Внеклассное мероприятие "Памяти Януша Корчака посвящается"
классный час на тему

Это мероприятие посвящено памяти Доктору, педагогу, котырый всего себя посвятил детям. И погиб ради детей. Дети должны знать героев, помнить о них. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                  ОГОРОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Сценарий общешкольного мероприятия ко Дню Победы.

Устный журнал  «Памяти Януша Корчака посвящается…»

Разработка внеклассного мероприятия отмечена Дипломом 3 степени на Всероссийском конкурсе «Лучшая методическая разработка» (апрель, 2015 г.)

  Автор: Зубкова Юлия Владимировна, учитель начальных классов, МОУ Огоронская СОШ, Амурская область, Зейский район, п. Огорон.

Описание работы: данный материал предлагается для ознакомления обучающихся, педагогов, родителей с биографией великого педагога, врача, героя 20 века. Его жизнь, подвиг достойны  всеобщего признания и поклонения.

 В сценарии используются стихи из поэмы Александра Галича, посвящённые Янушу Корчаку, «Цикл молитв КАДИШ»; цитаты из личного дневника Доктора; воспоминание ученика и секретаря Игоря Неверли; слайды с фотографиями. 

 Задача - создать необходимый эмоциональный настрой, побудить детей к размышлению о долге, памяти, патриотизме;  способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; воспитывать патриотические чувства, историческую память,уважение к старшему поколению.

Цель: расширить представление детей о Великой Отечественной войне; формировать уважение к воинским святыням, воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения; побуждать к изучению истории Великой Отечественной, к сохранению воинских реликвий; воспитание гражданской позиции, развитие чувства патриотизма.

  Ведущий: Для кого-то война – подвиги, герои, стрельба. Для кого-то – горе,  потеря. Для кого-то – колонна детей, идущая на смерть со своим Доктором, который добровольно отправился с ними. Почему? Почему добровольно? А по-другому он просто не мог.

« Я существую не для того, чтобы меня любили и мною восхищались, а чтобы самому действовать и любить. Не долг окружающих мне помогать, а я сам обязан заботиться о мире и человеке».   

  1-ая страница: «Когда я снова стану маленьким!»

 ( Из предисловия к книге Януша Корчака): Ребёнок – тот же человек, что и взрослый, только маленький. Маленький – значит, ещё слабый, прежде всего нуждающийся в нашей помощи, заботе, поддержке, любви. Маленький – это не низкорослый, к которому надо нагибаться, чтобы снисходительно выслушать, о чём он там плачет. Чтобы понять ребёнка, чтобы любить ребёнка, чтобы дотянуться до его мудрости, до его чувств, до его глубинного понимания мира, взрослому приходится вставать на цыпочки».

  Имя Януша Корчака известно сегодня каждому. Писатель, врач, педагог, создатель варшавского Дома сирот и погибший вместе с ними в газовой камере в лагере смерти Треблинке.

  В 1878 году в Варшаве в семье Гольдшмидтов, ассимилировавшихся польских евреев родился мальчик, которого в честь деда назвали Хиршем. В отличие от многих других еврейских семей, Гольдшмидты не так сильно держались за национальные корни, поэтому родившийся мальчик получил ещё одно польское имя – Хенрик. Отец – известный адвокат, любящая мама, младшая сестрёнка, бабушка, обожающая внука. Именно бабушке он рассказывал свои мечты: когда он вырастет, он изменит этот мир., не будет голодных и нищих., он уничтожит деньги, чтобы не было бедных и богатых. Бабушка звала любимого внука маленьким философом.Когда Хенрику исполнилось одиннадцать лет, прежний мир рухнул: у отца обнаружилось психическое заболевание. В последствии он скончался, не выйдя из лечебницы для душевнобольных .  В дневнике мальчика появилась удивительная запись: «Как только я узнал о папиной смерти, меня охватило странное чувство. У меня ещё нет своих детей, но я их уже люблю». Своих детей у него так и никогда не будет. Пятнадцатилетний  Хенрик занялся платным репетиторством. У него проявился педагогический талант – к ученикам, которые были немногим младше его. Сказкой, разговором, он умел подать скучный школьный предмет так, будто ничего интереснее в мире не существует. Он поступил на медицинский факультет Варшавского университета., Днём учился, а по вечерам преподавал в кварталах бедноты: лечил, подкармливал, учил ребятишек. А вскоре  возник и Януш Корчак: в 1898 году Хенрик сочинил пьесу, «Каким путём?»  и послал её на конкурс в газету «Курьер Варшавский», подписавшись этим псевдонимом.

