Урок кубановедения "Герои Великой Отечественной войны. Их именами названы улицы города-героя Новороссийска"
методическая разработка по истории (4 класс) по теме

Материал к урокам кубановедения в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kubanovedeniyu.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения.

Тема: "Герои Великой Отечественной войны.

Их  именами названы улицы Новороссийска".

4-й класс

Мельник Светлана Николаевна,    учитель начальных классов    МБОУ    ТЭЛ

Форма проведения: заседание редакционного совета.

Цель: - вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению истории своего города.

Задачи урока: - создавать объективную основу для воспитания патриотизма и любви к родному городу;

- научить использовать различные источники информации;

- формировать навыки интерпретации исторических фактов на основе фото и архивных материалов, кратко и лаконично излагать результаты своей деятельности.

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентации к уроку, сеть Интернет- интерактивная карта улиц города с панорамами, основа для макета газеты.

Ход урока

  1. Введение в тему урока.

Сегодня мы проводим заседание редакционного совета, на котором должны будем выслушать и просмотреть подготовленный вами материал, определить целесообразность размещения его в нашей газете, посвящённой героям Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы нашего города. В заседании принимают участие ваши группы, в состав которых входят редакторы, журналисты, оформители. Гости. Проводит заседание совета главный редактор (учитель).

  1. Актуализация знаний.

Летом 1942 года Гитлер, собрав большое количество танков, самолётов, артиллерии, пехотинцев приказал своим армиям идти на Кавказ.

Силы наших и фашистских войск были неравные.

На Кавказ фашисты послали против девяти наших бойцов пятнадцать своих солдат. На одно наше орудие гитлеровцы выставили два своих орудия. На один наш танк двинули десять своих танков. В небо Кавказа гитлеровцы подняли против одного нашего самолёта восемь своих. Нависла гроза над Кавказом. Небо и земля в огне. В море тоже огонь – корабли сражаются.

- Взять Новороссийск во что бы то ни стало! – приказал Гитлер своим войскам.

На защиту города встали стрелки, черноморские моряки-пехотинцы, танкисты, артиллеристы, лётчики. О подвиге этих героев наш рассказ сегодня.

  1. Формирование новых знаний.

Выступление учащихся по группам.

  1. 1 группа. Рассказ о Цезаре Львовиче Куникове (сопровождается показом презентации)

Цезарь Львович Куников- человек, чье имя знакомо и дорого каждому новороссийцу. Человек, который стоял у истоков славы Малой земли. Он не думал, что войдет в историю, что его именем назовут улицы, район города, суда... 

Цезарь Куников родился 23. 06. 1909 в г. Ростов-на-Дону в семье служащего.
Журналистская деятельность Ц. Куникова окончилась 25 июля 1941 года, в день ухода добровольцем на фронт. Открылась новая, славная, последняя страница короткой жизни Ц. Куникова.

Он не мыслил своего участия в войне иначе, как только на передовой.

 Самоотверженно дрался отряд Куникова за города и станицы края.

Слава о Куникове среди матросов и солдат пошла впереди самого Куникова. Воины оценили великое умение Куникова рисковать обдуманно.
Суровая зима 1941—1942 года сковала все Азовское море. Списочный состав отряда поредел. Как при таких условиях надежно перекрыть протяженную        фронтовую        линию? Куников придумал: у мальчишек прифронтовых        сел были собраны коньки. Часть отряда перешла на движение по льду только        на        коньках.
Быстро, бесшумно, в белых защитных балахонах куниковцы возникали перед         оторопевшими группами немецких диверсантов и уничтожали их. «Крылатые         призраки»—окрестили их немцы.

По плану проведения операции «Море», для отвлечения сил противника, в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года десантный отряд моряков-добровольцев (275 человек) под командованием майора Ц. Л. Куникова с минимальными потерями высадился на занятом врагом, хорошо укреплённом побережье в районе Новороссийска, у пос. Станичка (м.Мысхако «Малая земля»). Стремительным ударом десантный отряд выбил немцев из опорного пункта и прочно закрепился на захваченном плацдарме.

