Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе.
статья (4 класс) на тему

Гончарова О.И.

Опыт работы. Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле, - это человек! Человек-часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается. Человек мыслит, обладает речью, трудится. А для того чтобы поддерживать энергию ему необходимо вести здоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в школе

Учитель: Гончарова О.И.

МКОУ СОШ №13

а. Новкус – Артезиан

Самое сложное и удивительное из всего, что есть на Земле, - это человек! Человек-часть природы, её животного мира: он дышит, питается, растёт, развивается. Человек мыслит, обладает речью, трудится. А для того чтобы поддерживать энергию ему необходимо вести здоровый образ жизни.

Народная мудрость гласит:

Деньги потерял - ничего не потерял. Время потерял - много потерял. ЗДОРОВЬЕ ПОТЕРЯЛ - всё потерял».

Школа, ребёнок, семья... звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьника. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека.

1)        К факторам образовательной среды, значимым для сохранения здоровья, относятся:

  • методы и формы обучения;
  • психологический фон урока;
  • санитарно-гигиенические условия;
  • двигательный режим дня;
  • рациональное питание; (основные правила правильного питания).
  • медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня.

2)        Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучения развития учащихся
осуществляется с первых дней поступления ученика в школу в соответствии с
требованиями действующего Государственного стандарта начального образования.

3) Анализ урока с позиций здоровьесбережения.

4) Исходя, из современных требований к уроку большое внимание уделяю созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды. Для этого использую следующие рекомендации по внедрению оздоровительной технологии в учебный процесс:

1.        Преодоление воздействия комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных
пространств:

  • проведение уроков в режиме открытого пространства: на улице, в библиотеке, у окна.
    Например, на уроках изобразительного искусства, технологии, природоведения.
  • привлечение в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: слуховых,
    осязательных, обонятельных;
  • работа в режиме дальнего и ближнего расстояния;
  • специальные зрительные тренажеры.

2.        Преодоление воздействия информационно-психогенных факторов:

  • использование методов релаксации; (Я использую различные методы релаксации и с
    одним из них я вас познакомлю.
  • Представьте, что наступила ночь.
  • Закройте глаза и загадайте своё самое заветное желание.
  • Откройте глаза и посмотрите на небо.
  • Сколько там звёзд!
  • Поднимитесь на носочки и попытайтесь дотянуться до звезды.
  • Осторожно возьмите её в руки и положите в корзинку.
  • Ещё загадайте желание поднимитесь на носочки и дотянитесь до звезды.
  • Вот и ещё одна ваша мечта исполнится.
  • щадящий режим подачи информации;
  • проведение психологических тренингов;

-использование элементов музыкальной терапии;

-        проведение социально-психологических тренингов.

3) Преодоление комплекса моторно-закрепощенной и статистической позы:

  • работа в режиме использования динамических поз: сидя, стоя.
  • проведение динамических физкультминуток. ( физминутка)

4) Использование рекомендаций В.Ф. Базарного о создании коррекционной среды.

Это зрительные траектории в виде цветных линий-стрел в форме восьмёрки на тренажёре, тренажёр со зрительными метками. (восьмерка)

5) Комплексный подбор диагностических методик, которые помогают выстраивать работ в инновационном режиме, средства и приёмы педагогического воздействия.

5) На мой взгляд, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны. Физическая культура-это естественно-биологический метод. Движение стимулирует процессы роста, развития и формирования организма, способствуют повышению общего тонуса.

Цели уроков физической культуры следующие: содействие всестороннему развитию личности; приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Задачи направлены на:

  • укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культуры и
    здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений
    состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными
    играми, использование их в свободное время;
  • формирование интересов к определённым видам двигательной активности;

 - воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных навыков.

Урок «Подвижные игры» в режиме школьного дня способствует снятию у учащихся статического напряжения, увеличению их двигательной активности, укреплению здоровы активному отдыху, приобретению необходимых знаний в области гигиены и медицине. Формы занятий: игровая, соревновательная, в виде эстафет, прогулок.

