Сценарий урока внеклассного чтения "Дети - герои Великой Отечественной войны"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Баскакова Надежда Сергеевна

Урок внеклассного чтения составлен для учащихся 2 класса. Он пригодится учителям при знакомстве учеников с героями Великой Отечественной войны. Дети войны, которые стали героями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baskakova_n.s.-stsenariy_uroka_vneklassnogo_chteniya.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока внеклассного чтения

Ф.И.О. учителя: Баскакова Надежда Сергеевна 

ОУ: ГБОУ ЛО «Школа-интернат «Красные Зори» 

Класс: 2 «Б» 

УМК: «Школа России»

Предмет: Литературное чтение (урок внеклассного чтения)

Тип урока: «Открытие» нового знания

Тема урока: «Дети-герои Великой Отечественной войны»

Цель урока: создать условия для знакомства с подвигами детей-героев Великой Отечественной войны

Задачи:

  • познакомить с новым рассказом Жанны Браун «Юта Бондаровская»;
  • способствовать обогащению словарного запаса;
  • вырабатывать навыки осознанного чтения; составлять план текста;
  • закреплять умение работать в паре;
  • развивать эмоциональную сферу личности;
  • воспитывать патриотов своей страны.

Планируемые результаты:

Предметные

  • осмысленное правильное чтение целыми словами;
  • умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • умение составлять опорную карту для рассказа о герое;
  • умение оценивать поступки героев;
  • умение работать со словарём.

Метапредметные

  • развитие умения ставить учебную задачу;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • развитие умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и оценивать учебные действия.

Личностные

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • проявлять осознание собственной успешности при изучении темы;
  • анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Ресурсы урока: текст рассказа Жанны Браун «Юта Бондаровская» у каждого ученика; компьютер, проектор.

  • Аудиозаписи: Юрий Левитан «Объявление начала войны», пионерская песня «Картошка».
  • Наглядный материал: презентация к уроку; фотографии (Ю. Левитан, Ю. Бондаровская, орден «Отечественной войны I степени», медаль «Партизану Отечественной войны I степени», партизанский отряд, прорыв Блокады Ленинграда), карточки для характеристики героя.
  • Раздаточный материал: карты для заполнения «Солнышко» и «Звезда», круги «Светофор», карточки со словами (для характеристики героя), Толковые словари

С.И. Ожегова (3 штуки).

Ход урока

Мотивационный этап

Учитель организует просмотр видео https://goo.su/sPhCWxr

Беседа по теме урока.

- Внимание на экран. Посмотрите и подумайте, о ком пойдёт речь на уроке.

После просмотра видео экран выключается, нажимается шторка на пульте.

- Как вы думаете, благодаря кому наша страна победила в этой страшной войне?

- Только ли взрослые воевали с врагом и помогали фронту?

- Вспомните, как называлась эта война?

- Правильно, Великая Отечественная война. На защиту своего Отечества, своей Родины встали все: от детей до стариков. Мужчины ушли на фронт, остались женщины, дети, старики.

- Чем дети могли помочь фронту, Победе?

- Можно ли назвать детей героями?

- Кто догадался, о ком мы будем сегодня читать и какая тема нашего урока?

- Правильно. Сегодня будем говорить о подвигах детей в годы войны.

Тема урока: «Дети-герои Великой Отечественной войны».

Учитель вывешивает карточку с темой урока на доску. Оформление классной доски: https://clck.ru/39u4kK

Этап актуализации знаний по предложенной теме

Учитель организует беседу, объясняет задание, контролирует его выполнение.

- Чем занимаются дети в мирное время? Посоветуйтесь с соседом по парте.

- Возьмите жёлтый карандаш и на карте «Солнышко» раскрасьте те предложения, с которыми вы согласны. Карта «Солнышко»: https://goo.su/GiRVH5W

- Что вы выбрали?

