Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Воронченко Татьяна Викторовна

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей"  4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Шебалинская  СОШ им.В. И. Фомичева»

                                               

                                                                            Подготовила:

Учитель начальных классов

Воронченко Т.В.

                                                    2014-15 уч.год

Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

(ВИДЕОРОЛИК)1

На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его? Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитыми с незаплетенными косичками.

Уч : Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головкой.

Уч : к вам, кому еще нет и шестнадцати.

Уч: к вам, кто не знает, что такое война…

Память: Обращаемся.

Уч: Чтобы помнили…

Уч: Чтобы поняли…

“Великая Отечественная война... Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней — мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины — но огромная тяжесть легла на плечи женщин и детей, тех, кто заменял мужчин у станков, на заводах и на колхозных полях.

Тема нашего выступления «Война  глазами детей» Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете, - писал Александр Твардовский.

Глеб Еремеев «Из детства»

Я из детства ушёл не как все,

А шагнул через пламя взрыва…

В молодом серебристом овсе

Мина мягкую землю взрыла.

Вновь засеяли землю весной,

От дождей оплыла воронка…

Трудно вырасти из ребёнка,

Искалеченного войной.

Да, война не детское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной... Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Некоторым не хватало лет, они исправляли даты в документах, чтобы попасть туда, где били врага их отцы и старшие братья.

Видеоролик 2

--Горнили: “К бою!” трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый фланг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели
Не отступать, а побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Сыны полков своей страны.

Вместе с взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады...

М. Вайцман

Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос...
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка — Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной...

Каждый приближал Победу как мог. Кто-то, равняясь на старших, делал все, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, кто-то встал вместо отца к станку. Дети работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт.

Владимир Радкевич

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

Виктор Коротаев «Младшему брату»

А было все не так давно!

В хозяйстве даже нет обмылка,

Опять зашторено окно,

И на столе дрожит коптилка.

И «юнкерсы» не первый год

Крестами черными на небе,

И на растопку вновь идет

Отполированная мебель.

Соседка не встает с утра.

От горя выживет едва ли:

Ей похоронную вчера,

Уж третью, кажется,

Прислали.

Мать,

Видя, как я вдруг ослаб,

Косому спекулянту Глебу

Пальто отцовское снесла

За черствую буханку хлеба.

Но мы не раз

Голодным днем,

Свой шаг вливая в общий топот,

И в стужу шли и под дождем

За город, на рытье окопов.

Киркой орудовали зло

Мальчишки, надрывая жилы.

…Тебе вот слушать тяжело.

А мы всё это пережили.

Видеоролик и минута молчания

--Но легко ли было тем, кто не воевал и не трудился на производстве? Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышленые дети из того, что происходило вокруг них? Что для них Родина? И та страшная битва, от исхода которой на самом деле зависела жизнь и смерть?

---На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые как мел.
— Где твоя мама, мальчик?
— Дома.
— А где твой дом, сынок?
— Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет!

Песня «До свидания, мальчики!»

Лариса Щасная «Детство»

Мы были серыми, как соль.

А соль — на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача: «Мама, хлеба!»

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово - «Нет!».

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна.

Мы были бережно хранимой

Ее надеждой в горький час –

И свет, и соль земли родимой,

И золотой ее запас.

Видеоролик 4 (1 часть)

Еще они помнят про то, как убегали на фронт и тосковали о школе... Или как продолжали учиться, несмотря ни на что. Еще они могут рассказать нам, как умирали от голода и пуль врага их близкие люди.

Ю. Воронов

Девчонка руки протянула
И головой на край стола.
Сначала думали — уснула,
А оказалось — умерла...
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки — после похорон.

Видеоролик 4 (часть 2)

А на третьем километре былой “дороги жизни” у поселка Ковалева стоит памятник “Цветок жизни”. Этот цветок – памятник ребятам, погибшим в блокаду. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: “Пусть всегда будет солнце!”

