Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»
опыты и эксперименты

Дашиева Цындыма Сергеевна

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор – Дашиева Цындыма Сергеевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тапхарская средняя общеобразовательная школа»

Иволгинского муниципального района РБ

Целостное описание

позитивного педагогического опыта работы

«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Автор:

Дашиева Цындыма Сергеевна,

учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного учреждения Тапхарская

средняя общеобразовательная школа

Тапхар 2018

                                            Содержание

Введение                                                                                                стр. 3

Актуальность и перспективность опыта                                            стр.3- 4

Адресность опыта                                                                                 стр.4

Ведущая педагогическая идея                                                             стр. 5-7

Новизна                                                                                                  стр.7-8

Реализация актуальных задач и их педагогическая                          стр. 8-9

целесообразность

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность                 стр. 9

Методы реализации                                                                              стр.9-12

Результативность опыта и его эффективность                                   стр. 12-16

Заключение                                                                                            стр.16

Список литературы                                                                               стр.17-18                                                                          

Приложения №1 –Конспект занятия по внеурочной деятельности  

Тема: «В городе Фантазий»                                                                  стр.19-26

Приложение №2- Логические задачи                                                                      стр.27-28

        

        

                                                    Введение

         Согласно переходу школ, на новые Государственные образовательные стандарты   то целью работы с младшими школьниками является, развитие творческих способностей учащихся, а не вкладывание в детей пресловутых знаний, умений, навыков. В настоящее время такое обучение стало возможным и актуальным. Рост темпа нашей жизни и информатизация общества, требуют от людей большей инициативности, мобильности, расширения объема знаний и развития способностей.

         Проработав в школе пару месяцев, я столкнулась с одной очень значимой проблемой, несмотря на непосредственность детей в начальной школе и стремлению к обучению, как можно больше узнать, не все способны отвечать логически на поставленный вопрос, не владеют простыми словесными алгоритмами, робость в утверждениях.  

Поэтому главная ответственность лежит именно на плечах учителей, где многое зависит от нашей работы, потому что творческие способности можно развивать независимо от их исходного уровня знаний учащихся.

                                         Актуальность опыта

          Воспитание детей с творческим складом ума давно превратилась в назревшую социальную необходимость, так как у детей снизился творческий потенциал, возникли затруднения в восприятии нестандартных решений

          Поэтому актуальность опыта состоит в том, что в раннем возрасте выявить признаки одаренности ребенка (творческой личности, которая способна самостоятельно делать выбор, ставить цели и их реализовывать, выходить за рамки стандартных требований, уметь анализировать и оценивать свою деятельность).  Возрастает объем информации, перегрузка содержанием ведет к снижению активности учащихся.  Именно деятельность учителя, должна быть четко направленна, на успешную реализации способностей ребенка.  

          Одним из решений этой проблемы, я считаю, является применение ТРИЗ- технологий, которые направленны на обучение учащихся способам творческой деятельности, которые сформируют познавательные силы ребенка (внимание, восприятие, мышление, память, воображение).

 ТРИЗ на сегодняшний день является серьезной дисциплиной со своим научным аппаратом, структурой, специфичными алгоритмами и законами. Она соответствует всем требованиям ФГОС НОО второго поколения.

           Поэтому необходимо развивать творческие способности учащихся, используя методы ТРИЗ на уроках в начальной школе.

                           Цель обобщающего опыта

Подводя итог всего выше сказанного, я могу сформулировать цель

моего позитивного опыта, которая заключается в том, чтобы в первую очередь повысить у детей мотивацию к учению (нет ничего проще, чем изучать то, что интересно); развить  основные  мыслительные операций: сравнения, обобщения, умозаключения; пробудить  интерес к решению проблемных, познавательных задач; научить  мыслить оригинально и нестандартно.  

        Задачи

  1. Развитие навыков системного мышления и творческого воображения;
  2. Обучение способам решения творческих задач.
  3. Формирование открытого мышления, не скованного стереотипами; формирование познавательной активности и интереса;
  4. Воспитание терпимости (умение считаться с отличающейся точкой зрения другого); позитивного отношения к окружающей действительности, ценностного отношения к творчеству и созиданию.

