программа по внеклассной работе "Русские традиции"
рабочая программа на тему
Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 132 КБ |
![]() | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. Данная комбинаторная программа, составлена Кривоноговой Л.И. социальным педагогом МОУ» Магистральнинская СОШ №2 с использованием следующих источников: программа Федоровой О.С.» Русские традиции» учителем начальных классов МОУ СОШ №4 г. Луга Ленинградская область; Игнатко В.И. учителем МОУ СОШ №2 г. Мурманск, Пилипчук Г.А.учитель МОУ СОШ №2г. Мурманск
Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Планируемые результаты учашиеся
должны: Знать: основные праздники народного календаря; заклички, песни, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки. Историю русского народного костюма, головных уборов. Уметь: исполнять русские народные песни, выразительно декламировать; рассказывать о народных праздниках и календарных приметах; играть в народные игры и водить хороводы; работать в коллективе и подчиняться общим правилам. Применять: использовать в активной речи потешки, считалки, загадки; использовать в повседневной жизни русские народные игры; использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Срок реализации : Программа первого года обучения. рассчитано:34 часа
Периодичность проведения: 1 занятие в неделю.
Длительность проведения занятий: от 20 до 35 мин. ( в соответствиии с требованиями САНПИНА )
Возраст: 1-2 класс
Актуальность
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников.
Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей школьного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
- Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. 7. Формировать взаимодействия и сотрудничество учащихся, умение подчиняться правиламигр. 8.Уметь разрешать конфликты.
Метапредметными результатами кружка «Русские традиции» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Русские традиции»
Личностными результатами кружка «Русские традиции»
являются следующие умения:
- – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- – умение выражать свои эмоции;
- – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- – проговаривать последовательность действий во время занятия;
- – учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
- – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Коммуникативные УУД:
- –умение оформлять свои мысли в устной форме
- – слушать и понимать речь других;
- – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
- (лидера исполнителя).
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях.
Содержание программы.
1.«Милости просим, гости дорогие» (1 час)
Русская изба и её внутреннее убранство.
2.«Стоит в поле теремок»(1час)
Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
3.«Чудесный сундучок» (1 час)
Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.
4.«Самовар Иван Иванович» (1 час)
Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.
5.«Что нам осень принесла?» (1 час)
Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
6.« Щи да каша-пища наша» ( 1 час)
Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).
7. «Хлеб - всему голова» (1 час)
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.
8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке» (1 час)
Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.
9. «Водичка, водичка умой мое личико» (1 час)
Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.
10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» (1 час)
История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.
Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.
11. «Крестьянская игрушка» (1час)
Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения.
12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок» (1 час)
Знакомство детей с домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.
13. «Здравствуй, зимушка- зима» (1 час)
Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
14. «Проказы матушки зимы» (1 час)
Народные игры, загадки, песенки о зиме.
15. «С новым годом со всем родом» (1 час)
Рассказ о традициях празднования Нового года.
16. «Зимние святки» (1 час)
Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания
17. «Пришла коляда – отворяй ворота» (1 час)
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
18. «Шутку шутить – людей насмешить»(1 час)
Народный юмор (скороговорки, дразнилки).
19.«Живет в народе песня» (1 час)
Народная песня - один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.
20. «Русская матрешка» (1 час)
Русская народная игрушка-матрёшка. Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.
21. «Небылица- небывальщина» (1 час)
Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» (1час)
Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).
23. «Русские народные сказки» (1 час)
Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.
24. «Докучные сказки» (1 час)
Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.
25. «Вербное воскресенье»(1час)
Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.
26. «Красна горка»(1 час)
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.
27. «Христово Воскресенье всем на веселье» (1 час)
Пасхальные обряды: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников».
28. «Грач на горе – весна на дворе»(1 час)
Русские обычаи встречи весны. Заклички .
29. «Весна красна цветами» (1 час)
Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.
30. «Русская свистулька».(1 час)
Глиняная свистулька. Виды свистулек.
31. «Чудо-чудное, диво- дивное»(1 час)
Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись..
32. «Богатырями славится Русь-матушка» (1 час)
Русские богатыри.