Ребенок, прошедший через ужасы войны, останется ли он обычным ребенком? Кто отнял у него детство, кто возвратит ему его?

Константин Симонов

Майор привёз мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надёжней места

Отныне в мире для ребёнка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть ещё другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За всё, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

--Война стала общей биографией целого поколения детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.

Стихотворение поэта, погибшего на войне

Джек Алтаузен «Родина смотрела на меня»

Я в дом вошел, темнело за окном,

Скрипели ставни, ветром дверь раскрыло.

Дом был оставлен, пусто было в нем,

Но все о тех, кто жил здесь, говорило.

Валялся пестрый мусор на полу,

Мурлыкал кот на вспоротой подушке,

И разноцветной грудою в углу

Лежали мирно детские игрушки.

Там был верблюд и выкрашенный слон,

И два утенка с длинными носами,

И дед Мороз — весь запылился он,

И кукла с чуть раскрытыми глазами,

И даже пушка с пробкою в стволе,

Свисток, что воздух оглашает звонко,

А рядом в белой рамке на столе

Стояла фотография ребенка...

Ребенок был с кудряшками, как лен,

Из белой рамки здесь, со мною рядом,

В мое лицо смотрел пытливо он

Своим спокойным ясным взглядом...

А я стоял, молчание храня.

Скрипели ставни жалобно и тонко.

И родина смотрела на меня

Глазами белокурого ребенка.

Зажав сурово автомат в руке,

Упрямым шагом вышел я из дома

Туда, где мост взрывали на реке

И где снаряды ухали знакомо.

Я шел в атаку, твердо шел туда,

Где непрерывно выстрелы звучали,

Чтоб на земле фашисты никогда

С игрушками детей не разлучали.

Видеоролик 4 (часть 3)

---лет назад закончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей – целая жизнь. Дети военных лет, пережившие всё это, давно выросли, состарились, многие ушли из жизни. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но как утесы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она нам — молодым, чтобы мы знали, что та кое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода. Свободу надо беречь. Ложь и беспамятство рождают людей без роду и племени, без памяти и родства, людей, не достойных свободы. Ведь, как сказал Валентин Распутин, «сколько в человеке памяти, столько в нём и человека».

Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт,
И днем, и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.

Диомид Костюрин «Баллада о нерождённых»

Не рожден, не рожден в сорок первом,

Не рожден, не рожден в сорок третьем,

Не рожден, не рожден в сорок пятом.

Не кричат нерожденные дети.

Нет ни плит, нет ни ветров над вами,

Нет ни солнечных дней, ни туманных,

Нужно тело, чтоб вспыхнуло пламя,

Нужно имя, чтоб стать безымянным.

Чтоб письмо в треугольном конверте,

Чтобы слезы тяжелые стыли.

Нужно жить хоть минуту для смерти,

Ну а вы и того не прожили.

Не рожден, не рожден в сорок первом,

И еще — не рожден в сорок третьем,

И еще — не рожден в сорок пятом...

Память вечная павшим солдатам!

Песня «Вспомните ребята!»

Давайте радоваться солнцу, любить жизнь и творить добро, помнить прошлое и ценить настоящее! Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей —
Земле достаточно убитых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с разными материалами. "Трудный бой" .Проект посвящен Великой Отечественной войне.

Проект "Трудный бой" посвящен Великов Отечественной войне...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного победе в Великой Отечественной войне на тему «Великой Победе посвящается»

Данный материал является разработкой тематического мероприятия для проведения воспитательной работы в начальной школе. Целью является сохранение исторической памяти о событиях Великой Отечественной во...

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»...

Методическая разработка классного часа во 2 классе посвященная Великой Отечественной Войне.

Методическая разработка классного часа во 2 классе  посвященная Великой Отечественной Войне на тему: «Дорогами войны в мирное будущее…»...

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»

Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, воспитать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту...

Урок внеклассного чтения «Стихи, посвященные Великой Отечественной войне». 4 класс

Урок внеклассного чтения с элементами проектной деятельности...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...