  Чтец:

Окликнет эхо давним прозвищем,

И ляжет снег покровом пряничным,

Когда я снова стану маленьким,

А мир опять большим и праздничным,

Когда я снова стану облаком,

Когда я снова стану зябликом,

Когда я снова стану маленьким,

И снег опять запахнет яблоком,

Меня снесут с крылечка, сонного,

И я проснусь от скрипа санного,

Когда я снова стану маленьким,

И мир чудес открою заново

Осени меня своим крылом

Город детства с тайными названиями,

Счастлив я, что и в беде и в праздновании

Был слугой твоим и королём.

Я старался сделать всё, что мог,

Не просил судьбу ни разу: высвободи!

И скажу на самой смертной исповеди,

Если есть на свете детский Бог:

Всё я, Боже, получил сполна,

Где, в которой расписаться ведомости?

Об одном прошу, спаси от ненависти,

Мне не причитается она.

  2-ая страница: «…Пахнет морем, тёплым и солёным,

                                Вечным морем и людской тщетой,

                                И горит на пламени зелёном

                                Клевер, клевер, клевер золотой…»

«Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его.

Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать.

Если сделал не нарочно, в будущем будет осторожнее.

Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его, подождать, пока не исправиться»    ( Кодекс Товарищеского суда Дома сирот )

  В 1910 году Хенрик Гольдшмидт принимает важнейшее решение – он прекращает медицинскую практику и становится директором вновь основанного «Дома сирот» для еврейских детей. Именно в этом заведении Хенрик Гольдшмидт, которого с этого времени большинство будут знать как Януш Корчак, планирует воплотить в жизнь свои педагогические идеи. Благодаря своей известности и популярности, Корчаку удалось привлечь помощь меценатов для строительства своего «дома». В 1912 году строительство было завершено. На чердаке, в небольшой комнатке поселился сам Корчак.

  Это был воистину родной дом для своих обитателей. Дом сирот был настоящей детской республикой-островком, со своей конституцией, со своим знаменем  зелёного цвета с жёлтым четырёхлистным клевером – символом надежды,  даже со своими праздниками: Праздник первого снега, Праздник самого длинного дня, со своим сводом законов и  даже судом. Корчак несколько раз сам подавал на себя в суд Детской Республики, «…когда необоснованно заподозрил девочку в краже. Когда, не сдержавшись, выставил расшалившегося мальчишку из спальни».  Корчак не кокетничал – для него это были серьёзные проступки.

  Он создал первую и единственную в мире детскую газету: ребята сами писали и редактировали, сами издавали и читали её. В Доме был почётным любой труд – и физический, и интеллектуальный. Главное – чтобы каждый оказался на своём месте, нашёл себя.

  Удивительна история одного мальчика – Шмуэля Гоголя. В доме был такой обычай: когда у ребёнка выпадал зуб, Доктор давал либо конфетку или монетку. Шмуэль попросил у него две губных гармошки. Пан Доктор так и сделал. Когда в гетто стало совсем голодно, Корчак тайно вывел малыша в город, где жила его бабушка. К сожалению, малыш не избежал концлагеря, он попал в Освенцим, но игра на губной гармошке спасла ему жизнь – его включили в лагерный оркестр. Шмуэль Гоголь выжил и в память об Учителе основал единственный в мире оркестр, в котором музыканты играли только на губных гармошках.

  Чтец:

Я много раз шептала Вам: люблю»

За всё добро, доказанное делом.

Примите же молитву Вы мою.

О, мысль о Вас, меня не раз согрела!

Вы знаете, мне каждая строка

Трудов святых и мудрых сочинений

До слёз и умиленья дорога.

А в сердце было столько размышлений!

Теперь бесценна память мне о Вас:

Ученье Ваше в сердце я слагала.

Беседовала с Вами я не раз:

Делилась, размышляла, вопрошала.

О Вас читала я, храня мечту.

Не любопытство мной владело, а стремленье

Отдать себя похожему труду.

Что б Ваше дело знало продолженье!

Проверив силы тела и души,

Я перед Вами слабою бывала.

Но как же трепетно душа дрожит!

Такую книгу я давно искала!

Что все слова, когда душа полна

Чувств благодарности, молитвы, пониманья?!

Вся Ваша жизнь как образец дана.

Пример Любви великой, состраданья!

Я целовала старые листы…

Бессмертную лобзая память Вашу.

Пусть прочитав с волнением труды

Я свою жизнь похожими украшу.

( посвящено педагогу-гуманисту Янушу Корчаку. Автор: Селезнёва Анна )

  3-я страница: «Исход».