На рассвете разгорелся ожесточённый бой. Десантники в течение суток отразили 18 атак противника. К концу дня боеприпасы были на исходе. Положение казалось безвыходным. Тогда отряд майора Куникова совершил внезапный налёт на артиллерийскую батарею противника. Истребив орудийный расчёт и захватив орудия, они открыли из них огонь по атакующим вражеским солдатам.

Ввиду неудачной высадки главных сил десанта, плацдарм, занятый подразделением Ц. Л. Куникова стал из отвлекающего — основным. Семь дней десантники отбивали яростные атаки врага. Удерживая освобожденную территорию до подхода основных сил, моряки выбивали противника из многоэтажных зданий. Впервые в практике подразделений российской морской пехоты Ц. Л. Куников провел практическое обучение личного состава технике высадки на берег в ночное время в зимних условиях, владения холодным оружием, стрелковым и артиллерийским вооружением противника.В ночь на 12 февраля 1943 года Ц. Л. Куников был смертельно ранен взрывом «шальной» мины на Малой земле, эвакуирован в Геленджик, и там 14 февраля 1943 года скончался от ран. Похоронен в братской могиле в Новороссийске.

За мужество и отвагу Куникову Цезарю Львовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 апреля 1943 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем названа улица в Новороссийске.Эта улица начинается недалеко от того места, где шагнул в бессмертие человек, чье имя она носит.

  1. Предоставление группой странички о Ц.Л.Куникове для газеты. (Приложение №1)

  1. Рассказ 2 группы учащихся о Герое Советского Союза Николае Ивановиче Сипягине (сопровождается показом презентации).

Имя Героя Советского Союза Николая Ивановича Сипягина, командира четвер того дивизиона сторожевых катеров, капитана третьего ранга, хорошо знают новороссийцы.

Катера под его командова нием высаживали десант во главе с Ц. Л. Куниковым на Малую землю в ночь с 3 на 4 февраля 1943 года. В течение семимесячной обороны легендарного плацдарма ди визион в числе других плавучих средств снабжал всем необхо димым десантников.

 Командирская воля, мужество и мастерство Н. И. Си пягина особенно проявились в сентябрьские дни 1943 го да. Катера Сипягина одними из первых ворвались в порт и высадили штурмовую груп пу морских пехотинцев у клу ба портовиков. Погиб Н. И. Сипягин в ноябре 1943 года при высад ке десанта на Керченский полуостров.

Имя бесстрашного коман дира занесено в списки лич ного состава одного из под разделений; крымский посе лок Еникале, куда катера четвертого дивизиона выса живали десант, переименован в Сипягино. Его именем на звана в нашем городе улица.

Улица Сипягина всегда многолюдна и шумна. С утра до глубокой ночи почти непрерывным потоком спешат в нарядной окраске легковые машины, проносятся автобусы, грузовики с тюками и контейнерами, то и дело снуют прохожие.

(Демонстрация панорамы улицы  на « Яндекс»–карты)

А ведь в 1943 году, после освобождения города, по воспоминаниям жителей, на этой улице были только руины, опаленные, вырванные с корнями деревья. Кругом чернели глубокие воронки войны.

  1. Предоставление группой странички об Н.И.Сипягине для газеты. (Приложение №2)

  1. Рассказ 3 группы учащихся о Герое Советского Союза Георгие Никитиче Холостякове (сопровождается показом презентации).

Георгий Никитич Холостяков родился 20 июля 1902 г. в городе Барановичи (Белоруссия) в семье рабочего. В Советской Армии с 1919 года. Участник гражданской войны. В Военно-морском флоте с 1921 года. Окончил Военно-морское гидрографическое училище в 1925 г., подводный класс специальных курсов комсостава в 1928 г. с 1931 г. командир подводной лодки, затем дивизиона и бригады подводных лодок.

