Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки"
рабочая программа на тему

Васько Марина Евгеньевна

Актуальность программы связана с возможностью творческого самовыражения обучающихся, которое формируется в ансамблевом и сольном пении классической и современной музыки с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации, а также с расширением концертно-исполнительской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vesyolye_notki_1-4.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №4 имени профессора Евгения Александровича Котенко

города Ейска муниципального образования Ейский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета протокол №1

от 29 августа 2015   года

Председатель педсовета

    _____________     Н.В. Мосина

                                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

комплексная

общекультурное направление

_____кружок____

___«ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ»___

______4 года______

(срок реализации программы)

_____7-10 лет______

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                             

____Васько  Марина Евгеньевна____

«Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие человека».

В.А. Сухомлинский.

                                                                     

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска МО Ейский район и опыта реализации воспитательной работы МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко г. Ейска МО Ейский район в соответствии с программой развития воспитательной системы лицея разработана комплексная   программа общекультурного  развития учащихся «Веселые нотки», предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня, ориентированная на учащихся 1-4 классов.

        Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

      Песня, а также современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми разного возраста. На мой взгляд, занятия в вокальной студии пробуждают интерес у ребят к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру.

        Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

         Большинство детей любят петь, особенно младшего возраста, и если не прививать детям любовь к пению, к вокальному искусству, то в последствии,  дети старшего возраста не будут любить пение и возможно искусство вообще. Поэтому моей целью было создание вокального кружка, что бы дети проводили свое свободное от уроков время с пользой. Ведь цель музыки – трогать сердца. Музыкально–эстетическое воспитание и вокально - техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. С помощью различного репертуара вокальных и инструментальных музыкальных  произведений осуществлять нравственно-эстетическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся, стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

 Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству и нацелить их на успешный результат в данном виде творчества.

              Проблема поиска новых путей приобщения детей к музыкальному искусству через пение, которое является самым доступным для всех активным видом музыкальной деятельности, постоянно находится в центре внимания педагогов-исследователей. Обучение пению - это не только приобретение определенных навыков, развитие голоса, а также решение воспитательных задач, связанных с формированием личности ребенка.

      Актуальность программы связана с возможностью творческого самовыражения обучающихся, которое формируется в ансамблевом и сольном пении классической и современной музыки с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации, а также с расширением концертно-исполнительской деятельности детей.

     Вопрос формирования качественного звучания детского голоса является актуальной проблемой в музыкальном развитии ребёнка, так как пение и вокально-хоровая работа - важная форма музыкальной деятельности в системе массового музыкального воспитания. Из-за ограниченного количества учебных часов для музыкальных занятий в системе общеобразовательных школ реализация задач, связанных с вокальным воспитанием детей, возможна лишь при условии сочетания классной и внеклассной работы.

        Отличительной особенностью данной программы становится её здоровьесберегающий характер, что содействует укреплению здоровья учащихся - укрепляет дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему и даже помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др.

       Цель программы - познакомить детей с такой вокальной музыкой, которая оставит глубокий след в сердце, способствовать формированию устойчивого интереса к пению, музыкально-творческой деятельности, приобщить к сокровищнице отечественного и зарубежного вокальнопесенного искусства, воспитывать художественно-эстетический вкус. А также, помочь педагогам-музыкантам в работе над развитием детского голоса.

Работа по развитию вокальных способностей ребёнка ставит перед учителем следующие задачи:

  • развитие голосообразования с учётом роста всего организма ребёнка;
  • совершенствование голоса и слуха (их взаимодействие);
  • развитие музыкального слуха (различных его видов);
  • формирование и накопление певческих навыков (артикуляция, певческое дыхание, дикция и др.);
  • формирование и совершенствование качества звучания голоса: чистоты интонирования, тембра, диапазона, полётности и подвижности голоса, развитие кантилены, чёткой дикции.

Основные принципы программы

Принцип системности. Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип  гуманизации.  Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры.   Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых.  Привлечение родителей и детей на  этапах общекультурной деятельности.

 Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности.   И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования. Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Педагогическая целесообразность программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам. В основу программы положен индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка и к особенностям его голоса. 

