Росинские педчтения. "Воспитание в семье"
опыты и эксперименты на тему

Сахно Елена Викторовна

Воспитание ребенка в большей части происходит в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossinskiy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изначально в России основа-семья,

И от века Россию семья поднимала:

Наши предки, традиции, наша земля-

Все семья берегла, сохраняла.

Прошло более двадцати лет с того момента, когда я переступила порог школы и вошла в свой первый класс. В моей работе было много тем для обсуждения с родителями. Однако тема «Воспитание в семье» является наиболее значимой и важной. Разрушение привычного мира за последние двадцать лет привело к тому, что наши дети больны – больны духовно. Как вы помните, «Анна Каренина» начинается с афоризма: «Все счастливые  семьи похожи друг на друга; каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Так можно сказать и про детей: все хорошие, послушные дети хороши одинаково, но каждый трудный ребенок труден по-своему. И действительно, один упрям, другой ленив, третий груб, четвёртый застенчив... Вот только вопросы одни и те же, жалуясь, задают мамы и папы на родительских собраниях: « И почему он такой? Не знаем. Что с  ним делать?»

Вроде бы очевидно: если ребенок ленивый – надо его сделать трудолюбивым. Если упрямый – сговорчивым. Если жадный – добрым. Одним словом, плохого сделать хорошим. Итак, цель ясна. Правда, непонятно, как её достичь … Трудно с ними, с этими трудными детьми. Уговариваем - не слушаются, повышаем голос – не реагируют, накричим – расплачутся … ну, а физические наказания – это не приведи Господь, это непедагогично! Ну что с ним делать? И приходится мне отвечать: «А с Вами что делать - мрачными, раздражительными, усталыми, безразличными, всегда спешащими и ВСЕГДА занятыми?» Дети, выражаясь языком математики, производная. Производная от Вас, потому что на свет их произвели Вы. Ведь тон отношений в семье все-таки задаете Вы родители. И даже если ребенок тиран, а его родители - покорные рабы, это Вы позволили, Вы допустили такую расстановку сил! Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что Вы туда бросаете! Для ребенка семья- это первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, первый образец для подражания. Об этом говорят работы, анкеты, сочинения моих учеников.

        На собраниях я часто прошу родителей заполнить специальные анкеты. В этих анкетах, в частности, есть вопрос: «Часто ли вы говорите ребенку, что он красавец, богатырь, талант и т.д.?»  Я сначала удивлялась, а теперь уже привыкла, что на этот вопрос отвечают, как правило, отрицательно или полу отрицательно, например: «Нет, не часто». «Хвалим, но в меру». «Хвалим только за дело». Интересно, что на следующий мой вопрос: «Как ребенок на это реагирует?» - почти неизменно звучит следующий ответ: «Очень любит. Радуется. Счастлив, когда его хвалят».  То есть, получается, что родители знают, видят, как ребенок жаждет похвалы, но удовлетворить эту жажду не торопятся. Почему?

- Ну, как же?! – отвечают родители. – Захвалишь – он нос задерет.

Но я думаю, что человеку очень полезно «выдавать лавры в кредит». Это все равно, как машину сначала надо хорошенько заправить бензином, а потом пускать в путь. Слово обладает магической силой. Оно творит чудеса. Общеизвестен пример: загипнотизированному человеку говорят, что дотронуться сейчас до его спины раскаленным железом, а дотрагиваются пальцем –  и на его коже выскакивает волдырь, как от сильного ожога. Влияние родителей на ребенка вполне сопоставимо с властью гипнотизёра.

Маша Д. «При солнышке тепло, при матери - добро»- гласит народная мудрость. Моя мама лучше всех на свете. Иногда я огорчаю ее, но она мне все прощает. Она очень верит в меня, а для меня это самое главное.

Беседуя с детьми, я многократно убеждалась в том, что мир ребенка – это вы, его родители, его семья. Поэтому, когда вы перестаете с ним разговаривать, то ощущение у него будет такое: что от него отвернулся весь мир.

Петя И. Я думаю, что детям, которые живут без семьи, очень плохо и одиноко. Ведь это опора, с которой нестрашно ничего. Кто прочитает сказку, кто подарит интересную игру, кто поможет помириться с другом и просто пожалеет?