В Великую Отечественную войну командир Новороссийской военно-морской базы. В Новороссийской операции 1943 г. командовал силами высадки. С декабря 1944 г. и до конца войны командовал Дунайской военной флотилией. В 1945 г. присвоено звание вице-адмирал.

За боевые отличия, героизм и мужество, проявленные в Новороссийской операции, и в ознаменование 20-летия победы советского народа над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны вице-адмиралу Холостякову 7 мая 1965 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1950 г. окончил Военную академию Генштаба. Командовал Каспийской военной флотилией и 7-ым Военно-морским флотом, был заместителем начальника управления боевой подготовки Главного штаба ВМС, занимал ответственные должности в Министерстве обороны СССР. С 1969 г. – в отставке. Награжден 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 1 степени, 2 орденами Ушакова 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями и иностранными орденами. Умер 22 июля 1983 г. Похоронен в Москве.

  1. Предоставление группой странички о Г.Н.Холостякове для газеты. (Приложение №3)

  1. Рассказ 4 группы учащихся о Герое Советского Союза Филиппе Яковлевиче Рубахо (сопровождается показом презентации).

Филипп Яковлевич Рубахо - снайпер из отряда Цезаря Куникова. На его боевом счету 8 уничтоженных фашистских дзотов, один танк, один шестиствольный миномет, около 350 гитлеровских солдат.

В отряд малоземельцев он пошел, когда ему едва исполнилось 20 лет. Родом он из донской станицы Аксай. А воспитывался в детском доме в Батуми. Учился в десятилетке и одновременно музыке. По направлению горкома комсомола должен был уехать в Ленинградскую консерваторию. Но началась Великая Отечественная война, и Филипп был зачислен в одну из команд Черноморского флота.

Шли тяжелые бои, и юноше удалось добиться назначения на один из катеров- «охотников», которые в то время участвовали в обороне Одессы. И здесь стал командиром.

Свой снайперский счет Рубахо открыл под Ростовом. Во многих схватках с врагом участвовал он потом. Довелось ему принимать участие в боях за Новороссийск, к которому рвались фашисты.

Куников и Старшинов готовили батальон к десанту в Новороссийск. Они старались подобрать в свой батальон самых закаленных и храбрых бойцов. В их числе оказался и Рубахо.

На Малой земле рос боевой счет снайпера. К тому же он подготовил 72 метких стрелка, которые уничтожили более тысячи гитлеровцев. Славный куниковец, старшина первой статьи 393-го отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота участвовал в штурме Новороссийска. Бесстрашный и смелый воин до конца был верен своей клятве партии, Родине. Одним из первых он выскочил на берег бухты и тут же из винтовки уничтожил расчеты двух вражеских пулеметов. Искусный снайпер вел меткий огонь по самым опасным вражеским точкам и расчищал путь, ободрял товарищей.

Будучи раненым в обе ноги, Рубахо не оставил оружия. Приближался вражеский танк. Снайпер попросил товарищей поднять его на второй этаж дома. И там до конца боя оставался в строю, истребил еще десятки фашистов.

Снайпер был тяжело ранен в голову. Рана оказалась смертельной.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года старшине первой статьи Ф. Я. Рубахо посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А улица Застаничная переименована в улицу Имени Филиппа Рубахо.

В 1977 году, на улице, носящей имя снайпера Рубахо был установлен мемориальный знак.

8.Предоставление группой странички о Г.Н.Холостякове для газеты. (Приложение №4)

9. Рассказ 5 группы учащихся о Герое Советского Союза Михаиле Борисове (сопровождается показом презентации).

Михаил Борисов 11 ноября 1917 года в Липецкой области в семье крестьянина- бедняка. Четырнадцати лет приехал в Москву, поступил на завод учеником столяра. Без отрыва от производства окончил среднюю школу и аэроклуб.

