Урок внеклассного чтения «Стихи, посвященные Великой Отечественной войне». 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Канина Ольга Анатольевна

Урок внеклассного чтения с элементами проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_stihi_o_voyne.odt33.21 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок внеклассного чтения с элементами проектной деятельности

Класс: 4 класс

УМК «Планета знаний»

Тема урока: «Стихи, посвященные Великой Отечественной войне».

Цели урока:

  • Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне, написанными во время и после войны.
  • Поговорить о мыслях и чувствах людей, прошедших через войну.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

1. Организация деятельности учащихся по знакомству с новым произведением, со страницами истории Великой Отечественной войны.

2. Формирование навыка размышлять и анализировать, навыка монологической речи.

3. Развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления, вызвать душевный отклик на произведения о войне.

4. Воспитание интереса к истории родной страны, чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к защитникам Отечества

Формирование УУД на уроке:

Познавательные (П): воспринимать художественное произведение, работать по иллюстрации к тексту.

Личностные (Л): содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; проявлять уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Коммуникативные (К): использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения.

Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Оборудование: учебник по литературному чтению, тетрадь, картины о ВОВ, портреты поэтов: А.Ахматовой, А.Твардовского, А.Суркова, К.Симонова, детские проекты, презентация.

Тип урока: комбинированный

Технология продуктивного чтения.

                                       

                                             Ход урока

  1. Знакомство с темой урока.

Учитель: -Рассмотрите картины, помещённые на доске. Что у них общего?

(на них изображена война, это ВОВ).

-Как вы думаете, с какой целью эти картины помещены  на доске? (мы будем изучать тему «Великой Отечественной войны»).

Подготовка к восприятию нового материала.

-Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством.

-Какие смысловые ассоциации у вас возникли?

(смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач).

-Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Какая она?

 (жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская).

-Какие чувства у вас вызывает слово война?

 (тревожные, беспокойные, печальные, горькое).

-Составьте в тетрадях синквейн со словом война. Работаем в парах. (Помните правила работы в паре).

Зачитывание синквейнов.

-Что вы знаете о ВОВ?

 (начало 22 июня 1941 года – окончание 9 мая 1945 года).

        Объявление темы урока:

-Сегодня на уроке мы будем говорить о войне. Но не так, как на уроках истории, мы не будем  рассматривать великие сражения, поражения и победы.  Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово- война.  

Слайд 1 о начале войны

-Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины.

Итак: тема нашего урока: Стихи о войне.

Послушаем стихотворение Твардовского "Война — жесточе нету слова."

 Чтение учеником  стихотворения Твардовского

"Война — жесточе нету слова."

Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.

Учитель:  -На рассвете 22 июня 1941года без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Так началась Великая Отечественная война.

-А почему ее назвали Великой Отечественной? Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории- партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.

         -У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего отечества. Ваши прабабушки и прадедушки тоже прошли через войну.

 -Мы с вами давно ведём работу над различными проектами, вот и сегодня наш урок будет с элементами проектной деятельности.

Давайте послушаем, какое выступление подготовила 1 группа учащихся.

1 страничка  проекта «Мои прадеды и война»

-Цель нашего проекта узнать, кто из наших прадедушек или прабабушек воевали на фронтах ВОВ.

  • Учитель: Вы послушали выступления ребят,  родные которых воевали в годы ВОВ, а теперь давайте послушаем ещё об одном герое, именем которого названа наша школа.

        2 группа Рассказ о Г. Д. Буднике

Наша школа носит имя Героя Советского Союза Гавриила Дмитриевича Будника.

Цель нашего проекта: узнать как можно больше о его жизни и о том, какой подвиг совершил этот герой.

Гавриил Будник родился 16 декабря 1924 года в селе Георгиевка Семипалатинского уезда Киргизской республики в крестьянской семье. Получил неполное среднее образование, работал трактористом в колхозе . В 1942 году был призван на службу в Красную Армию.  На фронтах Великой Отечественной войны, был разведчиком 151-го стрелкового полка Центрального фронта. Отличился во время битвы за Днепр.

В ночь с 23 на 24 сентября 1943 года в составе группы бойцов Будник должен был переправиться через реку Припять в районе села Карпиловка  в Киевской области, на Украине.Лодка была обнаружена немцами и потоплена артиллерийским ударом, почти все бойцы группы погибли. Будник был контужен и сброшен взрывом в воду, но сумел выплыть. Несмотря на то, что он имел возможность вернуться в расположения своей части, Будник переправился на западный берег. В течение дня под проливным дождём, не имея продовольствия, он вёл наблюдение за противником, обнаруживая его огневые точки и оборонительные позиции. В ночь с 24 на 25 сентября он переправился обратно на восточный берег и доставил командованию полученные им ценные сведения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года за «мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками» красноармеец Гавриил Будник был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина  и медали «Золотая Звезда» 

Позже полк, в котором служил Гавриил Дмитриевич, попал в окружение,  вынужден был прорваться в леса и соединиться с партизанским отрядом Сидора Ковпака. Через несколько месяцев, после воссоединения с советскими частями Будник продолжил участие в боевых действиях. В 1945 году он был демобилизован, после чего поступил на сверхсрочную службу в органы внутренних дел. Служил в звании старшины более 20 лет. С 1973 года проживал в нашем городе Лобня , работал оператором системы управления воздушным движением аэропорта «Шереметьево».

