Статья "Системно-деятельностный подход к работе с обучающимися в ГПД в период перехода на ФГОС НОО"
статья на тему

Статья посвящена работе воспитателей групп продлённого дня в период перехода на ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_gpd_.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 53

Системно-деятельностный подход

к работе с обучающимися

в группах продлённого дня

в период перехода на ФГОС

                                                                                   

                                                                                      Выполнила Л.В.Беленко,

учитель начальных классов,

куратор начальных классов

г. Нижний Новгород

Основной целью образовательной деятельности, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте, является воспитание всесторонне развитой личности, способной к адаптации в быстро меняющейся социальной среде. В связи с этим и учитель, и воспитатель призван вовлекать учащихся в социальную деятельность и способствовать формированию и развитию таких важных качеств, как толерантность, инициативность, активная жизненная позиция, моделировать в игровых формах различные жизненные ситуации,  давая возможность детям накопить различный позитивный жизненный опыт.

Воспитатели групп продлённого дня определяют объём, последовательность и разнообразие форм занятий во внеурочное время, планируют работу всех направлений, реализующих комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся, посещающих группу продлённого дня. Это процесс моделирования воспитывающей среды групп продлённого дня как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребёнка и способствующих его личностному росту.

Используя ресурсы гимназии, воспитатели  создали модель организации жизнедеятельности  ГПД. Целью работы ГПД гимназии является создание необходимых условий для развития воспитанников. Основой модели являются 5 направлений деятельности:

Воспитатели групп продлённого дня

создают условия:

  • для личностного развития детей,
  • для реализации основных форм деятельности учащихся в группах продлённого дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной,
  • для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру,

- осуществляют системно-деятельный подход к воспитанию, учитывая разные виды деятельности:

  • познавательную,
  • ценностно-ориентировочную,
  • спортивно-оздоровительную,
  • художественно-творческую,
  • коммуникативную,
  • игровую,
  • трудовую;

- оказывают поддержку ребёнку в решении проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей.

        Системообразующим  фактором модели организации жизнедеятельности  ГПД является взаимодействие. Чем шире воспитывающее пространство, чем больше круг взаимодействия, тем эффективнее срабатывает система, которая способна решать задачи, поставленные Стандартом.

        На группу продлённого дня возложена важная задача, которая позволяет правильно организовывать свободное время младших школьников, сделать их досуг организованным и содержательным. Воспитатели в совершенстве владеют методикой занятий с детьми. Стремятся привить каждому ребёнку любовь к познанию, умению самостоятельно мыслить и преодолевать трудности, развивать чувство ответственности. Терпеливо и настойчиво учат детей справедливости, доброте, пониманию прекрасного, дают почувствовать ребятам радость своего движения вперёд, удовлетворение от успешно выполненной работы, от хорошего поступка. В совершенстве знают психологические особенности младшего школьника, возрастные особенности каждого периода. Это позволяет точно дозировать нагрузки и отдых, верно найти для любой ситуации тон общения, доходчивые формы изложения. Труд воспитателя – это бесконечный творческий процесс, совершенствование профессионального мастерства педагога. При этих условиях ребёнку всегда интересно посещать группу.

        Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь каждого ребёнка. Мониторинговые исследования психологов  гимназии уровня адаптации первоклассников  показали, что психосоциальная адаптация проходит по-разному у детей.

60 % обучающихся адаптируются в течение первых двух месяцев обучения.

30 % - до конца I полугодия.

10 % - к концу года.

        Насколько хорошо ребенок сумеет адаптироваться к обучению и воспитанию в гимназии зависит:

  • от психологической готовности ребёнка к школе,
  • от состояния его здоровья, от уровня физиологического развития,
  • от уровня развития способности ребёнка к взаимодействию с другими детьми и взрослыми.