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, посещение театров, концертов, музеев и т. д., а также совместную работу педагогов, родителей и детей.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях и конкурсах. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты. Кроме того, методом контроля за образовательным процессом является наблюдение педагога за развитием воспитанников в ходе занятий.

            Программа внеурочной деятельности  «Веселые нотки» предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов – классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов – песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

           Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий, допускается возможность изменения репертуара, замена одних произведений другими).

           Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной  деятельности. Имеет место варьирование.

Описание места  курса в учебном плане

Программа «Веселые нотки»  реализуется в рамках Программы общекультурного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Программа курса  «Веселые нотки» общекультурной направленности составлена на основе примерной программы Г.А. Суязова  «Мир вокального искусства» 1-4 классы «Учитель» 2010г.  Программа дополнительного образования.  Рабочая программа рассчитана на 4 года обучения – всего 135 часов, из них в 1 классе – 33ч ,  во 2-4  классах – по 34 ч. Занятия могут проводиться на природе, в актовом зале лицея, в аудиториях,  Центрах детского творчества и т.п.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Данная программа общекультурного воспитания младших  школьников конструируется вокруг таких ценностных ориентиров:

коммуникабельность – лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;

  предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

самостоятельность – независимость, свобода  от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;

организационная и управленческая компетентность – знания, опыт по самообразованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;

конвенциональность – стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;

законность (легальность) -  стремление действовать в рамках установленных государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.

Данная программа общекультурного воспитания младших  школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.

Форма организации внеурочной деятельности по программе «Весёлые нотки» в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит  школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, осознавать чувства партнёра, выражать свое понимание.

Форма занятий, планируемая по каждой теме и разделу программы – творческая деятельность детей под руководством педагога.

Решение проблем социального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия и практические занятия:

  • творческие конкурсы
  • коллективные творческие дела
  • праздники
  • викторины
  • музыкальные вечера

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Раздел

УО

Общее кол-во часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1кл

2кл

3кл

4кл

Аудит

Внеауд

Аудит

Внеауд

Аудит

Внеауд

Аудит

Внеауд

11

Вокально-хоровая работа

ВХ

51

4

11

4

11

4

11

4

11

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности;

22                2

Музыкально-теоретическая подготовка

МТ

24

1

3

1

3

1

3

1

3

-формирование эстетических потребностей, ценностей

33

Теотерико-аналитичес-кая работа

ТА

20

4

1

4

1

4

1

4

1

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

44

Концертно-исполнительская деятельность

КИ

40

-

9

-

10

-

10

-

10

- посещение театров;

- встречи с творческими коллективами;

- участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края

ИТОГО

135

9

24

10

24

10

24

10

24

Тематическое планирование (1кл.)

Тема.

Характеристика  основных видов деятельности

Кол-во часов

Вокально-хоровая работа -15ч

ауд

в/ауд

1

Прослушивание голосов

Детское исполнительство.

1

2

Певческая установка. Дыхание

Учащиеся должны узнать строение артикуляционного аппарата, понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко» Соблюдать гигиену певческого голоса.

1

1

3

Распевание

Узнать  особенности и возможности певческого голоса.

1

1

4

Дирижерские жесты. Унисон.

Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

1

1

5

Вокальная позиция. Звуковедение

Учиться правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи; петь короткие фразы на одном дыхании;

петь короткие фразы на одном дыхании.

1

2

6

Дикция

Работать над дикцией (работа со скороговорками)

1

2

7

Работа с солистами

Учить петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе. Стремиться передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.

2

Музыкально-теоретическая подготовка – 4ч

8

Основы музыкальной грамоты

Учить петь короткие фразы на одном дыхании; петь короткие фразы на одном дыхании.

1

1

9

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Развивать музыкальный слух, память чувство ритма. Учить точно воспроизводить мелодию

1

10

Развитие чувства ритма

Учить передавать правильный ритм музыкального произведения на шумовых инструментах; пластическому интонированию,

музыкально-ритмические движениям.

