Из опыта работы (исследовательская деятельность) «Возможности сказки в творческом развитии учащихся»
статья по чтению (2 класс) на тему

Мальцева Наталья Владимировна

Сказки – это волшебный мир, куда попадает каждый ребенок, читая их. Уроки литературного чтения дают возможность ребёнку оказаться в этом волшебном мире, который  развивает у детей воображение, фантазию, творческую деятельность. Творчество наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, активизирует работу мысли, вводит ребёнка в атмосферу поиска. В учебниках В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой сказочный мир объединяет все годы обучения. С первого класса и по четвертый дети изучают сказки, которые нацеливают их на добро, поиск правильных решений, на исследование сказочных образов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное Общеобразовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа

«Академическая гимназия»


Из опыта работы

(исследовательская деятельность)

«Возможности сказки в творческом развитии учащихся»

подготовила

учитель начальных классов

Мальцева Наталья Владимировна

г. Москва
2011

Возможности сказки в творческом развитии учащихся

«Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем»

Василий  Александрович  Сухомлинский

Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! Это мостик в детство для каждого взрослого!  

Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе сказки собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для ребенка мир предстает новым и непознанным. Его нужно исследовать, открыть, изучить, овладеть им. 

Сказки – это волшебный мир, куда попадает каждый ребенок, читая их. Уроки литературного чтения дают возможность ребёнку оказаться в этом волшебном мире, который  развивает у детей воображение, фантазию, творческую деятельность. Творчество наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, активизирует работу мысли, вводит ребёнка в атмосферу поиска. В учебниках В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой сказочный мир объединяет все годы обучения. С первого класса и по четвертый дети изучают сказки, которые нацеливают их на добро, поиск правильных решений, на исследование сказочных образов. Увлекательный сюжет развивает многочтение, заставляет о многом задуматься.

После прочтения сказки Отфрида Пройслера «Маленькая Баба-Яга», моих учеников очень заинтересовал персонаж Бабы-Яги. Анализируя его, ребята пришли к выводу, что он неоднозначен. 

 «Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели; выехала из лесу Баба-яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:

- Фу, фу! Русским духом пахнет!»

Кому из нас с детства не знакомы эти строки?

Откуда же пришла в русские сказки злая старуха-колдунья? На самом деле так ли зловещ образ Бабы-Яги?

Этим вопросами и заинтересовались мои пытливые ученики. Нам захотелось выяснить, какая она?

Чтобы найти ответы на вопросы, мы с детьми решили исследовать образ Бабы-Яги.

Цель работы:  подробно изучить образ Бабы-Яги.

Для достижения цели нам необходимо было решить следующие задачи:

- как появилась  Баба-Яга;

- узнать, где жила Баба-Яга;

- какой у нее характер.

Чтобы ответить на поставленные задачи, детям нужно было научиться анализировать сказки, давать характеристики главным героям, находить полезную информацию, учиться делать выводы.

Работа шла по этапам.

I Этап - Сбор и классификация литературы, в которой встречается персонаж Бабы-Яги.

Материалом исследования послужили тексты русских народных сказок, авторских сказок, научных статей, энциклопедий.

II Этап - Изучение литературы.

Класс был разделён на три  творческие группы, которые работали по разным направлениям:

Первая группа работала над истоками образа Бабы-Яги.

Ребята узнали, что во времена языческих богов Бабу-Ягу считали злым духом. В славянском мифологическом словаре  дети  прочитали, что Баба-Яга в языческие времена была могущественной богиней, хозяйкой леса и зверей. Её избушка – врата в подземное царство. В других мифах и сказках Баба-Яга – это тощая носатая старуха-волшебница с растрёпанными волосами, горящими злобой глазами. Под влиянием христианства Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, людоедку, которая живёт в таёжных лесах, где на белом мху растёт ягода ягель, а сам сосновый бор называется Яг. По названию бора и ягоды старушку отшельницу и знахарку назвали Бабой-Ягой.

Дети выяснили, что она имеет физический недостаток – «костяную» ногу и ей удобнее не ходить, а летать. Летает в ступе, а то и на помеле, пестом подгоняет ступу, а метлой рулит и заметает след.

Они предположили, что «проблема» Бабы-Яги с ногами (Баба- Яга – костяная нога), связана с тем, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. Сначала Баба-Яга ползала, как змея. Потом стала прыгать на одной ноге, а затем – ездить в ступе по земле.

Вторая группа исследовала, где живет Баба-Яга.