                                           Адресность опыта:

      Данный опыт работы может быть использован педагогами школы любого общеобразовательного учреждения на уроках, на внеурочных занятиях, педагогическая деятельность которых направлена на использование активных методов технологии ТРИЗ в обучении, на уроках в начальной школе.  

                    Ведущая педагогическая идея

Из истории

          ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - новая отечественная технология творчества, известна в настоящее время во многих странах.
Технология возникла в СССР в конце 40-х годов. Авторы ТРИЗ — бакинский изобретатель, писатель-фантаст Ге́нрих Сау́лович Альтшу́ллер (псевдоним Генрих Альтов) и его научная школа. Использование ТРИЗ в общеобразовательной школе началось в 1989г. Продолжателем и разработчиком ТРИЗ – педагогики является Анатолий Александрович Гин. Именно он начал адаптировать и применять ТРИЗ и другие известные в мире методы нахождения новых идей для развития креативности детей школьного возраста.

Существуют базовые принципы, на основе которых ТРИЗ решает задачи.

  • Принцип объективных законов.

Системы развиваются по определенным законам, их нужно изучать и использовать в решении проблемы.

  • Принцип противоречия.

Проблема содержит противоречие, ее нужно выявить и решить.

  • Принцип конкретности.

Абстрактное решение любой задачи, которая в последствии, приобретает конкретные свойства. [4]  

         Практика моей работы убедила меня в том, что воспитание ребенка заключается, прежде всего, в раскрытии творческой индивидуальности и его неповторимости. Дети от природы любознательны, полны желания учиться. Но только при надлежащих условиях и умелом воспитании он обязательно проявит свой неповторимый талант.

         Поэтому создание среды творческого обучения, в которой учащиеся научаться наблюдать, фантазировать, искать способы решения, просто необходимо в деятельности учителя.

 Применение методов ТРИЗ предполагает серьезные изменения в мышлении и в жизненной позиции учащегося, он сможет понять, что мир не просто изменяем, а каждый сам способен его изменить. Я в своей работе применяю технологию ТРИЗ, так как с одной стороны она позволяет развить гибкость, системность качеств мышления, а с другой стороны ведет к поиску, стремление к новому.

         Все это приносит радость открытия, достижения цели; развивает умение работать с информацией (отбор, использование, обработка); преодолевать и трудности отстаивать свою точку зрения; формирует ценностное единство личности и класса.

            Применяемые методы и технологии помогают сформировать ряд важнейших надпредметных компетенций, овладение которыми сделает процесс дальнейшего обучения более увлекательны. Учащиеся имеют возможность научиться:

Воспринимать

  • Окружающий мир, как динамично развивающуюся среду
  • Осознание своей роли в окружающем мире

Понимать

  • Роль образования в жизни человека и общества
  • Овладение способами организации познавательной деятельности

Овладевать  

  • Умениями функциональной грамотности
  • Умением планировать свою деятельность
  • Развитие навыков самостоятельно заниматься обучением
  • Технологиями ТРИЗ и успешное их применение

Искать  

  • Ориентироваться, находить и получать информацию
  • Осуществлять анализ, хранение, передачу информации

Сотрудничать

  • Уметь разрешать конфликты, продуктивно работать в группах
  • Овладеет способами устной и письменной коммуникации

Думать

  • Научиться выражать свои мысли и принимать решение
  • Уметь противостоять неуверенности и сложности в различных ситуациях
  • Способность к эффективному использованию собственных ресурсов;                             

Новизна опыта

 «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности» А.А.Гин [3]

         Поскольку технология ТРИЗ основана на идеях, законах логики, системного подхода, на законах психологии, то можно назвать ее школой творческой личности. Она дает возможность развиваться и творить.

         Для меня ТРИЗ - это активная оптимистическая жизненная позиция, где четкое знание ответов на вопросы: «Кто я есть?», «Что я хочу от данной ситуации?», «Что мне нужно делать?»...