1

Теоретико-аналитическая работа – 5ч

11

Народное творчество

Учить прослушивать музыкальные произведения с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, формировать осознанное восприятие музыкального произведения

1

2

12

Беседа о творчестве композиторов- классиков

Проводить беседы  о композиторах классиках, учить раскрывать содержание  музыки и тексты , развивать интонационный слух.

1

13

Беседа о творчестве современных композиторов

Проводить беседы  о современных композиторах , учить раскрывать содержание  музыки и тексты , развивать интонационный слух.

1

Концертно-исполнительская деятельность – 9ч

14

Праздники, выступления

Принимать активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях.

5

15

Экскурсии, концерты, театры

Посещать театры, концерты, встречи с творческими коллективами.

4

ИТОГО

9

24

 

 Тематическое планирование (2кл.)

Тема.

Характеристика  основных видов деятельности

Кол-во часов

Вокально-хоровая работа -15ч

ауд

в/ауд

1

Прослушивание голосов

Детское исполнительство

1

2

Певческая установка. Дыхание

Учащиеся должны узнать строение артикуляционного аппарата, понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко». Соблюдать гигиену певческого голоса.

1

1

3

Распевание

Узнать  особенности и возможности певческого голоса.

1

1

4

Дирижерские жесты. Унисон.

Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

1

1

5

Вокальная позиция. Звуковедение

Учиться правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи; петь короткие фразы на одном дыхании;

петь короткие фразы на одном дыхании.

1

2

6

Дикция

Работать над дикцией ( работа со скороговорками)

1

2

7

Работа с солистами

Учить петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе. Стремиться передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.

2

Музыкально-теоретическая подготовка – 4ч

8

Основы музыкальной грамоты

Учить петь короткие фразы на одном дыхании; петь короткие фразы на одном дыхании.

1

1

9

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Развивать музыкальный слух, память чувство ритма. Учить точно воспроизводить мелодию

1

10

Развитие чувства ритма

Учить передавать правильный ритм музыкального произведения на шумовых инструментах; пластическому интонированию,

музыкально-ритмические движениям.

1

Теоретико-аналитическая работа – 5ч

11

Народное творчество

Учить прослушивать музыкальные произведения с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, формировать осознанное восприятие музыкального произведения

1

2

12

Беседа о творчестве композиторов- классиков

Проводить беседы  о композиторах классиках, учить раскрывать содержание  музыки и тексты , развивать интонационный слух.

1

13

Беседа о творчестве современных композиторов

Проводить беседы  о современных композиторах , учить раскрывать содержание  музыки и тексты , развивать интонационный слух.

1

Концертно-исполнительская деятельность – 10ч

14

Праздники, выступления

Принимать активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях.

5

15

Экскурсии, концерты, театры

Посещать театры, концерты, встречи с творческими коллективами.

5

ИТОГО

9

25

       

Тематическое планирование (3кл.)

Тема.

Характеристика  основных видов деятельности

Кол-во часов

Вокально-хоровая работа -15ч

ауд

в/ауд

1

Прослушивание голосов

Детское исполнительство.

1

2

Певческая установка. Дыхание

Учащиеся должны узнать строение артикуляционного аппарата, понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко». Учиться петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен. Соблюдать гигиену певческого голоса.

1

1

3

Распевание

Узнать  особенности и возможности певческого голоса. Соблюдать певческую установку.

1

1

4

Дирижерские жесты. Унисон.

Понимать  дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

1

1

5

Вокальная позиция. Звуковедение

Учиться правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи; петь короткие фразы на одном дыхании;

петь короткие фразы на одном дыхании,  точно повторять заданный звук

1

2

6

Дикция

Работать над дикцией ( работа со скороговорками)

1

2

7

Работа с солистами

Учить петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе. Стремиться передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос.

2

Музыкально-теоретическая подготовка – 4ч

8

Основы музыкальной грамоты

Учить петь короткие фразы на одном дыхании; петь короткие фразы на одном дыхании. Знать жанры вокальной музыки

1

1

9

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Развивать музыкальный слух, память чувство ритма. Учить точно воспроизводить мелодию

1

10

Развитие чувства ритма

Учить передавать правильный ритм музыкального произведения на шумовых инструментах; пластическому интонированию,

музыкально-ритмические движениям.