Кстати,  любопытная особенность: почему-то очень часто родители проявляют бескомпромиссность в мелочах, но бывают весьма лояльны к нарушению основных принципов. А  такие принципы, конечно же, есть. Не убивать, не красть, почитать родителей, не поклоняться кумирам... Эти принципы называются заповедями, и их вообще то не очень много: десять. Заповедь есть жестокий запрет, табу, и она не требует разъяснений. Например, очень трудно объяснить ребенку, почему нехорошо воровать (тем более, когда воровство теперь могут называть бизнесом, свободным предпринимательством, менеджментом и т.д.). У ребенка нет денег, а у взрослых – целая куча! Что плохого, если он возьмет совсем чуть-чуть, на мороженое? Попробуйте объяснить – и вы рано или поздно придете к раздражительному ответу: нельзя, потому что нельзя! Или: так принято!И – удивительное дело: дети это прекрасно понимают!

Владик Е.Мне очень хочется, чтобы мама больше времени проводила со мной. Но я знаю, что это невозможно, ведь взрослые должны работать, а дети – учиться. А надо, значит, надо! Так говорит моя мама, а я ей верю!

Я очень часто слышу жалобы родителей на то, что ребенок требует к себе постоянного внимания, и они ничего не успевают сделать дома. Эта тема мне близка, потому что у меня есть дочь. Сидишь за письменным столом, пытаешься сосредоточиться, а ребенок, как на грех, хочет поиграть. И не один, а с мамой. Можно его, конечно, прогнать в другую комнату. Можно отложить свои дела, но тогда на завтра повторится та же история. Как же сделать, чтобы и волки были сыты, и овцы целы? Очень полезно не бросаться со всех ног выполнять просьбу ребенка, а просить его немного подождать, обозначив границы этого ожидания. Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Данил Т. У нас с мамой много тайн. Мы очень любим вместе лепить пельмени. У мамы они получаются маленькие, а у меня почему-то большие и неуклюжие. Но папе нравятся мои пельмешки. Он их ест и нахваливает. Вот так и живем. Назарик уже изрисовал все обои, мамочка довязывает шапочку для брата, папуля чинит мою игру, а я пишу сочинение о своей дружной семье. Приходите к нам в гости, попробуете моих пельмешков. Ведь они добрым словом заговоренные. Многие дети в своих работах говорили о том, что очень хотят иметь братика или сестричку. Детям, растущим в многодетных семьях, труднее вырасти эгоистами. Опекая младших, они учатся самостоятельности, обретают уверенность в своих силах. А, имея рядом старшего брата или сестру, ребенок чувствует себя более защищенным человеком.

Руслан У. Моя семья состоит из мамы, папы, бабушки, брата и маленькой сестренки. Мама незаменимая частичка моей жизни. Папа сильный, смелый, веселый. Бабуля теплая, домашняя, ласковая. Я ей часто помогаю. Особенно я люблю ее за вкусные пироги. Старший брат надежный человек, он моя опора! Я люблю возиться с сестренкой, гулять с ней, если надо, забирать из садика. Я обожаю свою сестру, она, как редкий алмаз, украшает всю нашу семью.

Ребенок  чрезвычайно подражателен. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет их ребенок. Любовь к Родине, как всякая настоящая любовь, окрашена отнюдь не в одни розовые тона. В России как нигде принято ругать свою страну, выяснять с ней отношения, предъявлять к ней претензии, обижаться, вплоть до полного разрыва,- короче говоря, общаться, как с живым, близким человеком. И не просто с близким человеком, а с самым близким – с матерью. Дети слышат, что и как говорят родители в адрес своей страны, отдельных национальностей, и как губка впитывают эти суждения. Вскоре мнение взрослых станет их мнением, и изменить его не так-то просто, а порой просто невозможно. И от родителей зависит, будет ли их ребенок беречь и любить то, что имеет, свой дом, свою семью, свою страну, свою историю.

Дима В.У моей бабушки есть поминальная книга, в которой записаны  все имена наших родных. От бабушки я узнал, что душа человека живет вечно. С горящей свечой в храме мы молились вместе с батюшкой за всех погибших. Когда мы с мамой вышивали на платочке имя моего прадеда Самарского Виктора Федоровича, я узнал, как он прошел всю войну, был ранен, дошел до Берлина, был награжден за храбрость и отвагу. Я горжусь своим прадедом и хочу, чтобы все уважительно относились к старшим. Пусть будет мир на всей земле. Семья для меня - это защита, любовь и история, которую мы пишем день за днем.

Давая ребенку понять, что значит «дом», родители  обращают его внимание на всякие подробности, которые милы сердцу. Тут и природа, и обычаи, и стихи, и песни. Невозможно вырастить нормального человека, если не предлагать ему в период его формирования возвышенно-романтические, героические идеалы. Ребенок и без них узнает, в каком банке лучше хранить деньги. Задача родителей состоит в другом. Пусть ребенок узнает о радости «бесполезной» дружбы и бескорыстной помощи, о вечной любви, о работе не только ради денег, о том, что не все и не всех можно купить,  еще о том, что «в жизни всегда есть место подвигу».