1 сентября 1939 года Германия вторглась в Польшу -  началась Вторая Мировая война. Когда фашисты вошли в Варшаву, для Януша Корчака началась борьба за жизнь своих воспитанников. Для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта, а отбросами, подлежавшими уничтожению. Осенью 1940 года произошло переселение его маленьких воспитанников в Варшавское гетто. Бывшие ученики и воспитанники достали ему пропуск в город. Когда нигде в гетто не удавалось раздобыть пищу, Старый Доктор отправлялся в город. Если удавалось раздобыть хотя бы кусок мыла, кое-какое тряпьё – радости не было границ. Однажды он решил пожаловаться немецким властям на действие солдат, отобравших при въезде в гетто повозку с подгнившей картошкой. Разгневанные гитлеровцы припомнили ему и то, что он, в нарушение нацистского закона, не носил обязательную для всех евреев повязку со звездой Давида. Корчак оказался в тюрьме. Там он пробыл месяц, после чего его всё-таки отпустили в гетто, к его сиротам.

  Что такое Варшавское гетто? Это пятнадцать истощённых человек в одной комнате. Это 200 калорий в день на каждого. Это тиф, полное отсутствие лекарств. В цене была любая тряпочка – особенно в ту страшную ночь, когда ударили внезапные морозы и Корчаку разрешили забрать малюток из Дома подкидышей. Старый Доктор, воспитатели и кто постарше выносили на улицу трупики замёрзших детей, а тех кто ещё дышал, отогревали, отпаивали тёплой водой и несли… в Дом сирот, где самим нечего было есть. И всё-таки Дом, несмотря ни на что, жил! Шли занятия, более того приют Корчака ставил детские спектакли. Однако смерть приближалась – это ощущали все.

  Чтец:

«…Уходят из Варшавы поезда,

И скоро наш черёд, как ни крути,

Ну, что ж, гори, гори, моя звезда,

Моя шестиконечная звезда,

Гори на рукаве и на груди!...»

4-ая страница:  С детьми до конца.

  Немцы постепенно начали уничтожать обитателей Варшавского гетто. Один из учеников Доктора, его коллега и секретарь Игорь Неверли раздобыл для Корчака особый пропуск, разрешавший не просто покинуть гетто, но и уехать из осаждённой Польши. «Когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица, Корчак так взглянул на меня, что я съёжился», вспоминал Неверли.

  В конце июля 1942 года стало известно, что сироты из приюта Януша Корчака будут депортированы. Точного места назначения не называлось. Педагог сделал последнюю попытку спасти воспитанников – предложил на базе Дома сирот организовать фабрику по пошиву военной формы, тем самым доказывая, что дети могут быть полезны оккупантам.

6 августа 1942 года 192 ребёнка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были Януш Корчак и ещё девять взрослых - воспитателей.  Очевидцы рассказывают, что в отличии от обычных обитателей Варшавского гетто, обречённо сбившиеся в кучу, дети из Дома сирот вышли на привокзальную площадь стройной колонной, по три человека в ряд. Впереди мальчик-горнист и сам Старый Доктор с безногой девочкой Натей на руках. «Что это такое?» - удивлённо спросил комендант вокзала у подчинённых. «Это дом сирот Януша Корчака». Комендант задумался и вспомнил, где он уже слышал эту фамилию. Он подошёл к вагону и спросил у педагога: «Это вы написали книгу «Банкротство маленького Джека»? «Да»,- ответил Корчак. – «А это имеет какое-то отношение к эшелону?». «Нет,- ответил комендант, - Просто хорошая книга, читал в детстве.»  «Вы можете остаться, доктор», - добавил комендант. «А дети?» - спросил Корчак. «Детям придётся поехать». «Тогда и я поеду» - сказал доктор и захлопнул дверь вагона изнутри.

  Чтец:

Эшелон уходит ровно в полночь,

Паровоз-балбес пыхтит - Шалом! -

Вдоль перрона строем стала сволочь,

Сволочь провожает эшелон

Эшелон уходит ровно в полночь,

Эшелон уходит прямо в рай,

Как мечтает поскорее сволочь

Донести, что Польша -- "юдэнфрай".

"Юдэнфрай" Варшава, Познань, Краков,

Весь протекторат из края в край

В черной чертовне паучьих знаков,

Ныне и вовеки - "юдэнфрай"!

А на Умшлягплаце у вокзала

Гетто ждет устало - чей черед,

И гремит последняя осанна

Лаем полицая - "Дом сирот"!

Шевелит губами переводчик,

Глотка пересохла, грудь в тисках,

Но уже поднялся старый Корчак

С девочкою Натей на руках.

Знаменосец, козырек заломом,

Чубчик вьется, словно завитой,

И горит на знамени зеленом

Клевер, клевер, клевер золотой.