- Вот так проходила жизнь детей в довоенное время. Но вдруг…

Прикрепляет фотографию Левитана к доске, включает аудиозапись.

https://www.ntv.ru/video/1291221 - Левитан «Объявление о начале войны».

- Что чувствуете?

- Как вы думаете, изменилась ли жизнь мальчишек и девчонок?

Организация познавательной деятельности

Организует беседу до начала чтения рассказа

- Как называется рассказ, который мы сегодня будем читать?

- Кто главный герой рассказа?

- В Петергофе есть улица, названная в честь Юты Бондаровской.

Организует беседу по презентации: https://goo.su/SfsF3

-Внимание на экран!

-Юта родилась 6 января 1928 года в деревне Залозы Псковской области.

Училась в нашем городе, в Петергофе, в 415 школе.

Во время войны Юта была партизанкой, посмертно награждена медалью «Партизану Отечественной войны I степени». В дни празднования 20-летия Победы над фашистской Германией Юта Бондаровская была награждена орденом «Отечественной войны I степени».

В 1964 году в Петергофе одна из безымянных улиц названа в честь пионерки-героя Юты Бондаровской.

После работы с презентацией учитель выключает доску. Организует выполнение обучающимися упражнений для глаз.

- Какая цель нашего урока? (Узнать о героическом подвиге Юты Бондаровской.)

- Что надо сделать для достижения цели урока? (Прочитать рассказ Жанны Браун “Юта Бондаровская”.)

Учитель корректирует ответы детей.

- Сегодня мы составим карту «Звезда». Карта «Звезда»: https://goo.su/7Ox1d44

-Что уже можем записать? (Юта родилась в деревне Залозы Псковской области, училась в Петергофе в 415 школе.)

- По ходу чтения продолжим заполнение карты.

Учитель организует первичное чтение рассказа по цепочке, ведёт беседу по ходу чтения.

По ходу чтения учитель хвалит тех учеников, которые читают выразительно, целыми словами, правильно отвечают на вопросы.

1 часть

- Где была Юта в начале лета?

- Почему она грустила?

-Что предложила тётя Варя в своём письме?

- Чего боялась Юта?

- С какими мыслями ехала Юта к тётке в деревню?

- Как планировала Юта провести летние каникулы?

По ходу чтения устно составляется план рассказа.

- Озаглавьте первую часть рассказа.

2 часть

- Что случилось 22 июня?

- Что по ночам видела Юта?

- За кого она переживала?

- К кому Юта чувствовала ненависть? Почему?

- Озаглавьте вторую часть рассказа.

3 часть

-За кем наблюдал учитель Павел Иванович?

- Какой была Юта? Опишите её.

- Как учителю удалось успокоить Юту?

- Чего ждала Юта от учителя?

-Как вы думаете, знал ли учитель о партизанах?

- А кто такие партизаны? Кто может объяснить?

- Какие ещё непонятные слова вы встретили?

Учитель прикрепляет на доску фотографию партизанского отряда, хвалит детей за правильные ответы.

У троих детей из класса на столе лежат Толковые словари С.И. Ожегова. Они заранее нашли толкование заданных учителем слов, вложили закладки. Если одноклассники затрудняются в объяснении слов, они читают толкование слова из словаря.

-Почему учитель вёл себя очень осторожно?

-Зачем Юта хотела попасть к партизанам?

-Как вы думаете, от кого Николай Сахаров знает, что Юте можно доверять?

-Как отнеслась Юта к своему первому поручению?

-Озаглавьте 3 часть. 

Физкультминутка

Учитель организует выполнение упражнений, включает аудиозапись песни «Картошка». https://goo.su/GGMxmSd

- Песня «Картошка». Эту песню пели пионеры 20-х годов, её хорошо знала и пела Юта Бондаровская.

Обучающиеся встают из-за парт, задвигают стульчики. Выполняют упражнения:

потягивания, круговые движения плечами, «Крестные» шаги, приседания, «Колпак для думания».

