Главные вкладки

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
    статья на тему

    Анисимова Лариса Константиновна

    Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для его нормального развития. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tezisy.doc115 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анисимова Лариса Константиновна

    МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»

    Организация исследовательской деятельности над созданием проекта

    Книга о семье «Семью сесь»

    Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для его нормального развития.  В младшем школьном детстве активно формируется чувство ответственности перед памятью своих предков. Причем стремление «не огорчить маму, папу» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания. А родителям изучение прошлого может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у их детей, по какому пути лучше их направить.

    В семье осуществляется воспитание личности. От того, как семья относится к своей истории, к своим традициям, к своим предкам, во многом зависит результат этого воспитания. Поддерживать интерес людей к своей родословной очень важно. Изучать свою родословную надо, чтобы с уверенностью смотреть в будущее. Исследование истории своей семьи способствует духовному росту личности, укреплению семьи и самосознания нации в целом. Кроме того, генеалогические исследования - это еще и крайне увлекательный процесс. Можно утверждать, что составление родословной, в конце концов, должно стать не только обязанностью, но и естественной потребностью каждого человека, которая, прежде всего, будет основываться на важнейшей составляющей воспитания личности – уважении предков. Ибо, как справедливо заметил в своё время ещё великий А. С. Пушкин, «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

    В настоящее время мало кто изучил историю своего рода. Самое важное - начать её создавать, собирать по малым крупицам, что бы восстановить преемственность поколений. Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род - это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Он наследник, он - продолжение рода.

    Поэтому мы с учащимися решили создать проект по созданию книги о семье, которая была названа   «Семью семь»

    Цели проекта:

    1. Формирование у учащихся интереса к истории своего народа, через изучение родовых корней своей семьи; воспитание национальной гордости и любви к своему народу.
    2. Издание Книги о семье на основе наблюдений учащихся,  изучении литературы Народов севера.

    Задачи:

    1. Исследование родовых корней семьи, её духовно-культурных ценностей;
    2. Содействие активизации интереса к истории родного края;
    3. Формирование чувства любви и уважения к малой Родине через изучение родовых корней своей семьи, этимологию имени человека..
    4. Подготовка и проведение мероприятий согласно плану проекта

    Исследовательская деятельность по работе над данным проектом строилась по следующим этапам:

    1. Подготовка учащихся к работе над проектом
    2. Выбор проблемы
    3. Сбор информации (исследование проблемы) а) Опрос детей б) Анализ материалов в) Встречи с родителями
    4. Разработка собственного варианта решения проблемы. (План действия)
    5. Обращение к заинтересованным лицам, социальная переписка (Собственное участие)
    6. Составление портфолио
    7. Презентация
    8. Рефлексия

        Наиболее приемлемым способом для выявления  проблемы  при создании Книги о семье, ученики, сочли опрос на вопрос «Знаете ли вы своих членов семьи, историю своей семьи?»

    Почему «Семью семь»?  Потому что в ней семь страниц, и каждая страница имеет в своем названии цифру 7. Ведь семья – это семь «я».

    Первая страница – «Седьмое колено»

      Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Замечательная русская пословица гласит: «Ищи добра на стороне, а дом люби по  старине». Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, древо жизни.

    Вторая страница нашей книги – «Семь цветов радуги»

      Дети – цветы жизни. Рождается человек, получает имя. У одних народов  оно дается или по святцам – церковным книгам – в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или модное в данный период, а в некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи.

    Третья страница - «Семь нот»

      На этой странице размещаены песни, которые ребята поют дома со своими родителями, бабушками и дедушками. Знакомимся с  героическими песнями (сюдбабу), сюжетными рассказами (ярабу), исполняемыми в форме песни, прозаическими произведениями (исторические предания), сказками (вадако или лахнаху), загадками. Очень распространенным жанром являлись лирические песни – импровизации (хынбау).    

    «Семь раз отмерь» –четвёртая страница нашей книги. (на этой странице размещена выставка  поделок «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».)  Здесь фотографии поделок сделанных руками детей, все они напоминают детям дом.

    Пятая страница книги – «За семью печатями». В каждой семье есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение.

    Шестая страница– «Загляните в семейный альбом».  Фотовыставка. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Собираем и храним семейные фотографии, на фотовыставке «Загляни в семейный альбом» – фотографии  наших предков. А также рисунки детей, на которых изображены  их семьи.

    И последняя седьмая страница книги – «Семь верст до небес». На этой страничке мы собираем игры и развлечения ненцев. Из национальных видов соревнований наиболее распространенными в их семьях дети называют  гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки. Ненецкие традиционные спортивные игры сохраняются и в настоящее время. А также знакомимся с многими другими национальными играми.

               В семье ребенок приобретает первый опыт общения, сотрудничества, взаимодействия с другими людьми, учится оценивать себя и других.

    В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, осваиваются нормы практической нравственности формируется нравственная мотивация деятельности и поведения.

    Во многом благодаря родителям у ребенка формируется начальное эстетическое отношение к миру, понимание красоты в многообразных явлениях жизни, природы, человеческих отношений.

          Отсюда следует , что организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь» необходима  для изучения семьи как педагогического фундамента, поскольку воспитательная функция семьи имеет огромное значение для воспитания личности в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

    Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

    Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

    В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

    ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

    Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....

    Из опыта работы (исследовательская деятельность) «Возможности сказки в творческом развитии учащихся»

    Сказки – это волшебный мир, куда попадает каждый ребенок, читая их. Уроки литературного чтения дают возможность ребёнку оказаться в этом волшебном мире, который  развивает у детей воображение, фа...

    Обобщение педагогического опыта. «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»

    Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»....

    Обобщение педагогического опыта "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС"

    В работе собран о обобщён материал по проектной деятельности: 1. Что такое проект; 2. Этапы проектной деятельности; 3. Виды проектов; 4. Реализация метода проектов в практической деятельности....

    Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

    Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...