1

Теоретико-аналитическая работа – 5ч

11

Народное творчество

Учить прослушивать музыкальные произведения с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, формировать осознанное восприятие музыкального произведения

1

2

12

Беседа о творчестве композиторов- классиков

Проводить беседы  о композиторах классиках, учить раскрывать содержание  музыки и тексты , развивать интонационный слух.

1

13

Беседа о творчестве современных композиторов

Проводить беседы  о современных композиторах , учить раскрывать содержание  музыки и тексты , развивать интонационный слух.

1

Концертно-исполнительская деятельность – 10ч

14

Праздники, выступления

Принимать активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях.

5

15

Экскурсии, концерты, театры

Посещать театры, концерты, встречи с творческими коллективами.

Принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.     

5

ИТОГО

9

25

               

Тематическое планирование ( 4кл.)

Тема.

Характеристика  основных видов деятельности

Кол-во часов

Вокально-хоровая работа -15ч

ауд

в/ауд

1

Прослушивание голосов

Детское исполнительство.

1

2

Певческая установка. Дыхание

Учащиеся должны узнать строение артикуляционного аппарата, понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко». Учиться  петь на одном дыхании более  длинные музыкальные фразы. Соблюдать гигиену певческого голоса.

1

1

3

Распевание

Узнать  особенности и возможности певческого голоса. Знать основные типы голосов. Петь несложные двухголосные каноны

1

1

4

Дирижерские жесты. Унисон.

Понимать  дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

1

1

5

Вокальная позиция. Звуковедение

Учиться правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи; петь короткие фразы на одном дыхании;

петь короткие фразы на одном дыхании.

1

2

6

Дикция

Работать над дикцией (работа со скороговорками) Учиться петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно

1

2

7

Работа с солистами

Учить петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе. Стремиться передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос. Работать над поведением певца до выхода на сцену и во время концерта

2

Музыкально-теоретическая подготовка – 4ч

8

Основы музыкальной грамоты

Учить петь короткие фразы на одном дыхании; петь короткие фразы на одном дыхании.

1

1

9

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Развивать музыкальный слух, память чувство ритма. Учить точно воспроизводить мелодию. Импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.

1

10

Развитие чувства ритма

Учить передавать правильный ритм музыкального произведения на шумовых инструментах; пластическому интонированию,

музыкально-ритмические движениям.

1

Теоретико-аналитическая работа – 5ч

11

Народное творчество

Учить прослушивать музыкальные произведения с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку, формировать осознанное восприятие музыкального произведения

1

2

12

Беседа о творчестве композиторов- классиков

Проводить беседы  о композиторах классиках, учить раскрывать содержание  музыки и тексты, развивать интонационный слух. Исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.

1

13

Беседа о творчестве современных композиторов

Проводить беседы  о современных композиторах , учить раскрывать содержание  музыки и тексты , развивать интонационный слух. Исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.

1

Концертно-исполнительская деятельность – 10ч

14

Праздники, выступления

Принимать активное участие во всех концертах, конкурсах, фестивалях.

5

15

Экскурсии, концерты, театры

Посещать театры, концерты, встречи с творческими коллективами.

5

ИТОГО

9

25

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В программе выделены следующие направления:

  1. Вокально-хоровая работа.
  2. Музыкально-теоретическая подготовка.
  3. Теоретико-аналитическая работа.
  4. Концертно-исполнительская деятельность.

1.Вокально-хоровая работа (51ч) осуществляется при последовательном освоении и совершенствовании конкретных певческих навыков:

  • певческой установки,
  • распевания,
  • певческого дыхания,
  • цепного дыхания,
  • понимания дирижёрского жеста,
  • унисона,
  • вокальной позиции,
  • певческого звуковедения,
  • дикции,
  • артикуляции,
  • двухголосного пения.

П.Музыкально-теоретическая подготовка (24ч) включает развитие музыкального слуха, памяти и чувства ритма. Для этого используются упражнения по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, практические упражнения по видам движения мелодии,

переживания музыкального ритма, которое воздействует на активнодвигательную природу человека.