- Во время войны было место и для отдыха. Бойцы очень любили песни, ведь они поднимали настроение и боевой дух.

Организует дальнейшее чтение рассказа и работу с текстом.

4 часть

- Почему учитель не подавал вида, что знает о партизанах?

- Как вела себя Юта перед немцами?

- Что было в корзинке?

- Как вы думаете зачем в корзинке у Юты сухари?

- Почему Маша редко появлялась в деревне?

- Какие задания уже доверяли Юте? Кем она стала?

- Догадались, что такое тяжёлое лежало в корзинке?

- О какой жизни мечтала Юта?

- Как вы думаете, поверили немцы Маше?

- Кто из вас знает, что такое тол?

Если одноклассники затрудняются в объяснении слова, подготовленный ученик читает значение слова в толковом словаре.

- Для чего он нужен партизанам?

- Зачем Маша оттолкнула Юту?

- Почему немцы расстреляли Машу?

- Кто понял, почему Юте и учителю пришлось уйти в лес?

- К кому они присоединились в лесу?

- Озаглавьте 4 часть.

- Кем стала Юта для партизан? Запишите в карте “Звезда”.

5 часть

- Зачем Юте автомат?

- Почему Николай Сахаров назвал Юту «детский сад»?

- Куда хотел отправить командир Юту? Почему? Что такое Большая земля?

Если одноклассники затрудняются в объяснении слов, отвечает подготовленный ученик.

Учитель хвалит за хорошую работу.

- Что в словах командира вызвало у Юты обиду?

- Как вы поняли оставил командир Юту в отряде или нет?

- Догадались, кто переоделся в нищего мальчишку? А зачем?

- Кто такие полицаи?

Если одноклассники затрудняются в объяснении слова, подготовленный ученик читает значение слова в толковом словаре.

- Почему полицай стал стрелять в Юту?

- Озаглавьте 5 часть.

- Что мы узнали о Юте? Какой она была?

- Запишем в карту “Звезда”.

- Продолжаем чтение.

6 часть

- Кто в отряде больше всех радовался прорыву блокады Ленинграда? А почему?

Учитель вывешивает фотографию «Прорыв Блокады Ленинграда. Праздничный салют.»

- Как вы думаете, осталась Юта в отряде или уехала в Ленинград?

- Озаглавьте 6 часть. 

7 часть

- Кто запел песню? Зачем? Узнали песню? («Картошка», под эту песню мы делали физкультминутку.)

- Сколько времени шёл отряд до хутора? Что такое хутор?

Если одноклассники затрудняются в объяснении слов, подготовленный ученик читает толкование слова из словаря.

- Как характеризует Юту этот поступок?

- Как немцы узнали, что на хуторе партизаны?

- Почему Юта пошла в атаку вместе со взрослыми?

- Какой была Юта? Запишите в карту «Звезда».

- Так закончилась героическая жизнь Юты Бондаровской.

- Озаглавьте 7 часть.

- Юная партизанка Юта Бондаровская была посмертно награждена…

Два подготовленных ученика показывают фотографии наград Юты Бондаровской, прикрепляют их к доске и  рассказывают за что и кому они выдавались. Один рассказывал о медали «Партизану Отечественной войны I степени», другой – про орден «Отечественной войны I степени».

Все обучающиеся делают запись в карте «Звезда».  Учитель хвалит обучающихся за грамотные ответы и выставляет отметки за урок.

- Что после войны открыли в нашем городе? Как вы думаете, а зачем открывают музеи, посвященные героям Великой Отечественной войны? 

Беседа после прочтения рассказа

- Как называется рассказ, который вы сейчас прочитали?

- Как вы думаете, почему автор назвал его именно так?

- Придумайте своё название.

Первичное закрепление нового знания

- Можно ли назвать Юту Бондаровскую героем войны?

- Посмотрите на заполненную карту «Звезда».

