Здоровьесберегающая среда в школе
статья по теме

Рязанцева  Марина Николаевна

Здоровье подрастающего поколения никого не оставит равнодушным,будь то родитель или педагог. Причин , ведущих к ухудшению здоровья множество. Способов укрепления здоровья в наше время предостаточно...О них эта работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pechatnaya_rabota.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

             

Проблема здоровья учащихся  российских  школ

и  ухудшающие его  факторы.

До  1991 года о здоровье учащихся школ было принято заботиться планомерно , показатели заболеваемости были ниже и процент детей с хроническими заболеваниями , врожденными патологиями и соматическими расстройствами не шел ни в какое сравнение с современными  данными о состоянии  здоровья школьников , но ведь и влияющих неблагоприятных факторов было много меньше.С течением времени вместе с экономическим ростом страны, вступившей в эпоху различных техногенных , экологических и других катаклизмов , произошла смена идеологии и расслоение общества ,что незамедлило сказаться на  той среде , которая напрямую влияет на психо -физическое здоровье , социальную адаптацию ,нормальный рост и развитие будущего поколения России .

  Что же имеют наши дети? Недостаток витаминов, неправильный режим дня , все возрастающие учебные нагрузки , а в противовес им заметно уменьшается двигательная активность детей , свободное время все  больше  посвящается просмотру видеофильмов , компьютерам , а общение через  Интернет заменяет нормальное человеческое общение со сверстниками.  Массовый характер приобретает курение , употребление пива , токсикомания  и наркомания.     Актуальна проблема  употребления «одурманивающих» (психоактивных ) веществ , вовлечение учащихся в деятельность различных  сект.  Все эти факторы не могут не влиять на здоровье учащихся , вызывают многие серьезные заболевания ,и как следствие , сказываются на готовности учащихся к обучению в образовательных учреждениях.  Ведь даже если ребенок хорошо развит психически, интеллектуально,  но при этом часто болеет простудными заболеваниями, имеет хроническую болезнь , учиться в школе ему будет трудно. А детский организм очень остро реагирует на экологический дисбаланс , отсюда заболевания дыхательной системы .аллергии , снижение иммунитета , нарушение обмена веществ .

Патогенное  воздействие окружающей среды («внешкольные факторы»)

Среди многочисленных факторов , негативно влияющих на здоровье , все больше становится «внешкольных факторов» , связанных со всеухудшающейся экологией. Образовательное учреждение должно вести работу с учащимися по вопросам защиты  от вредных  факторов природной среды, формировать экологическую культуру школьников., повышать уровень возможностей организма для противостояния  отрицательному воздействию. Необходимо  создать условия внутри образовательного учреждения, позволяющие не испытывать растущему детскому организму отрицательное  влияние   других ( видеоэкранных средств, макросоциальных техногенных , медико-гигиенических)факторов.

Экологические факторы.  Москва – экологически неблагополучный мегаполис , в котором невозможно полностью уберечься от воздействия воздуха, загрязненного продуктами отработки промышленных предприятий , находящихся внутри черты города ; воды, растительной пищи , которая впитывает  яды из земли , воздуха. Для  нейтрализации этих 15-20% экологически значимых для здоровья уч-ся факторов .определяющих самочувствие  человека , очень важно помочь молодому , растущему организму  бороться с их «последствиями» , максимально обезопасить себя от этого воздействия.

Техногенные факторы.  Атрибутами  современного индустриального общества также являются и частые поездки на городском наземном и подземном транспорте, выхлопные газы , городской  шум, складывающийся из шума автомобилей , заводов , гула толпы ;       электромагнитное излучение и др. Риск оказаться жертвой различных дорожно-транспортных аварий, терактов ,стать заложником, является причиной расстройств детской психики , депрессивных состояний ,негативно отражается и на физическом здоровье ,которое находится в неразрывной связи с психологическим комфортом , психическим здоровьем человека.

