"Система работы с одарёнными детьми в свете ФГОС". Выступление на городском семинаре
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Иванова Людмила Ивановна

 

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_sistema_raboty_s_odaryonnymi_detmi.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре по теме

«Система работы с одарёнными детьми в свете ФГОС»

        

Слайд 1

Тема семинара «Система работы с одарёнными детьми в свете ФГОС»

Слайд 2 (Актуальность)

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.

Слайд 3 (Новая школа)

Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка одарённого ребенка провозглашается приоритетной государственной задачей.

В разделе "Развитие системы поддержки талантливых детей" Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" говорится следующее: «В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей».

С сентября 2011 г. во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который среди множества планируемых результатов предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, учет индивидуальных особенностей обучающихся, разнообразие их индивидуального развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной проблемой современного образования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Слайд 4 (Одарённость)

Возникают вопросы.  Кто они - одарённые дети? Что  такое одарённость?  Как ее разглядеть в  ребёнке?  

Одаренность — это системно развивающееся в течение жизни качество психики (высшей нервной деятельности), которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных по сравнению с другими людьми) результатов деятельности.

По теории Дж. Рензулли  (американский исследователь) одаренность есть взаимодействие трех групп человеческих качеств:

• интеллектуальные способности, превышающие средний уровень;

• высокая мотивация деятельности;

• высокий уровень креативности (способности к творчеству).

Наличие у ребенка даже одного из трех качеств говорит о его одаренности.

Слайд 5 -6 (По качествам определите одарённого ребёнка) Вопрос - ответ

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Но как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему, начиная с 1 класса  и удержать этот интерес до окончания  школы?

Решение напрашивается само собой – надо приобщить детей к творческому процессу, чтобы ребята в школе были не только пассивными слушателями, а были активными  исполнителями и творцами.

«Давно было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития». ( Плеханов Г.В.)

Поэтому одним из главных направлений работы нашей школы является создание условий для максимального развития одарённых детей, включая  детей, чьи таланты на настоящий момент, может быть, ещё не проявились, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Исходя из вышесказанного, хочется отметить, что в настоящее время  в школе  реализуется программа «Одаренные дети», составленная на основе  требований  ФГОС.

Целью программы является создание условий для оптимального развития детей, совершенствование системы работы педагогов по стимулированию творческого самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого учащегося.

Слайд 7 (Задачи)

Любая цель может быть достигнута тогда, когда решаются задачи:

- раннее выявление одаренных детей с использованием различных диагностик;

-нахождение оптимальных средств обучения;

-повышение  квалификации педагогов и подготовка их к работе с одаренными детьми;

-обеспечивается  научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей;

 -осуществляется стимулирование  и поддержка одаренных детей;

-развивается спектр образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности одаренных детей;

-создаются  благоприятные условия для возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Работу по выявлению одарённых  детей учителя начинают  с 1 класса.

Слайд  8 (Условия развития одарённости)

По данным психологов интеллектуальное развитие у ребёнка к 5,5 годам имеет положительное ускорение, к 8 годам достигает 90% развития интеллекта, а к 12 годам в основном завершается. По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и учащихся  11-х классов    существенно не отличаются.

Степени одарённости (на слайде)

Слайд 9 (Диагностика для выявления видов одарённости)

Выявление талантливых детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация талантливых детей посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора таких детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск талантов в условиях общеобразовательной школы.

Диагностика дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу с одаренным ребенком.

Но и наряду с диагностикой - наблюдение, олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования позволяют учителю выявлять одаренных детей.

Слайд 10 (Формы работы)

В нашей школе система работы строится не только на выявлении одаренных детей, но и на  развитии их творческих способностей, как на уроках, так и во внеурочной деятельности; на создании условий для всестороннего развития  детей (на внеклассной работе и дополнительного образования).

Слайд 11 (Принципы)

Успешность работы с учащимися во многом зависит от того учитывается ли:

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

 -принцип развивающего и воспитывающего обучения;

 -принцип учёта возрастных особенностей.

Слайд 12 (Формы работы в условиях школы)

Обязательным условием развития одаренности младшего школьника является гибкая организация учебного процесса. Учитель должен быть готов к неприятию одаренным школьником стандартных заданий и готовых ответов.

 ФГОС смещают акценты с доминирующей роли учителя и фронтальной работы со всем классом в сторону индивидуальной деятельности ученика, на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных особенностей каждого ученика в работе с материалом.

