«Значение проблемно-ценностного общения в семье в развитии личностных качеств ребёнка»
статья (3 класс) на тему

Илларионова Ольга Петровна

Илларионова О.П.,

воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ №618

 

 

«Значение проблемно-ценностного общения в семье

в развитии личностных качеств ребёнка»

 

 

Цели:

  • Определить значение личностно-ценного общения в семье для детей и взрослых
  • Рассмотреть проблемы, выявленные в результате беседы и провести обсуждение по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon illarionova_o.p._-_vospitanie_serdtsem.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Илларионова О.П.,

воспитатель ГПД

ГБОУ СОШ №618

«Значение проблемно-ценностного общения в семье

в развитии личностных качеств ребёнка»

Цели:

  • Определить значение личностно-ценного общения в семье для детей и взрослых
  • Рассмотреть проблемы, выявленные в результате беседы и провести обсуждение по данной теме

Будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания ребенка. Она должна органично соединить в себе все конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности, обеспечить удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей ребенка, стимулировать развитие его творческих возможностей, включить его в процесс воспроизводства духовных и материальных ценностей.

Но становление и развитие человека начинается в семье. Семья — это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает умения и навыки деятельности и общения, с которыми входит в мир.

Именно в семье при взаимодействии с родственниками ребенок впервые овладевает различными формами общения, и это способствует успешной его адаптации в широкой социальной сфере в дальнейшем. Господствующий в семье стиль общения, воззрения и идеалы в большинстве своем являются для ребенка теми ориентирами, которые формируют его будущие стремления и ценности, остающиеся зачастую образцом и для взрослого человека. Поэтому забота о благополучии семьи как социальной ячейки, устранение объективных причин для конфликтов в ней являются для общества делом огромной важности.

В семье ребенок проводит большую часть своего времени с родными людьми, с которыми даже невольно он обязан вступать в какое-то общение. Трудности родителей заключаются в том, что они должны ориентироваться на продолжительную и кропотливую работу по развитию у ребенка навыков общения. Успех ее во многом зависит от удачно выбранного взрослыми поведения. Они должны овладеть игровыми приемами, методикой проведения интеллектуальных и творческих занятий, а также уметь использовать словесные и танцевальные упражнения.

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты с взрослыми членами семьи.

 Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

 Общение ребёнку необходимо, как пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребёнку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию.

 Принципы эффективного общения с ребёнком:

  • Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребёнком.
  • Ребёнок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.
  • Принимать ребёнка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
  • Проявляете интерес к ребёнку во время общения (кивком головы, одобрением и т.д.).
  • Поддерживайте стремление ребёнка к общению с взрослыми членами семьи.
  • Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребёнку

            в процессе общения с ним.

  • Замечайте успех и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.

Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал:  «…я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им сердце…».   «Такое человеческое качество,  как  тонкость,  эмоциональность  натуры, выражается в том, что окружающий мир обостряет способность  к  переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не  может  забыть  горе,  страдания, несчастья  другого  человека;  совесть  заставляет  его  прийти  на  помощь».

Эмоциональную чуткость нужно воспитывать с раннего  детства.  Детские  годы, тот возраст, который считается возрастом беззаботной радости, игры,  сказки, -  это  истоки  жизненного  идеала.   Перед   взором   ребенка   открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями. Чтобы заложить  в  годы детства основы человечности, надо дать ребенку  правильно  видение  добра  и зла. Правильное видение добра и зла означает, по Сухомлинскому, что  ребенок принимает близко к  сердцу  то,  что  он  познает.  Добро  вызывает  у  него радостную взволнованность,  восхищение,  стремление  следовать  нравственной красоте, зло пробуждает негодование,  непримиримость,  прилив  духовных  сил для борьбы за правду и справедливость.

Чтобы узнать истинные причины эмоциональных переживаний детей я  периодически провожу в своем классе специфическую диагностику. Раздаю своим учащимся вырезанные из бумаги сердечки. При этом даю следующее задание: «Ребята, вы знаете выражения «легко на сердце» или «тяжело на сердце», давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано». Дети на одной стороне сердечка  пишут причины, отчего у них на сердце тяжело, на другой стороне – причины, отчего на сердце легко. При этом раскрашивая сердечко в тот цвет, которое соответствует их настроению.  Такая диагностика позволяет найти  пути и способы преодоления переживаний детей.

