Проект "Воспитательная среда сельской школы".
проект

Гузева Ирина Андреевна

  Воспитательная среда является важной составляющей в жизни растущего ребенка. Она представляет собой основу для его становления личности, оказывает влияние на обучение и развитие, а создается, прежде всего, усилиями образовательных и культурно-просветительских организаций.                                          

В настоящее время приобретает особую актуальность проблема формирования оптимальной воспитательной среды образовательной организации в соответствии со способностями и возможностями обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sreda_selskoy_shkoly.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Актуальность

Воспитательная среда является важной составляющей в жизни растущего ребенка. Она представляет собой основу для его становления личности, оказывает влияние на обучение и развитие, а создается, прежде всего, усилиями образовательных и культурно-просветительских организаций.                                        

В настоящее время приобретает особую актуальность проблема формирования оптимальной воспитательной среды образовательной организации в соответствии со способностями и возможностями обучающихся.                                Если сравнивать городскую школу с сельской, воспитательная среда всегда более открыта. Ведь во многих случаях сельская школа – единственный социокультурный центр, который ведет культурно – просветительскую работу среди местного взрослого населения. Свою воспитательную среду сельская школа, как правило, выстраивает собственными усилиями. Конечно же, здесь все зависит прежде всего от педагогического коллектива школы, и не столько от его численности, сколько от степени осознания педагогами ответственности за судьбу каждого воспитанника, от умения находить союзников, единомышленников, в окружающей школу среде, для которых небезразлична судьба «своих» сельских, детей.

Соответственно, следует рассматривать не только традиционные ценности общества в качестве ресурса среды как фактора воспитания, но и новые социокультурные нормы и ценности, социальные, культурные и субкультурные процессы, происходящие в окружающей и осваиваемой среде.

Необходимость создания воспитательной среды школы очевидна, так как именно воспитательная среда позволит максимально привлечь различные позитивные общественные силы к воспитанию подрастающего поколения, повысит их роль и ответственность в этом деле, выведет совместную работы школы на новый, более высокий и результативный уровень.

Актуальность проблемы обострилась в условиях нестабильности социально-экономической, общественно-политической жизни общества, оказывающей на школьников особенно сильное, зачастую негативное воздействие. Многообразие и разнохарактерность факторов и условий делают воспитательную деятельность и весь процесс воспитания личности в условиях села сложным и противоречивым явлением современной жизни.

          Центром воспитания на селе является школа. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, людей толерантных, любящих, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без духовно-нравственного воспитания   подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Данный проект внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся, поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, нации и Родины. Повысит долю детей, знающих традиции, культуры народов, проживающих на территории нашего села, района, государства. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену. Такой человечек не совершит преступление и на национальной почве … В процессе обучения ребенок воспринимает теоретические знания, но не всегда может их применить в жизни. На мой взгляд, интерес детей, их осознанное отношение, умение ценить, уважать окружающих можно формировать при условии организации такой деятельности, при которой ребенок сам будет желать дальше и глубже познавать тайны своего края, своего села, народов живущих рядом. Организация такой деятельности должна быть связана с интересами и увлечениями детей, современными компьютерными и цифровыми технологиями, а также желанием попробовать себя в новой деятельности: гида – экскурсовода, проектировщика, разработчика туристских маршрутов, фоторепортера, оператора, художника, эколога – исследователя. Сохранение этнической самобытности личности возможно при условии обретения ребенком собственного «Я», через познание традиций, культуры, человека. Участие школьников в культурной жизни школы, села становится достоянием общественности. Воспитательная работа в сельском образовательном учреждении должна быть хорошо продумана, последовательна и тщательно спланирована, школьники разных возрастов, национальностей и культур взаимодействуют вместе.  

          Успешность проекта, в конечном счете, зависит от взаимодействия школы и всех участников образования села, в системе организации единой воспитательной среды, основанной на интеграции, преемственности, деятельности детей, их родителей, педагогов, а также соответствующих структур управления.
Название проекта: «Вместе мы сила!»

Цель: развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых.

Задачи:

  • создать единую психологически комфортную воспитательную среду для детей, имеющих разные возможности;
  • повысить профессиональную компетентность педагогов в области мотивационно ориентированной воспитательной среды;
  • совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
  • оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы на занятиях.
  • реализация личностного подхода.
  • высокий уровень воспитанности и социальной адаптации выпускников школы
  • составление и проведение традиционных школьных радиопередач

Объект: процесс становления личности ребенка и развитие мотивации в условиях воспитательной среды сельской школы.

Предмет: воспитательная среда сельской школы как совокупность социально-психологических, пространственно-предметных и педагогических факторов.

Сроки реализации: долгосрочный 2021- 2025 г.

Целевая группа: обучающиеся сельской школы, педагоги, психологи, соц. педагоги, педагоги доп. образования.

        Ожидаемые результаты:

  • Проект поможет каждому ребенку познать и улучшить окружающий мир, вырасти достойным гражданином своей Родины, сформировать стремление к здоровому образу жизни, способствовать изменению социального и культурного статуса села.
  • Знание истории, традиций, обычаев, устоев, прошлого народов, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности.
  • Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков.
  • В результате проекта будут периодически проходить познавательные радиопередачи, будет создан школьный краеведческий музей.
  • Проект будет способствовать изменению социального и культурного статуса села.