6) Внеклассная работа.

Исследователи. В нашем классе на сегодняшний день у ребят есть заболевания желудочно-кишечного тракта, и мы подумали, не может ли это быть причиной употребления жвачек. Ребята нашего класса и их родителями была предложена анкета. Результаты анкетирования предоставлены в таблицах

Наши исследования

Количество человек участвующих в анкетировании

53

Любят жвачки

44

Не любят жвачки

9

Употреблять в день не менее 3 пластинок

14

Употреблять в день от 4 до 10 пластинок

37

Употреблять в день более 10 пластинок

2

Когда употребляют жвачки?

После еды

13

В момент голода

11

Когда хочется

29

Как долго жуют одну пластинку?

5-10 минут

12 чел.

10-15 минут

15 чел.

Пока не надоест

26 чел.

Проанализировав анкеты и изучив соответствующую литературу, мы пришли к выводу, очень вредно жевать жвачку натощак, тем более постоянно. Выделяющийся при этом желудочный сок остаётся без работы. И желудок начинает переваривать свою собственную слизистую оболочку. В результате развивается гастрит, а следом и язва.

Жевать жвачку или нет, решать вам, но помните, что ее жевание относится к вредным

привычкам совершенно не напрасно.

Врачи рекомендуют исключить жвачку из рациона ребёнка полностью. Чтобы свести её

вред к нулю.

Также мы на классных часах ведём разговор о правильном питании. Я хочу вас познакомить с основными правилами правильного питания, (картинка)

Основные правила правильного питания:

1.        Если хочешь вырасти сильным, здоровым, умным и красивым, нужно есть полезные

продукты.

  1. Полезно есть разные продукты: овощи и фрукты, молочные продукты, мясо и рыбу,
    хлеб и крупы, растительное и сливочное масло.
  2. Перед едой нужно мыть руки с мылом. Не забывай вымыть ягоды, фрукты и овощи
    перед тем, как их съесть.
  3. Перерыв между едой не должен быть больше 3 часов, а значит, лучше есть
    понемногу 5 раз в день.
  4. Полезно есть на завтрак каши.
  5. Самое большое количество пищи за день человек съедает во время обеда. Обед
    должен состоять из 4 блюд: закуски или салата, первого, второго блюда и десерта.
    Поэтому после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.
  6. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин полезно есть только лёгкую пищу:
    запеканки, творог, омлет, кефир, простоквашу.
  7. Весной очень полезно есть, салаты из свежей зелени.
  8. Полезно есть продукты с разным вкусом.

        Работу по воспитанию ЗОЖ продолжаю на родительских собраниях.

Проводила лекцию с элементами практикума « Психологический комфорт в семье», «

Здоровье сгубишь - новое не купишь», круглый стол « Быстрого и ловкого болезнь не

догонит».

На этом моя работа над проблемой создания психолого-педагогических условий для

сохранения и укрепления здоровья младших школьников в процессе обучения и

воспитания не заканчиваются. Дальнейшее развитие работы по данной проблеме я вижу в

расщирении форм проведения оздоровительных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Тема: Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Презентация. Тема: Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе....

Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы

Данная статья посвящена проблеме создания здоровьесберегающей среды школы, формированию культуры здоровья школьников....

"Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе в условиях использования ИКТ"

Данный документ содержит материал для выступления на педагогическом совете по работе городской экспериментальной площадки. Раскрыты направления работы площадки и представлены результаты....

Формирование здоровьесберегающей среды в школе

Формирование здоровьесберегающей среды в начальной школе...

Доклад «Формирование здоровьесберегающей среды сельской школы»

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных Образовательных стандартов. Фо...

Культура здоровья, как фактор развития здоровьесберегающей среды школьников начальных классов.

Здоровье людей – главное богатство любого государства. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является предметом первоочередной важности, так...

«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении»

Одной из приоритетных задач воспитательной деятельности является охрана жизни и здоровья детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)...