Духовно-нравственное воспитание младших школьников. (статья)
статья по теме

Делендик Виалетта Георгиевна

Статья об одном и способов духовно-нравственного воспитания в начальной школе, да и не только в начальной. О том как благотворно действуют занятия театром на детское сознание и насколько важно, и актуально в современных реалиях обращение школы к театральной педагогике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное воспитание младших школьников.

                              «Воспитание в счастье – украшение, а в несчастье – прибежище»

                                                                                                                       (Аристотель)

                                    «Русский человек как дерево. Из него можно сделать дубину,

                                     а можно сделать икону. Важно, кто этим занимается –

                                     Сергей Радонежский или Емельян Пугачёв.»

                                                                                                            (Никита Михалков)

      Как же вырастить и воспитать в стране с «рыночными» идеалами красивых, талантливых и счастливых детей?

     К сожалению, нужно признать, что в настоящее время мы живём в государстве, в котором о детях как будто бы забыли. СМИ, не стесняясь в выражениях, повествуют нам о том, что « помолодела» и растёт детская преступность, что депутаты приняли закон, по которому «сажать» будут не в 14 лет, а в 12. Мы вместе с нашим государством вступили в борьбу, а точнее в войну с детьми, изначально для этого создав все условия на «развивающемся» рынке. Детей мы, взрослые, заставляем жить на рынке, по рыночным законам и понятиям. А ведь ещё в VI веке до н.э. древнегреческий философ Анахарсис предупреждал: «Рынок – это место нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга». Но мы давно не читаем философов. И вот наши дети, не понимая и не принимая чистой душой «взрослых игр» и целей, реально лишившись самого главного в детстве – заботы и понимания, поддержки и любви – от одиночества, отчаяния и жестокости жизни уходят из неё по 3 человека в день, кончая, к нашему всеобщему позору и стыду, суицидом. Раньше говорили, что «трудно быть молодым», сейчас же впору сказать, что ещё труднее быть ребёнком.

      Что же может изменить сложившуюся ситуацию? Возможно, если мы вернём детям отнятое у них ИГРОВОЕ ДЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, в котором они могли бы фантазировать, мечтать, читать, изучать прошлое своих предков, историю, литературу, музыку, живопись, учиться «ЛЕТАТЬ» и «ЛЮБИТЬ ЖИЗНЬ», что-то и изменится. В иные времена, в нашей стране заметной частью этого игрового пространства был детский театр! И вернём,именно, в школу, в которой ребёнок, подросток проводит большую часть своего времени, где формируются представления и основы его жизни.

    Бессмысленно говорить о том, что основное воспитание происходит в семье. Должно быть так, но очевидно и то, что во многих среднестатистических семьях на повестке дня стоит один вопрос: «Как свести концы с концами и заработать такое количество денег, чтобы оплатить своё существование?» Родителям общаться с детьми просто некогда, не говоря о том, чтобы воспитывать примером тяги к прекрасному – искусству, музыке, живописи и пр. В театр из спального района, в силу разных причин, выбраться проблематично, от книг отошли (семейные чтения в далёком прошлом). Остаётся, по выражению американского писателя Силлитоу – «ящик для идиотов» - телевизор, а ребёнку, взамен общения, чтобы не приставал и не утомлял, - компьютер, музыкальный центр, мобильный телефон и т.п. Результат дефицита общения для ребёнка – одиночество при живых родителях.

      Современная школа не расширяет мир фантазии и воображения ребёнка, делает основной упор на иностранные языки и точные науки. Как утверждают психологи, 90% всей деятельности человека основано на чувствах и эмоциях, а освоение в школе набора знаний, умений, навыков, развитие логического мышления занимает только 10%. Поэтому сейчас и заговорили о «гуманизации» школьного образования. Появились, якобы, новые понятия – «ситуационные игры», «театральные игры», «ролевые игры». Всё это, ни что иное как, предполагаемые обстоятельства по Станиславскому. Значит, в процессе обучения становятся востребованы элементы театральной педагогики в той или иной форме. И как, показали исследования Восточно-Европейского института психоанализа, методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребёнка дают высокий результат в области развития его коммуникативности, адаптации в учебном процессе, самовосприятия и самооценки.