 

Учителя начальных классов реализуют технологию проблемного обучения. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся учителя  используют систему развивающих задач-минуток, которые предлагают учащимся в качестве разминки на уроке. Кроме этого в уроки включаются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На всех уроках педагоги стараются использовать дифференциацию: для способных детей  предлагают более сложные задачи- комбинированные. Стараются  использовать задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагают учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Учителя школы  сами разрабатывают по предметам  дидактические материалы, накапливают  задания повышенного и творческого уровня для работы с детьми по разным предметам.

Большое внимание учителя начальных классов придают вовлечению способных детей во внеурочную работу.

Занятия по свободному выбору  в большей степени, чем работа в классе на уроке, позволяют реализовать принцип дифференциации обучения, учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Слайд 11 (Выбор кружков по интересам)

В системе внеурочной деятельности  развит спектр образовательных услуг, удовлетворяющий интересы и потребности  детей:

- спортивные секции «Баскетбол», «Волейбол»;

- кружки  «Ритмика»,  «Современные танцы»;

- кружок «До-ми-соль-ка»;  

- кружки «Риторика»,  «Умники и умницы», «Я и компьютер».

В системе дополнительного образования – это плавание, музыкальный кружок, хор, кружок английского языка.

В школе стали традиционными фестивали, конкурсы  и различные соревнования, позволяющие ребёнку проявить свои способности.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются школьные олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Работа по подготовке к олимпиадам различного уровня проводится  учителями в течение всего учебного года.

Для реализации детских  творческих способностей проводятся предметные недели (по русскому языку и литературному чтению, математике и технологии, окружающему миру), охватывающие учащихся всей начальной школы.

Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является внедрение проектного метода обучения.

Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

За свои заслуги и победы учащиеся получают Грамоты, Благодарственные письма, Дипломы и подарки.

Вся информация о наших достижениях размещается на сайте школы, ведь информационная открытость - одно из необходимых условий для прогрессивного развития.

Жизнедеятельность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в начальной школе победителей и призеров в разных мероприятиях.

Слайд 12 (Результаты проектов)

Конкурсы социальных проектов, а так же межпредметные учебные проекты учащихся с использованием ИКТ давно занимают отдельное место в планах деятельности начальной школы.

Свои работы учащиеся  представляют на ежегодных школьных и городских научно-практических конференциях «Первые шаги в науку», «Зов Вселенной», «Права человека глазами ребёнка», «Конкурс информационных технологий» и т.д.

С каждым годом увеличивается количество детей, которые  принимают участие в                      Международных,  Всероссийских, Региональных конкурсах:

«Путешествуй с Пони», «Классики»,  «Зелёная математика», «Мозаика», «Инфознайка», «ЧИП», «КИТ», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Бульдог» и др.

 И в этих конкурсах есть свои победители и призёры.

Слайд 13 «Успешный ученик»

Учитывать индивидуальные особенности каждого, развивать познавательные и творческие способности детей, а в целом повышать результаты образовательной деятельности  ученикам помогает участие:

- в школьном конкурсе «Успешный ученик» - большая проектная работа для учащихся 3-4 классов, которая определяет рейтинг личных достижений.

- сбор портфолио

Слайд (Требования к учителю)

Развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

В начальной школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Специально для родителей класса проводится  цикл родительских собраний «Мой ребенок – чудо». Формы собраний очень разнообразные: круглые столы,  индивидуальные беседы, «творческие мастерские» и т.д.

Во время учебного года родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах.

Принимают участие в проектных работах типа:

- «Мой класс - моя семья» (результаты на школьном сайте)

-при создании буклетов  для классов и т.д.

В перспективе – много нереализованных проектов. Важно, что дети хотят работать, предлагают сами новые интересные темы.

Работа с педагогическим коллективом также ведётся в школе по данному направлению: педагогические советы,    семинары по вопросам работы с одарёнными детьми, обобщение педагогического опыта учителя,  через работу методического объединения и аттестацию.

Для учителя, работающего с одаренными детьми, очень важно иметь не только широкий круг интересов, знаний и умений, творческое,  личное мировоззрение, но и убежденность, внутреннюю уверенность и настойчивость.

Слайд  14 (Требования к учителю)

Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, а труднее и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии.  

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».

Анкета для учителей (Определение склонности работы педагога с одарёнными детьми)

Слайд 16 (Итоги анкетирования)

Спасибо за внимание.