        Для успешного обучения и воспитания ребёнок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, возможностях и способностях. Воспитатели групп продлённого дня гимназии, учитывая психолого-возрастные особенности ребёнка 6,5-7 лет, выделяют присущие этим особенностям формы деятельности. По словам исследователя нашей отечественной психологии детского психолога Д.Б Эльконина, ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра, соответственно обучение и воспитание должно войти в начальную школу через ворота детской игры. В новых ФГОС игру отмечают как мощное воспитательное средство, так как она позволяет педагогу-воспитателю совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения, в котором ребёнок  самореализуется, творчески развивается.

        Воспитатели нашей гимназии, руководствуясь исследованиями отечественных психологов в сфере игровой деятельности и материалами Стандарта, создали свою систему игр, способствующих успешной адаптации первоклассников к обучению в гимназии и формированию универсальных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных).

        Игры направлены на решение следующих задач:

1)  развивать у детей:

навыки общения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами;

когнитивные умения и способности, необходимые для успешного обучения в школе;

мышление, воображение, фантазию, мотивационную среду;

2) формировать у учащихся внутреннюю позицию школьника, устойчивую      самооценку;

3) оказывать помощь в усвоении школьных правил;

4) снизить (а по возможности убрать)  уровень школьной тревожности.

      С целью всестороннего физического развития детей, укрепления их здоровья, воспитания сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни, систематического спортивного просвещения в группах продлённого дня гимназии воспитатели проводят спортивный час. Он может быть очень разнообразным (по наполнению упражнений, по их количеству, по смене упражнений и т.д.),  но обязательно доступным возрастным особенностям и возможностям младших школьников. К доступным можно отнести следующие виды упражнений (могут быть разными по назначению):

  • ходьба;
  • бег;
  • прыжки;
  • бросание и метание мяча;
  • лазанье;
  • висы и упоры;
  • упражнения в равновесии;
  • подвижные игры;
  • эстафеты;
  • спортивные развлечения.

        Спортивный час имеет свою структуру (3 части):

1часть - подготовительная часть (10-15 мин - оргмомент,  построение, ходьба);

2 часть - основная часть (30- 40 мин – активный отдых);

3 часть - заключительная часть (5-7 мин – общее построение, спокойные задания).

        Спортивный час (в форме эстафет, соревнований, подвижных игр) оказывает положительное воздействие на формирование устойчивых форм коллективного поведения, на положительные эмоциональные переживания. Среди разнообразия чувств особое значение приобретают чувства, побуждающие детей к активной деятельности и преодолению трудностей. Младшие школьники осознают, что личный успех и общая победа зависит от умелых действий товарищей, от взаимопомощи, убеждаются в силе коллективизма, в необходимости согласовывать свои действия с действиями своих товарищей

        Спортивно-оздоровительная деятельность не ограничивается проведением спортивного часа. Воспитатели ГПД проводят беседы об истории отечественной физкультуры и спорта, о достижениях в спорте, спортивных  рекордах, знаменитых спортсменах России и мира, о Гимне России,  формируют гигиенические навыки, учат контролировать пульс после занятий с целью устранения перегрузки. Всё это позволяет воспитателям духовно-нравственно развивать детей. Ребята учатся идентифицировать себя с Россией, народами России, российской культурой.

        В Стандарте обозначена необходимость подготовки подрастающего поколения, владеющего технологической культурой, готового к преобразованию деятельности и имеющего необходимые для этого научные знания. При соответствующем содержательном и методическом наполнении занятия технологического (трудового) направления становятся опорными для формирования универсальных учебных действий.

        Кружок «Умные руки» охватывает такие разделы как изо, художественный труд, детский дизайн.

 Цель работы кружка –

  • создание условий для максимально эффективного целостного развития личности ребёнка,
  • совершенствование УУД, полученных на уроках технологии,
  • повышение мастерства и развитие творческих способностей детей.