« Ехал по долам, по горам, по зелёным лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка на «курьих ножках, на бараньих рогах…  

Согласно сказкам, Баба-Яга живёт в густой и непроходимой чаще. По одной из версий: «На границе двух миров, светлого и тёмного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке, окружённой забором из человеческих костей, старая Яга». 

Дети доказали, что Баба-Яга охраняет вход в чужой мир. Вход идёт через избушку. Вот почему, чтобы войти, герою нужно произнести слова: «Избушка, избушка, поворотись к лесу задом, ко мне передом…».   На иллюстрациях к сказкам видно, что избушка на курьих ножках стоит в лесу, как раньше строили и строят сейчас охотники, на столбах или высоко срубленных пнях, чтобы лесные звери не растащили добычу и припасы. Дети сделали вывод, что Яга жила  в такой охотничьей избушке, потому что своего дома построить не могла, не было помощников-умельцев.

Третья группа  исследовала характер Бабы-Яги.

Из сказок все знают, что характер у неё скрытный и нелюдимый, голос грубый. Большую часть времени проводит дома, сидя на печи. Охотничьи дома были низенькими, поэтому и спит Баба-Яга «нос в потолок». Знания имеет колдовские и непонятные. Сушит травы, варит разные зелья, знает старинные заклинания от сглаза, порчи, зубной боли. Люди боятся её, но когда очень нужно, приходят за помощью.

Прочитав и проанализировав литературу, ребята пришли к выводу, что сказочный образ Бабы-Яги возник в далекой древности, как образ пугающий.

Средний  возраст Бабы-Яги, как нам стало известно из анкетирования, в восприятии взрослых составляет более 1000 лет, а в восприятии детей лет - 300.

Так как в душе Бабы-Яги добро и зло переплелись, то дети выясняли, чего больше в ней, добра или зла?

 

На основе полученных данных из сказок, дети составили таблицу, в которой видно, что добрые качества Бабы-Яги перевешивают злые:

Доброе

Злое

Яга – дарительница принимает героя, выспрашивает, испытывает и одаривает его тем, что в дальнейшем помогает ему достичь цели. Сама ничего не делает, но указывает, к кому обратиться, наделяет героя мудростью.

Яга – покровительница следит с помощью своих волшебных помощников  за похождениями героя.

Яга – повелительница. Ей подвластны силы природы и животный мир.

Яга – воительница сражается с героями, внушает ужас, действует против людей.

Яга – похитительница похищает маленьких детей, чтобы изжарить и съесть.

III Этап – Заключение.

Своими наработками в виде презентаций дети поделились с другими учащимися на школьном Дне Науки. Они увлеченно защищали свои проекты, доказали, что Баба-Яга - персонаж больше положительный, чем отрицательный, и вызвали одобрение у слушателей. Мнение ребят было услышано жюри и оценено призовыми местами.

Работа над образом Бабы-Яги заставила детей перечитать много сказок, проанализировать их, изучить этимологию имени Бабы-Яги, сказочного персонажа, и сделать собственные выводы.

Ведь сказки создаются не только для того, чтобы учить детей. Они захватывают их внимание, разжигают любопытство, тем самым помогают делать свои открытия - думать, дерзать, творить!

 

Список использованной литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка в 4-х томах. –М.: «Русский язык», 1991.
  2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1985.
  3. Мифологический словарь (под редакцией Е. М. Мелетинского)-М.: Современная энциклопедия, 1990.
  4. Народные русские сказки А.Н. Афанасьев - М.: Детская литература, 1992.
  5.  «Русские волшебные сказки». Издательство «Советская Россия», 1988.
  6. «Русские народные сказки, пересказанные русскими

писателями ». Издательство «Апрель», 2006.

  1. «Русские народные сказки». Издательство  «Новосибирское книжное», 1989.
  2. «Русские народные сказки». Издательство «Эксмо», 2006.

Интернет-ресурсы

1. www.ru.wikipedia.org

2. htt: // sueverija. Narod.ru/ Muzei/Jaga.htm

3. http://www.ezocat.ru/index

4. pandia.rutext/77/459/32441.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Из опыта работы. «Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся».

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....

Представление опыта работы "Исследовательская деятельность младших школьников"

Исследовательская деятельность младших школьников (февраль 2016г)...

Статья из опыта работы. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.

Статья из опыта работы учителя начальных классов МКОУ Павловской ООШ Волокитиной Н.В....

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»...

статья из опыта работы исследовательской деятельности обучающихся

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции обучающихся в учебн...