Календарный план:

Календарный план мероприятий

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

  1. Организационный этап

Цель: на основе выявления степени удовлетворенности воспитательной средой сельской школы разработка плана мероприятий по ее совершенствованию. 

1. Опрос учащихся, родителей и преподавателей.

2.Подготовка плана мероприятий и составление графиков проведения.

Сентябрь

Педагоги, учащиеся, администрация села

  1. Основной этап

Цель: разработка комплекса мероприятий, направленных на создание условий ,  возможностей для саморазвития и самореализации в системе воспитания;

удовлетворение потребности в духовно-нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей

Создание школьного краеведческого музея «История школы в истории села»:

-создание инициативной группы;

-изучение краеведческой литературы, материалов в сельском краеведческом музее;

-сбор информации и материалов, создание экспозиций, разделов музея;

-организация поисковой, исследовательской, экскурсионной,

-проведение уроков, родительских собраний, семинаров, конференций, акций, конкурсов, этнографических экспедиций;

-ведение операций «Поиск», «Ветеран», «Чистая тропа»;

-создание медиа-теки «Прикоснись к истокам»;

-сотрудничество с сельским ДК,

-подготовка и оформление интерьера музея;

-организация группы экскурсоводов

-открытие музея;

-проведение экскурсий по музею и местным  достопримечательностям

Ведение факультатива для 9-11 классов  «Я – Человек, Я - личность»

Неделя национальных культур:

-день национальной кухни;

-день ярмарки народных промыслов;

-день народных танцев и песен;

-день- выставка «Обычаи, традиции, быт разных народностей »(фотовыставки, стенды, рисунки, газеты, презентации);

- круглый стол с учащимися, педагогами, представителями разных диаспор, и старожилами  села.

Неделя Олимпийских игр:

-соревнования по шахматам проходят всю неделю;

-день футбола;

-день волейбола;

-день баскетбола;

-день легкой атлетики;

-день настольного тенниса;

-день Закрытия Олимпийских игр.

Радиопередачи:

-сообщение и обсуждение новостей села, района, края, государства;

-объявления, рассказы о национальных, религиозных  праздниках, традициях, обычаях;

-освещение достижений учащихся и пед. коллектива, а так же, всей школьной жизни.

День Туриста:

-конкурс «Лучший костровой»

-конкурс «Тур. полоса препятствий»

-конкурс «Полевая кухня»

-конкурс «Поляна туриста»

-конкурс «Песня жить помогает»

Мероприятие школьного масштаба

«Моя семья в жизни моей страны»:

- конкурс сочинений «Почему я люблю свою семью?»;

- конкурс на лучшую электронную презентацию «Мои  родственники в жизни моей страны»;

- шефство за памятником и вечным огнём, уборка прилегающей территории, посадка деревьев памяти ветеранов войн;

- встреча, круглый стол «Люди, с которых нужно брать пример!»

Организация и проведение традиционных линеек, праздничных концертов, встреч, конкурсов, выставок.

Проведение тематических классных и общешкольных родительских собраний.

Систематически проводить кружковые занятия по народно-декоративному творчеству и прикладному искусству;

Октябрь - апрель

Педагоги

Организатор, библиотекарь, учитель истории, руководители декоративно-прикладных  кружков,

 кл. руководители начальных классов

Учитель физкультуры, руководители спортивных секций,

зам. директора по воспитательной работе

Совет старшеклассников, организатор, библиотекарь, учителя русского языка и литературы.

Зам. директора по воспитательной работе, организатор, классные руководители.

  1. Заключительный этап

Цель: подведение итогов реализации проекта.

1.Подведение итогов проведенных мероприятий.

2.Подготовка отчета о проделанной работе.

3.Внесение корректировок в проект.

Май-июнь

Педагоги, администрация школы.

Список литературы:

  1. Неценко, О. В. Среда и пространство как педагогический феномен : монография / О. В. Неценко, М. В. Шакурова. – Воронеж : ВГПУ, 2015. – 168 с.
  2. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры//Новые ценности образования. – 2017. – Вып. 7. – С. 183.
  3. Тарасов, С. В. Образовательная среда и развитие школьников. СПб.: ЛОИРО, 2003. – 139 с.
  4. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность на уроках технологии в условиях сельской школы»

Как осуществлять проектную деятельность на уроках технологии, чтобы заинтересовать учащихся?...

Урок технологии в малокомплектной сельской школе "Изготовление домашних оберегов"

Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от злых духов, болезней. Суть оберегов в точности соответствует их названию: их предназначение оберегать людей. На данном уроке учащиеся знак...

Роль игровой деятельности в формировании познавательной активности младших школьников сельской школы

Презентация к проекту исследовательской работы по теме "Активизация познавательной активности младших школьников сельской школы"...

Учебно-тематическое планирование кружковой работы в Токаревской сельской школе №22

         Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего...

Воспитательный план на учебный год для класса-комплекта (2-3 класс) малокомплектной сельской школы.

Воспитательный план предназначен для классных руководителей классов-комплектов сельской школы. Воспитательная работа на учебный год спланирована по т напрвлениям: здоровье, интеллект, общение и досуг,...

Организация здоровьесберегающей среды в условиях сельской школы в рамках ФГОС

•Пробуждать в детях желание заботиться о своем здоровье (формировать заинтересованное отношение к собственному здоровью);•Формировать установки на использование здорового питания;•Развивать потребност...

Доклад «Формирование здоровьесберегающей среды сельской школы»

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных Образовательных стандартов. Фо...