Медико-гигиенические факторы.  Имея уже диагносцированные психо-физические проблемы со здоровьем шанс провести на должном уровне диагностическое обследование и получить медицинскую помощь очень невелик. А ведь качество , доступность  и уровень оказания медицинской помощи  почти на 10 % определяет здоровье человека . Наша медицина потеряла свое профилактическое значение и все больше стала обращать внимание на лечение заболеваний человека. В этих условиях , когда усилия направлены на защиту уже заболевшего в большей степени ,чем на профилактику сезонных вирусных , инфекционных ,возрастных, хронических болезней , приходится существовать  и выживать нашим не совсем здоровым детям. Часто реальная деятельность по сохранению и укреплению здоровья заменяется пространными рассуждениями на данную тему различными структурами власти и управления . На данный момент нет достаточных методик ,систем оценок ,которые позволили бы охватить все составляющие здоровья человека. Для успешного решения  задач  по сохранению и укреплению здоровья, нужны усилия не только медицинских работников , физиологов , психологов , но и социологов, педагогов.

Макросоциальные факторы. Говоря о здоровье надо иметь в виду не только  физиологические составляющие , но и  нравственность , духовность, социально-психологические составляющие и рассматривать ,обязательно в системе ,меры по сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье напрямую связано с образом жизни человека. Жизнь ученика зависит  и от его окружения , то есть , в первую очередь ,от одноклассников , затем от друзей , приятелей , соседей , родителей , учителей. Именно оно (окружение) влияет на формирование личности    именно от него зависит выбор решений каждого конкретного человека , оно формирует привычки , а также моральные и этические установки.

Видео-экранные средства , СМИ, мобильные телефоны. Нельзя не остановиться на воздействии телевизора , видеомагнитофона ,компьютера мобильных телефонов, которые стремительно входят в нашу повседневную жизнь , жизнь школьников. На поведение , психо-физическое здоровье  школьников влияют и СМИ. Влияние это чаще негативное: информационные передачи, статьи СМИ поставляют нам такие факты и сведения , что у ребенка проводящего какое-то время перед телевизором формируется состояние невроза. Реклама подчас агрессивна , «зомбирует» людей , в открытую рекламируются слабоалкогольные напитки ,искусственно насаждая «стиль» поведения. Огромный поток информации ,зачастую ненужный, обрушивается на головы неокрепших психически детей и подростков, вызывает перегрузки памяти , отвлекает , утомляет , повышает уровень тревожности , ведет к стрессам ,депрессии. Государственные образовательные учреждения не могут коренным образом повлиять на работу СМИ ,но им под силу  регулировать их воздействие на психику и здоровье.  Недостаточное финансирование нашего образования, примерно на  1/3 от потребностей, духовно–нравственное падение общества , повышенный интерес и стремление к материальным ценностям, заменяющим духовные , постоянно снижающийся уровень культуры (скудность словарного  запаса , примитивный характер общения) - все это разрушительно для  психического здоровья школьников. Часто им приходится наблюдать  противоречие в том ,чему их учат в школе ,на примерах классической и современной литературы , и действительности.         Множество « внешкольных» факторов , угрожающих психическому и физическому здоровью, развитию и нормальному функционированию ребенка , не должны вызывать у педагогических работников школы, администрации панических настроений  , когда опускаются руки и захлестывает безысходность . Наоборот , школа и система образования должны помочь родителям и самим учащимся, устоять перед разрушительным влиянием из вне. Но прежде чем рассмотреть педагогические мероприятия ,способные помочь в решении задачи сохранения здоровья ,нельзя не затронуть и педагогические факторы .которые не меньше , а может даже и больше оказывают влияние на подрастающее поколение.

  Педагогические факторы. Многие специалисты( медики , физиологи, психологи, педагоги ) считают , что возрастающая учебная нагрузка является одной из главных причин ухудшения состояния здоровья школьников. Есть и другие факторы риска.

