Доклад «Формирование здоровьесберегающей среды сельской школы»
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных Образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.
Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жуковская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
Формирование
здоровьесберегающей среды
сельской школы.
Подготовила: Хлынцева Елизавета Васильевна,
учитель начальных классов,
к XIV Республиканской
научно – практической конференции
«Инновации в системе образования
Республики Мордовия».
14 мая 2015 года
с. Жуково
Формирование здоровьесберегающей среды сельской школы.
Уважаемые участники конференции!
Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. No373.
В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы:
где один из пунктов гласит - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных Образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно.
Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Многочисленные исследования показывают, что за последние годы наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья российских детей. По данным всеобщей диспансеризации школьников, проведенной в нашей школе 2013 - 2014 году, из 118 детей у 94,5% зарегистрированы различные заболевания. Лишь 5 % выпускников школы «практически» здоровы.
Поскольку дети проводят в образовательных учреждениях фактически 80% активного времени, неизбежен вывод, что в ряду причин ухудшения здоровья детей организация образования является важнейшей. Поэтому решение проблемы детского здоровья нуждается в новых подходах, прежде всего, в реализации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Формирование воспитательной системы в нашей школе, целью которой стала модель выпускника, ведётся по нескольким направлениям: патриотическое, экологическое, нравственное, эстетическое, трудовое и т. д. Все эти направления неразрывно связаны между собой и дополняют друг друга. Но приоритетное внимание всё же уделяется сохранению и укреплению здоровья наших учеников, потому что именно здоровье лежит в основе всего. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Поэтому, как и во многих других образовательных учреждениях страны, в нашей школе была разработана и принята программа «Здоровье». Деятельность учителей начальных классов в области сохранения и укрепления здоровья младших школьников является основной частью этой программы. Основными задачами в своей работе я считаю:
* сохранение и укрепление здоровья детей;
* защита ребёнка в условиях жизни школьного коллектива;
* пропаганда здорового образа жизни;
* содействие утверждению в жизни младшего школьника идей добра и красоты, физического и духовного совершенствования.
В связи с этим, работе с младшими школьниками мы уделяем особое внимание, придерживаясь принципа «Внимание учителя – каждому ребёнку» и опираясь на тесный контакт учителей с сельским медицинским работником и родителями.
К сожалению, в нашей школе отсутствует психолого-педагогическая служба, а она сейчас просто необходима.
В ходе анализа различных источников информации и личных наблюдений я выделила 10 наиболее значимых факторов, влияющих на здоровье детей младшего школьного возраста:
1) профилактика вредных привычек;
2) культура питания;
3) оптимальные физические нагрузки;
4) эмоциональное благополучие;
5) сон, отдых;
6) экология;
7) личная гигиена;
8) своевременная медицинская помощь;
9) социально-экономическая среда;
10) наследственность.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.
Любой учитель начальных классов знает, что обучение и воспитание младших школьников составляют единое целое, куда входят:
* строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения;
* рациональная организация учебного процесса:
- соответствие программ, методов и средств обучения возрастным особенностям учащихся;
- грамотно составленное расписание уроков в соответствии с нормами СанПин;
- контроль за объёмом и дозировкой домашнего задания;
- урок, построенный с соблюдением здоровьесберегающих аспектов.
Здоровье – важнейшая характеристика развития ребёнка на протяжении школьного детства. Здоровый ребёнок – это ребёнок, обладающий физическим, психическим, и духовным здоровьем: владеющий представлениями о здоровье и ЗОЖ, о значении гигиенических процедур, владеющий навыками отдыха и социальной безопасности. С целью привития всех этих качеств в рамках внеурочной деятельности с 2012-2013 учебного года веду курс «Здоровейка». На уроках курса дети в непринуждённой обстановке обсуждают причины возникновения болезней, методы их профилактики, говорят о вредных привычках, о гигиенических навыках, о поведении в школе, от чего зависит хорошее настроение и т.д.
Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи курса:
- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечение физического и психического саморазвития.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий сопровождается сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие я стараюсь построить так, что оно приносило детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробудило желание прийти на занятие снова.
Всем учащимся 1 – 4 классов нравится эта форма внеурочной деятельности и следующем учебном году она также будет продолжена.
Обучая школьников бережному отношению к своему здоровью в этом учебном году я со своей ученицей 4 класса Суменковой Викторией подготовила проект «Сколько весит здоровье младшего школьника». На четвертой Республиканской научно-практической конференции «Юный исследователь», что прошла на базе Торбеевской СОШ №3 в апреле этого года, Вика заняла призовое место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/04/picture-278082-1375617529.jpg)
Презентация. Тема: Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Презентация. Тема: Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-298226-1399114102.jpg)
Доклад на тему:«Формирование здоровьесберегающей среды в системе начального образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Шатурторф Доклад на МО классных руководителей «Формиров...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-207603-1383593460.jpg)
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы
Данная статья посвящена проблеме создания здоровьесберегающей среды школы, формированию культуры здоровья школьников....
"Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе в условиях использования ИКТ"
Данный документ содержит материал для выступления на педагогическом совете по работе городской экспериментальной площадки. Раскрыты направления работы площадки и представлены результаты....
Формирование здоровьесберегающей среды в школе
Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/30/picture-641666-1435665438.jpg)
Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе.
Опыт работы. Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле, - это человек! Человек-часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается. Человек мыслит, обладает речью,...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-1366396-1637702366.jpg)
Проект "Воспитательная среда сельской школы".
Воспитательная среда является важной составляющей в жизни растущего ребенка. Она представляет собой основу для его становления личности, оказывает влияние на обучение и развитие, а создается, п...