Главные вкладки

    О первых опытах исследовательской деятельности младших школьников. Первые проекты.
    статья на тему

    Ивкина Наталья Юрьевна

           В 2007 г. я  участвовала  в муниципальном конкурсе "Учитель-исследователь".Тогда же и начала заниматься  исследовательской деятельностью с детьми. Темы детских работ  выбираю из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Мои ученики показали результаты в различных городских и республиканских конкурсах "Юный исследователь".  В  этом направлении эти дети продолжают развиваться под руководством уже учителей старшей школы.                                                                                                                                                                                                                                               В 2014-2015 учебном году в первом классе стартовал педагогический проект "Дети-наше будущее".Тип проекта-социальный.На материале этой статьи  приведен пример работы над социальном проектом:  актуальность проекта,задачи, планируемые результаты,этапы работы над проектом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл o_pervyh_opytah_issledovatelsko-proektnoy_deyatelnosti.docx20.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    О первых опытах исследовательской деятельности в начальной школе. Первые проекты. (Из опыта работы учителя начальных классов Ивкиной Натальи Юрьевны)

    1.По определению. Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации". Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.                                                                                                       Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых     знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.                                                                                                                                                                            2. По цели. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.   Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.                                                                                                                                        Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.                       3. По наличию гипотезы. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).                                                                                               Работа над детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно, ведь дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Радость, интерес, творческий поиск, споры -  вот составляющие исследовательской деятельности. Так же в ходе работы над проектами, исследовательскими работами ребенок учиться проявлять требовательность к себе, соблюдать дисциплину, отвечать за свои поступки. Совместная деятельность учителя и родителей дает ученику уверенность в своих силах, учит ребенка ориентироваться в потоке информации.

