Программа дополнительного образования "Народные посиделки"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Фисунова Нина Александровна

Программа дополнительного образования  "Народные посиделки" рассчитана на внеурочную деятельность младших школьников. Цель, задачи, умения и навыки соответствуют требованиям ФГОС. Содержание программы нацелено на формирование художественной культуры,приобщение обучающихся к творчеству и способствует профессиональной ориентации школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_posidelki.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Народные посиделки»

Рассчитана на разновозрастные группы от 7 до 10 лет

34 часа

Автор: Фисунова Нина Александровна,

учитель начальных классов высшей категории

Пояснительная записка

Декоративно – прикладное искусство – самое древнее искусство. Оно уходит своими корнями в толщу веков. И в то же время оно молодое, потому что по – прежнему необходимо человеку в быту и жизни.

Создавая первые вещи, древний человек постепенно укреплял свой опыт работы с глиной, камнем, деревом, кожей, металлом и другим материалом. Появились первые изображения – древние орнаменты. Это было началом народно – прикладного искусства.  За тысячелетия человек сумел создать огромное множество произведений декоративно – прикладного искусства из самых разнообразных материалов, выразив в них своё отношение к жизни. Сегодня декоративно – прикладное искусство, как и много лет назад, создаёт среду, в которой живут люди, украшает их повседневный быт.

Слово «декор» в переводе с латинского означает «украшать».  «Декоративный», значит, украшенный, нарядный. Очень красивы и нарядны бытовые изделия: расписная посуда, ткани, резные наличники и дома, крестьянская прялка и костюм…Декоративность имеет отношение не только к убранству предмета, но и к его форме, конструкции. «Прикладное» - используемое в полезных целях.

Декоративно – прикладное искусство огромно и разнообразно. У каждого народа в процессе его исторического развития складывалась своя культура, быт, орнаменты, образы и мотивы, созвучные краскам родной природы.

Цель программы

Содержание программы “Народные посиделки” нацелено на формирование художественной культуры как части культуры духовной, на приобщение детей к миру декоративно – прикладного  искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи программы

  1. Воспитание интереса ко всем видам декоративно – прикладного  искусства: народному, классическому, современному профессиональному.
  2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -
    чувственного отношения к предметам и явлениям действительности.
  3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
  4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения декоративно – прикладного  искусства.
  5. Обучение художественной грамотности, формирование практических навыков работы.
  6. Развитие мелкой моторики, глазомера, композиционных умений.
  7. Совершенствование техники рисования гуашевыми и акварельными красками, углём и карандашом; смешивание красок.
  8. Обучение сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ.
  9. Расслабление мышечной нагрузки и снятие напряжения.
  10.  Профессиональная ориентация.

Методические пояснения

Методика ознакомления с народно – прикладным искусством направлена  на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, органично сочетает в себе элементы обучения с развитием творческого потенциала, способствует воспитанию художественного вкуса. Но самое главное, организует общение детей и строит их отношения на основе национальных традиций.

Работа художественной мастерской  «Народные посиделки» проводится во внеурочное время, находит разнообразные формы выражения  изобразительной и трудовой деятельности: индивидуальную, парную, групповую, коллективную, семейную.


 Для этих занятий совсем не обязательно приобретать какое-то специальное оборудование (мольберты, этюдники, планшеты). Вполне достаточно иметь в наличии столы и стулья, а для отдельных занятий — папки большого формата, бросовый материал. Из художественных материалов для занятий  предлагаются следующие: гуашь, пастель, жировые или масляные мелки, тушь, карандаши, уголь, сангина, кисти, а для некоторых занятий — восковые свечи или парафин, цветная бумага, ножницы, клей и пр. Для коллективных заданий можно использовать большие листы ватмана или свертки обоев. Для знакомства с чеканкой – фольгу, стеки.

Работа в материале в области народно – прикладного  искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для графики — карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия, граттаж (воскография).


В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике — образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство. Цвет и изображение часто имеют символическое значение. 

Содержание программы включает в себя разнообразные виды работ: владение графическими навыками,  навыки работы с акварелью, определение симметрии, развитие творческого воображения, навыков сюжетосложения и композиции, устной  речи, навыков комбинированной техники, мелкой моторики и фантазии, пространственных отношений: справа, слева, чувства ритма и композиции,  композиционных умений и чувства формы, чувства цвета при подборке колорита, представлений о связи между орнаментом и формой, творческого воображения и композиционного размещения рисунка, формирование представлений об окружающем мире, воспитание интереса к родной культуре и декоративно-прикладному искусству.