- Чем помогла Юта взрослым в борьбе с фашистами?

- Сколько лет было Юте, когда началась Великая Отечественная война? Запишите в карту «Звезда».

- Какими качествами должен обладать герой? 

Включение в систему знаний и умений

Организует проверку домашнего задания

- Вспомните, о ком вы читали дома.

- Поднимите руку, кто хочет рассказать о герое?

Учитель смотрит на количество подготовленных и готовых ответить учеников, ориентируется с организацией проверки задания по времени. Возможно, выслушивает подготовленных обучающихся на коррекционно-развивающем занятии.

- Назовите их имена?

- Какой геройский поступок они совершили?

- Кто заполнил карту «Звезда» на своего героя? Прикрепите её к доске.

Учитель хвалит детей, хорошо подготовивших домашнее задание. Оценивает их, выставляет отметки. 

Рефлексия деятельности

Учитель организует работу по карте «Солнышко».

- Положите перед собой карту «Солнышко».

- Выберите, что делали герои рассказа. Раскрасьте эти предложения красным карандашом.

- Сверьте свою работу с работой соседа по парте.

- Кто готов?

- Прочитайте, чем помогали дети взрослым во время войны. 

Дополнительное задание по карте «Солнышко».

Если остаётся время на уроке.

- Что делали дети в годы войны?

- Объясните, зачем?

Учитель организует подведение итогов урока.

- О ком читали сегодня на уроке?

- Какая цель урока?

- Мы достигли цели?

- Какие задачи были поставлены на уроке?

- Смогли мы их выполнить?

- Приготовьте «Светофор».

- Я следил за чтением одноклассников, читал целыми словами.

- Верно отвечал на вопросы учителя.

- Верно заполнил карты «Звезда» и «Солнышко».

- Я задумался, смогу ли я встать на защиту своей семьи, своей Родины.

- Закончить наш урок я хочу словами из поэмы Роберта Рождественского «Реквием».

Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, Мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!

- Что надо сказать всем ветеранам Великой Отечественной войны? Мы говорим «спасибо».

Домашнее задание

Объясняет детям домашнее задание.

- Выберите одно задание по желанию, запишите его в дневник.

1. Понравился вам рассказ про Юту Бондаровскую? Прочитайте его своим близким, младшему братику или сестрёнке.

2. Найдите фотографии орденов и медалей, которые заслужил ваш прадед в годы Великой Отечественной войны. Нарисуйте или приклейте их фотографии и награды на карту «Звезда».

3. Продолжайте читать рассказы о героях Великой Отечественной войны. 

Эмоциональная рефлексия

- На каком эмоциональном острове вы себя ощущаете? Пример островов: https://clck.ru/39u4s6 

Встают, подходят к доске, выбирают эмоциональный остров и прикрепляют на него смайлик со своим именем.

Список использованной литературы

  1. Костылева Н. В. К ним в детство ворвалась война. Детям Ленинградской области об их сверстниках в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – СПб. : Первый класс, 2015. – (Серия историко-краеведческих изданий «Бабочка над заливом»). – 80 с.
  2. Браун Ж.А. Юта Бондаровская. – М. :Малыш, 1982. – (Серия «Пионеры – герои» для младшего школьного возраста). – 20 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества. Дети – герои Великой Отечественной войны.

Содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения: воспитание чувства гордости за народ, победивший в войне; уважительного отношения к ветеранам....

Урок мужества. «Дети – Герои Великой Отечественной войны»

Урок мужества.«Дети – Герои Великой Отечественной войны»...

урок Мужества "Дети - герои Великой Отечественной войны"

Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.Задачи:  Познакомить учащихся с подвигами юных героев в годы ВОВ,  показать важную роль детей и подростков в прибли...

«Пионеры-герои Великой Отечественной войны» урок внеклассного чтения

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»Номинация: урок для школьников, приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.Класс: 3 класс, 10-11 лет.Форма проведения: урок в...

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...