программа по внеклассной работе "Русские традиции"
рабочая программа на тему

Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.

  Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.

    Фольклор  вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krivonogova_-_russkie_traditsii.doc132 КБ
Microsoft Office document icon krivonogova_-_russkie_traditsii.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка.                                                                                       Данная комбинаторная программа, составлена Кривоноговой Л.И. социальным педагогом МОУ» Магистральнинская     СОШ №2 с использованием следующих источников: программа Федоровой О.С.» Русские традиции»  учителем начальных классов МОУ СОШ №4 г. Луга Ленинградская область; Игнатко В.И. учителем МОУ СОШ №2 г. Мурманск, Пилипчук Г.А.учитель МОУ СОШ №2г. Мурманск

    Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.

  Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.

    Фольклор  вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

      Народные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

 Игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста.

     Игра – это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

    Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников.  

     Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.                    Планируемые результаты                                                                                                        учашиеся  

должны:                                                                                                                                           Знать: основные праздники народного календаря; заклички, песни, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки. Историю русского народного костюма, головных уборов. Уметь: исполнять русские народные песни, выразительно декламировать; рассказывать о народных праздниках и календарных приметах; играть в народные игры и водить хороводы; работать в коллективе и подчиняться общим правилам.                                                          Применять: использовать в активной речи потешки, считалки, загадки; использовать в повседневной жизни русские народные игры; использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Срок реализации : Программа первого года обучения.                                                                  рассчитано:34 часа  

Периодичность проведения: 1 занятие в неделю.

Длительность проведения занятий: от 20 до 35 мин. ( в соответствиии с требованиями САНПИНА )

Возраст: 1-2 класс

Актуальность

  Знакомство  детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников.  

Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей школьного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.

Задачи:

  1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
  2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
  3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
  4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
  5. Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  6. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм.   7. Формировать взаимодействия и сотрудничество учащихся, умение подчиняться правиламигр.                                                                                                                                                                 8.Уметь разрешать конфликты.

                                                                                                                                     

Метапредметными результатами кружка «Русские традиции» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Русские традиции»

Личностными результатами кружка «Русские традиции»

 являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;
  • умение выражать  свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать:
  • определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • – учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

  • – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Коммуникативные УУД:
  • –умение оформлять свои мысли в устной форме  
  •  слушать и понимать речь  других;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • –  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли
  • (лидера исполнителя).

Формы занятий:

        Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях.

                                           

                                              Содержание программы.

1.«Милости просим, гости дорогие» (1 час)

 Русская изба и её внутреннее убранство.

2.«Стоит в поле теремок»(1час)

Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

3.«Чудесный сундучок» (1 час)

Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.

4.«Самовар Иван Иванович» (1 час)

Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.

5.«Что нам осень принесла?» (1 час)

Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

6.« Щи да каша-пища наша» ( 1 час)

Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).

7. «Хлеб - всему голова» (1 час)

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке» (1 час)

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.

9. «Водичка, водичка умой мое личико» (1 час)

Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.

10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» (1 час)

История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические  пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.

Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.

11. «Крестьянская игрушка» (1час)

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения.

12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок» (1 час)

Знакомство детей с  домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.

13. «Здравствуй, зимушка- зима» (1 час)

Беседа о  зиме с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

14. «Проказы матушки зимы» (1 час)

Народные игры, загадки, песенки о зиме.

15. «С новым годом со всем родом» (1 час)

Рассказ о  традициях празднования Нового года.

16. «Зимние святки» (1 час)

Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания

17. «Пришла коляда – отворяй ворота» (1 час)

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

18. «Шутку шутить – людей насмешить»(1 час)

Народный юмор (скороговорки, дразнилки).

19.«Живет в народе песня» (1 час)

Народная песня - один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.

20.  «Русская матрешка» (1 час)

Русская народная игрушка-матрёшка. Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.

21. «Небылица- небывальщина» (1 час)

Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» (1час)

Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).

23. «Русские народные сказки» (1 час)

 Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.

24. «Докучные сказки» (1 час)

 Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.

25. «Вербное воскресенье»(1час)

Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.

26. «Красна горка»(1 час)

Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  

27. «Христово Воскресенье всем на веселье» (1 час)

Пасхальные обряды: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников».

28. «Грач на горе – весна на дворе»(1 час)

Русские обычаи встречи весны.  Заклички .

29. «Весна красна цветами» (1 час)

Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.

30. «Русская свистулька».(1 час)

Глиняная свистулька. Виды свистулек.

31. «Чудо-чудное, диво- дивное»(1 час)

Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись..