 Достаточная двигательная активность ребёнка, удовлетворение его потребности в движении, а главное – возможность ребёнка выполнять эти движения – одно из условий полноценного развития детей. Программа содержит комплекс пальчиковой гимнастики и физических минуток.

 Педагог дополнительного образования может предлагать другие, аналогичные темы, органично входящие в русло программы. Программа должна не только не ограничивать педагога в его творческих поисках и находках, но и являться определенным стимулом к собственному творчеству.

Умения и навыки

- построение композиции и композиционного размещения рисунка;

-  развитие чувства ритма, формы,  цвета

 - овладение  техникой  живописи с использованием гуаши, акварели, акриловых красок, пастели;

- овладение  графических навыков с использованием карандаша, туши, пера, палочки, угля;

- знание  законов цвета и колорита, фактуры и формы;

- овладение  технических приемов монотипии и  граттажа (воскография);

- определение симметрии;

- определение пространственных отношений: справа, слева, вверху, внизу;

- овладение навыками комбинированной техники.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Вид деятельности

Динамическая пауза

1

Древние образы в народном искусстве

Беседа с обсуждением презентации

Комплекс упражнений на коврике

2

Убранство русской избы

Декоративные элементы и узоры избы: украшение фронтона и наличников (акварель)

Пальчиковая гимнастика

Терем-теремок, кто в тереме живёт? (Рисование по мотивам литературного произведения )

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

3

Внутренний мир русской избы

Изготовление канта по льняному рушнику

Пальчиковая гимнастика

4

Декор предметов народного быта

Лепка из глины: ковш – конюх, солоница, хлебница

Комплекс упражнений на коврике

Роспись посуды: восковые мелки, гуашь

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

5

Русская народная вышивка

Вышивка крестиком  канта по рушнику.

Пальчиковая гимнастика

Кружево «Солнечная колесница»

Комплекс упражнений на коврике

6

Русский народный костюм

Женский костюм: роспись

(акварель)

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

Мужской костюм. Роспись (акварель)

Комплекс упражнений на коврике

7

Народные праздничные обряды (Согласно календарным праздникам)

Ярмарка! (изготовление поделок для ярмарки.)

Пальчиковая гимнастика

Театрализованные представления (Святочные и Масленичные обряды).  

Изготовление чучела.

Народные гуляния

Пасхальное яйцо. Рисование на объёмной форме

Пальчиковая гимнастика

8

Древние образы в народных игрушках

Изготовление и роспись  филимоновской  и каргопольской игрушки

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

Изготовление и роспись дымковской игрушки

Пальчиковая гимнастика

9

Искусство Гжели

Декоративное рисование

Комплекс упражнений на коврике

10

Городецкая роспись

Роспись по дереву

Пальчиковая гимнастика

11

Хохлома

Роспись деревянной ложки

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

12

Жостово. Роспись по металлу

Роспись подноса (на чёрном бархате, гуашь)

Комплекс упражнений на коврике

13

Роспись по лубу и дереву

Плетение коврика

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

14

Зачем людям украшения?

Изготовление подвески из бисера и бросового материала

Пальчиковая гимнастика

15

Костюмы народов мира

Роспись национального костюма (по выбору)

Комплекс упражнений на коврике

16

Чеканка

Изготовление панно (фольга)

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

17

Аппликация по мотивам народного орнамента

Рисование с элементами аппликации

Пальчиковая гимнастика

18

Русская матрёшка

Роспись матрёшки

Комплекс упражнений на коврике

19

Современное искусство.

Керамика

Лепка керамической вазы

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

20

Художественное стекло

Рисование по представлению

Пальчиковая гимнастика

21

Облака – белокрылые лошадки

Рисование пастелью

Комплекс упражнений на коврике

22

Гобелен – художественный тканый ковёр

Изготовление гобелена для украшения стены

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

23

Искусство росписи ткани – батик

Горячий батик. Работа с воском.

Пальчиковая гимнастика

Холодный батик. Роспись шарфика

Комплекс упражнений на коврике

24

Лён не родится, а мочало пригодится!