Умер 15 августа 2001 года, похоронен в Лобне на кладбище Киово

Был также награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и рядом медалей. Гавриил Дмитриевич Почётный гражданин Лобни. В честь него и названа наша школа.

- Учитель: А теперь давайте прервёмся и немного отдохнём, а потом опять продолжим урок.

Физкультминутка

Работа над стихами

-Учитель: Несмотря на то, что, казалось бы, на войне не до искусства- поэзия была самым популярным жанром.

«  Стихи поэтов  и их творчество в годы Великой Отечественной войны».

1 Работа с учебником

. Подготовленный ученик читает стихотворение А. Ахматовой

« Мужество».

           2. Работа по содержанию.

-Учитель: Сама Анна Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде до тех пор, пока  тяжёлая болезнь не приковала её к постели. Её эвакуировали в Ташкент. Но и в этом далёком от фронта южном городе она писала стихи, зовущие к мужеству и стойкости.

-Учитель: На стихи часто была положена музыка. Во многих песнях звучали слова о доме, жёнах, матерях, любимых. Они согревали солдатские души в окопах, землянках, поднимали боевой дух, помогали преодолеть трудности, одерживая победу над врагом. Послушайте песню на стихи Александра Суркова «Землянка».

         Слайд 2 Песня «Землянка»

- Как вы думаете, почему солдату нужна была вера в то, что его ждут дома, думают о нем?

( Чтобы ему легче было на фронте, эта вера предавала мужества и смелости. Солдаты знали, кого они защищают от врагов)

-Учитель: Ещё помогала людям на фронте дружба. Дружба на войне – особенная: это и взаимопомощь, и взаимовыручка и братство навеки. Фронтовики с особой гордостью и уважением вспоминают своих боевых товарищей – тех людей, с которыми они делили кусок хлеба, кружку воды и папиросу. Солдатская дружба не зависит от национальной или религиозной принадлежности. Люди вместе защищают свою общую Родину. 

Слайд 3 колонны бойцов

На их фоне 2 ученика в солдатской форме читают стихотворение

А. Твардовского «Когда пройдёшь путём колонн…»

      1.    Когда пройдешь путем колонн

В жару, и в дождь, и в снег,

Тогда поймешь,

Как сладок сон,

Как радостен ночлег.

        2.  Когда путем войны пройдешь,

Еще поймешь порой,

Как хлеб хорош

И как хорош

Глоток воды сырой.

       1.   Когда пройдешь таким путем

Не день, не два, солдат,

Еще поймешь,

Как дорог дом,

Как отчий угол свят.

        2. Когда - науку всех наук -

В бою постигнешь бой,-

Еще поймешь,

Как дорог друг,

Как дорог каждый свой -

        1.  И про отвагу, долг и честь

Не будешь зря твердить.

Они в тебе,

Какой ты есть,

Каким лишь можешь быть.

        2.  Таким, с которым, коль дружить

И дружбы не терять,

Как говорится,

Можно жить

И можно умирать.

-Учитель: -Скажите, ребята, какой вы представляете дружбу солдат на войне?

Итог урока:

Слайд 4 портрет и слова К. Симонова

1. Слово учителя.

-По мнению известного поэта Константина Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит, забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».

2. Заключительная беседа.

- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня? (Чувством гордости и патриотизма)

- Какую тему поднимают авторы стихов, прозвучавших на сегодняшнем уроке? (Тему мужества, героизма, любви к Родине и своим близким).

- Учитель: Прошло 73 года после окончания той страшной войны, но мы всегда помним подвиг Советского народа, и в этом немалую роль имеет поэзия военных лет. Вы ещё часто будете читать стихи и слушать песни о войне, но на сегодня наш урок заканчивается.

     Рефлексия

  • Возьмите карточки и оцените собтвенную деятельность на уроке
  • Домашнее задание.
  • Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
  • Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с разными материалами. "Трудный бой" .Проект посвящен Великой Отечественной войне.

Проект "Трудный бой" посвящен Великов Отечественной войне...

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»...

Методическая разработка классного часа во 2 классе посвященная Великой Отечественной Войне.

Методическая разработка классного часа во 2 классе  посвященная Великой Отечественной Войне на тему: «Дорогами войны в мирное будущее…»...

стихи о Великой Отечественной войне

Материал для классных часов...

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс

Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей"  4 класс...

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне «Поклонимся Великим тем годам»

Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины, воспитать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества, память о тех, кто защищал Родину и тем, кто пережил эту...

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Школа России" или внеклассному занятию по теме: "Великая Отечественная война".

Презентация  к уроку окружающего мира или внеклассному мероприятию по теме "Великая Отечественная Война"...