33-34. Фольклорный праздник « Русские традиции»(2 часа)
Обобщающее занятие.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Дата |
1. | «Милости просим, гости дорогие» | 1 | Знакомство с русской избой и её внутренним убранством. Русская народная игра «Ай-да имя, что за имя!» | |
2. | «Стоит в поле теремок» | 1 | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Русская народная игра « Теремок» | |
3. | «Чудесный сундучок» | 1 | Знакомство с домашней утварью и посудой. Русская народная игра «Мил ли соседушка» | |
4. | «Самовар Иван Иваныч» | 1 | Знакомство детей с самоваром. Русская народная игра « Пирог» | |
5. | «Что нам осень принесла?» | 1 | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. Русская народная игра « Здравствуй, дедушка» | |
6. | « Щи да каша-пища наша» | 1 | Беседа о русской национальной кухне. Русская народная игра « Капуста» | |
7. | «Хлеб-всему голова» | 1 | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Русская народная игра « Петух» | |
8. | «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке» | 1 | Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Русская народная игра « Сидит Дрёма» | |
9. | «Водичка, водичка умой мое личико» | 1 | Разучивание потешек. Русская народная игра «Кольцо» | |
10. | «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» | 1 | Знакомство с русской народной одеждой. Русская народная игра « У дядюшки Трифона» | |
11. | «Крестьянская игрушка» | 1 | Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Русская народная игра « Захарка» | |
12. | «Коровушка и бычок-чёрненький бочок» | 1 | Знакомство детей с домашними животными. Русская народная игра « Кисонька-Мурысонька» | |
13. | «Здравствуй, зимушка- зима» | 1 | Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» Русская народная игра «У медведя во бору» | |
14. | «Проказы матушки зимы» | 1 | Загадывание загадок о зиме. Русская народная игра « Коршун и наседки» | |
15. | «С новым годом со всем родом» | 1 | Рассказ о традициях празднования Нового года. Русская народная игра «Колдуны» | |
16. | «Зимние святки» | 1 | Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Новый год, Рождество). Русская народная игра «Золотые ворота» | |
17. | «Пришла коляда – отворяй ворота» | 1 | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. Русская народная игра « Птица» | |
18. | «Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (скороговорки, дразнилки). Русская народная игра « Лес» | ||
19. | «Живет в народе песня» | 1 | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Русская народная игра « Ай-да птица, что за птица» | |
20. | «Русская матрешка» | 1 | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. Русская народная игра «Каравай» | |
21. | «Небылица- небывальщина» | 1 | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. Русская народная игра «Цепи» | |
22. | «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» | 1 | Рассказ о Масленице. Русская народная игра «Гори, гори ясно» | |
23. | «Русские народные сказки» | 1 | Знакомство с русскими народными сказками. Русская народная игра «Птички» | |
24. | «Докучные сказки» | 1 | Знакомство с докучными сказками. Русская народная игра «Бабка Ёжка» | |
25. | «Вербное воскресенье» | 1 | Рассказ о праздновании Вербного воскресенья. Русская народная игра « Верба-вербочка» | |
26. | «Красна горка» | 1 | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Русская народная игра»Каравай» | |
27. | «Христово Воскресенье всем на веселье» | 1 | Рассказ о праздновании Пасхи. Русская народная игра «Солнышко-вёдрышко» | |
28. | «Грач на горе – весна на дворе» | 1 | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Русская народная игра « Ерыкалище» | |
29. | «Весна красна цветами» | 1 | Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне. Русская народная игра « Охотники и бобёр» | |
30. | «Русская свистулька». | 1 | Рассказ о глиняной свистульке. Русская народная игра «Крута горка» | |
31. | «Чудо-чудное, диво- дивное» | 1 | Рассказ о декоративно-прикладном искусстве. Русская народная игра « Утица» | |
32 | «Богатырями славится Русь – матушка» | 1 | Русская народная игра « Лошадки» Рассказ о русских богатырях. | |
33-34 | Фольклорный праздник «Русские традиции» | 2 | Обобщающее занятие подготовка и проведение праздника. |
Список литературы для учителя.
1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3 Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
4. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка. Данная комбинаторная программа, составлена Кривоноговой Л.И. социальным педагогом МОУ» Магистральнинская СОШ №2 с использованием следующих источников: программа Федоровой О.С.» Русские традиции» учителем начальных классов МОУ СОШ №4 г. Луга Ленинградская область; Игнатко В.И. учителем МОУ СОШ №2 г. Мурманск, Пилипчук Г.А.учитель МОУ СОШ №2г. Мурманск
Внимание к русской национальной культуре в последние годы особенно активно проявляется в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества. Старинная пословица гласит: « Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Ведь без знаний традиций, обычаев русского народа, невозможно воспитать полноценного человека.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и его обычаи, традиции. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору.