Изготовление игрушек из мочала,

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

25

Искусство экопластики

Изготовление панно из соломы

Пальчиковая гимнастика

26

Витраж в оформлении интерьера

Линейные и фигурные переплетения витража (стекло, уголь)

Пальчиковая гимнастика

Витраж на стекле (акварель)

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

27

Узоры на окне

Декоративное рисование по мотивам кружевоплетения

Комплекс упражнений на коврике

28

Нарядные декоративные вазы

Изготовление вазы из бросового материала и бечевы.

Пальчиковая гимнастика

29

Комбинированная техника.

Гляжу в озёра синие

Рисование в технике «по -  мокрому» (с отражением),

Плетение рамки панно.

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

30

Украшения из кожи и бросового материала

Изготовление броши

Комплекс упражнений на коврике

31

Комбинированная техника.

Здравствуй, лето!

Изготовление коллективной работы из ткани и бросового материала

Пальчиковая гимнастика

32

Тестопластика  

Изготовление «мукосолек» из солёного теста и роспись поделок.

Комплекс упражнений на коврике

33

Выставка работ участников творческой мастерской

Подготовка работ к выставке.

Приложение

Пальчиковая гимнастика

1. «Кольца». 


Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. 
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

2. «Кулак-ребро-ладонь».


Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

3. «Крестики-нолики». 


Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

4. «Зеркальное рисование».


Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

5. «Ухо-нос». 


Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

6. «Рыбка». 


Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

7. «Змейка».


Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

8. «Замок». 


Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

9. «Восьмерки». 


Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

10. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).

Комплекс упражнений с речевым сопровождением

1.

А – ротик шире детвора ААА                        руки вверх

У – губки хоботком тяну УУУ                       руки вперед

И – губки к ушкам растяни ИИИ                   руки в стороны

О – губки колесо ООО                                    руки кольцом перед собой

Э – повторяем дружно ЭЭЭ                           руки овалом сзади

ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ                    руки овалом спереди

2.

Мы в лес пойдем,                      шагаем на месте

Детей позовем:                          руки рупором

Ау, ау, ау! (тихо)                    

Никто не отзывается,      корпус поворачиваем вправо – влево , рука «козырек»

Ау, ау, ау (громко)                    руки рупором.

3.

Тик-так , тик-так .                          наклоны головы вправо-влево

Так ходики стучат .

Туки-так, туки-так.                        поочередно правой и левой рукой

 Так колеса стучат                          дети «рисуют» круги перед собой.

Ток-ток, ток-ток.                            стучать кулачками друг о друга.

Так стучит молоток.

Туки-ток, туки-ток                         поочередно стучать правой и левой ножкой.

Так стучит каблучок.                     по два раза каждой ножкой

4.

У нас славная осанка-                                          встать в струнку, руки вдоль

                                                                              туловища;

Мы свели лопатки.                                         свести лопатки (руки  на поясе);

Мы шагаем на носках                                            шагаем на носках;

И пойдём на пятках.                                          шагаем на пятках

Пойдём мягко, как лисята                                  пройти плавно;

Ну а если надоест,то пойдём                    

Мы  косолапо, как медведи ходят в лес.           пройти «по медвежьи» руки на  

                                                                               поясе

Во так, вот так!

6.        

Цапля серая носатая                             руки к носу;

Целый день стоит, как статуя              руки на пояс, лопатки свести;

На одной ноге постой-ка ,                   руки на поясе поднимаем левую ножку;

Если ты солдатик стойкий.

А теперь постой на правой,                  руки на поясе, поднимаем правую

                                                                 ножку;

Если ты солдатик бравый.

Цапля серая носатая,                            на двух ножках, руки к носу

Целый день стоит, как статуя.              руки  на пояс.

 

Литература

  1. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Москва, Просвещение, 2008
  2. З.Д. Богатеева. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду, Москва, «Просвещение», 82
  3. С.К. Жегалова. Русская народная живопись, М., «Просвещение», 84
  4. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Карапуз-дидактика, творческий центр Сфера, Москва, 2007
  5. Русский народный костюм. Изд-во «Мозайка – синтез»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Программа дополнительного образования "Народные посиделки"

Программа дополнительного образования  "Народные посиделки" рассчитана на внеурочную деятельность младших школьников. Цель, задачи, умения и навыки соответствуют требованиям ФГОС. Содержание прог...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...