Главные вкладки

    Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."
    статья по теме

    Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ISSLEDOVATELSKAYa_DEYaTELNOST_MLADShIH_ShKOLNIKOV.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

    ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

    Сегодня уже никого не приходиться убеждать в важности и необходимости новых педагогических и информационных технологий в системе образования. Модернизация начального образования связана с новым статусом школьника - как субъекта учебной деятельности, важным моментом превращения учащегося в субъекта учебной деятельности в системе личностно-ориентированного подхода является его участие в исследовательской деятельности.

    Для того чтобы школьник стал субъектом учебной деятельности, учителю необходимо так организовать этапы исследовательской деятельности школьников, поставить их в такие условия, какие бывают у ученого в момент открытия нового знания, понятий, законов. Давыдов называл такую деятельность «квизиисследовательской». «Мышление школьников не тождественно мышлению ученых, школьники не создают понятий, образцов, а присваивают их посредством учебной деятельности». Но в процессе выполнения исследований дети осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры. Процесс исследования ведет к образованию нового типа мышления - теоретического, которое предполагает анализ содержания во всех взаимосвязях , школьники строят содержательную абстракцию предмета. Этапы исследовательской деятельности сопровождаются использованием проблемно-поискового метода, который поможет учителю развить самостоятельное мышление, исследовательские умения и творческий подход к делу.

    Занятия, предусмотренные технологией, я провожу в классно-урочной форме или в другой форме организации консультирование ребят.

    Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию исследовательской деятельности, однако, начинать вовлекать младших школьников в исследовательскую деятельность нужно обязательно. Именно в этом возрасте закладывается ряд ценных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для исследований , то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии  достичь желаемых результатов в исследовательской деятельности .

    В 2008-2009 учебном году я выпустила 4 б класс. Так сложилось, что еще в 1 классе были заложены основы исследовательской деятельности. Как нельзя лучше для этого подходили уроки окружающего мира. Уроки-исследования позволяли ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращала детей в «исследователя». Успех таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Это были уроки «Кто такие птицы», «Где зимуют птицы», «Откуда берутся снег и лед» и другие. Поиск ответов приводил детей к выдвижению гипотез, учил искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Цель этого этапа - заинтересовать детей, создать положительную мотивацию.

    На следующем этапе, во втором классе, пробовали готовить доклады на различные темы: «Для чего птицам клюв ?», «Мусор нашего города», «Школа будущего». Второклассники ставили цели исследований, делились своими находками с одноклассниками

    В третьем классе на тренировочных занятиях совместно с психологом гимназии Еленой Анатольевной мы познакомили детей с методикой проведения учебных исследований, которые прошли в форме игр-исследований этих занятий на тренировочных занятиях.

    Было совместно решено, что дети будут учиться проводить самостоятельные исследования, что им предстоит выполнить работу, которую делают взрослые ученые.

    Затем детям предстоял продолжительный, но увлекательный процесс совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельных исследований. Мною в ходе исследований оказывалась консультативная помощь. Я помогала определить цель исследований, рекомендовала источники информации.

    Были привлечены и родители. Было важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы над исследованием, иначе бы погубилась сама идея исследования. А вот помощь советом, информацией, проявлением заинтересованности со стороны родителей - было важным фактором поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности гимназистов при выполнении ими исследовательской деятельности.

    В конце года в классе прошла презентация исследовательских работ, на которой дети защищали свои исследования перед комиссией в составе заместителя директора по научной работе, психолога гимназии. Ребята должны были не просто рассказать о том, что они узнали, реферативные работы не рассматривались, а постараться передать эти знания одноклассникам. Не важно, что материал, с которым работают дети, выглядит простым и даже примитивным с точки зрения взрослого. В данном случае важнее то, что за этим внешне простым делом формируются качества творческой личности. Дети имели возможность выступить и ответить на вопросы одноклассников и комиссии . После защиты дети получили сертификаты участников презентации, а лучшие работы дипломы. Ребята задававшие вопросы били поощрены .

    На следующем этапе детьми велась дальнейшая работа по улучшению качества проектов. Для обобщения результатов были протестированы гимназисты 1-6 ,4-6, 7-6 классов, дети выслушали мнения специалистов города по исследуемым проблемам, сделана презентация работ.

    13 декабря в городе состоялся Региональный конкурс исследовательских работ «ЮНИС» Татарского Республиканского отделения Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь». Интересные работы были представлены ребятами г. Нижнекамска, 3аинска . На конкурсе две ученицы моего класса представляли свои исследовательские работы по двум направлениям. Физико-математическое направление работа «Проводники тока» Абызовой Юлианы. Естественно-научное направление «ФастФуд за и против» представляла работу Перевезенцова Арина. Работа Арины удостоилась диплома 2 степени, Юлианы - Диплома 1 степени.

    Хочется подчеркнуть, что все этапы исследовательской деятельности дают большой простор для развития творческого мышления , речи детей , создают условия для активного самостоятельного исследования самых различных проблем .

    Мои дети в пятом классе были переданы в руки педагогов профессионалов настоящих мастеров своего дела и у меня нет ни тени сомнения ,что те навыки и умения полученные ребятами в начальной школе получат свое развитие и совершенствование в среднем и старшем звене.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме: "Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального развития"

    В презентации обобщён опыт работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития"...

    Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

    Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

    Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"

    Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...

    Обобщение педагогического опыта по теме "Технология управления учебно-исследовательской деятельности младших школьников"

    Обобщение педагогического опыта по теме "Технология управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников"...

    Обобщение опыта по теме «Организация исследовательской деятельности младших школьников в рамках подготовки к празднованию 70 – летия Победы «Улицы, названные в честь Героев Вов»»

    Данный материал раскрывает возможности воспитания патриотизма при организации исследовательской деятельности младших школьников. Материал может быть полезен учителям начальных классов....

    Обобщение опыта "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников"

    Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) через проектно-исследовательскую деятельность позволит:•      обеспечить учащемуся возможность сам...