Стрессовая педагогика . У нашей современной российской школы есть свои задачи ,решая которые нельзя забывать о сохранении  и укреплении здоровья . И каждый педагогический работник должен четко представлять себе не только те факторы в жизни школы и школьника , пагубно влияющие на  здоровье ребенка ,но и то как и что надо сделать, изменить ,для того чтобы ситуация стала благополучной для ученика. Наиболее значимым из педагогических факторов  является стрессовая тактика педагогических воздействий.   Современный ребенок почти постоянно испытывает стресс в силу следующих причин : ограничение времени на уроке и во внеурочное время , неудовлетворенность учителей ответами , поведением и т.д.,  недовольство родителей качеством знаний , темпами обучения ребенка и др. Повсюду его преследуют окрики ,замечания, придирки, психологическое давление. Это стало нормой ,ну а взрослые ,порой , и на более серьезные вещи не обращают внимания. А ведь постоянное напряжение в ожидании упрека ,обвинения в несостоятельности –источник стресса. В классах где педагог жесткий , недоброжелательный ,заболеваемость в 3 раза выше , невротических расстройств     в 1,5-2 раза больше ,чем в тех классах ,где царит атмосфера взаимопонимания , учитель настроен спокойно и доброжелательно. Фактор стресса ,по утверждению физиологов ,и ограничение времени какой –либо деятельности. В нашей традиционной школе успешность ,качество знаний , обученность заменяется количественными показателями. Это в равной степени относится и к скорости письма и к скорости чтения, форсирование которых по данным исследований Институтом возрастной физиологии РАО  нарушает их психофизиологическую структуру.

Несоответствие методов и приемов обучения возрастным и функциональным возможностям человека.  Следующий фактор риска - непродуманность в использовании различных образовательных технологий , отсутствие взаимосвязи  в  их  использовании  с психологическими , возрастными особенностями и возможностями. Например , обучение письму без отрыва заставляет совершать ребенка  нелогичные биомеханические движения ,что влечет за собой приостановку , задержку дыхания , и даже провоцирует гипоксию. Проблема адекватности педагогических воздействий физиологическому состоянию особенно остро стоит при поступлении в 1 класс  и при переходе  из начальной школы в основную.

Повышение интенсивности учебного процесса. Снижает работоспособность и ведет к переутомлению и высокая интенсивность учебного процесса , которая  растет за счет :

1)увеличения количества учебных часов ,внеурочных занятий (дополнительных , факультативных ,индивидуальных ) .Министерство Образования   опубликовало данные о том , что учебная нагрузка за последние 50 лет увеличилась на 43 ,5 %.  2)уменьшения   количества   учебных  часов , при  сохранении  и , зачастую, увеличении объема учебного материала. Но при этом за тот же период произошло  сокращение объема учебного  материала по филологии на 49 % , а в области математики оно дошло до показателей в 62 %. Содержание образования же в начальной школе не уменьшилось .  Знания , умения  и  навыки, предъявляемые как  к выпускникам начальной школы , так и к учащимся  каждого из 4 классов(с1 по 4),  должны  соответствовать, отнюдь не упрощенным, образовательным стандартам. Поэтому постоянно  продолжает увеличиваться  объем домашних заданий ,а интенсификация  непосредственно самого образовательного процесса неуклонно ведет к утомлению и переутомлению . Из-за несоблюдения  элементарных санитарно-гигиенических норм  почти в 5 раз увеличивается нагрузка на  органы зрения , осанку  , в 4 раза на психику.  Надо учитывать , что на здоровье  влияет  и незнание  учителями  , директорами и заместителями директоров   особенностей детей , их потенциальных возможностей , зависящих  и  от  возраста  и от физического , психического здоровья учащихся.

Частичное разрушении служб врачебного контроля.  Уже ни для кого не секрет , что  школьный врач имеет  в  поле своей профессиональной  деятельности  3-4 школы , в которых он  пытается и более-     менее  успешно  проводит с помощью  медсестры  плановую  вакцинацию , организует  , в лучшем  случае , в стенах  школы  осмотры специалистов, а в худшем  направляет в поликлиники для прохождения медицинских осмотров. Есть и такие  школы,. где нет не только штатного врача,но и медицинская сестра  бывает в школе 1-2 раза в неделю , и на ее плечи ложатся те первостепенной  важности  мероприятия , которые нельзя не провести ,но работа эта, по сути, минимальна. Что же тогда говорить  о целенаправленном  « ведении» вопросов  здоровья : систематическом  наблюдении  специалистов , профилактических мероприятиях , отслеживании и коррекции  физиологических возрастных изменений растущего детского организма . О систематическом  наблюдении мечтают многие школы , как и о постоянно действующем стоматологическом кабинете , кабинете по охране зрения , о необходимых физиотерапевтических приборах , массажистах, бассейнах ..