Ш.Теоретико-аналитическая работа (20ч) заключается в:

  • прослушивании музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку,
  • формировании осознанного восприятия музыкального произведения,
  • рассказе о композиторе,
  • раскрытии содержания музыки и текста,
  • развитии интонационного слуха.

IV.Концертно-исполнительская деятельность (40ч)- это результат, по которому оценивается работа коллектива. Она активизирует работу, позволяет более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствует творческому

4.        ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 Программа имеет двухуровневую, иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод «шаг за шагом).

                   Первая ступень обучения – младшая группа (1-3классы).

 Раскрывается певческий голос ребенка. Пение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, народных песен и прибауток. Появляется навык вокально–хоровой деятельности. Появляются первые навыки выразительного пения. Развивается умение правильно распределять дыхание в пение. Формируются первые навыки культуры поведения на сцене.                

                          Вторая ступень обучения – средняя группа (4 классы).

 Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагается двухголосие, пунктирный ритм. Повышается исполнительское мастерство. Формируется умение цепного дыхания.

                                               

Первая ступень обучения (1-3 классы):

-наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально- творческому самовыражению (пение ансамблем, хором, участие в импровизациях, участие в музыкально – драматических постановках);

-владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

-проявление навыков вокально  – хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);

-умение двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

-стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

-умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

 

Вторая ступень обучения (4 класс):

-наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально – творческое самовыражение (пение в ансамбле и хоре, участие в импровизациях, активность в музыкально – драматических постановках);

-увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

-проявление навыков вокально - хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментальное пение в терцию, фрагментальное отдаление и сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные произведения);

-умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

-усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

-участие в концертах, мероприятиях, умение чувствовать исполняемое произведение, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

 - развитие сольной деятельности: наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально – творческому самовыражению (пение сольно и ансамблем); умение услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; умение самостоятельно и осознано высказать собственные предпочтения произведениям различных стилей и жанров.

1-й год обучения.

В результате обучения пению ребёнок должен

знать и понимать:

-строение артикуляционного аппарата;

-особенности и возможности певческого голоса;

-гигиену певческого голоса;

-понимания по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

Уметь:

-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;

-петь короткие фразы на одном дыхании;

-петь короткие фразы на одном дыхании;

-передавать правильный ритм муз. произведения на шумовых инструментах;

-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе.

2-й год обучения.

В результате обучения пению ребенок должен

знать и понимать:

-понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание).

-основы музыкальной грамоты;

-познакомится с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;

Уметь:

-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;

-на звуках первой октавы правильно показывать красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно проговаривая слова;

-к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном и подвижном темпе;

-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;

-показывать результат элементов двухголосия.

3-й год обучения.

В результате обучения пению ребенок должен

знать и понимать:

-соблюдать певческую установку;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

-жанры вокальной музыки.

Уметь:

-правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плечи;

-точно повторять заданный звук;

 -в подвижных песнях делать быстрый вдох;

-правильно показывать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

-петь чисто слаженно в унисон;

-петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

-давать критическую оценку своему исполнению;

-к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;

-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;

-принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.     

4-й год обучения.

В результате обучения пению ребенок должен

знать и понимать:

-основные типы голосов;

-жанры вокальной музыки;

-типы дыхания;

-поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

-реабилитация при простудных заболеваниях;

-образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.

Уметь:

-петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

-петь на одном дыхании более  длинные музыкальные фразы;

-петь несложные двухголосные каноны;

-импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты и др.;

-уметь исполнять вокальное произведение с шумовыми инструментами;

-исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.

  1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

1. Метод - распевание. Ряд упражнений и методов для подготовки голосового аппарата. Под аккомпанемент  фортепиано и а капелла.

2. Метод - работа над текущим репертуаром. Здесь надо переключать внимание детей на разные по характеру произведения, активизируя их восприятие, это улучшает результаты творческой деятельности.

3. Метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы. Используется магнитофон и микрофон на длинном шнуре. В ходе совместного пения отдельные участники в течение 10-15 секунд поют в микрофон, предварительно назвав себя. Далее микрофон передается соседу и он, также назвав имя, поет в микрофон. Получается возможность индивидуальной проверки. Все учащиеся с интересом прослушивают запись, открывая для себя собственные исполнительские достоинства и негативные стороны.

4. Метод называемый «разрядка» - это просмотр видео записей, прослушивание аудио записей, музыкальная викторина и даже небольшая разминка – «дискотека».

5. Сотрудничество с родителями учащихся и их помощь. Концерты, проводимые для родителей.

6. Участие участников кружка в школьных и районных мероприятиях.

7. Учащиеся 4 классов участвуют в составлении музыкальных кроссвордов, а учащиеся 1-3 классов  участвуют в конкурсе рисунков «Я рисую музыку».

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

             В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

 Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов студии осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимания стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

 Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляется во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально – сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

 Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

 Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требование времени – умения держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

ФГОС начального общего образования второго  поколения 2009г. (приказ Минобрнауки  РФ № 373 от 6 октября 2009 года);

д

2.

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

д

3.

Закон РФ об образование. Москва 2009 г.

д

4.

Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых.      

д

5.

Примерного содержания  программы дополнительного образования  «Мир вокального искусства»  Г.А. Суязова, издательство «Учитель»   2010г.

д

6.

Сборник методических статей «Хоровое пение в художественной  самодеятельности»- М.,2010г.

д

7.

«Программы для внеклассной и внешкольной работы» редактор О.А.Апраксина. -М .:Просвещение»,2011г.

д

8.

«Настольная книга школьного учителя –музыканта». –М.    «Владос»,2010г.

д

  1. Печатные пособия

1.

«Как Рыжик научился петь» А.Абелян – М. «Композитор».2009г.

д

2.

«Методика музыкального воспитания в школе» Л.Г.Дмитриева – М. «Академия».2009г.

д

3.

«Развитие голоса» В.В.Емельянов «Лань» 2009г.

д

4.

«Песенные узоры». Русские народные песни, игры для детей школьного возраста/ Сост. Н.Сорокина «Музыка» 2009г.

д

  1. Печатные пособия для родителей

1.

 «Мир вокального искусства» 1-4 классы Г.А. Суязова «Учитель» 2010г.

д

2.

«Мой первый учебник по музыке и творчеству» Е.И.Юдина М.«Аквариум»

д

3.

«Музыкальное воспитание детей» Н.Н.Доломанова М. «Сфера» 2009г.

д

  1. Технические средства обучения (экранно-звуковые пособия)

1.

Технические средства: электосинтезатор; музыкальный центр; компьютер, проектор; телевизор, DVD- плеер.

д

2.

Комплект дисков с классической, детской, популярной музыкой.

д

3.

Обучающие и демонстрационные диски.

д

Программа  «Веселые нотки» разработана на основе:

- закона Российской Федерации « Об образовании»;

-ФГОС начального общего образования второго  поколения 2009г. (приказ Минобрнауки  РФ  № 373 от 6 октября 2009 года);

-концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко  г. Ейска МО Ейский район;

- программы формирования универсальных учебных действий МБОУ лицей №4 им. профессора Е.А. Котенко  г. Ейска МО Ейский район;

- должностной инструкции классного руководителя;

- санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям образования;

- программы дополнительного образования  Г.А. Суязова  «Мир вокального искусства» 1-4 классы «Учитель» 2010г.

          СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 заседания

МО учителей начальных классов

от «29» августа 2015  года  

Руководитель МО______Васько М.Е.

      СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________   Кеня С.А.

«29» августа  2015  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЁЛЫЕ НОТКИ».

Программа приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественно...

Рабочая программа внеурочной деятельности Музыкальные нотки 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа кружка " Весёлые нотки"

Программа содержит календарно- тематическое планирование, содержание, планируемые результаты....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Серебряные нотки" 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Серебряные нотки" 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки" 1 год обучения

Программа вокального кружка "Весёлые нотки" 1 год обучения для учащихся Среднеобразовательных школ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Весёлые нотки" 2 год обучения

Рабочая программа вокального кружка "Весёлые нотки" 2 класс...