Филимоновская игрушка
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Филимоновская игрушка
Цель: расписать шаблон филимоновской игрушки.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания об истории филимоновской игрушки;
- закрепить знания определений орнамента и узоров.
Обучающие:
- учить работать с шаблоном;
- учить размещать шаблон в центре листа;
- формировать навыки росписи филимоноской игрушки.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русской культуре и искусству;
- воспитывать аккуратность.
Оборудование для детей: лист бумаги, простой карандаш, гуашь, ластик, баночка для воды, кисти.
Оборудование для учителя: эскизы хода работы по росписи игрушки, картинка с символами, ребус.
Ход урока
I. Орг. момент.
-Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведём открытое занятие кружка «Народное творчество»
II. Эмоциональный настрой.
- Сегодня нас ждет интересная работа, мы вспомним, с какой игрушкой мы познакомились на прошлых занятиях, как расписываю их, узнаем что означает орнамент на этих игрушках и сами побудем мастерами.
( Слайды деревни )
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Что же это за ВЕЩИЦА
Назовите мне её?
(Слайд Филимоновской Игрушки)
- Что же вы знаете о филимоновской игрушке?
(Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших городах.
- Да деревня на весь свет веселой, забавной игрушкой прославилась. Игрушку лепят красивую, но несколько странную – удлиненную.
Удлиненные пропорции фигурок объясняют свойствами местной глины. Она здесь вязкая и однородная, как тесто, так что у мастера нет необходимости лепить фигурку по частям, примазывая кусочки друг к другу. Зато пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая её поверхность, пока она не “замрет”. Так вот с каждым таким “подтягиванием” игрушка удлиняется в пропорциях.
- Ребята, а какие краски используют мастера?
-Малинка, лимонка, зелёнка. Что это за названия? ( Так ласково называют мастерицы свои краски)
- Какие еще цвета используют мастерицы? (Фиолетовый и синий, но редко)
Несмотря на то, что в росписи используют 3 основных цвета, и 2 дополнительных - игрушки получаются яркими и веселыми, из-за этого их называют «маленькими солнышками»
- Давайте вспомним какими узорами расписывают филимоновские игрушки. ( полосками, ёлочками )
Да, орнамент очень простой!
Бывают и сложные рисунки: круг – солнце, треугольник обозначает землю, а елочки- растительность. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы
Что обозначают узоры первого ряда?(Солнышко)
Подсказка: Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
Ответ (Солнце)
Что обозначают узоры второго ряда? (Вода)
Подсказка: разгадайте ребус (Вода)
Что обозначают узоры третьего ряда?(Земля)
Подсказка:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.
Что обозначают четвертого? ( Плодородие)
На прошлом занятии вы учились расписывать филимоновские игрушки.
Какие этапы росписи мы уже выполнили?
Возьмите в руки свои игрушки и продолжите свою работу , почувствуйте себя мастерами. В узоре передайте яркость и игру красок.
Можете придумать свой узор, но обязательно схожий с филимоновским.
Филимоновская игрушка готова! – Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.
Так и хочется сказать
Ну, игрушка, просто диво,
Загляденье, как красиво!
И не зря ведь говорится:
«Дело мастера боится»!
- Понравились ли вам ваши игрушки ?
Чем? (Они все красивые, яркие, солнечные.)
От них веет теплом, добротой.
Глядя на них поднимается настроение и хочется улыбнуться
- Как вы думаете, в чем же секрет их такого влияния на человека?
(В используемых цветах, узоре и орнаменте и, конечно же в любви, с которой эти игрушки были сделаны).
- Давайте на миг представим себе, что окружающие предметы расписаны по мотивам филимоновской игрушки. Что бы вы ощутили, почувствовали? (Удивление, радость, восхищение и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лепка из глины. Филимоновская игрушка.
Практические рекомендации с использованием ЭОР....
презентация" Филимоновская игрушка"
Прекрасная презентация о истории создании Филимоновской игрушки. Далее мы с детьми сделали своими руками эти игрушки, но сначала нарисовали на бумаге, а потом лепили. Получилось здорово....
"Филимоновская игрушка" презентация
Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс УМК "Перспектива" Т.Я.Шпикалова.Краткая история Филимоновской игрушки. Элементы росписи.Этапы лепки филимоновского петушка. Поэтапная роспи...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Филимоновская игрушка"
Для уроков изо, технологии развития речи, вн.кл. работы...
Основы художественной обработки разных материалов. Изготовление из пластилина филимоновской игрушки.
Урок по технологии в з классе. Содержит конспект урока по изготовлению филимоновской игрушки....
Филимоновская игрушка. Методическая разработка урока ИЗО, 2 класс.
Методическая разработка урока ИЗО, 2 класс. Тема урока: Филимоновская игрушка.Цели и задачи урока: Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька, с характер...
Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.
Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....