Преподавание физической культуры. Двигательная активность складывается  из ежедневной  и периодической. В целом физическая активность должна занимать ¼ всего времени( без учета дневного и ночного сна).Растущему организму нужны физические нагрузки. И единичными уроками физкультуры, и небольшими  прогулками после уроков  необходимый объем физической нагрузки не восполнить. Основная ответственность  за пополнение двигательной активности ложится на уроки физической культуры.

Деятельность образовательного учреждения, направленная на сохранение  психофизического здоровья школьников

              О проблеме здоровья  сейчас  говорят все. Использование  лекарственных средств стало делом обыденным , таким же как прием пищи. СМИ  рекламируют «уникальные» оздоровительные комплексы.  Закономерно возросло и внимание к здоровью  учащихся школ. В последнее время эта проблема стоит очень остро. О  неблагополучии  здоровья подрастающего населения стали говорить на всех уровнях .К сожалению отсутствует система охраны здоровья детского и взрослого населения на федеральном уровне. Нет  разделения задач, направлений деятельности  и полномочий между здравоохранением , образованием и семьей. Это не позволяет рассчитывать , что полностью удастся устранить негативные  факторы , влияющие на здоровье школьников. Среди важнейших причин неблагополучия учащихся надо назвать следующие «внешкольные» факторы отрицательно влияющие на здоровье : экологические, техногенные , социальные, а также педагогические : стрессовая педагогика, высокая интенсивность учебного процесса, перегруженность учебных программ, неправильное питание, низкая грамотность педагогов в вопросах здоровьесбережения, недостаток  физической активности школьников. Большинство этих негативно влияющих факторов связано с образовательной средой. Становится  понятно , что учитель  может сделать для здоровья школьника , пожалуй , даже больше чем врач. Менее 10% учащихся  можно считать здоровыми. От первого до выпускного класса  здоровье детей ухудшается. Ответственность  за это приняла , наконец-то , на себя школа.

Но процесс осознания ОУ, введения мероприятий  , направленных на сохранение и поддержание здоровья учащихся и педагогов , систематизации знаний  идет медленно. Появившееся в последнее время понятие «здоровьесберегающие технологии» вобрало в себя  все направления  в работе школы по сохранению  и укреплению здоровья учащихся российских школ.   Как и любой путь следования , путь здоровьесберегающих технологий  начинается с целей , нахождения места среди других задач школы  проблемам здоровья , активного использования  новых приемов и методов обучения , направленных на сбережение здоровья ,перехода  ОУ в статус «Школы здоровья" Используя здоровьесберегающие технологии ОУ может решить следующие задачи :Создание необходимых , благоприятных  санитарно-гигиенических , экологических условий для получения образования .Обеспечение школьников питанием , соответствующим современным медико-гигиеническим требованиям .Создание учебного плана ,защищающего интересы ребенка , позволяющего реализовывать задачи обучения и воспитания не в  ущерб здоровью.Профилактика переутомления, гиподинамии, нервных и психических заболеваний, тренировка сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, предупреждение инфекционных  заболеваний и аллергии. Формирование у учащихся «культуры» здоровья , воспитание стремления ведения здорового образа жизни .Диагностика   состояния  здоровья  учащихся , отслеживание изменений  , своевременная коррекция нарушений. Проведение родительского лектория ,индивидуальных бесед , родительских собраний  о вредных привычках , о здоровом образе жизни и др.

