Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Образцова Людмила Николаевна

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые   дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования, которую мы начинаем проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.

Скачать:


Подписи к слайдам:



Урочная деятельность
К ней  относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение;
проектная деятельность;

- работа в малых группах,
научно-исследовательская деятельность;
творческие и нестандартные задания;

-игровые технологии (деловые игры и путешествия)
;
-информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации;
-развитие способностей (
разноуровневые
тесты, презентации, тренажёры)
.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах и олимпиадах. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Эти технологии получили распространение в начальных классах, успешно используются на все учебных предметах.
«Сумасшедший архитектор».
Задание:  
необходимо нарисовать дом. Для этого вам  понадобится выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
 
Например: «Кастрюля» -
 отлично, дом будет иметь   форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона.  «Солнце» круглый потолок, пол.
«
Сад»… Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.
Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема
выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка,

но и для общества в целом. Одарённые, талантливые   дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
В этой связи
выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования, которую мы начинаем проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.
Учитель должен помнить, что
нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным.
У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности. Одним словом, наше
внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.
Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам.
Заниматься развитием
интеллектуальных и творческих способностей
необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
«Безумный генетик».
 
Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). 
Здесь важен процесс, а не результат.
Задание
: нарисуйте фантастическое животное, которое  будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «
не слушать
» логику и здравый смысл, которые  будут мешать в работе.
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Составила: Образцова Людмила Николаевна,
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 16 г.Балаково Саратовской области
«Безумный генетик».
 
Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). 
Здесь важен процесс, а не результат.
Задание
: нарисуйте фантастическое животное, которое  будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «
не слушать
» логику и здравый смысл, которые  будут мешать в работе.
Как мы уже знаем, одаренные дети – это необычные дети. Для успешного развития таких детей необходимо выполнять ряд условий.
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает   у обучающихся стремление  к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми  оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие индивидуальных способностей во внеурочной деятельности (олимпиады; конкурсы;
факультативы;
кружки по интересам;
индивидуальная работа
;

научно-практические конференции; занятия исследовательской деятельностью; творческие мастерские; занятия с «сильными» учащимися; интеллектуальный марафон; участие в олимпиадах и конкурсах; работа по индивидуальным планам)

создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Большое внимание на занятиях  уделяется  обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Уроки-исследования позволяют решать  серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.    
 У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.
Учитывая психологические особенности одаренных детей, очень важно создавать на уроках и занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением.
Игра «И все-таки у них много общего». 

Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем. Выбрав два понятия, которые не имеют между собой ничего общего, попытайтесь  «найти» между ними некую связь.  Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти слова между собой. Это упражнение тренирует  мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться  «ингредиентами», находящимися в  разных его секторах.

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?
Оба слова - из четырех
букв;в
обоих случаях буква «А» - третья по
счету;при
помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз
помыть;и
то и другое может блестеть; и из них иногда льется
вода;когда
они портятся, из них течёт вода.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

Одна из форм работы с одарёнными детьми –
научно-исследовательская деятельность учащихся,
которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых  знаний. Принимая участие в школьной научно-практической конференции, учащиеся имеют возможность  проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение  грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
Уроки окружающего мира  и литературного чтения помогают максимально реализовать  дифференциацию обучения,  индивидуальный подход, применяя разные методы работы: - наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.
                                             
«Десять плюс десять». 
Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например, «шляпа – большая, зеленая,  теплая, модная, красивая  и т. д.». Это легко.  А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия.
« И это называется…»
 
Упражнение можно повторять несколько раз в день.
Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.
Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.                                          
Работу с одарёнными учащимися начинается  с диагностики одарённости.  Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся.
Основная задача учителя – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность».
Проблемно-развивающее обучение
Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей
Применение на уроках дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание, мышление, память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются  творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «
блиц-турниры
», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.    Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в  жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы работы с одарёнными детьми

В национальной образовательной инициативе НАША НОВАЯ ШКОЛА  Д.А.Медведев особое внимание обратил на «необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных...

статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"

В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Система работы с одарёнными детьми в начальной школе

"Система работы с одарёнными детьми в начальной школе" (из опыта работы)...

Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства

В статье "Создание системы работы с одарёнными детьми как условие развития современного образовательного пространства"  даны рекомендации по созданию программы работы с одарёнными детьми....

Организация системы работы с одарёнными детьми

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.Нераскрытые возмо...

"Система работы с одарёнными детьми в свете ФГОС". Выступление на городском семинаре

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной....

"Система работы с одарёнными детьми" Выступление на педагогическом совете

Нельзя кого-либо изменить,передавая ему готовый опыт.Можно лишь создать атмосферу,способствующую развитию человека.                      ...