По комсомольской путевке был направлен в авиацию. В 1938 году окончил 2-ю военную школу летчиков имени В. П. Чкалова. Через год он уже старший летчик одного из истребительных авиационных полков. Прирожденный летчик -  так можно было сказать и о Ми хаиле Борисове. Друзьям запомнился этот невысокого роста человек с вдумчивыми, выразительными глазами. Его энергичную подвижную фигуру часто можно было встретить на аэродроме, то возле самолетов звена, кото рым он командовал, то у своего истребителя.

...Первый день войны Ми хаил Борисов встретил в Мо скве. В тот же день он напи сал рапорт об отправке на фронт. Борисов рвался в бой. Был он зачислен в 62-й истребитель ный авиаполк Военно-Воздушных Сил Черноморского флота. Сюда прибыла боль шая группа молодых, в большинстве необстрелянных летчиков. Их он должен был научить летать на скоростных истребителях, передать им свой опыт.

Стоял жаркий июль 1942 года. Полк включился в бое вые действия. С аэродрома, а был он близко от Новорос сийска, летчики летали на прикрытие базы флота, вели воздушную разведку, сопро вождали корабли, бомбардировщики и штурмовики, вылетающие на задания. В этих боях командир открыл свой счет. В паре со своим ведомым сержантом Низовским уничтожил бомбардировщик противника Ю-88, фотографировавший военные объекты Новороссийска. В постоянных боях звено Борисова обретало крепкие крылья, совершенствовало свое летное и боевое мастер ство. К началу августа на счету Борисова было уже два сбитых бомбардировщика «Мессершмитт» (истребителей).

А 10 августа был очеред ной вылет. Возвращаясь на аэродром после выполнения боевого задания, Борисов по лучил с командного пункта предупреждение, что на Новороссийск идут пять бомбардировщиков «Хейнкель-Ш». Он решил перехватить врага. Вдвоем с ведомым сержан том Холявкой ринулись они в атаку. Борисов первым от крыл огонь и подбил один из моторов фашистского са молета. Одновременно его ведомый полоснул по бензо бакам замыкающего «Хейнкеля», который, вспыхнув, взорвался. В это же время загорелся самолет Борисова, подо жженный стрелком враже ского бомбардировщика. Тогда, набрав высоту, лет чик направил свою горящую машину в ближайший «Хейнкель». Оба самолета разле телись на части. Обломки разбитого бомбардировщи ка с силой ударили по летев шему несколько ниже друго му «Хейнкелю». Произошел двойной таран. Часть экипажа погибшего второго «Хейнкели», выбросилась на парашютах в воду, была пленена подоспевшими кате рами. Летчики другой эскадрильи Егоров и Курдюков уничтожили два оставшихся фаши стских бомбардировщика. Таким образом, все пять бомбардировщиков нашли се бе могилу на подступах к Новороссийску.

Гибель Михаила Борисова потрясла личный состав пол ка. Люди рвались в бой, что бы отомстить врагу  за смерть героя, и дрались с необыкновенным упорством и мужеством. В тот же день летный состав полка сделал еще по три-четыре боевых вылета. Было сбито шестна дцать самолетов врага.

Приказом министра оборо ны СССР от 4 августа 1965 года Герой Советского Союза Михаил Борисов  навечно зачислен в списки авиационной части. Его именем названо село Борисовка (бывшее Супнели) Раздольненского райо на Крымской области. В Новороссийске его именем названа улица.

                       10.Предоставление группой странички о М. Борисове  для газеты.            (Приложение №5)

                     11. Рассказ 6 группы учащихся о Герое Советского Союза Сергее Николаевиче Каданчике  (сопровождается показом презентации).