32. «Богатырями славится Русь-матушка» (1 час)

Русские богатыри.

33-34. Фольклорный праздник « Русские традиции»(2 часа)

Обобщающее занятие.

                                                       

                     

Календарно- тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

Дата

                                                  1.

«Милости просим, гости дорогие»

1

Знакомство с русской избой и её внутренним убранством.

Русская народная игра «Ай-да имя, что за имя!»

2.

«Стоит в поле теремок»

1

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

Русская народная игра « Теремок»

3.

«Чудесный сундучок»

1

Знакомство с домашней утварью и посудой.

Русская народная игра «Мил ли соседушка»

4.

«Самовар Иван Иваныч»

1

Знакомство детей с самоваром.

Русская народная игра « Пирог»

5.

«Что нам осень принесла?»

1

Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

Русская народная игра « Здравствуй, дедушка»

6.

« Щи да каша-пища наша»

1

Беседа о русской национальной кухне.

Русская народная игра « Капуста»

7.

«Хлеб-всему голова»

1

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

Русская  народная игра « Петух»

8.

«Ходит сон  по лавочке в голубой рубашечке»

1

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями.

Русская народная игра « Сидит Дрёма»

9.

«Водичка, водичка умой мое личико»

1

Разучивание потешек.

Русская народная игра «Кольцо»

10.

«Молодец в кафтане, девушка в сарафане»

1

Знакомство с  русской народной одеждой.

Русская народная игра « У дядюшки Трифона»

11.

«Крестьянская игрушка»

1

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.

Русская народная  игра « Захарка»

12.

«Коровушка и бычок-чёрненький бочок»

1

Знакомство детей с  домашними животными.

Русская народная  игра  «  Кисонька-Мурысонька»

13.

«Здравствуй, зимушка- зима»

1

Беседа о  зиме с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

Русская  народная игра «У медведя во бору»

14.

«Проказы матушки зимы»

1

Загадывание загадок о зиме.                                                       Русская  народная игра « Коршун и наседки»

15.

«С новым годом со всем родом»

1

Рассказ о  традициях празднования Нового года.

Русская  народная игра «Колдуны»

16.

«Зимние святки»

1

Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Новый год, Рождество).

Русская народная  игра «Золотые ворота»

17.

«Пришла коляда – отворяй ворота»

1

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

Русская  народная игра « Птица»

18.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Беседа о народном юморе (скороговорки, дразнилки).

Русская народная игра « Лес»

19.

«Живет в народе песня»

1

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.                                                            

Русская народная игра « Ай-да птица, что за птица»

20.

  «Русская матрешка»

1

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.                                Русская народная  игра «Каравай»

21.

«Небылица- небывальщина»

1

Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

Русская народная игра «Цепи»

22.

«Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»

1

Рассказ о Масленице.

Русская  народная игра «Гори, гори ясно»

23.

«Русские народные сказки»

1

Знакомство с русскими народными сказками.

Русская  народная  игра «Птички»

24.

«Докучные сказки»

1

Знакомство с докучными сказками.                                       Русская  народная игра «Бабка Ёжка»

25.

«Вербное воскресенье»

1

Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.                            Русская народная  игра « Верба-вербочка»

26.

«Красна горка»

1

Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  

Русская народная игра»Каравай»

27.

«Христово Воскресенье всем на веселье»

1

Рассказ  о праздновании Пасхи.

Русская  народная  игра «Солнышко-вёдрышко»

28.

«Грач на горе – весна на дворе»

1

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение  закличек о весне.

Русская  народная  игра « Ерыкалище»

29.

«Весна красна цветами»

1

Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.

Русская  народная  игра « Охотники и бобёр»

30.

«Русская свистулька».

1

Рассказ о  глиняной свистульке.

Русская народная  игра «Крута горка»

31.

«Чудо-чудное, диво- дивное»

1

Рассказ о декоративно-прикладном искусстве.

Русская народная  игра « Утица»

 32

«Богатырями славится Русь – матушка»

1

Русская народная игра « Лошадки» Рассказ о русских богатырях.

  33-34

Фольклорный праздник «Русские традиции»

2

Обобщающее занятие подготовка и проведение праздника.

Список    литературы для учителя.                                                                                                      

1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3 Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

4. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.



Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка.                                                                                       Данная комбинаторная программа, составлена Кривоноговой Л.И. социальным педагогом МОУ» Магистральнинская     СОШ №2 с использованием следующих источников: программа Федоровой О.С.» Русские традиции»  учителем начальных классов МОУ СОШ №4 г. Луга Ленинградская область; Игнатко В.И. учителем МОУ СОШ №2 г. Мурманск, Пилипчук Г.А.учитель МОУ СОШ №2г. Мурманск

    Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.

  Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.

    Фольклор  вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

      Народные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

 Игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста.

     Игра – это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

    Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников.  

     Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.                    Планируемые результаты                                                                                                        учашиеся  

должны:                                                                                                                                           Знать: основные праздники народного календаря; заклички, песни, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки. Историю русского народного костюма, головных уборов. Уметь: исполнять русские народные песни, выразительно декламировать; рассказывать о народных праздниках и календарных приметах; играть в народные игры и водить хороводы; работать в коллективе и подчиняться общим правилам.                                                          Применять: использовать в активной речи потешки, считалки, загадки; использовать в повседневной жизни русские народные игры; использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Срок реализации : Программа первого года обучения.                                                                  рассчитано:34 часа  

Периодичность проведения: 1 занятие в неделю.

Длительность проведения занятий: от 20 до 35 мин. ( в соответствиии с требованиями САНПИНА )

Возраст: 1-2 класс

Актуальность

  Знакомство  детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников.  

Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей школьного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.

Задачи:

  1. Пробудить интерес к истории и культуре России.
  2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
  3. Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
  4. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
  5. Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  6. Воспитывать интерес  и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм.   7. Формировать взаимодействия и сотрудничество учащихся, умение подчиняться правиламигр.                                                                                                                                                                 8.Уметь разрешать конфликты.

                                                                                                                                     

Метапредметными результатами кружка «Русские традиции» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Русские традиции»

Личностными результатами кружка «Русские традиции»

 являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;
  • умение выражать  свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать:
  • определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • – учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

  • – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Коммуникативные УУД:
  • –умение оформлять свои мысли в устной форме  
  •  слушать и понимать речь  других;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • –  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли
  • (лидера исполнителя).

Формы занятий:

        Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях.

                                           

                                              Содержание программы.

1.«Милости просим, гости дорогие» (1 час)

 Русская изба и её внутреннее убранство.

2.«Стоит в поле теремок»(1час)

Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

3.«Чудесный сундучок» (1 час)

Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.

4.«Самовар Иван Иванович» (1 час)

Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.

5.«Что нам осень принесла?» (1 час)

Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

6.« Щи да каша-пища наша» ( 1 час)

Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).

7. «Хлеб - всему голова» (1 час)

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке» (1 час)

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.

9. «Водичка, водичка умой мое личико» (1 час)

Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.

10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» (1 час)

История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические  пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.

Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.

11. «Крестьянская игрушка» (1час)

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения.

12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок» (1 час)

Знакомство детей с  домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.

13. «Здравствуй, зимушка- зима» (1 час)

Беседа о  зиме с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

14. «Проказы матушки зимы» (1 час)

Народные игры, загадки, песенки о зиме.

15. «С новым годом со всем родом» (1 час)

Рассказ о  традициях празднования Нового года.

16. «Зимние святки» (1 час)

Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания

17. «Пришла коляда – отворяй ворота» (1 час)

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

18. «Шутку шутить – людей насмешить»(1 час)

Народный юмор (скороговорки, дразнилки).

19.«Живет в народе песня» (1 час)

Народная песня - один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.

20.  «Русская матрешка» (1 час)

Русская народная игрушка-матрёшка. Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.

21. «Небылица- небывальщина» (1 час)

Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» (1час)

Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).

23. «Русские народные сказки» (1 час)

 Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.

24. «Докучные сказки» (1 час)

 Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.

25. «Вербное воскресенье»(1час)

Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.

26. «Красна горка»(1 час)

Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  

27. «Христово Воскресенье всем на веселье» (1 час)

Пасхальные обряды: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников».

28. «Грач на горе – весна на дворе»(1 час)

Русские обычаи встречи весны.  Заклички .

29. «Весна красна цветами» (1 час)

Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.

30. «Русская свистулька».(1 час)

Глиняная свистулька. Виды свистулек.

31. «Чудо-чудное, диво- дивное»(1 час)

Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись..

32. «Богатырями славится Русь-матушка» (1 час)

Русские богатыри.

33-34. Фольклорный праздник « Русские традиции»(2 часа)

Обобщающее занятие.

                                                       

                     

Календарно- тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

Дата

                                                  1.

«Милости просим, гости дорогие»

1

Знакомство с русской избой и её внутренним убранством.

Русская народная игра «Ай-да имя, что за имя!»

2.

«Стоит в поле теремок»

1

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и  гостеприимстве. Загадывание загадок о  предметах крестьянского труда и быта.