      Занятия театром, в рамках дополнительного образования, как искусством, отражающим жизнь в формах самой жизни, побуждает ребят пристально вникать в человеческие взаимоотношения, разгадывать социальные проблемы жизни людей, постигать и утверждать нравственные ценности. Когда юный человек оперирует сложностями жизни практически, в нашем случае создавая и исполняя роли, а не заучивает теоретические формулировки из учебников, готовясь к контрольным или экзаменам, эффект личного самосознания становления личности получается на порядок более значимым. Таким образом, процесс познания и воспитания сливаются, а если этому способствует известный сценический успех, хотя бы в среде неискушённых сверстников, то этот эффект усиливается.

      По моему глубочайшему убеждению, опираясь на творческий опыт работы с детьми, могу сказать, что бесталанных детей не бывает, и любой ребёнок в действительности является личностью, обладающей бесценной сокровищницей фантазии и воображения, так необходимой в искусстве и, в особенности таком как театр. И моя задача как педагога, в общении с ребёнком – не навредить, не спугнуть, не погасить вспыхнувший интерес. Необходимо сохранить в ребёнке непосредственное восприятие окружающего мира, поддержать природную фантазию и выдумку, развить творческую смелость и активное желание играть. Необходимостью является также создание в коллективе атмосферы доброжелательности и доверительности. Не менее важно развить в ребёнке активную позицию, как зрителя, так и исполнителя, приучив его свободно высказывать свою точку зрения на суть происходящего на сцене, будоража его мысли и чувства и одновременно прививая терпимость к, порой, противоположным мыслям своих собратьев по искусству.

      Сегодня наблюдается одна и та же картина: если ребёнок – учащийся начальной школы, он достаточно раскрепощён, иногда даже сверх меры, что называется «избалован». Внимание держит с трудом, в условиях коллективной дисциплины быстро утомляется. Но родители, в своём большинстве, его ещё любят, в школе не так много проблем, он ещё не доставляет особых хлопот. Родители, в этом случае, ещё что-то хотят и активно строят на него «наполеоновские» планы. Ещё вводят в театр, ещё вместе читают книги, ещё сопереживают,- словом, развивают, как могут, веря в то, что именно их ребёнок – «вундеркинд». Приведя в театральный коллектив, сразу же хотят высоких результатов и чтоб именно он «блистал» на сцене. В этом случае, главной проблемой в общении с педагогом для ребёнка становится уже «выращенный» в семье, утвердившийся в его сознании эгоизм и эгоцентризм в духе времени, сказывающийся во многом.

      Встаёт труднейшая задача – вывести это дитя из состояния эйфории по поводу «собственных совершенств», не разрушив влюблённости в театр, не поранив тонкой материи  веры в свои силы, не навредив и не потеряв налаживающийся контакт в начавшемся процессе обучения. Важно деликатно объединить всех переступивших заветный театральный порог и постепенно, через упражнения, беседы, этюды увлечь единой целью создания коллективного сценического произведения, ежедневно, на практике, доказывая волшебную силу и прелесть совместного творчества. А зачастую преувеличенное мнение родителей свести до приемлемой степени восприятия новых понятий и представлений о творческом процессе обучения и дополнительного образования.

      Современным родителям очень сложно бывает оценить всю важность, серьёзность и значение налаженного с огромным трудом и усилиями творческого контакта между ребёнком и педагогом, оценить всю пользу и перспективу этих взаимоотношений, реальность духовного обогащения маленького человека на будущее. Однако, как правило, ребёнком уже сделан вполне определённый выбор в нашу пользу, так как он смог почувствовать, что здесь его любят, ждут, на него надеются, что здесь он не один, что здесь интересно и у него что-то настоящее получается. В этом случае, родителям остаётся только примкнуть к нам. И мы идём  дальше, отстояв у взрослого мира своё игровое пространство. Здесь, в игровом пространстве детского театра переосмысливаются и приобретаются необходимые жизненные навыки, выявляются творческий потенциал и уверенность в себе, как в творческой личности. Здесь ребёнок, может быть впервые, начинает задумываться о своём будущем и делает первые осознанные, серьёзные шаги в верном направлении.

     Так благотворно действует на детское сознание дополнительное сценическое образование, позволяющее уберечь от дурного влияния и пагубных мыслей наших детей и воспитать полноценного гражданина  своей страны.

     Думается, что здесь будет уместно напомнить слова Аристотеля, который в своё время сказал: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием почтеннее, чем родители: одни дарят нам жизнь, а другие – добрую жизнь».

 В работе над статьёй использованы материалы сборника «Школьная театральная педагогика: история, теория и методики.» - Изд-во Смольного института Российской академии образования, 2012г., г. Санкт-Петербург.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

Статья " Пробуждение духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия"

В статье автор делится опытом работы по формированию духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия....

Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....

« Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....