         Технология ТРИЗ сделает увлекательным, интересным, любой школьный предмет, предполагает уход от стереотипов мышления и предлагает приёмы для нестандартных идей, где учащийся имеет право выбора. Любую систему можно улучшить, но для этого необходима новизна, которая заключается в системном последовательном  подходе (формирование творческого потенциала ребенка и развитие  у него природных творческих способностей).

         Поэтому, уроки с использованием технологии ТРИЗ являются средством формированию мотивации успешности учения младших школьников,  является проявление моего педагогического творчества.  

        Технологии ТРИЗ даёт возможность вводить учащихся в необъятный мир логики и путешествия, создать положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, управлять и мотивировать творческую деятельностью учащихся.  

        При этом ТРИЗ дает мне возможность реализовывать и свой потенциал, вывести деятельность на более качественный уровень, путем творческого применения нестандартных методов на уроках, способствующих повышению результата обучения.

Реализация актуальных задач и их педагогическая целесообразность

         В ходе работы мною разработаны и применяются программы по ТРИЗ-технологии по внеурочной деятельности, разработаны внеурочные занятия, презентации, с которыми я выступала на школьном и муниципальном уровне. Для реализации данной методики мною разрабатываются и применяются на практике уроки, которые включают в себя методы ТРИЗ. Данные уроки разрабатываются для детей 7-11 лет, по принципу «от простого к сложному».

        Урок с использованием технологии ТРИЗ построен как путешествие по таинственному, бесконечному, миру знаний с помощью воображения, нестандартного логического мышления, которые открывают все новые грани творческих способностей ребенка.

        Творчество направленно на результат, обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью в системе образования.   А теория ТРИЗ является для этого стимулирующей мотивационной средой.

    Но мы все понимаем, что материала, преподнесенного учителем в рамках урока, не всегда бывает достаточно, поэтому данная деятельность направлена на усовершенствование форм и методов работы по развитию творческих способностей ребенка. Уникальность этой методики в том, что ученики с совершенно разным уровнем знаний имеют возможность проявить себя, так как я не ограничиваю их в работе.  Дети чувствуют себя свободно, раскрепощенно, не боятся ошибиться или сказать что-то не так, выражают свое мнение и учатся отстаивать. При этом идет воспитание детей, уважение как к личности, умению слушать и слышать. Каждый учитель хочет увидеть плоды своего труда, для этого он должен четко знать конечный результат.

                       Предполагаемые результаты

  1. Повышение уровня мотивации и познавательной активности (участие в конкурсах, олимпиадах)
  2. Систематизировать материал (диагностики, упражнения, занятия и т.д.) по развитию творческих способностей учащихся 1-4-х классов.
  3. Повышение качества успеваемости по предметам….
  4. Разработка.и проведение занятий внеурочной деятельности, уроков с использованием технологии ТРИЗ

    Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность.

          Уроки с применением методов ТРИЗ были проведены с учащимися различного уровня знаний и все они показали достаточно высокий уровень заинтересованности. Основой является желание педагога привлечь к работе всех учащихся, активизировать мыслительную деятельность и предложить такие задания, которые отвечают интересам учеников. На уроках мы используем формы познавательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую работу.

         Находясь в постоянном поиске различных методов ТРИЗ, у меня постепенно сложилась своя система использования методов этой технологии, которая позволяет не давать им готовые знания и истины, а научить детей их находить в игровой форме, что приводит к эффективности развития творческих способностей.

  1. Метод «Нестандартный вход в урок»

         Данный метод направлен на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Урок начинается с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

Рассмотрим на примере предмета Окружающий мир.

Тема: «Невидимые нити»

В давние времена, когда жили короли и королевы, люди решили навести порядок в лесной чаще. Лесничий сказал, что лес должен состоять только из деревьев деревья, всё остальное не нудно. Тогда король приказал очистить лес от всего лишнего. Вырубили все кустарники. Стало просторно в лесу. Проходят года, а лесничий видит: что-то здесь не то. Торчат голые, сухие  деревья. Призадумался лесничий: «Почему деревья сохнут?»

  1.  Метод «Синквейн»

У которого есть определенный алгоритм: это своего рода стихотворение, где можно высказать отношение к определенному предмету или явлению.