         Остановлюсь на работе над проектом « Дети –наше будущее» в первом классе.                                      Тип проекта – социальный.
       Актуальность проекта. Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Специалисты, занимающиеся подобными  проблемами,   многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать  этого?
    Гармоническая личность - человек, находящийся в единстве с миром, людьми и самим собой, обладающий системой нравственных ориентиров, доминированием высших уровней над низшими. Нарушение нравственных норм сопряжено для него с нарушением целостности собственной личности. Полноценное формирование личности ребенка зависит от того, какие именно потребности приобретут у него значимую форму. Формирование всесторонне и
    гармонично развитой личности выступает идеалом современного воспитания. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни. Семья и школа - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они могут создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей является важной формой взаимодействия школы и семьи. Она направлена на введение детей в пространство социальной культуры, постижение её ценностей и смысла.
    Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, что позитивно отражающиеся на его физическом и психическом здоровье. Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются организация педагогического  проекта «Дети - наше будущее».
      Основная идея. Важным условием реализации проекта является пропаганда здорового образа
    жизни, заострение внимания на правильной организации режима дня и свободного
    времени обучающихся, на «правильных» увлечениях, что происходит через их знакомство с профессиями родителей.
       Цель: Формирование гармонично развитой, социально адаптированной личности ребенка путем взаимодействия школы и семьи через совместную деятельность.
    Задачи:
    - вооружение обучающихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека, формирование отрицательного отношения к наркотикам, помощь в осознании
    масштабов вреда наркомании;
    - мотивация обучающихся к ведению здорового образа жизни;
    - воспитание у ребенка нравственных ценностей, любви к Родине, родному городу, уважения к людям разных профессий;
    - развитие творческого потенциала;
    - развитие коммуникативных навыков: уметь рассуждать в диалоге,обмениваться мнениями, слышать собеседника, работать в коллективе;
    - формирование у родителей интереса к работе школы через совместное творчество взрослого и ребенка;
    - совершенствование педагогической компетентности родителей в вопросах социального развития через тематические мероприятия.
       Планируемые результаты.
    Предметные результаты:
    - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
    знакомство с основными нормами и правилами поведения, понимание их значения в
    выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
    Личностные результаты:
    - формирование стойкого негативного отношения к вредным привычкам;
    - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
    Метапредметные результаты:
    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    - готовность слушать собеседника и вести диалог;
    - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
    организации, передачи и интерпретации информации.
        Предполагаемые результаты:
    - осознание обучающимися понимания того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжение всей жизни;
    - приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и развивающего
    поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
    - получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
    - активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей в здоровом образе жизни.
       Этапы работы над проектом
    Этап 1. Разработка проектного задания
    Задачи этапа.
    - Изучение социального состава семей
    - Формирование групп обучающихся и родителей.
    - Определение темы для каждой группы родителей и детей.
    Для успешной организации проекта мы обозначили следующие направления:
    «Здоровье»
    Цель: воспитание понимания важности физического здоровья человека,
    формирование у ребенка стремления к ведению здорового образа жизни,
    формирование негативного отношения к вредным привычкам.
    Формы работы: спортивные конкурсы, турниры, дни здоровья, беседы.
    Профессия: врач, спортивный тренер, повар, массажист.
    «Гражданин»
    Цель: формирование у обучающихся знаний о праве, правовых нормах.
    Воспитывать в ребенке чувство патриотизма; бережное отношение к природе
    родной земли.
    Формы работы: тематические классные часы по правовой тематике.
    Профессия: сотрудник МВД, преподаватель ВУЗа.
    «Интеллект»
    Цель: оказание помощи ученикам рационально проявлять интеллектуальные
    умения, определять зону его ближайшего развития, развивать его кругозор.
    Формы работы: интеллектуальные марафоны, занятия по развитию памяти,
    внимания.
    Профессия: преподаватель ВУЗа, программист и др.
    «Общение, досуг»
    Цель: передача обучающимся знаний, умений, навыков социального общения
    людей, знакомить с традициями и обычаями общения различных поколений,
    формирование культуры общения, формировать у ребенка нравственно-этические
    нормы поведения.
    Формы работы: социометрия; посещение театров, музеев, выставок.
    Профессия: психолог, аниматор, актер и др.
    «Нравственность»
    Цель: обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования,
    умению отстаивать свою нравственную позицию, осознание общечеловеческих
    ценностей.
    Формы работы: тематические часы, беседы, экскурсии.
    Профессия: социолог, сотрудник музея боевой славы и др.
    «Семья»
    Цель: воспитание гармоничных отношений в семье.
    Формы работы: тематические классные часы, походы, дни творчества.
    Профессия: домохозяйка.
    «Созидание»
    Цель: формирование уважения к физическому труду, значимость рабочих
    профессий.
    Профессия: плотник, электросварщик, монтажник и др.
      Этап 2. Разработка проекта
    Задачи этапа- сбор и уточнение информации.
    - Мониторинг здоровья и физической подготовленности обучающихся.
    - Составление родителями и учителем плана работы, обозначение задач.
    - Формулирование конкретных вопросов.
    - Подбор наглядности и информационных ресурсов для проекта.
    - Подбор материала о профессии, его изучение, отбор объектов, на которых будет
    представлен данный материал, решение организационных вопросов.
    -Родители вместе с детьми представляют материал по следующей схеме:
    1.Название профессии.
    2.История ее становления, перспективы.
    3.В чем заключается необходимость профессии, какую пользу она приносит.
    4.Какие достоинства профессии можно определить.
    5.Какие качества личности нужно развивать, для того, чтобы добиться успеха в этом
    деле? Какими качествами ты уже обладаешь?
    6.Знание каких предметов школьной программы необходимо, чтобы стать
    профессионалом в этой области?
    7.За что Вы любите свою профессию?
    Учитель наблюдает и консультирует.
    Этап 3. Оценка результатов
    Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.
    - Работа в группах. Подготовка сочинений, рисунков, подбор стихов.
    -Составление плана выступления, презентации.
    -Оформление результатов работы.
    Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
    Этап 4. Защита мини-проекта. Урок-презентация.
    Задача этапа – коллективная защита проекта.
    - Совместное представление родителями и детьми результатов своей работы.
    -Обмен мнениями по работе.
     
    Работая над проектом, дети приобретают знание о себе и приобретают опыт
    самостоятельного действия. Приобретённое знание, пережитые чувства и
    отношения, совершённые действия развивают личность, способствуют
    формированию его компетентности.
    Работа над проектом дает возможность ребенку: приобрести опыт
    коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи; осознать себя членом социума в самом широком смысле, быть ответственным за свое здоровье; повысить интерес к науке и научным открытиям, выражая его через осознанное желание учиться и стремление принести пользу обществу.
    Воспитание любви к своим родителям и уважения к профессии оказывает
    благоприятное влияние на психологический климат в семье; чувство радости от общения друг с другом, помогает наладить доверительные отношения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

    Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

    Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

    В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

    Обобщение опыта работы по теме: "Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития"

    В презентации обобщён опыт работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития"...

    Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

    ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ПЕРВЫЕ ШАГИ (из опыта работы)

    Окружающий мир с каждым днём становится всё более динамичным, требующим от человека поисковой активности. Это заставляет психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современног...

    Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

    Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...