Внеклассное мероприятие во 2 классе на тему "Опасайтесь потерять друзей"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Прусакова Светлана Анатольевна

На занятии была затронута очень важная тема - тема дружбы и равнодушия. Дети искали ответы на вопросы: В чем ценность дружбы? Почему ею дорожат? Познавали смысл горской пословицы "Колючку посеешь - колючку пожнешь". Подводя итоги, составили свои законы дружбы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Класс   2 «А»

Тема: «Опасайся потерять друзей»

Цели:

  1. Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
  2.  Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
  3. Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
  4. Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.

Ход мероприятия:

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Примечания

I

Организационный  момент

«Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей»

На доске записаны слова Р.Гамзатова

Слайд № 2

II

Сообщение темы и целей мероприятия

- Сегодня мы с вами затронем очень важную тему – тему о дружбе и равнодушии.

III

Основная часть мероприятия

- Что же такое дружба и товарищество? (Предположения учащихся.)

- Это удивительные отношения, возникающие между людьми. Владимир Иванович Даль в своем толковом словаре  понятие «дружба» объяснял так:

«Дружба – это бескорыстная стойкая приязнь» На первое место ученый ставил бескорыстие.

- Как вы понимаете фразу «бескорыстный человек»? (Бескорыстный человек – это человек, которого попросишь что-то сделать, он сделает и взамен ничего не потребует у тебя.)

- Так вот именно бескорыстие, по мнению великого ученого Даля, делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

- Как вы считаете, в чем ценность дружбы? Почему ею дорожат?  (Настоящий друг  «лучше, чем кто-либо другой, поймет твое настроение, утешит в трудную минуту, окажет помощь. Он  никогда тебя не продаст и не подведет, окажет помощь в трудной ситуации».)

- «Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может!

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов».

- Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней множество пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. (Учащиеся называют пословицы и поговорки о дружбе.)

- Посмотрите на слайд. Прочитайте пословицы и поговорки, которые мы с вами не назвали. («Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Старый друг лучше новых двух». «Друзья познаются в беде». «Друга ищи, а найдешь – береги». «Недруг поддакивает, а друг спорит». «Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок как ладонь».)

- Объясните, как вы понимаете каждую из них. (Учащиеся поясняют смысл пословиц и поговорок.)

- Говоря о дружбе, нельзя не сказать о порядочности. Заступиться за младшего, которого обижают, уступать место в троллейбусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявление порядочности. Только у порядочных людей бывают настоящие верные друзья. Но настоящих друзей не так уж много, их надо беречь, чтобы не потерять, надо быть снисходительным к человеческим слабостям, уметь прощать их.

- А сейчас мы познакомимся со стихотворением Сергея Погореловского:

Ученик 1

Побил меня Гуляев Колька

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я, молча, слезы проглотил.

Ученик 2

Пришел домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

«А я-то в дружбу нашу верил!

Но больше дружбе не бывать!

Ученик 3

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом – ты, матросом – я!

Ученик 4

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперек…

Ах, Колька, Колька – что ж ты это?

Такую дружбу не сберег!

Ученик 5

Ты не сберег мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Ученик 6

Да это Колька – так несмело

Вошел с поникшей головой:

- Прости уж! Сердишься?... За дело!

Беда, горячий я какой!

Ученик 7

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придешь!

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (У нас возникли чувства грусти, сожаления, сочувствия.)

- Герой стихотворения простил своего лучшего друга Кольку Гуляева. А как бы вы поступили в такой ситуации? (Ответы учащихся.)

- Послушайте песню Владимира Шаинского «Песенка о друге».

- Кто же он, настоящий друг? Каким он должен быть? (Предположения учащихся.)

- Послушайте отрывок из рассказа Анатолия Алексина «Если бы не случай».

Рассказ

Анатолий Алексин

«Если бы не случай…».

 

      Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Владимир и Денис были превосходными математиками, и после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» — в один голос заявили они и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай. Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налег на весла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до   пристани. Он напрягал все силы... Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и

крепко привязал ее веревкой. Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:

— Ты откуда, хлопец, взялся?

— Сегодня мы брали у вас лодку... Я обещал вернуть...

      Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил уже характер и силу воли. Конечно, ему было так же страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.

- Какие качества характера проявил Ваня, что бы сдержать данное слово?

- Как бы вы поступили на его месте?

- Почему автор называет всех остальных «мнимыми друзьями»? (Мнимые друзья – это ненастоящие друзья.)

- Верно! Дружба сильна верностью, взаимной преданностью. Иметь настоящего друга – это большое счастье. Он всегда придет к вам на помощь. Но! Вы также должны проявлять интерес к его проблемам, выручать его и помогать в горе, разделять с ним радость.

