Филимоновская игрушка
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Филимоновская игрушка
Цель: расписать шаблон филимоновской игрушки.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания об истории филимоновской игрушки;
- закрепить знания определений орнамента и узоров.
Обучающие:
- учить работать с шаблоном;
- учить размещать шаблон в центре листа;
- формировать навыки росписи филимоноской игрушки.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русской культуре и искусству;
- воспитывать аккуратность.
Оборудование для детей: лист бумаги, простой карандаш, гуашь, ластик, баночка для воды, кисти.
Оборудование для учителя: эскизы хода работы по росписи игрушки, картинка с символами, ребус.
Ход урока
I. Орг. момент.
-Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведём открытое занятие кружка «Народное творчество»
II. Эмоциональный настрой.
- Сегодня нас ждет интересная работа, мы вспомним, с какой игрушкой мы познакомились на прошлых занятиях, как расписываю их, узнаем что означает орнамент на этих игрушках и сами побудем мастерами.
( Слайды деревни )
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Что же это за ВЕЩИЦА
Назовите мне её?
(Слайд Филимоновской Игрушки)
- Что же вы знаете о филимоновской игрушке?
(Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Игрушки делались зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем их продавали на ярмарках и базарах в ближайших городах.
- Да деревня на весь свет веселой, забавной игрушкой прославилась. Игрушку лепят красивую, но несколько странную – удлиненную.
Удлиненные пропорции фигурок объясняют свойствами местной глины. Она здесь вязкая и однородная, как тесто, так что у мастера нет необходимости лепить фигурку по частям, примазывая кусочки друг к другу. Зато пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, “подтягивают”, выравнивая её поверхность, пока она не “замрет”. Так вот с каждым таким “подтягиванием” игрушка удлиняется в пропорциях.
- Ребята, а какие краски используют мастера?
-Малинка, лимонка, зелёнка. Что это за названия? ( Так ласково называют мастерицы свои краски)
- Какие еще цвета используют мастерицы? (Фиолетовый и синий, но редко)
Несмотря на то, что в росписи используют 3 основных цвета, и 2 дополнительных - игрушки получаются яркими и веселыми, из-за этого их называют «маленькими солнышками»
- Давайте вспомним какими узорами расписывают филимоновские игрушки. ( полосками, ёлочками )
Да, орнамент очень простой!
Бывают и сложные рисунки: круг – солнце, треугольник обозначает землю, а елочки- растительность. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы
Что обозначают узоры первого ряда?(Солнышко)
Подсказка: Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
Ответ (Солнце)
Что обозначают узоры второго ряда? (Вода)
Подсказка: разгадайте ребус (Вода)
Что обозначают узоры третьего ряда?(Земля)
Подсказка:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.
Что обозначают четвертого? ( Плодородие)
На прошлом занятии вы учились расписывать филимоновские игрушки.
Какие этапы росписи мы уже выполнили?
Возьмите в руки свои игрушки и продолжите свою работу , почувствуйте себя мастерами. В узоре передайте яркость и игру красок.
Можете придумать свой узор, но обязательно схожий с филимоновским.
Филимоновская игрушка готова! – Вы замечательно работали. У вас получились очень красивые работы.
Так и хочется сказать
Ну, игрушка, просто диво,
Загляденье, как красиво!
И не зря ведь говорится:
«Дело мастера боится»!
- Понравились ли вам ваши игрушки ?
Чем? (Они все красивые, яркие, солнечные.)
От них веет теплом, добротой.
Глядя на них поднимается настроение и хочется улыбнуться
- Как вы думаете, в чем же секрет их такого влияния на человека?
(В используемых цветах, узоре и орнаменте и, конечно же в любви, с которой эти игрушки были сделаны).
- Давайте на миг представим себе, что окружающие предметы расписаны по мотивам филимоновской игрушки. Что бы вы ощутили, почувствовали? (Удивление, радость, восхищение и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация" Филимоновская игрушка"
Прекрасная презентация о истории создании Филимоновской игрушки. Далее мы с детьми сделали своими руками эти игрушки, но сначала нарисовали на бумаге, а потом лепили. Получилось здорово....

"Филимоновская игрушка" презентация
Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс УМК "Перспектива" Т.Я.Шпикалова.Краткая история Филимоновской игрушки. Элементы росписи.Этапы лепки филимоновского петушка. Поэтапная роспи...

Основы художественной обработки разных материалов. Изготовление из пластилина филимоновской игрушки.
Урок по технологии в з классе. Содержит конспект урока по изготовлению филимоновской игрушки....

Филимоновская игрушка. Методическая разработка урока ИЗО, 2 класс.
Методическая разработка урока ИЗО, 2 класс. Тема урока: Филимоновская игрушка.Цели и задачи урока: Познакомить детей с новым для них народным промыслом – филимоновская свистулька, с характер...

Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.
Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....