Фольклор вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра – это школа воспитания. Одни игры развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Планируемые результаты учашиеся
должны: Знать: основные праздники народного календаря; заклички, песни, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки. Историю русского народного костюма, головных уборов. Уметь: исполнять русские народные песни, выразительно декламировать; рассказывать о народных праздниках и календарных приметах; играть в народные игры и водить хороводы; работать в коллективе и подчиняться общим правилам. Применять: использовать в активной речи потешки, считалки, загадки; использовать в повседневной жизни русские народные игры; использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Срок реализации : Программа первого года обучения. рассчитано:34 часа
Периодичность проведения: 1 занятие в неделю.
Длительность проведения занятий: от 20 до 35 мин. ( в соответствиии с требованиями САНПИНА )
Возраст: 1-2 класс
Актуальность
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию школьников.
Цель: Формирование общечеловеческих ценностей у детей школьного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.
Задачи:
- Пробудить интерес к истории и культуре России.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
- Способствовать развитию у детей лучших черт русского характера.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм. 7. Формировать взаимодействия и сотрудничество учащихся, умение подчиняться правиламигр. 8.Уметь разрешать конфликты.
Метапредметными результатами кружка «Русские традиции» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Русские традиции»
Личностными результатами кружка «Русские традиции»
являются следующие умения:
- – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- – умение выражать свои эмоции;
- – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- – проговаривать последовательность действий во время занятия;
- – учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
- – умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Коммуникативные УУД:
- –умение оформлять свои мысли в устной форме
- – слушать и понимать речь других;
- – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
- (лидера исполнителя).
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях.
Содержание программы.
1.«Милости просим, гости дорогие» (1 час)
Русская изба и её внутреннее убранство.
2.«Стоит в поле теремок»(1час)
Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
3.«Чудесный сундучок» (1 час)
Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.
4.«Самовар Иван Иванович» (1 час)
Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.
5.«Что нам осень принесла?» (1 час)
Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
6.« Щи да каша-пища наша» ( 1 час)
Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).
7. «Хлеб - всему голова» (1 час)
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.
8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке» (1 час)
Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.
9. «Водичка, водичка умой мое личико» (1 час)
Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.
10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» (1 час)
История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.
Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.
11. «Крестьянская игрушка» (1час)
Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения.
12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок» (1 час)
Знакомство детей с домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.
13. «Здравствуй, зимушка- зима» (1 час)
Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
14. «Проказы матушки зимы» (1 час)
Народные игры, загадки, песенки о зиме.
15. «С новым годом со всем родом» (1 час)
Рассказ о традициях празднования Нового года.
16. «Зимние святки» (1 час)
Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания
17. «Пришла коляда – отворяй ворота» (1 час)
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
18. «Шутку шутить – людей насмешить»(1 час)
Народный юмор (скороговорки, дразнилки).
19.«Живет в народе песня» (1 час)
Народная песня - один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.
20. «Русская матрешка» (1 час)
Русская народная игрушка-матрёшка. Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.
21. «Небылица- небывальщина» (1 час)
Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» (1час)
Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).
23. «Русские народные сказки» (1 час)
Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.
24. «Докучные сказки» (1 час)
Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.
25. «Вербное воскресенье»(1час)
Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.
26. «Красна горка»(1 час)
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.
27. «Христово Воскресенье всем на веселье» (1 час)
Пасхальные обряды: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников».
28. «Грач на горе – весна на дворе»(1 час)
Русские обычаи встречи весны. Заклички .
29. «Весна красна цветами» (1 час)
Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.
30. «Русская свистулька».(1 час)
Глиняная свистулька. Виды свистулек.
31. «Чудо-чудное, диво- дивное»(1 час)
Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись..
32. «Богатырями славится Русь-матушка» (1 час)
Русские богатыри.