На занятиях кружка «Умные руки»:

  • формируется художественный вкус,
  • прививается интерес к культуре русского народа,
  • воспитывается творческая активность.
  • работа в кружке положительно сказывается на формировании взаимоотношений между детьми, они учатся помогать друг другу, учатся сотрудничать, дарить подарки, сделанные своими руками.

        Личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, установка на активизацию его опыта помогают в раскрытии творческого потенциала. В совместной творческой деятельности нет слабых и сильных, умелых и неумелых, талантов и бесталанных – все в едином устремлении увлечены процессом творчества: рисуют, лепят, играют, помогают,  утешают. Радуют глаз  нитяные куклы, «лесные полянки», забавные снеговики,  выполненные в различной технике.

        Проблема пожаров остро стоит в мире, нашей стране, в том числе и в Нижегородской области. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно как можно раньше начинать ею заниматься. Необходимо изменить  отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования нравственных основ. Для того,  чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа по формированию культуры  пожаробезопасного    поведения.

        Деятельность кружка «Школа безопасности» формирует у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Ребята на занятиях в игровой форме знакомятся   с историей возникновения огня, определяют, в каких случаях огонь-друг, а в каких – враг, знакомятся с правилами пожарной безопасности, учатся доступным действиям по тушению очага возгорания и правилам поведения при пожаре. Воспитатели в процессе занятий прививают чувство осторожности и самосохранения, взаимопомощи, учат быть благодарными людям и службам, которые помогают при пожаре. На занятиях  звучат художественные произведения, посвящённые  проблеме пожаров. (С.В. Михалков «Дядя Стёпа» и др.) Дети знакомятся с «огненными пословицами». Посредством кружка «Школа безопасности» осуществляется работа по духовно-нравственному направлению и социальному творчеству.

        Особая организационная форма работы младших школьников в режиме ГПД - самоподготовка. Это педагогически управляемая  самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Самоподготовка органически связана с уроками:

  • образовательными,
  • развивающими,
  • воспитательными целями,
  • содержанием, элементами методики умственного труда.

        Воспитатели ГПД гимназии  во время самоподготовки прививают учащимся навыки самообразовательной работы, самовоспитания, формируют положительное отношение к учёбе, учитывая возраст детей, их возможности, нормы затраты времени в соответствии с Сан ПиН-ами. Они выделяют ведущей функцией самоподготовки воспитательную функцию, т.к. самоподготовка – это не урок, она несёт в себе активное воспитательное начало. В процессе самоподготовки воспитываются устойчивые мотивы учебной деятельности, прививается культура умственного труда,  навыки самоорганизации и самоконтроля, формируются и развиваются такие значимые качества личности, как воля, терпение, аккуратность, честность, трудолюбие,  ответственность, самостоятельность, любознательность, взаимопомощь и др.

        Группы продлённого дня гимназии осуществляют системно-деятельностный подход к работе с воспитанниками, обеспечивают единство всех направлений внеурочной деятельности, способствует укреплению  здоровья детей, раскрывает и развивает индивидуальные способности, творческий потенциал младших школьников.

         Гимназия создаёт такие условия, при которых дети не потеряют интереса ни к социальной, ни к образовательной, ни к  спортивно-оздоровительной, ни к духовно-нравственной, ни к общекультурной  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС

Описание системы работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС...

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.

Реализация системно-деятельностного подхода в УМК "Перспективная начальная школа"....

Обобщение опыта по теме: «Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в начальных классах условиях перехода на ФГОС ».

Целью обобщения опыта является  формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение ...

Индивидуальный подход при работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.

     Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как школьники с интеллектуальной недостаточностью в силу неоднородности дефекта имеют разные учебны...

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии. Использование стандартов ФГОС на занятиях

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различные функциональные расстройства коррелируют ...

«Лэпбук» как инновационный подход в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Об использовании на уроках чтения в старших классах интересной формы работы - технологии создания «лэпбука», представленный в психолого-педагогических публикациях в качестве образовательно...