Никита Г.Мои мама и папа – пограничники. Они защищают нашу Родину. Служба у них тяжелая и ответственная. Даже в мирное время люди совершают подвиги. Я хочу быть похожим на своего папу. Он сильный, мужественный, мы с мамой за ним, как за каменной стеной.

Не только на экране, но и в жизни бывают обстоятельства, с которыми совершенно не обязательно знакомить ребенка детально. Он еще успеет, повзрослев, столкнуться с ними «нос к носу», но к тому времени он успеет  повзрослеть и окрепнуть душевно. В первую очередь это касается смерти близких людей. Ну и, конечно, надо посмотреть на самих себя. Если у вас в семье часто происходят шумные «разборки», требовать от ребенка вежливости бессмысленно. Помните? «Неча на зеркало  пенять …» Ваш ребенок – это во многом, в том числе и в стереотипах общения, ваше зеркало. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его. Очень эффективно прошли родительские собрания с приглашением школьного психолога, представителей казачества города, статного священника собора Александра Невского протоиерея Димитрия Мерцева, настоятеля Святоникольского храма протоиерея отца Василия. Приведу отзывы родителей об этих собраниях.

Ермолаева Ю. В.Отрадно, что сегодня в нашей стране, в нашем обществе всёрьёз заговорили о неоценимой важности духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Мы родители 3 «А» , хотели бы выразить огромную благодарность нашему учителю за встречу со священнослужителем. Этот человек стал для многих из нас олицетворением мудрости. Простым и понятным языком он объяснял, казалось бы, очень сложные вещи. В наш стремительный век, когда времени ни на что не хватает или может, мы внушили себе, что не хватает, какими же важными становятся такие встречи! Они заставляют, остановиться, оглядеться, задуматься, что и для чего мы делаем, куда и зачем идём! Очень бы хотелось верить, что эти встречи примут характер постоянного общения.

Мацегор С. А. На родительском собрании в школе, перед родителями выступил с лекцией протоиерей отец Димитрий. Взаимоотношение между собой подростки строят, копируя наше поведение, наше отношение к окружающим людям, миру. Мы стали агрессивны, слишком заняты собой, работаем, чтобы обеспечить семью, и мало уделяем внимания своим детям. А нужно научиться нам, родителям, общаться, выслушивать, понимать наших детей, прививать им  моральные ценности, если мы хотим видеть наших детей терпимыми друг к другу, сопереживающими чужим бедам и болям, дарящим окружающим радость, поддержку и любовь. Думаю, целесообразно проводить в школе урок Православной культуры для родителей и детей, потому что живое общение с представителями церкви меняет внутренний мир человека.

Вейлерт А.В. На родительском собрании , была затронута тема «Воспитание ребёнка в семье». Каждый из нас изо дня в день сталкивается с проблемами воспитания, но в силу своей повседневной занятости, отнекивается, читая в СМИ, слушая новости о поступках сверстников, думая «Слава Богу, это не мой ребёнок, а мой так не поступит!..». И перекладывает груз ответственности на школу, педагогов, а времени разобраться - часто нет. К нам в школу был приглашён протоиерей Василий, настоятель храма Св. Николая. Отрадно было слышать, что и Православная церковь немало времени уделяет проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи. Прозвучали цитаты из жизни Святых подвижников, выдержки из Священного писания «Притча о блудном сыне». Понимаешь, что время упущено много, ведь чаще используешь любовь как «откуп», хочешь в ребенке реализовать свои невоплощённые мечты, дабы он стал более успешным. Все вместе: чуткие педагоги, родители с Божьим благословением сможем воспитать наших детей духовно- нравственными личностями. Низкий поклон нашим дорогим учителям и наставникам. Думаю, что занятия по религиозному воспитанию только укрепят у детей истины: любовь, уважение, созидание.

Я думаю, что решения затронутых проблем лежат в русле православной педагогики, поскольку традиционные установки и ценности, которыми я, беседуя с родителями, аппелирую, - это установки и ценности православной культуры. Что, впрочем, вполне естественно: иной культуры у России не было, да и быть не может. Если, конечно, она хочет остаться Россией... 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...

Творческая викторина "Семья, с семьей, о семье"

День семьи позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была бы пустой и безрадостной.Семья нужна каждому человеку, з...