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса. Создание оптимальных гигиенических условий – первостепенная задача , решить которую и призваны здоровьесберегающие технологии. Влияние гигиенических факторов составляет до 30% всех внутришкольных   воздействий. Ответственность за соблюдение норм, регламентированных Санитарными правилами, ложится , в первую  очередь , на администрацию ОУ и на медицинских работников , курирующих данное учебное заведение .Многие ОУ  по данным  обследований имеют отклонения от норм по мебели 25% , по освещенности -31% , электромагнитным полям -34 % , по шуму -13%.Почти все они  негативно отражаются на психофизическом  здоровье , отклонение от норм ведет к наступлению быстрой утомляемости.Энергетические затраты школьников связаны с интенсивными умственными и физическими нагрузками. Они должны восполняться при получении пищи. Нарушение учащимися рационального питания ведет к росту некоторых заболеваний. При составлении рациона питания , от служб обеспечения завтраками и обедами (комбинатами питания, школьными столовыми ) требуется учитывать возраст школьников , рост , вес, интенсивность учебной нагрузки , характер дополнительных занятий, особенно в спортивных секциях. Изменениям пищевой рацион должен подвергаться  по сезонному признаку и региональному.В последние годы питание учащихся заметно ухудшилось. Обязательные горячие завтраки  для все учеников сохранены только в начальной школе. А ведь около  15 % детей имеют дефицит массы тела, который напрямую связан с недостаточным  и некачественным питанием. Мало внимания уделяется современным принципам организации правильного питания , которое отнюдь не приветствует употребление напитков одновременно с едой, сочетания мяса с картофелем и макаронными изделиями. Именно такими принципами , выведенными диетологами еще в 70-е года прошлого века, руководствуются наши работники пищеблоков, санитарные врачи. В связи с этим период с ноября по май необходимо искусственно витаминизировать  рацион питания школьников.

Школьная мебель должна соответствовать анатомическим особенностям школьников , быть физиологичной. Научным центром здоровья детей РАМН разработаны признаки правильной позы учащихся во время занятий . Это не все гигиенические требования и условия, которые предъявляются к образовательным учреждениям. Необходимо также отслеживать выполнение  требований к учебной литературе, спортивным залам, рекреациям, раздевалкам , санитарным узлам и т.д.

  Здоровьесберегающая организация учебного процесса

   Забота о здоровье учащихся  является одной из главных задач в работе всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Но забота эта  должна осуществляться  на профессиональной основе. Только тогда можно говорить о реализации в данном конкретном учреждении  здоровьесберегающих технологий. Результатом  внедрения и  активного использования  технологий  будет защита  физического и психического здоровья учащихся  и педагогов от  неблагоприятного воздействия  различных факторов.    Так  что же такое  здоровьесберегающая  педагогика и какова технология ее реализации , какова задача ее использования?

                                                                                                                                                                                                                                              Называть  отдельные мероприятия , связанные в той или иной мере со здоровьем  , «здоровьесберегающими технологиями» неверно . Комплексный  подход , решающий не только  вопросы защиты и сохранения здоровья учащихся  и педагогов от негативно влияющих , а порой напрямую угрожающих   факторов но и задачи  воспитания  у учеников  и учителей культуры здоровья.

ГОУ СОШ № 416  на протяжении 6 лет  строит свою образовательную  деятельность , имея одной из задач использование здоровьесберегающих технологий. Педагоги нашей школы , администрация подробно изучили  образовательные технологии с целью определения их места в системе здоровьесбережения. Завучем были выделены и рекомендованы 2 технологии  управления и организации  учебной познавательной деятельностью, которые  целесообразно использовать  с учетом их воздействия на здоровье :

  1. личностно ориентированные

В центре данных технологий  находится личность ребенка. Важным является создание и поддержание комфортных и безопасных  условий развития учащегося.          

Следует выделить как самостоятельные : технологии сотрудничества , технологии свободного воспитания, гуманно-личностные технологии.

2)эзотерические

В основе лежит поиск истины , «неосознанного» знания.

В  школе №416 до 2003/2004 учебного года , то есть до того момента, когда  главной темой работы школы стало « Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении»   большинство учителей начальной школы  руководствовалось принципами дидактики , сформулированными  Я.А.Коменским, и , не могли являться здоровьесберегающими, так как  по подходу к ребенку  педагогическое воздействие носило авторитарный характер , ученик рассматривался как вместилище информации , знаний и т.д. После тщательного изучения материалов , знакомства с практическими наработками в сфере здоровьесбережения , проведения круглых столов , посещения семинаров по данной теме коллективом учителей начальных классов было принято решение  использовать в образовательном  и воспитательном процессе  технологию уровневой дифференциации обучения на основе  обязательных результатов. Данная система по сравнению  с традиционной  системой оценивания, оказывающей негативное воздействие на психическое и физическое здоровье школьников, обладает  здоровьесберегающим потенциалом.

