Особенности игр с аутичным ребенком.
консультация на тему

Зачем детям с аутизмом нужно научиться играть? Почему так важно обучить их играм?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности игры с аутичным ребенком.

Зачем детям с аутизмом нужно научиться играть? Почему так важно обучить их играм? Чтобы они были как все? В первую очередь, отсутствие игровых навыков может ограничить развитие ребенка. Дети с аутизмом, имеющие социальные и аффективные нарушения, объединенные с когнитивными нарушениями не получают социальные, эмоциональные и культурные впечатления, которые являются основами игровых навыков. Так для чего же необходимо научить играть аутичных детей? Первая причина относится как к «потенциалу развития», так и к развитию других навыков, особенно тех, которые касаются социального взаимодействия и коммуникации. Во-вторых, целью обучения игровым навыкам является так называемая «замена» нежелательного поведения  - желаемым.

Здесь необходимо поговорить о том, как создать необходимую благоприятную обстановку для игры, как заинтересовать его:

  1. Занимайтесь с ребенком, когда он бодр и энергичен, не устал, не голоден, когда у вас есть время, энергия и энтузиазм для занятий. Выберите время, когда вас не отвлекают посторонние дела и маловероятно, что вам помешают.
  2. Начиная занятия, очистите стол или пол от ненужных игрушек и посторонних предметов. Положите перед ребенком только те игрушки, которые нужны вам. Закончив игру, не оставляйте игрушки перед глазами у ребенка: уберите их в коробку или в сумку, чтобы ребенок их не видел. В таком случае ему будет легче перейти от предыдущей игры к следующей.
  3. Во время занятий или разговора с ребенком всегда садитесь напротив него, чтобы он мог без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия.
  4. Начиная обучение новому навыку, вначале используйте простые и легкие задания, а затем постепенно повышайте уровень их сложности. Например, если хотите научить ребенка складывать пазл, начните с картинки из двух-трех элементов; роскошное панно из 2000 мелких деталей пусть подождет своего часа на полке. Если ребенок учится нанизывать бусины на нитку, начинайте не с мелких бусинок и тоненькой ниточки, а крупных массивных бусин и прочного толстого шнурка.

Игра «Я — шпион»: опишите какой-нибудь предмет максимально подробно, а затем попросите ребенка указать на него в комнате. В случае, если ребенок демонстрирует боле серьезные трудности с обработкой информации, можно описать один из двух объектов и попросить ребенка выбрать описанный среди них.

Игра «Угадай-ка». Попросите ребенка закрыть глаза и дайте ему в руки простой предмет или игрушку, например, кубик или чашку. Предложите ему пощупать предмет и описать его вам (если ребенок вербален). Если ребенок невербален, попросите его показать картинку с изображением этого предмета. Эта игра помогает детям использовать другие чувства, кроме зрения, а также получать знания об окружающем мире.

  1. Игры с водой. Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только купаясь, но при любой возможности: сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и посмотреть, что получится; заглянуть в лужу на асфальте и попробовать разглядеть в ней свое отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и наблюдать, как расходятся по воде круги...

    Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Поэтому полезно посещать бассейн: ребенок не только учится плавать, закаляет здоровье, но и может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

  1. Игры с крупами. Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.

- Прячем ручки! Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: "Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?"

Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.

Игра «Найди такую же коробочку».

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, - пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.

Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

  1. Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр.

Во время проведения игр возможно возникновение различных затруднений. Приведенные ниже рекомендации помогут избежать или сгладить наиболее часто повторяющиеся трудности.

- Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком, "введите" в игру любимую игрушку. Поначалу не стоит ждать от ребенка активности, радуйтесь любому, даже самому минимальному, участию в игре. Может случиться и так, что ребенок станет воспроизводить игровые действия вне занятия. Или однажды попросит педагога повторить действие. К примеру, ребенок, который вроде бы не обращал внимания на пение педагога, вдруг начинает петь песенки самостоятельно. Такое поведение аутичного ребенка можно объяснить особенностями его психического развития: по внешним проявлениям далеко не всегда удается понять, что он усвоил, а что нет.
-
Помните, что ребенка могут испугать те новые яркие впечатления, которые вы ему предлагаете. Поскольку невозможно предположить заранее, какое впечатление произведет на ребенка данный сенсорный эффект, следует соблюдать осторожность - предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
- Понравившаяся ребенку игра потребует
повторений. Не противьтесь его просьбам повторить игровые действия вновь и вновь - ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.
- Учитывайте, что произвольное внимание ребенка кратковременно и неустойчиво. Поэтому, если в игре уже появилась сюжетная линия,
не осложняйте сюжет. Пусть поначалу игровые действия будут свернуты - например, на "грядку" "посажены" всего два "помидорчика", а кукольный "обед" длится всего пару минут. Главная задача на данном этапе - с помощью эмоционального комментария сохранить логическую структуру игры, завершить игровое действие и подвести итог.
- Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая при этом вам в лицо в ожидании реакции. Это могут быть фразы-штампы из рекламных роликов или придуманные им самим слова. Улыбнитесь в ответ и
повторите то, что сказал ребенок (с соблюдением интонации). Такая форма общения - своеобразная "перекличка" - даст ребенку подтверждение того, что вы его понимаете, вызовет большое доверие к вам.

Самое главное, играйте с ребенком в те игры, которые ему нравятся, занимайтесь тем, что он хочет. Повторяйте его действия. Войдите в его мир, постарайтесь понять, к чему он стремится, и уважайте его желания. Если во время занятий ребенок вдруг начинает делать что-то необычное, не обрывайте его: подождите и посмотрите, что будет дальше. Старайтесь чувствовать настроение и эмоции ребенка. Не стремитесь непременно втиснуть ребенка в мир своих понятий и ожиданий: старайтесь смотреть на мир его глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с безречевым аутичным ребенком."Посуда,мебель".

Для детей с нарушением аутистического спектра....

Формирование учебного поведения аутичного ребенка.

Формирование учебного поведения аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, по развитию его способности к контакту. Организация комфортной ситуации общения, чтобы он...

Коррекционная работа с аутичным ребенком

Коррекционная работа с аутичным ребенком...

Работа с родителями аутичного ребенка

Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагно...

Аутичный ребенок. Особенности организации психологической деятельности

В статье представлены этапы работы с аутичными детьми...

Особенности работы с аутичными детьми в школе.

Свое выступление хотелось бы начать с цитаты  известного  аутиста  Джима  Синклера: «Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас ", так п...