городском округе соревнования проходят не только между учениками, но и учителя. Соревнования проходят интересно, задорно, не смотря на то, что занято призовое место или нет. Вот и к 8 мар...

Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС

Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...

Формирование здоровьесберегающей среды в школе

Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе...