Представление опыта работы "Исследовательская деятельность младших школьников"
статья ( класс) на тему

Мухитдинова Луиза Уразаевна

Исследовательская деятельность младших школьников (февраль 2016г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.docx51.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

(15 минут+5 минут вопросы жюри)

Тема:  «Исследовательская деятельность младших школьников»

  В современном обществе вырастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в ВУЗе и на протяжении всей жизни.

  В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего образования формируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения, саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определённых педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности учебно-исследовательскую.

  «Исследовательская деятельность младших школьников- это, прежде всего, творческая деятельность , направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности». Она обеспечивает условия для продуктивного развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся , формируя у них интерес к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.

  Исходя из реальностей сегодняшнего дня , возросших требований к знаниям учащихся, мною взята на вооружение организация исследовательской работы младших школьников в своём классе. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать  и правильно оформлять работы.

  Актуальность моей работы определяется тем, что она направлена на развитие творческой , самостоятельной личности младшего школьника; отвечает потребностям современной школы в разработке педагогических технологий

                                                                                                                                        1

развития умений исследовательской деятельности ученика; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.

Цель педагогического опыта : достижение высокого качества знаний и индивидуального уровня развития у обучающихся первой ступени на основе формирования навыков исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности ( слайд 2)

  Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач

(слайд 3)

  • Выявить наиболее эффективные способы обучения младших школьников исследовательской деятельности на уроках и внеурочных занятиях;
  • Разработать систему занятий исследовательского типа и комплекс заданий поискового характера;
  • Проверить на практике позитивное влияние разработанной системы учебно-исследовательской деятельности на развитие познавательной активности младших школьников.

  Анализ научной литературы и изучение накопленного в педагогической практике опыта свидетельствует о наличии противоречий между:

  • Социальным заказом, предъявляемым образовательным учреждениям на подготовку личности, способной к учебно-исследовательской деятельности и сложившимися способами организации учебного процесса;
  • Потребности педагогики в теоретическом осмыслении процесса приобщения учащихся к учебно-исследовательской деятельности и недостаточной разработанностью данной проблемы;
  • Широким спектром возможностей современного содержания начального образования и низким уровнем познавательной деятельности обучающихся.

  Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является совершенствование организации учебного процесса младших школьников посредством введения уроков и внеурочных занятий исследовательского типа.

                                                                                                                                       2

  Длительность работы над опытом

Над данной проблемой работа ведётся четвёртый год. Разрешение противоречий между необходимостью повышения уровня развития познавательной активности учащихся и недостаточной возможностью традиционного подхода к организации учебного процесса в начальных классах проводилась в несколько этапов.

Первый этап-2012-2013 учебный год: проведение входной диагностики уровня развития учащихся и обнаружение проблемы, теоретическое изучение и анализ методической литература.

Второй этап- 2013-2014 учебный год: апробация форм, методов и средств организации уроков и внеурочных занятий исследовательского типа. Промежуточная диагностика уровня развития учащихся.

Третий этап-2014-2015 учебный год: организация исследовательской деятельности учащихся, участие учащихся в работе конференций, конкурсах. Проведение  открытых уроков для педагогов города, области.

Четвёртый этап- 2015-2016 учебный год: обобщение опыта работы. Итоговая диагностика.    

Анализ диагностических данных на заключительном этапе свидетельствует об актуальности темы опыта и успешности выбранных средств для решения педагогических проблем.

Диапазон опыта представлен системой уроков исследовательского типа и системой учебных занятий исследовательского характера, используемых на уроках  и во внеурочной деятельности. Разработки данного материала расположены в интернет  ресурсе  - социальной сети педагогов.

Теоретическая база опыта

В отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности ученика - труды А.М.Каменский

В трудах  В.В.Давыдова, Л.В.Занковой, Д.Б.Эльконина  доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления и творчество школьников.

О том, как открывать знания вместе с учениками. Технология проведения проблемного урока раскрыта Н.Ю.Пахомовой

                                                                                                                                        3

Теоретические подходы к использованию исследовательского метода, как основы развивающего обучения в начальной школе, представлены в трудах А.И.Савенкова

Идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики, педагогики сотрудничества раскрыты в трудах В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили

В качестве метадологии психолого-педагогического сопровождения, предложенные А.М.Каменским

Новизна опыта состоит:

  • В обосновании совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования исследовательской деятельности школьников;
  • В организации классно-урочных занятий и внеклассной работы, основанной на передовых идеях педагогов-новаторов, обеспечивающей эффективность формирования учебно-исследовательской деятельности;
  • В разработке комплекса заданий и упражнений поискового характера, способствующих развитию мыслительных операций.

  Преподавание в начальной школе должно быть ориентировано на развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельную деятельность по приобретению и использованию знаний, на сотрудничество учителя и ученика.

  Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда  новых впечатлений. «Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать , самостоятельно искать новые сведения о мире- это те важнейшие качества, которые необходимо поддерживать в процессе обучения и совершенствовать.

Исследовательский подход в обучении

  1. предполагает воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования, развитие интеллектуальности ученика;
  2. состоит во введении общих и частых методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах, в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
  3. помогает школьнику увидеть связь между разрозненными явлениями и фактами.

                                                                                                                                        4                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                             

 Исследовательская деятельность младших школьников на уроках рассматривается в двух аспектах:

1. урок-исследование;

2. урок с элементами исследования.

При ознакомлении с новой темой основной формой является урок: проблемного характера; исследовательского типа. На уроках с иной образовательной тематикой применяются методы и приёмы, обладающие наибольшим развивающим потенциалом.

Методы: беседа, частично-поисковый, поисковый, исследовательский, наблюдение, эксперимент

Приёмы: общедидактические ( сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез)

Организация учебно-исследовательской деятельности

Урок:

  • постановка проблемы, организация диалога, поиск решения;
  • включение в урок заданий, имеющий поисковый характер.

Внеурочная деятельность:

  • выбор темы исследования, определение цели, сбор информации;
  • подготовка к защите и защита исследования.

Урок-исследование в начальной школе это особая разновидность проблемного урока, на котором дети учатся сами отыскивать проблемы и особым образом скомпонованном материале и  решать их. На таком уроке решается не одна, а целая цепочка проблем, когда ученики справившись с одной, наталкиваются на другую. По содержанию изучаемого материала для такого урока характерно рассмотрение теоретических основ явлений и фактов, уяснение связей с похожими или противопоставленными явлениями, выявление не только существенных, но и не существующих признаков, исследование способов рассуждения при объяснении и

                                                                                                                                        5

                                                                                                                                        доказательстве каких-либо фактов.

Структура урока-исследования характеризуется рядом особенностей. Она близка к структуре проблемного урока, но отличается от неё более многоступенчатой  организацией. В ней как бы отражается модель процесса реального научного исследования со всей присущей ему динамикой и противоречивостью. Урок-исследование включает в себя следующие ступени работы:  

(слайд 4 )  можно не говорить

  • актуализация прежних знаний
  • возникновение интеллектуального затруднения
  • осознание проблемы учащимися, её словесное оформление
  • свободная дискуссия ( высказывание, любые, даже самые абсурдные предположения по поводу вариантов решения проблемы)
  • проверка высказанных гипотез, выделение и обоснование той из них, которая является истинной в данной учебной ситуации
  • словесное оформление вывода и фиксация его ( в устной или письменной форме)
  • применение полученных знаний на практике
  • введение нового материала, в котором содержатся факты, не соответствующие первоначальному выводу
  • цепочка микроисследований, связанных с решением частых исследовательских задач
  • выводы, обобщение наблюдений.

Решая проблемную ситуацию , выполняя исследования, ученик либо находит новое, перекомбинируя хорошо известное ему новое, либо пытается свести неизвестное к уже усвоенному ранее, и тем самым разрешить проблему. Поэтому создание проблемной ситуации и её решение связываются с функцией творческого мышления.

Для продуктивной исследовательской деятельности младших школьников необходима особая готовность, которая заключается в следующем:

                                                                                                                                     6

                                                                                                                                                           

  1. формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:
  • умение спрашивать (выяснять с точки зрения других учеников, делать запрос у учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
  • умение договариваться ( выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение);
  1. развитие мышления, определённая интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:
  • развитие аналитико-синтетических действий;
  • сформированность  алгоритма сравнительного анализа;
  • умение вычленять существенный признак;
  • возможность выделять общий способ действий
  1. накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:
  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.

Задания, развивающие исследовательские способности.

Введение элементов исследовательской деятельности в структуру уроков.

По мнению А.И.Савенкова « Обучение исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений». Эти занятия позволяют учащимся овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.

                                                                                                                                     7

  1. развитие умений видеть проблему  (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)    

Увидеть проблему  часто бывает сложнее, чем решить её. Умение видеть проблемы- интегративное свойство, характеризующее мышление человека. Решению этой сложной  педагогической задачи в значительной мере помогают упражнения:

  • «назовите как можно больше признаков предмета» Например: дерево- ветвистое, высокое, кряжистое то есть называем как можно больше признаков;
  • «Сколько значений у предмета» Например: предлагаю обычный предмет линейка- и прошу найти новое значение предмета- можно в роли указки, закладки;
  • «Посмотри на мир чужими глазами» Например: на улице выпал снег, а вы водитель автобуса  или вы цветок, который вырос вблизи проезжей части. Опишите, что испытывали бы мы оказавшись вместо них.

                                                                                                                   

  1. Развитие умений выдвигать гипотезы ( умение предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть, предположим, допустим, возможно, наверное»). В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а так же личные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Задание: «Давайте вместе подумаем»

Почему вода в водоёмах становится непригодной для питья?

Гипотезы:

-Может быть рядом с водоёмом находится завод или фабрика, сточные воды которого попадают в неё.

-Возможно это воздействие человека (бросаем в воду бутылки, банки, предметы частого использования)

-Предположим обмеление водоёма из-за аномальной жары .

                                                                                                                                     8

  1. Развитие умений задавать вопросы (вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, а гипотеза- как способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа.

Задание: «Найди загадочное слово» Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете , начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»

Например:  Проблема : загрязнение водоёма;  объект исследования - река.

Вопросы:

- Почему вода в водоёме стала непригодной для питья?

-Зачем необходимо устанавливать фильтры по очистке воды на фабриках и заводах расположенных близ водоёма?

-Что могло произойти с водоёмом, в результате чего вода стала непригодной для питья?

   4. Подбор литературы по заданной теме.

Тема : «Загрязнение водоёма. Путь её оздоровления»

Задание: прочитай внимательно предложенный перечень литературы. Каждая книга имеет сопроводительный номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

  • Об истории человечества
  • Об исследователях и учёных
  • Об использовании человеком науки и техники

5.Установление  общего признака объектов. Самостоятельные работы репродуктивного характера (воспроизводящие, тренировочные) , при выполнении которых , дети оперируют имеющимися знаниями в условиях заданных способов решения. Однако каждое задание- это мыслительная задача, предполагающая сравнение, высказывание собственного суждения, умозаключения.

Задание:  часы, чайка, дочка, точка, щавель, ночка, тучка, роща

-Что объединяет эти слова между собой?

                                                                                                                                    9

-распределите слова по группам. Обосновать признак распределения слов

6. Вывод, обобщение, предполагающие соотнесение и обобщённое выражение усвоенных школьниками конкретных знаний.

В жизни мы часто используем фильтры, каждый из которых имеет своё предназначение. Какие фильтры вы знаете? (фильтр по очистке воды, фильтр по очистке воздуха, масляные фильтры). Очень часто поливая цветы в горшках, вы обращали внимание на то, что в поддон стекает прозрачная вода. А не напоминает ли вам это работу фильтра.

Задание: из подручного материала соберите фильтр.

Вам предложены те предметы, которые мы встречаем в повседневной жизни (коробка из под молока, ткань, фильтровальная бумага, песок, мелкие камушки, вата)

Проведи эксперимент: пропусти грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью через собранный тобою фильтр. Видишь, что полилось?

Но не пей её! Она ещё не питьевая! Сделанный тобой фильтр не способен очистить воду от химических примесей, а только от механической грязи.

Запиши:

-Что тебя удивило при проведении данного эксперимента?________________

-К какому результату мы пришли вследствие проведённого эксперимента?_____

-В результате проведённого опыта мы доказали, что _______________________

Вывод : собрав данный фильтр мы пришли  к тому …

                                                                                                                                               

                                                                                                                                        10

Введение элементов исследовательской деятельности на уроках  и внеурочных занятиях посволяет формированию универсальных учебных действий:

  • Личностные- развитие мотивов учебной деятельности, появление опыта практической деятельности, осознание ценности творческого труда;
  • Познавательные-    умение строить сообщения, выделять информацию и осуществлять поиск, анализировать объекты, умение строить рассуждения;
  • Регулятивные- планирование своих действий, осуществление пошагового контроля, корректировать результаты, развитие волевой саморегуляции;
  • Коммуникативные- планирование деятельности, определение целей деятельности, формулирование вопроса, ориентация на позицию партнёра.

Эффективность применения продуктивных современных методик и приёмов организации исследовательской деятельности школьников доказывается результатами анализа диагностических данных, результатами участия обучающихся в конкурсах, акциях различного уровня.

(слайд 5)

Уровень сформированности коммуникативных умений

2014-2015г.г.

                                                                                                                                      11

Результаты итоговой диагностики показали достаточное овладение обучающимися класса различными видами  коммуникативных умений. Это позволяет сделать вывод об овладении детьми коммуникативной компетентностью, необходимой для решения большинства учебных задач и для овладения продуктивной исследовательской деятельностью. Умение задавать вопросы, находить ответы, аргументировать свою позицию  и подтверждать позицию другого - ключевые элементы исследовательской деятельности и работы а группах.

Более 90% обучающихся систематически пользуются справочной литературой. (на слайде данные школьной библиотеки). Рост составил от 45% в первом классе до 97% в четвёртом классе, с увеличением количества разрабатываемых проектов растёт и потребность в литературе (фактически эти понятия прямо пропорциональны друг другу)

К интеллектуальной зрелости относят такие качества мышления , как гибкость, вариативность. Самостоятельность. (психологические исследования проводятся только с согласия родителей и относятся к персональным данным и не подлежат разглашению). Но косвенными доказательствами происходящих изменений можно считать участие  в конкурсах и конференциях различного уровня. Разная направленность работ подтверждает позитивные изменения в развитии у обучающихся индивидуальных интересов к изучению образовательных областей, что позволит им в дальнейшем определиться с профилем обучения.

                                                                                                                                   12

(слайд 6)

Результативность участия учащихся в конкурсах и конференциях

http://nsportal.ru/muhitdinova-luiza-urazaevna

Учебный год

Тема работы

Уровень участия

Результат участия

2013-2014 г.г.

Городской конкурс юных экологов «Тропинка»

Городской

Победители

Конкурс юных экологов «Тропинка»

Областной

Участники

Информационный центр атомной отрасли

Конкурс «Мой атом»

Областной

Почётные грамоты

Конкурс «Страна безопасности»

Всероссийский

Почётные грамоты

«80 лет Челябинской области» конкурс творческих работ

Городской

Победитель

Юный учёный-Всероссийский портал. Литература

Всероссийский

Сертификаты участников

Центр поддержки талантливой молодёжи. Предметные олимпиады для  школьников (литература, русский язык)

Всероссийский

Сертификаты участников

13

                                                                                                                                         

                                                                                                                                       

Учебный год

Тема работы

Уровень участия

Результат участия

2014-2015г.г.

«Грамотей-марафон»

(проверка уровня орфографической грамотности)

Всероссийский

Сертификаты участников

Метапредметный конкурс «ЭМУ- эрудит»

Всероссийский

Сертификаты участников

  • «Моё спортивное лето» Путешествие по России;
  • «Модники и модницы»;
  • «Россия туристическая глазами детей»;
  • 70 лет Великой Победы -посвящаем

Всероссийский

Сайт «Юный художник»

Выставка работ

Дистанционная олимпиада «Фгос тест»

Всероссийский

Сертификаты участников

Центр поддержки талантливой молодёжи

5 Всероссийская предметная олимпиада

Всероссийский

Сертификаты участников

«Герои Отечества- наши земляки» посвященного Дню Героев Отечества

Областной

Участники

МЧС- глазами детей. Знание правил пожарной безопасности

Городской

Премия-3000руб;

Кубок победителей,

грамоты

Научно-практическая конференция «Я-исследователь»

Городской

Участник

Плакат-афиша

«70 –летию Великой Победы посвящаем…»

Городской

Грамота (3 место)

14

                                                                                                                                     

Неизменно растёт число обучающихся участников конкурсов и конференций различного ранга. От 11 обучающихся самой первой акции «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца » это 1 класс, второй класс 14-участников Всероссийского конкурса «Мирный атом» с проектами «Перволого» и участие в первой городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку» с работой экологического плана, мы впервые применили микроскоп. На данный момент все ребята принимают активное участие олимпиадах и конкурсах, что составляет 100%. Данные результаты представлены в интернет-ресурсе «Социальные сети педагогов», на официальной странице

http://nsportal.ru/muhitdinova-luiza-urazaevna

Полученные результаты доказывают, что организация исследовательской работы является важным средством активизации познавательной деятельности  школьников, развития интеллектуальной зрелости, коммуникативных умений, позволяет на  достаточном уровне сформировать учебно-организационные умения.

Анализ сущности и особенностей организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод , что при правильной организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод о том, что исследовательская деятельность- это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития и позволяет полностью овладеть универсальными учебными действиями, способствует развитию личности в рамках духовно-нравственного развития. Данный опыт адресован как учителям начальной, так и средней, старшей образовательной ступени.

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Представление собственного инновационного педагогического опыта Деятельностный подход в урочной деятельности младшего школьника

Актуальность и перспективность опытаКонцептуальностьНаличие теоретической базы опытаВедущая педагогическая идеяОптимальность и эффективность средствРезультативность опыта...

Представление опыта "Патриотическое воспитание младших школьников"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности младших школьников на самоподготовке".

1.Актуальность опыта.2.Концептуальность опыта.3.Теоретическая база опыта.4.Ведущая педагогическая идея.5.Оптимальность и эффективность средств.6.Результативность опыта.7.Приложение....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

О первых опытах исследовательской деятельности младших школьников. Первые проекты.

     В 2007 г. я  участвовала  в муниципальном конкурсе "Учитель-исследователь".Тогда же и начала заниматься  исследовательской деятельностью с детьми. Темы детски...

Представление педагогического опыта по теме: «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»

Проектно - исследовательская деятельность в формировании УУД занимает одно из ведущих мест, поскольку активно формирует компентентностный и деятельностный подходы, выдвигающие на первое место не инфор...