урок Мужества "Дети - герои Великой Отечественной войны"
методическая разработка

Осипова Анастасия Николаевна

  Цель:

 расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  1.  Познакомить учащихся с подвигами юных героев в годы ВОВ,  показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.
  2.  Развивать навыки работы с источниками информации, развивать память, речь, творческие способности учащихся.
  3.  Воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_k_uroku.docx403.6 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_muzhestva.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:

                                     

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 18 среднего общего образования открытого

акционерного общества

«Российские железные дороги»

Урок мужества

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/04c8/0001d987-23c419c5/img10.jpg

        

                                                                                 

                                                                                         

   

                                                                                 

                                                                                                                            Подготовила

                                                                                                                            воспитатель 1б класса

                                                                                                                            Осипова А.Н.

2020 г.

  Цель:

 расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  1.  Познакомить учащихся с подвигами юных героев в годы ВОВ,  показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.
  2.   Развивать навыки работы с источниками информации, развивать память, речь, творческие способности учащихся.

  3.        Воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Материалы:

 видеопроектор;

 мультимедийная презентация «Дети-герои Великой Отечественной войны»;

 фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли», «Священная война» «Бухенвальдский набат» «Ах, война, что ты сделала…»«Ничто не забыто, никто не забыт», «День победы»;

 выставка рисунков.

 На мероприятие приглашаются ветераны микрорайона.

                                                                    Ход занятия.

Учитель:  Тебе сейчас 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.  В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны,  но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.

Обучающийся: Вспомним безмятежный детский сон счастливый,

 Первый солнца луч неторопливый,

 Запах яблок, зреющих в саду,

 Вспомним самый страшный день в году.

Учитель:  Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа…

 Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».

Учитель:  вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех  войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

 (Фоном звучит спокойная музыка,  учитель  продолжает свой рассказ.)

Война прошлась по детским судьбам грозно,

 Всем было трудно, трудно для страны,

 Но детство изувечено серьёзно:

 Страдали тяжко дети от войны…

 Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.

 Что же о них знаем мы?

Учитель:   Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.

Вдумайтесь в эти цифры:

 Каждый день теряли 9168 детей,

 Каждый час – 382 ребенка,

 Каждую минуту – 6 детей,

 Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

Обучающийся:

 А мы не будем памяти перечить,

 И часто вспоминаем дни, когда

 Упала им на слабенькие плечи

 Огромная, недетская беда,

Обучающийся:

 Была земля жестокой и метельной,

 Была судьба у всех людей одна.

 У них и детства не было отдельно,

 А были вместе детство и война.

Обучающийся:

 В годы войны было горя много,

 И никто никогда не сочтет,

 Сколько раз на своих дорогах

 Оставляла война сирот.

Обучающийся:

 В эти годы порой казалось,

 Что мир детства навек опустел,

 Что не вернется радость

 В город, где дома без стен.

Обучающийся:

 Был серебряным смех девчонок.

 Но его заглушила война.

 А седины ребячьих челок…

 Разве этому есть цена?

 Дети войны..Как  же выжили вы?

 Дети войны..Устоять как смогли?

 Начинается демонстрация слайдов презентации.

Учитель:  В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Учитель:   Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

Учитель:   Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.

Учитель:   Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.  

Обучающийся:

 Горнили к бою трубы полковые.

 Военный гром катился над страной.

 Вставали в строй мальчишки боевые:

 На левый флаг, в солдатский строй.

 Великоваты были им шинели,

 Во всем полку сапог не подобрать,

 Но все равно в бою они умели

 Не отступать, а побеждать.

 Жила в сердцах их взрослая отвага,

 В двенадцать лет по-взрослому сильны,

 Они дошли с победой до рейхстага –

 Сыны полков своей страны.

Учитель:    Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.

Ведущий 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

Ведущий 2: Вспомним всех поименно,

 С горем вспомним своим…

 Это нужно не мертвым,

 Это нужно живым!

Ведущий 1: В те рассветы

 Осенние ветры свистели, как стрелы

 В те рассветы

 Горела в обветренных реках вода.

 В те рассветы

 Мальчишек фашисты вели на расстрелы.

 Те рассветы забыть?

 Никогда. Никогда!

Ведущий 2: (зажигает свечу)

 На экране портреты пионеров героев.

Ведущий 1: Леня Голиков!

Ведущий 2: Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.

 Обучающийся 1: Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

Ведущий 1: Зина Портнова!

Ведущий 2:Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке.

Обучающийся 2: Зина Портнова - «Герой Советского Союза»,  ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.

Ведущий 1: Марат Казей!

Ведущий 2: Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.

Обучающийся 3: Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".

 А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Обучающийся 4:  Валя Котик. Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.

 Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Ведущий 1 : Имя Вити Черевичкина знакомо многим ростовчанам, и всем известно, что в городе есть парк и улица, названные в его честь. Там же, в парке, стоит и памятник юному герою. Так кто же этот мальчик и почему память о нем хранят ростовчане?

Обучающийся 5 : Виктор Черевичкин родился в городе  Ростове-на-Дону в рабочей семье. После окончания семилетней школы учился в  ремесленном училище № 2 и, как многие, занимался содержанием  голубей. После начала  Великой Отечественной войны, когда отец и старший брат ушли на фронт, Виктор с матерью и двумя младшими сёстрами остался в городе, который 20 ноября 1941 был захвачен наступающими частями  вермахта и войск СС.

Вопреки предписанию немецкого командования об уничтожении принадлежащих местному населению домашних голубей, подросток в течение недели скрывал имевшихся у него птиц. 28 ноября 1941 года немцы застали Виктора Черевичкина выпускающим нескольких голубей у здания, в котором размещался штаб, и обнаружили в сарае во дворе его дома голубятню. После допросов и пыток схваченного подростка обвинили в пособничестве Красной Армии, вывели в парк имени Фрунзе и расстреляли.
Тело Виктора Черевичкина было захоронено в одной из братских могил вместе с красноармейцами и жителями города, убитыми оккупантами. В период оборонительных боёв и повторной немецкой оккупации Ростова-на-Дону с лета 1942 по февраль 1943 года информация о точном месте захоронения была утрачена.

 Ведущий 2 : Олег Кошевой-Герой Советского Союза

Обучающийся 5 Великая Отечественная война началась, когда Олегу исполнилось шестнадцать. В июле, фашисты, захватили Краснодон, Кошевой с семьей не успел эвакуироваться, теперь, все ужасы фашистского беспредела, город ощутил в полной мере – аресты и расстрелы не повинных людей, отразились в душе Олега Кошевого, не страхом, а гневом.

В Краснодоне стали формироваться антифашистские подпольные организации, направленные на внутреннюю войну с немецкими оккупантами. Олег Кошевой, возглавил комсомольское движение «Молодая гвардия».Ими были уничтожены хлеба, приготовленные для отправки в Германию, собрано оружие, уничтожены десятки вражеских автомобилей, также организация занималась распространением листовок и осуществляла связь с другими группами.

11 января Олега Кошевого арестовала полиция. Молодой и непоколебимый, Олег Кошевой, несмотря на все изощренные пытки, не выдал своих товарищей, ни слова не сказал об организации. От пережито в тюремных стенах, у молодого парня поседели волосы, но он так и не назвал ни одного имени. Несмотря на адскую боль, он не предал Родину.Немцы расстреляли Олега Кошевого 9 февраля 1943 года, но память о нем будет вечной!

Ведущий 1:  Юные безусые герои!

 Юными остались вы навек.

 Перед вашим вдруг ожившим строем

 Мы стоим, не поднимая век.

 Боль в глазах сейчас тому причина,

 Благодарность вечная вам всем,

 Маленькие, стойкие мужчины,

 Девочки, достойные поэм.

Ведущий 2:  Сколько вас? Попробуй перечислить-

 Не сочтешь, а впрочем, все равно

 Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

 В каждой песне, мягком шуме листьев,

 Тихо постучавшихся в окно.

Ведущий 1: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

Ведущий 2: Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.

Ведущий 1: Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

Ведущий 2: Гитлеровцы, оккупировавшие тверской край, казнили и замучили 10 тысяч человек.5 тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как – то к детскому санаторию  подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю.

Ведущий 1: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!»

Ведущий 2: Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали в войну, расстались  с детством навечно.

Ведущий 1: В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то  немцы бросали живых детей в раскаленные печи.

 Фонограмма «Ах, война, что ты сделала…»

 (Б. Окуджава)

 Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.

Фонограмма « Никто не забыт»

 ( Ю. Чичкова. Ю. Разумовского)

 Стихи:

Обучающийся  1: По рассказам и книжкам я знаю войну,

 Что сиротами сделала многих детей.

 Что заставила плакать седых матерей.

 По рассказам и книжкам я знаю войну.

Обучающийся  2: По рассказам и книжкам я вижу войну.

 Вижу стены, разорванный бомбами дом.

 Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

 По рассказам и книжкам я вижу войну.

Обучающийся  3:  По рассказам и книжкам я слышу войну

 Слышу грохот орудий и раненых крик.

 Слышу вздох партизан, затихших на миг.

 По рассказам и книжкам я слышу войну.

Обучающийся  4: Я не знаю войны, да зачем она мне?

 Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

 Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

 Знали б лишь о прошедшей войне.

Ведущий 2:

 Да будет светлой жизнь детей!

 Как светлый мир в глазах открытых!

 О, не разрушь и не убей-

 Земле достаточно убитых!

На экране слова «Памяти павших будем достойны»

Ведущий 1: Знаем мы всех героев бесстрашных.