33-34. Фольклорный праздник « Русские традиции»(2 часа)
Обобщающее занятие.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание | Дата |
1. | «Милости просим, гости дорогие» | 1 | Знакомство с русской избой и её внутренним убранством. Русская народная игра «Ай-да имя, что за имя!» | |
2. | «Стоит в поле теремок» | 1 | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Русская народная игра « Теремок» | |
3. | «Чудесный сундучок» | 1 | Знакомство с домашней утварью и посудой. Русская народная игра «Мил ли соседушка» | |
4. | «Самовар Иван Иваныч» | 1 | Знакомство детей с самоваром. Русская народная игра « Пирог» | |
5. | «Что нам осень принесла?» | 1 | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. Русская народная игра « Здравствуй, дедушка» | |
6. | « Щи да каша-пища наша» | 1 | Беседа о русской национальной кухне. Русская народная игра « Капуста» | |
7. | «Хлеб-всему голова» | 1 | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Русская народная игра « Петух» | |
8. | «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке» | 1 | Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Русская народная игра « Сидит Дрёма» | |
9. | «Водичка, водичка умой мое личико» | 1 | Разучивание потешек. Русская народная игра «Кольцо» | |
10. | «Молодец в кафтане, девушка в сарафане» | 1 | Знакомство с русской народной одеждой. Русская народная игра « У дядюшки Трифона» | |
11. | «Крестьянская игрушка» | 1 | Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Русская народная игра « Захарка» | |
12. | «Коровушка и бычок-чёрненький бочок» | 1 | Знакомство детей с домашними животными. Русская народная игра « Кисонька-Мурысонька» | |
13. | «Здравствуй, зимушка- зима» | 1 | Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» Русская народная игра «У медведя во бору» | |
14. | «Проказы матушки зимы» | 1 | Загадывание загадок о зиме. Русская народная игра « Коршун и наседки» | |
15. | «С новым годом со всем родом» | 1 | Рассказ о традициях празднования Нового года. Русская народная игра «Колдуны» | |
16. | «Зимние святки» | 1 | Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Новый год, Рождество). Русская народная игра «Золотые ворота» | |
17. | «Пришла коляда – отворяй ворота» | 1 | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. Русская народная игра « Птица» | |
18. | «Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (скороговорки, дразнилки). Русская народная игра « Лес» | ||
19. | «Живет в народе песня» | 1 | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Русская народная игра « Ай-да птица, что за птица» | |
20. | «Русская матрешка» | 1 | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек. Русская народная игра «Каравай» | |
21. | «Небылица- небывальщина» | 1 | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. Русская народная игра «Цепи» | |
22. | «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» | 1 | Рассказ о Масленице. Русская народная игра «Гори, гори ясно» | |
23. | «Русские народные сказки» | 1 | Знакомство с русскими народными сказками. Русская народная игра «Птички» | |
24. | «Докучные сказки» | 1 | Знакомство с докучными сказками. Русская народная игра «Бабка Ёжка» | |
25. | «Вербное воскресенье» | 1 | Рассказ о праздновании Вербного воскресенья. Русская народная игра « Верба-вербочка» | |
26. | «Красна горка» | 1 | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Русская народная игра»Каравай» | |
27. | «Христово Воскресенье всем на веселье» | 1 | Рассказ о праздновании Пасхи. Русская народная игра «Солнышко-вёдрышко» | |
28. | «Грач на горе – весна на дворе» | 1 | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Русская народная игра « Ерыкалище» | |
29. | «Весна красна цветами» | 1 | Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне. Русская народная игра « Охотники и бобёр» | |
30. | «Русская свистулька». | 1 | Рассказ о глиняной свистульке. Русская народная игра «Крута горка» | |
31. | «Чудо-чудное, диво- дивное» | 1 | Рассказ о декоративно-прикладном искусстве. Русская народная игра « Утица» | |
32 | «Богатырями славится Русь – матушка» | 1 | Русская народная игра « Лошадки» Рассказ о русских богатырях. | |
33-34 | Фольклорный праздник «Русские традиции» | 2 | Обобщающее занятие подготовка и проведение праздника. |
Список литературы для учителя.
1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3 Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
4. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/22/picture-15867.jpg)
Внеклассное мероприятие- "Традиции семьи".
Работая в детском доме ,с детьми проходим темы по семейному направлению, эта тема углубляет представления детей о ценности семьи и соблюдении добрых традиций....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-99996-1508693304.jpg)
Внеклассное мероприятие "Традиции празднования Хэллоуина"
Работка представляет разработку внеклассного мероприятия для начальной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-161196-1377897748.jpg)
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-265047-1371203355.jpg)
Внеклассное занятие "Традиции Нового года" 4 класс
Занятие содержит беседу о традициях Нового года, конкурсы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197147-1360158215.jpg)
Внеклассное занятие "Традиции Японии, восточные единоборства, карате Кёкусинкай"
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-566973-1421538732.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Традиции моей семьи"
Семя добрый всход дает, Если на добре растет.Если добрая семья,Если ты живешь, любя!...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/03/picture-646349-1435951590.jpg)
Открытое внеклассное мероприятие "Традиции русского чаепития"
Это мероприятие у меня было в 3 классе....