Приёмы работы с одарёнными детьми
статья (2 класс) на тему

Красовская Любовь Павловна

В каждом классе есть дети, которые успешно  усваивают  программу и для них необходимо планирование дополнительных заданий творческого характера. Систематическая работа  с такими детьми ведет их к успеху и развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_raboty_s_odaryonnymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы работы с одарёнными детьми в начальной школе

(из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 655 Приморского района

г. Санкт- Петербург Красовской Л.П.)

Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.

 С точки зрения психологии, одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Маленькие дети часто болезненно воспринимают даже небольшие неудачи, а среди заданий «Кенгуру» для 3 – 4 классов обязательно будут такие, которые второклассник просто плохо понимает. И если ребенок к такой ситуации психологически не готов, то вместо удовольствия он получит негативный опыт, который может надолго оттолкнуть от подобных экспериментов.  Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.               

           Мне бы хотелось представить систему работы с одарёнными детьми, при этом хочу отметить, что я работаю со всеми детьми, то есть стараюсь максимально развивать познавательные и творческие способности каждого ребёнка. Работа с  детьми ведётся по трём направлениям:

  • интеллектуальному;
  • эстетическому;
  • спортивному.

Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с  первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы способности,  на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работает система портфолио ученика, которая создаётся с первого класса, и ведётся до окончания школы. Выделяю следующие категории одарённых детей:

  • Дети с необыкновенно высокими общими и интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одарённости в определённой области наук.
  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  • Дети со спортивными способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями

             Одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом  для средних учащихся, становится часто тормозом для одарённых. Поэтому я выбираю систему обучения, педагогические технологии, методы, использую приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей одарённых детей.

           В своем классе я выбрала такие формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время  обучения в начальной школе ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. Многие дети класса посещают спортивные секции при школе, занятия в спортивных кружках, в художественной школе. Для развития интеллектуальных способностей детей класса ведутся факультативные занятия по математике «В мире символов и знаков», по русскому языку «В мире слов». На этих занятиях используются различные формы и методы, способствующие развитию интеллекта и исследовательских умений учащихся, создаются условия для успешного усвоения учащимися учебных программ, развития их индивидуальных способностей; для развития и саморазвития учащихся; предполагается коррекция учебного процесса с целью устранения возможных препятствий к созданию ситуации успешности обучения.

Дети класса активно участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, докладов,  что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей. Как результат - участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Они принимают самое активное участие в международных олимпиадах  по языкознанию «Русский медвежонок», по математике «Кенгуру»,», по истории «Золотое Руно», конкурс по естествознанию «Человек и природа»,  «Кит». В этом году участников в этих олимпиадах возросло в 2 раза. По результатам конкурсов  в 2014 году, мои четвероклассники заняли призовые места в рамках образовательного учреждения.

        Результаты и успехи  не могут не радовать.  Но я не собираюсь  останавливаться на достигнутом. В моих планах:

  • дальнейшая активизация научно- исследовательской деятельности младших школьников;
  • развитие системы внеурочной деятельности и внеклассной деятельности  учащихся, которая позволит им демонстрировать свои достижения на олимпиадах, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях различного уровня;

       Безусловно, существуют определённые проблемы с одарёнными детьми, которые требуют незамедлительного решения:   это и усиление подготовки учащихся к районным и городским олимпиадам, привлечение более пристального внимания родителей к проблеме развития умственной одарённости детей, недостаточная материально- техническая база в начальной школе, и это безусловно одна из основных проблем в работе с одаренными детьми в нашей школе. 

Предлагаемый опыт работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей и механизмов обучения и развития одаренных детей в условиях массовой школы. Поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжается, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

2015 год