 Преклоняем колено пред памятью павших,

 И ложатся цветы на гранитные плиты…

 Да, никто не забыт, ничто не забыто.

Ведущий 2: Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!

 Вечную славу поет вам народ.

 Доблестно жившие, смерть сокрушившие,

 Память о вас никогда не умрет!

Ведущий 1: Минута молчания…

 Склонитесь, и молод, и стар.

 В честь тех, кто за счастье,

 Кто жизнь ради жизни отдал.

 Ведущий 2:  Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на  25 лет.

Обучающийся :

 Дети войны-

 И веет холодом,

 Дети войны-

 И пахнет голодом.

 Дети войны-

 И дыбом волосы-

 На челках детских

 Седые полосы.

 Земля омыта

 Слезами детскими

 Детьми советскими

 И не советскими.

 Их кровь алеет

 На плацах маками,

 Трава поникла-

 Где дети плакали.-

 Дети войны-

 И боль отчаянна!

 О, сколько надо им

 Минут молчания.

 Я не напрасно беспокоюсь,

 Чтоб не забылась та война:

 Ведь эта память – наша совесть,

 Она, как сила, нам нужна….(Ю,Воронов)

Учитель:    Классным поисковым командам  выдается задание:

 1. Среди своих родных и близких найти тружеников тыла, участников и ветеранов войны , которых смело можно назвать ребенком войны.

 2. Оформить боевой листок по событиям 1941-1945 годов и собранной информацией.

 3. Приготовить поздравление ветерану с 72-летием  Победы.

 4.Организовать выставку работ учащихся « Мы помним!» ( рисунки, поделки на военную тематику)

 5. Написать сочинение «Никто не забыт, ничто не забыто».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дети – герои Великой Отечественной Войны»

Слайд 2

Со школьного порога шагнувшие в войну

Слайд 3

Вступая в бой, святой и правый С отцам поравнялись дети Геройством, доблестью и славой... Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Слайд 4

Голиков Герой Советского Союза Леня

Слайд 5

Зина Портнова Герой Советского Союза

Слайд 6

Марат Казей Герой Советского Союза

Слайд 7

Валя Котик Герой Советского Союза

Слайд 8

Витя Черевичкин

Слайд 9

Фотография убитого Вити Черевичкина с голубем в руке , сделанная советским фотокорреспондентом М.В. Альпертом, фигурировала на Нюрнбеогском процессе в числе фотодокументов, изобличающих нацизм в совершении преступлений против человечности.

Слайд 10

Олег Кошевой Герой Советского Союза

Слайд 11

Великие дети войны Ованес Кохликян Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2 степени Аркадий Каманин Награжден орденом Красной Звезды Саша Колесников За годы войны получил два ордена И пять медалей

Слайд 12

Надя Богданова Награждена орденом Боевого Красного Знамени Миша Гаврилов пионер-герой Люся Герасименко пионер-герой Лида Вашкевич Награждена медалью «Партизану ВОВ 1 степени» Валя Зенкина награждена орденом Красной Звезды Костя Кравчук пионер-герой Боря Цариков Герой Советского Союза Саша Кондратьев пионер-герой

Слайд 13

Боря Кулешин Награжден орденом Красной Звезды Муся Пинкензон пионер-герой Шура Кобер Витя Хоменко Награждены Орденами Отечественной войны 1 степени Альберт Купша пионер-герой Маркс Кротов пионер-герой

Слайд 14

Нас босыми по снегу водили На допрос и пытку из тюрьмы... Все равно враги не победили! В этой битве Победили МЫ !

Слайд 15

Юные безусые герои Юными останутся навек, Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая век. Боль и гнев сейчас тому причиной, Благодарность вечная вам всем, Маленькие, стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества во 2 классе «Дети –герои Великой Отечественной войны»

Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины...

Урок мужества. Дети – герои Великой Отечественной войны.

Содействовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения: воспитание чувства гордости за народ, победивший в войне; уважительного отношения к ветеранам....

Урок по Кубановедению 3 класс "Имена героев Великой Отечественной войны"

Конспект урока посвящен биографии героя Великой Отечественной войны, легендарного защитника Брестской крепости  Петра Михайловича  Гаврилова, именнем которого названа одна из улиц города Кра...

Урок мужества. «Памяти павших будьте достойны!» Пионеры – герои Великой Отечественной войны.

Этот урок Мужества  рассказывает о ребятах,их сверстниках, в тяжелые военные годы, их преданность Родине, отвагу, взаимовыручку. Он воспитывает патриотические чувства учащихся на примерах му...

Урок мужества "Мы родом не из детства-из войны", посвящённый детям-героям Великой Отечественной войны.

Знакомство  учащихся с подвигами юных героев в годы ВОВ,  показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы....

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...