Два горниста поднимают трубы,

Знаменосец выпрямил древко,

Детские обветренные губы

Запевают гордо и легко:

Наш славный поход начинается просто,

От Старого Мяста до Гданьского моста,

И дальше, и с песней,

Построясь по росту,

К варшавским предместьям,

По Гданьскому мосту!

По Гданьскому мосту!

По улицам Гданьска, по улицам Гданьска

Шагают девчонки, Марыся и Баська,

А маленький Боля, а рыженький Боля

Застыл, потрясенный, у края прибоя,

У края прибоя..."

Пахнет морем, теплым и соленым,

Вечным морем и людской тщетой,

И горит на знамени зеленом

Клевер, клевер, клевер золотой!

Мы проходим по трое, рядами,

Сквозь кордон эсэсовских ворон...

Дальше начинается преданье,

Дальше мы выходим на перрон.

И бежит за мною переводчик,

Робко прикасается к плечу, -

"Вам разрешено остаться, Корчак", -

Если верить сказке, я молчу,

К поезду, к чугунному парому,

Я веду детей, как на урок,

Надо вдоль вагонов по перрону,

Вдоль, а мы шагаем поперек.

Рваными ботинками бряцая,

Мы идем не вдоль, а поперек,

И берут, смешавшись, полицаи

Кожаной рукой под козырек.

И стихает плач в аду вагонном,

И над всей прощальной маятой -

Пламенем на знамени зеленом -

Клевер, клевер, клевер золотой.

Может, в жизни было по-другому,

Только эта сказка вам не врет,

К своему последнему вагону,

К своему чистилищу-вагону,

К пахнущему хлоркою вагону

С песнею подходит "Дом сирот":

"По улицам Лодзи, по улицам Лодзи,

Шагают ужасно почтенные гости,

Шагают мальчишки, шагают девчонки,

И дуют в дуделки, и крутят трещотки...

И крутят трещотки!

Ведут нас дороги, и шляхи, и тракты,

В снега Закопане, где синие Татры,

На белой вершине - зеленое знамя,

И вся наша медная Польша под нами,

Вся Польша..."

  Януш Корчак, девять воспитателей и все дети из приюта приняли мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка.

  5-ая страница: «Я никому не желаю зла, не умею, не знаю, как это делается».

  На стенах одного из бараков концлагеря Треблинка остались детские рисунки. Больше ничего не сохранилось. Но это совсем не так. И Януш Корчак, и марш детей из Дома сирот к эшелону смерти всегда будут в памяти людей и всегда останутся в истории человечества.

  Организация Объединённых Наций объявила 1978 год, столетний юбилей великого педагога, Годом Януша Корчака. После войны, на чердаке Дома сирот нашли тетрадки с записями, которые вёл Януш Корчак в 1941-1942 годах. Ученик и секретарь Корчака Игорь Неверли, дал им название – «Последние странички дневника». На одной из первых страниц запись: «Я никому не желаю зла, не умею, не знаю, как это делается».

«Мы не даём вам Бога – ибо каждый должен сам найти Его в своей душе.

Мы не даём Родины, ибо её вы должны обрести трудом своего сердца и ума.

Не даём любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть труд, и каждый должен взять его на себя.

Мы даём вам одно: стремление к лучшей жизни. И, может быть, это стремление приведёт вас к Богу, Родине и Любви.                                                             Януш Корчак «Напутствие выпускникам».

Список литературы и Интернет-источников:

  1. Журнал «Оракула судьбы».  Спецвыпуск «Оракула» Москва 2007. ЛОГОС-МЕДИА
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Януш_Корчак
  3. www.aif.ru/society/history/938992
  4. www.abc-people.com/data/korczak/
  5. www.jkorczak-icct.com/?page=Korczak
  6. vp-ch.ru/yanush-korchak


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 заповедей Януша Корчака для родителей

Януш Корчак (1878 — 1942) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Педагогическая деятельность Корчака основана на формировании в детском коллективе и у отдельных воспи...

Десять заповедей для родителей от Януша Корчака.

Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.  Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он мож...

10 заповедей для родителей Януш Корчак

Выдержка из собраний сочинений Януша Корчака поможет родителям взглянуть на ребенка другими глазами....

Презентация." Десять заповедей Януша Корчака для родителей"

Данную презентацию можно использовать для проведения родительского собрания в начальной школе по теме: "Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка"...

10 заповедей Януша Корчака для родителей.

Януш Корчак - выдающийся польский педагог, писатель, врач, общественный деятель....

Януш Корчак и его книга "Как любить детей?"

Статья - размышление о педагогическом наследии великого педагога-гуманиста Я.Корчака....

Памятка для родителей Януш Корчак Монолог ребёнка

Памятка для родителейЯнуш КорчакМонолог ребёнка 1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.2. Не ...