- Попрошу выйти в доске, кто читает следующее стихотворение Эдуарда Асадова  «Мысль о том, что друзья познаются в беде…»

- Мысль о том, что друзья познаются в беде,

   Про сердечный огонь и про тленье.

   Повторял я, случалось, всегда и везде

   Без особого назначенья.

   Лишь однажды, упав, я увидел людей

   Как со снятою кожурой:

   И друзей настоящих, и мнимых друзей,

   Кто словами любил, кто душою.

- Запомните интересную, поучительную горскую пословицу:

«Колючку посеешь – колючку пожнешь»

- Что значит «пожнешь»? (Пожнешь – это значит то, что вырастет, что надо будет собрать.)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Что посеешь, то и вырастит. Если человека не воспитали, то он и вырастит невоспитанным. К своим окружающим будет плохо относиться и, поэтому,  у него друзей не будет.) 

- Никогда не сейте «колючек», на которые тут же сами и наткнетесь!

Слайд № 3 – портрет В.И. Даля и цитата.

Слайд № 4 – учащиеся читают неназванные пословицы и поговорки и объясняют их смысл.

Учащихся читают наизусть стихотворение С. Погореловского у доски

Аудиозапись: Владимир Шаинский «Песенка о друге»

Чтение учителем отрывка из рассказа Анатолия Алексина «Если бы не случай»

Чтение учащимся наизусть стихотворения

Эдуарда Асадова «Мысль о том, что друзья познаются в беде…»

Слайд № 5 – горская пословица

IV

Творческое задание

 - На листах ватмана вы видите подзаголовки. Сейчас ваша задача заключается в том, чтобы вспомнить, о чем мы говорили сегодня, какой-нибудь случай из жизни и изобразить его на листе.

Учащиеся рисуют на листах ватмана под песню Владимира Шаинского «Если с другом вышел в путь»

V

Итог мероприятия

- Давайте придумаем свои законы и поделимся ими с окружающими. Назовем их -  законами  дружбы. Вот что у нас получилось.

Обратите внимание на слайд. Прочитайте его.

1) Не оставляй друга в беде.

2) Дружба – вера в человека, требовательность к нему.

3) Дружба и эгоизм – несовместимы!

Слайд № 6: «Закон дружбы»



Подписи к слайдам:

Закон дружбы!
- Не оставляй друга в беде.
- Дружба – вера в человека, требовательность к нему.
- Дружба и эгоизм – несовместимы!
«Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей
»
(Р.Гамзатов)

Законы дружбы
1) Не оставляй друга в беде.
2) Дружба – вера в человека, требовательность к нему.
3) Дружба и эгоизм – несовместимы!
ОПАСАЙСЯ ПОТЕРЯТЬ ДРУЗЕЙ!!!
Дружба – это круглосуточно,
хоть пожар, хоть урожай
Это чувство
безрассудочно
,
собирайся – приезжай…
Горская пословица:
«Колючку посеешь – колючку пожнешь»
Русские народные пословицы и поговорки
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
«Старый друг лучше новых двух»
«Друзья познаются в беде»

«Друга ищи, а найдешь – береги»

«Недруг поддакивает, а друг спорит»
«Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок как ладонь».
Владимир Иванович Даль сказал:


«
Дружба –

это
бескорыстная стойкая приязнь»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру "Птицы наши друзья" для учащихся 1-2 классов

Материал  внеклассного мероприятия  по окружающему миру "Птицы наши друзья"  для учащихся 1-2 классов можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы "Как зимуют птицы?"...

Внеклассное мероприятие для воспитанников гпд "Крепко помните друзья, что с огнем шутить нельзя»

Данное внеклассное мероприятие позволит обобщить знания учащихся по пожарной безопасности....

Сценарий внеклассного мероприятия «Кошки и собаки – наши четвероногие друзья»

Внеклассное мероприятие.Тема: «Кошки и собаки – наши четвероногие друзья».Цель: Уточнить и расширить представление о кошке и собаке как о домашних животных и друзьях человека, их дет...

"Мистер класс" внеклассное мероприятие 3 класс

Конкурсная программа для мальчиков 3 класса "Мистер класс" к Дню защитника отечества....

Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс" 2 класс

Внеклассное мероприятие: "Идеальный класс"...

Конспект внеклассного мероприятия 1 класс на тему "Ценностные ориентации класса"

На тему «Ценностные ориентации класса».Цели:1. Формирование ценностного отношения учащихся к жизни;2. Формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданско...

Внеклассное мероприятие по ПДД "В гости к друзьям" для 1 класса

Сценарий внеклассного мероприятия по ПДД "В гости к друзьям". В проведении мероприятия помогают родители, либо  5-классники, исполняющие роли кукольного театра....