1 строка

-ключевое слово, определяющее синквейн.

2 строка

–два прилагательных, характеризующие данное понятие.

3 строка

–три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка

–фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5 строка

- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои

чувства, связанные с данным понятием.

  1. Метод «Рюкзак»

Прием рефлексии изучения учебного материала, используется на уроках после изучения большого раздела.  Предлагается тема, а методом сбора в рюкзак, собирается вся возможная информация.

  1. Метод «Морфологический ящик используется»

Для создания информационной копилки при изучении лингвистических, математических понятий.

Этот метод удобно использовать в математике. По теме «Многоугольники», собирались все знакомые геометрические фигуры, и разбивали по определенным признакам нам группы.

      По мере изучения геометрических фигур наша копилка пополнялась. Со 2 по 4 класс. Эта работа позволяет  в полной мере осознать понятие «многоугольник».

  1. Метод «Системный лифт» 

 Удобен для рассмотрения частей изучаемого объекта.

При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) мы использовали системный  лифт.

«Класс → этаж → школа → улица → район → город→округ → страна → материк → полушарие → планета → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».

  1. Метод «Составление плана / раскадровка»

 Для составления простого и развёрнутого плана прочитанного произведения.

Мы используем на уроках чтения при составлении плана произведения, где каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Если сменился кадр, значит изменилась  ситуации для героя.

       Для этого создаем паспорт литературного героя.

  1. Имя
  2. Автор (создатель)
  3. Прописка
  4. Где живет
  5. Чем занимается
  6. Особые приметы        

Модно составлять письма, в которых описываю события, происходящие с героем.

          Если использовать приемов ТРИЗ на уроках литературы, то мы сформируем навык внимательного, осознанного чтения, и привьем интерес и любовь к чтению.

  1. Метод «Кластер» Кластер («гроздь») – в качестве кластера (ключевое слово), вокруг которого в виде грозди записываются слова, связанные по теме.

Самый интересный и объёмный метод. Который можно начинать заполнять. начиная с 1класса и 4. Построение кластера очень простое.

  • В центре обязательно – тема.
  • Вокруг темы выделяются признаки, записываются слова или предложения, относящиеся к данной теме.
  • Появлявшиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием, устанавливаются логические связи.
  • Постараться построить как можно больше связей.

В итоге получается структура, похожая на графическую гроздь, которая отображает наши размышления. Использование кластеров возможно при изучении разных тем, на разных предметах.

                           

 Результативность опыта

           Результатом использования описанных мною методов может служить достижения учащихся - успеваемость и качественные стабильные знания.

 Это пример регулярного практического применения методов ТРИЗ, которые оживляют стандартный материал, заставляя подходить к выполнению задания творчески, нестандартно мыслить, применять гибкое оригинальное мышление.

          Главная идея результативности моего опыта– заключается в создании на уроках педагогических условий для использования технологии ТРИЗ, которые способствуют развитию воображения, мышления и активному участию младших школьников в творческой деятельности. Все это приносит радость открытия, достижения цели; развивает умение работать с информацией (отбор, использование, обработка); преодолевать и трудности отстаивать свою точку зрения; формирует ценностное единство личности и класса.

Применение методов ТРИЗ дало мне возможность:

  • Целенаправленно развивать системное мышление, творческое воображение.
  • Обучать способам решения творческих задач
  • Формировать познавательную активность, открытость мышления.
  • Развивать личность творческую, креативную.

             Мой опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на поиске информации, переработке материала и его творческом анализе сквозь призму собственного опыта и внедрении основных технологии ТРИЗ для развития творческих способностей ребенка.

          Именно такой подход к обучению, использование в совокупности методов и приемов, повышает интерес ученика к саморазвитию, к изучению школьных предметов, формирует творческие способности, что способствует положительной динамике учащихся за последние три года.

                    Качество знаний за три года с 2018 по 2021 уч.год

                                          Год/классы

2018-2019 учебный год

(2 класс)

2019-2020 учебный год

(3 класс)

2020-2021 учебный год

(4 класс)

58,38 %

62.97%

70%

           

          Во время работы я провела диагностику на наличие или отсутствия повышения уровня развития творческих способностей. Цель, которой, является определение природных способностей, и возможности логически мыслить.