Подполковник Сергей Николаевич Каданчик погиб при освобождении Новороссийска в 1943 году. Ему присвоено звание Героя Советского Союза. Был командиром 1339-го полка 318-ой стрелковой дивизии, освобождавшей наш город. Тяжелое детство в белорусской деревне закалило паренька. Он выбирает ответственную и почетную профессию — защищать Родину. За образцовое выполнение заданий командования в войне с белофиннами награжден орденом Красной Звезды. Великую Отечественную войну встречает командиром полка 318-й стрелковой дивизии и проходит с нею с  тяжелыми боями от границы через Одессу. Крым, Тамань к Новороссийску.

Его полк занимал склон карьера. В течение всей обороны цементного завода «Октябрь» полк С. Н. Каданчика неоднократно отбивал атаки превосходящих сил противника. Летом 1943 года Сергей Николаевич был награжден орденом Красного Знамени. Во время штурма города полк был десантирован в районе электростанции. Успех этой операции, облегчившей наступление главных частей, был омрачен известием о гибели командира полка, который пал на поле боя, там, где сейчас проходит улица его имени. Ему было всего 37 лет. Его имя носит улица в г. Новороссийске (бывшая Землемерная).

                 12. Предоставление группой странички о С.Н.Каданчике для газеты (Приложение №6)

                13.  Рассказ 7 группы учащихся о Герое Советского Союза Василие Андреевиче Ботылеве (сопровождается показом презентации).

В ночь на 10 сентября сорок третьего года Василий Андреевич Ботылев возглавил группу бойцов отдельного батальона морской пехоты и с ними на катерах-охотниках прорвался сквозь вражескую огневую завесу в Новороссийский порт.

      Здесь десантники стремительно высадились  на берег и захватили как опорные пункты здания клуба портовиков и железнодорожного вокзала.
Гитлеровцы окружили советских моряков. Их непрерывно атаковали вражеские автоматчики и танки. Ботылев находился на самых опасных участках.

      Он умело руководил боевыми действиями своих бойцов, вдохновлял их примером личного мужества и отваги.
Василию Андреевичу Ботылеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Он воевал под Севастополем, на Северном Кавказе, в Крыму.
Отгремели последние залпы войны, но Ботылев продолжал службу на Черноморском флоте, учил молодежь, передавал знания, опыт новому поколению военных моряков.

               14. Предоставление группой странички о В.А.Ботылеве  для газеты (Приложение №7)

            15. Рассказ 8 группы учащихся о пионере – герое Вите Новицком (сопровождается показом презентации).

           Пионер-герой Витя Новицкий, был звер ски убит фашистами 8 сентября 1942 года в Новороссийске.

Он жил в старинной баш не, стоявшей на Октябрьской площади. Три этажа, стены из керченского камня метра в полтора толщиной... В этой башне, таком не обычном доме, и рядом, на площади, на горячих камнях мола, в жарких спорах с друзьями о мировой револю ции, в футбольных баталиях и проходило Витино детство.

Он учился в средней шко ле № 1. А школа эта стояла почти рядом с башней — только перейти площадь. Когда началась война, Витя ходил в госпитали, помогал раненым. А весной 1942 го да сбежал на фронт.

 Но в одном из боев Ви тю ранило в ногу. Прямо пос ле госпиталя его отправили домой.

Осенью сорок второго к Новороссийску вплотную по дошли враги. И семья Новиц ких оставила башню. Разгорелись бои за город. Утром 8 сентября гитлеров цы подходили к Октябрьской площади. Шли по переулку Декабристов, рвались к ули це Рубина, ведущей к центру города. Но на пути врагов встала башня,    где   успели оборудовать пулеметную точ ку. Среди маленького гарнизона ее защитников был и Витя.

«Комсомольцы Гришин и Цыбенко выбрали эту башню для своей огневой точки. С нее хорошо простреливались улицы, куда рвались немцы, — писала 19 октября 1942 года краевая газета «Боль шевик» — ...фашисты обнаружили пулеметную точку. Подвели танк и начали из не го обстреливать башню. Разорвавшимся снарядом убило второго номера, краснофлот ца Цыбенко.