Требования к уроку , построенному по принципам здоровьесбережения

Важно подробнее остановиться на проведении уроков с применением здоровьесберегающих технологий. Администрацией  нашего образовательного учреждения, а также педагогами проводится посещение уроков учителей не только с целью контроля за традиционными позициями , касающимися педагогических аспектов проведения урока, но и с тем , чтобы определить влияние учебной нагрузки на состояние младших школьников , утомляемость к концу урока , проведение урока в соответствии с принципами ЗОТ. Особенное внимание обращается на следующее:

Санитарно-гигиенические условия в классе ( температуру , освещенность , наличие звуковых раздражителей).Количество видов деятельности( так как однообразие утомляет , а слишком частая смена требует достаточных усилий по адаптации)

Длительность и частоту чередования различных видов деятельности (норма 7-10 минут).Разнообразие видов преподавания( норма не менее 3) .Наличие и выбор места на уроке  различных методов( предпочтение отдается , как уже говорилось , методу свободного выбора, активным методам , когда ученики выступают в роли учителя, групповые формы работы , ролевые игры , дискуссии).Применение ТСО.Чередование поз учащихся. Использование физкультурных минуток и пауз.Положительная мотивация к учебной деятельности.Психологический климат на уроке.Присутствие эмоциональных разрядок.Плотность  урока ( кол-во времени , затраченного на учебу).Наступление утомления, снижение активности.Особенности окончания урока.Анализ урока дается в форме доверительной беседы , что является более    продуктивным , не подавляет инициативу , творческие тенденции в работе педагога.

Программа   осуществления здоровьесберегающей функции ГОУ СОШ №416.

 Главная цель педагогического коллектива –это решение здоровьесберегающих , воспитательных , развивающих и обучающих задачДля их решения необходимо создать условия для нормальной жизнедеятельности в школе в течении всего времени пребывания в учреждении.Во всех классах начальной школы психолог  2 раза в неделю  проводит «час релаксации» или «тренинг межличностного общения».Кроме уроков музыки проводятся за счет использования школьного компонента уроки ритмики . С 2007 года  школа  работает  в режиме Школы полного дня. В 1 -  4 классах обязательным является  « Динамический час». Дети проводят его на улице , на прилегающей и специально оборудованной «зеленой» территории, разучивают элементы дыхательной и других гимнастик.Учебный день начинается с зарядки , проводимой для всех учащихся .На переменах проводятся обязательные физкультурные паузы , транслируемые из школьной радиорубки. Подбором упражнений занимаются старшеклассники  ,под руководством учителя физкультуры и школьного врача. На уроках, в зависимости от возраста и интенсивности нагрузки проводятся физкультурные минутки. Учащиеся по медицинским показаниям посещают  занятия ЛФК, где им предлагается индивидуальный , специально разработанный комплекс упражнений  для ежедневного домашнего выполнения.

Во второй половине дня в школе работают много спортивных секций : волейбол , теннис, баскетбол, шахматный кружок , занятия танцами , в  школе есть оборудованный спортивный зал , учащиеся старших классов посещают бассейн. Еженедельно на «пятиминутках» учителей информируют о результатах и планирующейся работе и задействованности учащихся в оздоровительных мероприятиях.Для профилактики травматизма систематически проводится инструктаж учителей на рабочем месте., а также инструктаж учащихся по технике безопасности  каждого вида учебной деятельности. Проводятся классные часы по данной теме.Один раз в четверть во всей школе планируется «День здоровья».Учащиеся в этот день стараются побывать в различных памятных и культурно-досуговых местах , усадьбах Москвы , выехать на природу.

 Психологическая служба.Проводит диагностику жизнедеятельности каждого ребенка.

Проводит обследования детей  на тревожность на уроках и вне.Проводит ежедневные консультации с теми детьми , которые нуждаются в психологической коррекции  и помощи , а также консультирует родителей учащихся.

