Обобщение опыта "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников"
методическая разработка на тему

Татьяна Владимировна Кудрявцева

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) через проектно-исследовательскую деятельность позволит:

•      обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты;

•      создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

•      повысить возможность успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_2017.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД

через проектно-исследовательскую деятельность младших школьников

"Школа - это мастерская,

где формируется мысль подрастающего поколения,

надо крепко держать ее в руках,

если не хочешь выпустить из рук будущее"  

Анри Барбюс

Особая значимость этого высказывания осознаётся тогда, когда речь идет об инновационном преобразовании системы российского образования. И это не случайно: воспитание  и обучение детей на каждой образовательной ступени – важное и ответственное дело,  именно от его качественного результата в итоге зависит будущее страны, ее позитивное развитие и конкурентоспособность на мировом рынке.  

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование учебной деятельности: умение учиться на основе усвоения универсальных способов деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Сегодня школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Принципиальным отличием ФГОС НОО является ориентация на “универсальные учебные действия”, являющиеся метапредметными результатами образования. Они представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Проектно-исследовательская  деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) через проектно-исследовательскую деятельность позволит:

  • обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты;
  • создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • повысить возможность успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Рассмотрим подробнее каждый вид универсальный учебных действий.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В процессе  проектно-исследовательской деятельности у обучающихся формируются:

  • адекватная самооценка;
  •  испытывая  чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
  • мотивационная основа учебной деятельности;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные УУД дают учащимся организовать их учебную деятельность. В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий проектно-исследовательская деятельность играет важную роль:

  • учащиеся учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • строить логические рассуждения, осуществлять сравнение, синтез;
  • классифицировать;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов  ИКТ, а именно строить таблицы, графики, диаграммы, чертежи.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Обучающиеся учатся:

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице.

Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль

учителя

Роль ученика

Формируемые УУД

Замысел

Организатор

Участник

замысливания

В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный этап

Консультант

Творец

В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД — умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УУД — учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Представление работы

Координатор

Актер

В сфере личностных УУД - самоопределение, действия нравственно-этического характера.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

В сфере коммуникативных УУД — учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Я, как и многие педагоги, хочу видеть своих учеников адаптированными к жизни, вовлечёнными в активную учебно-воспитательную деятельность. Поэтому сосредотачиваю своё внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Стараюсь строить свою деятельность так, чтобы она способствовала формированию конкурентоспособной личности, навыков поискового мышления, способностей к творческому труду, чтобы у детей были возможности реализовать себя. А проектно-исследовательская деятельность, на мой взгляд,  – это та среда, где каждый ребёнок сможет себя проявить.

Какое значение для  обучающихся имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение. Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность и объединяет практически все уроки. 

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии;
  • представление результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных ситуациях;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

В своей работе использую  два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования. Экспресс-исследование предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Долговременные исследования - это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь: выбор темы, постановка цели и задач, гипотеза исследования, организация исследования, подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Я даю, им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Но, что особо важно, помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.  В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель же может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору. Важно отметить, что каждый исследовательский проект должен быть защищен.

Любой учебный предмет, в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. В разделах   каждого из предметов  есть  темы,  где детей можно  включить в проектно – исследовательскую   деятельность  на  уроке.

Особую   роль   проектные   задачи   играют   в становлении  учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя   в   группе,  дети   понимают,   что   для достижения  общей  цели  всем  участникам  необходимо договариваться    между   собой,   вырабатывать   общую стратегию  решения  задачи,  распределять  обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи.

Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах. Особое внимание мы уделяем интеллектуальным конкурсам, конкурсам научно-исследовательских работ и проектов.  Наиболее успешные результаты проектно-исследовательские деятельности предоставлены в таблице. Считаю, что для учеников начальной школы данные достижения свидетельствуют об их высокой компетентности.

Уровень/класс

2 класс

(2014-15 уч.г.)

3 класс

(2015-16 уч.г.)

4 класс (2016-17 уч.г.

1 полугодие)

Муниципальный

Конкурс творческих проектов

«Моя коллекция»

Маконин Егор – 1 м.

Панов Ярослав – 2 м.

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников

«Я-исследователь»

Будилов Никита – 2 м.

Межмуниципальная конференция-конкурс «Мир искусства»,  посвященная Году кино.

Кадникова  Алекс-ра-1 м

Гурлёва Евгения – 3 м.

Региональный

Конкурс научно-исследовательских проектов по предмету «Окружающий мир»

Будилов Никита – 2 м.

Кадникова Алекс-ра–2м

Маслов Евгений – 2 м.

Маконин Егор – 3 м.

Конкурс научно-исследовательских проектов по предмету «Окружающий мир»

Гурлёва Евгения– 2 м.

Будилов Никита - участ

Гусева Екатерина - учас

Свинин Михаил – участ

Региональная Интернет-конференция проектно-исследовательских работ «Юный исследователь»

Свинин Михаил – 1 м.

Будилов Никита – 1 м.

Маконин Егор – участие

Всероссийский

(международный)

Международная практическая патриотическая конференция

«Марш Победы»

Свинин Михаил – 1м.

III-я Международная научно-практическая конференция «Открытие»

Кадникова Алекс-ра–2м

            Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг «умения учиться». Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий, которые являются важным условием успешности обучения.

           В течение четырёх лет ежегодно провожу мониторинг сформированности УУД.

 

На диаграмме видно, что сформированность универсальных учебных действий моих учеников имеет положительную динамику по всем показателям, а это доказывает, что проектно-исследовательская деятельность обеспечивает хороший образовательный эффект: учит детей организовывать деятельность, размышлять, оценивать результаты своих действий с точки зрения этических и социальных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор.                                                                                                                  

Вывод: проектная деятельность, несомненно, помогает формировать универсальные учебные действия. И задача учителя приложить все усилия для создания благоприятных условий в реализации разного рода проектов, как этого требуют ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»

В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...

Обобщение педагогического опыта "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС"

В работе собран о обобщён материал по проектной деятельности: 1. Что такое проект; 2. Этапы проектной деятельности; 3. Виды проектов; 4. Реализация метода проектов в практической деятельности....

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья "Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения"...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....