- Я буду помогать стре лять, — сказал юный герой, подскочив к пулемету. На лице его не было и призна ков страха».

Не стало вскоре и красно флотца Гришина. Витя ос тался один. Два часа держал он o6opoнy  башни. Стрелял из пулемета, преграждая путь врагам. С крыльца бро сал гранаты... Но гитлеров цам все же удалось пробрать ся к башне. Израненного, истекающего кровью парнишку схватили, облили горючей жидкостью, подожгли. Так не пропустил врага на порог своего дома юный герой. До конца выполнил он свой долг. Всего один день не до жил Витя до своего дня рождения. 9 сентября 1942 года ему бы исполнилось 15 лет, а 8 сентября он погиб, защищая от врагов свой город.

Его именем были названы улица в Новороссийске и сухогрузный теплоход.

В 1968 г.бывший переулок Педагогический был переименован в переулок имени юного партизана Вити Новицкого.

16. Предоставление группой странички о В. Новицком  для газеты (Приложение №8)

17. Оформление макета газеты.

  1. Рефлексия. Оценка работы в группах

Гл. редактор: Вы завершили свою работу. Материал подобран интересный, познавательный. Мне хотелось бы услышать от вас предложения о дальнейшем его использовании. ( Пример: Вывесить на стенд газету, провести классный  час для других школьников и т. п.)

- Предлагаю вам самим оценить работу ваших групп (дети сами оценивают работу в своих группах и озвучивают её,  предварительно посовещавшись).

- А теперь мы попросим высказать своё мнение о нашей проделанной работе наших уважаемых гостей.

- Я благодарю, вас дети за ваш труд. Оцениваю работу каждого из вас на пять баллов.

- Вам было интересно. Считаете ли вы что нужно продолжить нашу поисковую работу?

  1. Итог урока.

- В заключении нашего урока предлагаю вам пройти по одной из улиц, чьё название напоминает нам о великом подвиге многих защитников нашего города и побывать у одного из памятников войны «Самолёт» Ил-2.

- Как вы думаете, куда мы отправимся? (Улица Героев Десантников) (Яндекс карты – панорамы улиц)

       

  1. Домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагаю вам найти информацию о защитниках города, о которых пока не шла речь на нашем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок кубановедения: «Великая Отечественная война на Кубани, вклад кубанцев в дело Победы».

подвести итоги работы над темой, посвящённой 60-летию Победы;показать важность участия кубанских жителей в борьбе против фашистов;развивать стремление быть терпимым в обществе людей;воспитывать ...

Урок-проект "Великая Отечественная война"

Материал урока представлен в виде выступления детей по группам: 1 группа - Блокада Ленинграда, 2 группа-Битва под Москвой , 3 группа -Курская дуга, 4 группа-Города -герои, 5 группа - Юные герои-антифа...

Методическая разработка.Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"

Интегрированный урок-экскурсия "Великая Отечественная война 1812 года. Казанский собор Санкт-Петербурга. Икона Казанской Божией Матери"(окружающий мир, история Санкт-Петербурга, ОРКСЭ)...

Презентация к уроку о Великой Отечественной войне

Презентация к интегрированному уроку математики и окружающему миру в 4 классе...

Сценарий внеклассного мероприятия "Города - герои в Великой Отечественной войне".

Сценарий можно использовать для проведения мероприятия в рамках празднования Дня Победы, Дня Защитников Отечества.Цели мероприятия:Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основ...

Презентация урока окружающего мира на тему "Их именами названы улицы"

Презентация- итог проекта учеников 4 класса. Ко Дню Победы мы создали проект "Их именами названы улицы города Гатчины"...

Урок мужества "Великой Отечественной войне 1941-1945 годов посвящается «Битва за Москву» для обучающихся 4 класса

Уроки мужества – это подготовительный путь к постижению добра, исторической правды и уважения к памяти тех, кто ценой неимоверных усилий завоевал для нас мир и свободу.Такие уроки невозможно про...