Игровая деятельность ребенка и досуговая деятельность младших школьников и подростков в большинстве семей не пересекается с досуговой деятельностью родителей. Часто родительское понимание воспитания не идет дальше того, что детей нужно увещевать и следить за тем, чтобы они не делали чего-нибудь плохого. Но вот он начинает проявлять самостоятельность, и родители с радостью предоставляют его самому себе. Наступает такой момент, когда ему говорят, что он уже большой и должен играть сам. Родителей можно понять. Кроме забот о ребенке у них масса других. Но ребенок по-прежнему требует внимания к себе. Он не может осваивать мир сам. Нужно отвечать на его бесконечные «почему», принимать участие в его игре, сопереживать ей.

Сухомлинский глубоко верил, что каждый человек может достичь  высокого мастерства в той или иной  области  труда  и  стремился  пробудить  в  своих воспитанниках  творческое  начало.  «Нет  детей  одаренных  и   неодаренных, талантливых   и   обычных.   Распознать,   выявить,   раскрыть,   взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант –  значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

Воспитание в семье — это влияние путем личного примера и созданием соответствующей обстановки, изменяя или направляя процесс формирования мышления, фантазии и действия детей. Мало читать ребенку сказки, показывать мультфильмы, выводить гулять в парк или посещать зоопарк, если он есть. Нужно действовать, делать что-то вместе с ним.

Ребенок, как отметил К.Д. Ушинский, не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть. Самые яркие впечатления у детей остаются тогда, когда они вместе с родителями ездят отдыхать. Дети с восторгом рассказывают о том, где они были и что видели, как вместе с папой и мамой собирали грибы, удили рыбу, строили на морском берегу песочные замки и купались. А если это еще были и выезды на природу с ночевкой в лесу, с костром и звездным небом над головой — родительское влияние будет безграничным. Никакой мультфильм, никакая сказка не заменят собственных впечатлений, собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда и собственного действия.

И психологи, и педагоги знают, как активно детское любопытство. Дети не терпят никаких ограничений на свои исследования. Их отличает способность отслеживать причинно-следственные связи, альтернативно мыслить и с необычайной скоростью принимать решения. Дети перескакивают через этапы, и там, где взрослые решают задачу по действиям, дети готовы свести несколько этапов к одному. Потом у подавляющего большинства людей эти способности угасают.

Следует постоянно расширять визуальный опыт детей, и не только через иллюстрацию в книге, альбом репродукций, телевизионный экран, но и через непосредственное восприятие произведений изобразительного искусства, театральные спектакли, цирковые представления, музейные экспозиции. Каждое яркое впечатление — это толчок к воспроизводству увиденного. После посещения цирка подавляющее большинство детей играет в «цирк»; дети, которых постоянно водят в театр, становятся наиболее активными участниками школьных драмкружков или устраивают со своими сверстниками домашний театр.

Начинать посещение с детьми картинных галерей, спектаклей, музеев нужно как можно раньше. При этом не обязательно обрушивать на них всю массу впечатлений. В первое посещение, например, картинной галереи или выставки достаточно ограничиться одним художником и даже одной картиной, чтобы потом обсудить, привлечь дополнительную информацию. В этом случае можно даже создать своеобразную игру — собирание репродукций тех картин, которые видели. Такая игра может побудить к коллекционированию различных материалов (марки, календарики, этикетки, монеты и т.д.), посвященных изобразительному искусству.

Значительная роль в решении задачи гармоничного развития личности ребенка принадлежит музейной педагогике. Музей, равно как и другие социальные институты, позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения. Этому способствуют два важных фактора. Во-первых, в центре музейного педагогического процесса всегда находится подлинник истории и культуры. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

Культура семейного досуга, несомненно, зависит от культуры родителей, от того, как и чем они заполняют свое свободное время. Если у родителей есть какие-либо увлечения, то дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения, а не его пассивными наблюдателями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка».

Материал предназначен для беседы с родителями на родительском собрании и индивидуальной беседы....

Родительское собрание на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. О детской дружбе»

Зачем нужны друзья? Контактные и замкнутые дети. Как помочь ребёнку найти друзей? Семь секретов социального успеха....

Родительское собрание «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»

Родительское собрание «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка» может быть проведено в 3 классе...

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ на тему: " Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка"

Лекторий способствует  развитию самоуважению и чувства собственного достоинства у ребёнка. Учит общению в семье, школе, со сверстниками и взрослыми....

Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка». Разработка родительского лектория Родительское собрание в 1 классе. МБОУ СОШ № 114 г. Барнаул Учитель начальных классов Демина Н.В.

Цель:1.Определить значение общения для детей и взрослых.2.Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.Вопросы для обсуждения:1...