Русская народная игра « Теремок»

3.

«Чудесный сундучок»

1

Знакомство с домашней утварью и посудой.

Русская народная игра «Мил ли соседушка»

4.

«Самовар Иван Иваныч»

1

Знакомство детей с самоваром.

Русская народная игра « Пирог»

5.

«Что нам осень принесла?»

1

Беседа об осени с  использованием  соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.

Русская народная игра « Здравствуй, дедушка»

6.

« Щи да каша-пища наша»

1

Беседа о русской национальной кухне.

Русская народная игра « Капуста»

7.

«Хлеб-всему голова»

1

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

Русская  народная игра « Петух»

8.

«Ходит сон  по лавочке в голубой рубашечке»

1

Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями.

Русская народная игра « Сидит Дрёма»

9.

«Водичка, водичка умой мое личико»

1

Разучивание потешек.

Русская народная игра «Кольцо»

10.

«Молодец в кафтане, девушка в сарафане»

1

Знакомство с  русской народной одеждой.

Русская народная игра « У дядюшки Трифона»

11.

«Крестьянская игрушка»

1

Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой.

Русская народная  игра « Захарка»

12.

«Коровушка и бычок-чёрненький бочок»

1

Знакомство детей с  домашними животными.

Русская народная  игра  «  Кисонька-Мурысонька»

13.

«Здравствуй, зимушка- зима»

1

Беседа о  зиме с  использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

Русская  народная игра «У медведя во бору»

14.

«Проказы матушки зимы»

1

Загадывание загадок о зиме.                                                       Русская  народная игра « Коршун и наседки»

15.

«С новым годом со всем родом»

1

Рассказ о  традициях празднования Нового года.

Русская  народная игра «Колдуны»

16.

«Зимние святки»

1

Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Новый год, Рождество).

Русская народная  игра «Золотые ворота»

17.

«Пришла коляда – отворяй ворота»

1

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.

Русская  народная игра « Птица»

18.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Беседа о народном юморе (скороговорки, дразнилки).

Русская народная игра « Лес»

19.

«Живет в народе песня»

1

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.                                                            

Русская народная игра « Ай-да птица, что за птица»

20.

  «Русская матрешка»

1

Рассказ о матрешке. Разучивание частушек.                                Русская народная  игра «Каравай»

21.

«Небылица- небывальщина»

1

Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

Русская народная игра «Цепи»

22.

«Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»

1

Рассказ о Масленице.

Русская  народная игра «Гори, гори ясно»

23.

«Русские народные сказки»

1

Знакомство с русскими народными сказками.

Русская  народная  игра «Птички»

24.

«Докучные сказки»

1

Знакомство с докучными сказками.                                       Русская  народная игра «Бабка Ёжка»

25.

«Вербное воскресенье»

1

Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.                            Русская народная  игра « Верба-вербочка»

26.

«Красна горка»

1

Знакомство с традициями народных гуляний на  Пасхальной неделе.  

Русская народная игра»Каравай»

27.

«Христово Воскресенье всем на веселье»

1

Рассказ  о праздновании Пасхи.

Русская  народная  игра «Солнышко-вёдрышко»

28.

«Грач на горе – весна на дворе»

1

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение  закличек о весне.

Русская  народная  игра « Ерыкалище»

29.

«Весна красна цветами»

1

Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.

Русская  народная  игра « Охотники и бобёр»

30.

«Русская свистулька».

1

Рассказ о  глиняной свистульке.

Русская народная  игра «Крута горка»

31.

«Чудо-чудное, диво- дивное»

1

Рассказ о декоративно-прикладном искусстве.

Русская народная  игра « Утица»

 32

«Богатырями славится Русь – матушка»

1

Русская народная игра « Лошадки» Рассказ о русских богатырях.

  33-34

Фольклорный праздник «Русские традиции»

2

Обобщающее занятие подготовка и проведение праздника.

Список    литературы для учителя.                                                                                                      

1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3 Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

4. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие- "Традиции семьи".

Работая в детском доме ,с детьми проходим темы по семейному направлению, эта тема углубляет представления детей о ценности семьи и соблюдении добрых традиций....

Внеклассное мероприятие "Традиции празднования Хэллоуина"

Работка представляет разработку внеклассного мероприятия для начальной школы....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное занятие "Традиции Нового года" 4 класс

Занятие содержит беседу о традициях Нового года, конкурсы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции моей семьи"

Семя добрый всход дает, Если на добре растет.Если добрая семья,Если ты живешь, любя!...