 Формы и методы обучения и воспитания. Используются педагогические технологии на основе личностной ориентации (педагогика сотрудничества и т.д.)Педагогические технологии на основе активизации деятельности учеников. Технология уровневой дифференциации. Технология индивидуального обучения.

Школьная медицинская служба.Под патронажем детской поликлиники  проводятся регулярные диспансеризации учащихся начальной школы  со специалистами: педиатр , отоларинголог , невропатолог, хирург, окулист , детям даны назначения по обследованию у дополнительных специалистов.2 раза в неделю в школе ведет прием детский психоневролог.Для реализации реабилитационно-оздоровительных мероприятий  в ОУ применяется витаминотерапия, вакцинация школьников.Медсестра школы регулярно  проводит осмотр  учащихся , ежедневно проверяет санитарное состояние классных комнат , раздевалок , спортивного зала , столовой , санузлов .

Для родителей организован лекторий по вопросам здорового образа жизни, на котором занятия ведут медицинские работники , представители общественных организаций. На основании данных на каждого ребенка заводится карта здоровья, в которой постоянно помечаются все изменения в состоянии здоровья учащихся , выявленных после медицинских осмотров , проведения оздоровительных мероприятий .

   Эффективность учебного процесса возрастет , если уделять должное внимание вопросам здоровья: выявлять и стараться предотвратить развитие паталогий, повысить сопротивляемость детского организма  инфекциям  и заболеваниям, устранить, по возможности, имеющиеся школьные и внешкольные факторы риска, повысить уровень работоспособности, что не замедлит сказаться на уровне знаний , умений и навыков. Данные , полученные за два года работы школы по сохранению и поддержанию здоровья учащихся, позволили полнее диагностировать  и корректировать процессы физического и психического развития детей.    Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей младшего школьного возраста имеет важное значение для современной общеобразовательной школы.» Анализируя распределение детей по группам здоровья  , можно сказать , что уровень здоровья детей низкий. Практически  здоровых детей (1 группа здоровья)  в 2008-2009 году-7 человек. Остальные  имеют разные отклонения в здоровья. У многих  детей присутствует от 1 до 3-4 диагнозов, и каждый влияет на уровень развития. Анализируя заболеваемость учащихся школы выделены следующие  формы     патологий  :   нарушения опорно-двигательной системы( различные виды сколиозов, плоскостопие) - 20%, заболевания органов дыхания-22%, заболевания желудочно-кишечного тракта - 18%, почечные заболевания-17%, кожные заболевания - 9%, нарушения зрения-10%, все остальные заболевания составляют 3%-4%.Любое из перечисленных заболеваний снижает сопротивляемость организма инфекциям , уменьшает его функциональные возможности.

Нарушение функций опорно-двигательной системы- одна из причин утомляемости и снижения работоспособности.Медики и педагоги школы находятся в тесном взаимодействии. Это позволяет грамотно организовать учебный процесс, уточнить позиции педагогов, определить и четко сформулировать задачи. Школа выполняет главную функцию- сохраняет здоровье школьников. Регулярно проводится  медико-педагогическое освидетельствование детей, которое позволяет судить о развитии  физических , психических и морально-волевых качеств. Это позволяет судить об эффективности мер , вносить изменения и дополнения в организацию процесса, намечать конкретные средства  по исправлению дефектов. Достаточный уровень организации учебного процесса , включающий в себя  физкультурные и оздоровительные мероприятия привел к хорошим результатам . Снизилась заболеваемость Данная форма организации образовательного процесса  является достаточно эффективной в условиях обновления содержания образования с применением здоровьесберегающих технологий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Здоровьесберегающая среда школы

Здоровьесберегающая педагогика и технология ее реализации в начальной школе....

Формирование здоровьесберегающей среды в школе

Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе...

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе.

Опыт работы. Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле, - это человек! Человек-часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается. Человек мыслит, обладает речью,...

Доклад «Формирование здоровьесберегающей среды сельской школы»

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных Образовательных стандартов. Фо...

"Организация здоровьесберегающей среды в школе"

Выступление на городском  методическом оюъединении....

СТАТЬЯ СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ

В данной статье описана системная модель организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, созданная в МБОУ Бобровская СОШ №2. Модель школьного уровня предполагает внутреннюю здоровьесб...