         Первая диагностика на воображение ребенка, целью которой стало определение уровня развития воображения ребенка. Проводилось при помощи теста, где предлагалось ответить на вопросы.

Данные проведенной диагностики в процентном отношении показали:  

  • высокий уровень воображения – 63%
  • средний уровень воображения – 35%
  • низкий уровень воображения– 2%.

 

         Для определения уровня развития фантазии ребенка мною использовалась диагностика «Придумай сказку». Регламент 5-7 минут. Задача состоит в подробном рассказе придуманного текста и способностью ответить на вопросы. Оценивается не речь ребенка, а наполненность содержания придуманного.

Данная проверка развития уровня фантазии при проведении диагностики «Придумай сказку» дала следующие результаты:

  • очень высокий уровень фантазии – 16%
  • высокий уровень фантазии – 35%
  • средний уровень фантазии – 39%
  • низкий уровень фантазии – 10%

Диагностика творчества, определяется уровнем развития творческого потенциала. Это умение сориентироваться и принять нестандартное решение в данной ситуации. Предлагается разные варианты поведения в определенной ситуации.

Данные проведенной диагностики творческого потенциала показали процентное соотношение:

  • высокий уровень творческого потенциала – 42%
  • средний уровень творческого потенциала – 49%
  • низкий уровень творческого потенциала – 9%

          Данные приведенных диагностик показали, что учащихся раскрыли свои скрытые таланты и возможности, смогли самостоятельно справляться с предложенным заданием, научились составлять, обосновывать, а затем выбирать оптимальное решение, научились анализировать.

         Таким образом, можно сделать вывод, что творческая работа должна обязательно присутствовать в образовательном процессе.

        

Заключение

        В заключение хотелось бы сказать, что данное направление, по-моему, мнению, является чрезвычайно актуальным в условиях современного обучения младших школьников. Таким образом, уроки с применением технологии ТРИЗ построены с учетом возрастных особенностей, где данная технология дает   возможность проявить свои способности, а также являются средством формирования мотивации и успешности обучения учащихся.

           Такой подход к обучению повышает интерес ученика, его самосознание, формирует системные творческие способности, вводит его в необъятный мир логики, творческого потенциала личности, путем применения нестандартных методов обучения. Поэтому направления развития должны быть самыми разнообразными. И нам, педагогам, следует со всей ответственностью подходить к планированию каждого урока, так как от каждого учителя зависит наполнение содержания обучения.

                                         

                                        Список литературы:

  1. Агафонова, И. Н. Учимся думать: Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8–11 лет/И. Н. Агафонова. – СПб.: МиМЭкспресс, 1996
  2. Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. //
  3. Арнольд В.И. «Задач для детей от 5 до 15 лет» -Москва Издательство МЦНМО 2016.
  4. Гин С.  И.  «Мир логики. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2013
  5. Гин С.И.  «Мир фантазий». Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2013
  6. Кац Е.М., А.Ю. Шварц «Дракоша «Плюс» занимательные задачи для 1-4класса Москва Издательство МЦНМО 2016.
  7. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики.
  8. Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. –2003. – № 4.
  9. Нестеренко А.А.. Консультация для экспериментальных площадок. Приемы фантазирования.  Ноябрь 2010  
  10. Перькова, О. И. Интеллектуальный тренинг: учебно-методическое пособие/О. И. Перькова,  Л. И. Сазанова. – СПб.: Речь, 2002.
  11. Шанс на приключение/Сост. Селюцкий А. Б. – Петрозаводск, 1991.
  12. Хоменко Н.Н.Разработки по курсу «Теория решения изобретательских задач»

                              Интернет-ресурсы:

  1.  http://www.metodolog.ru/index.html Веб-сайт посвящен изобретательским

задачам и методам их решения (RUS).

  1. http://www.trizminsk.org/. Веб-сайт Минского центра ТРИЗ-технологий. Все направления ТРИЗ.
  2. http://www.matriz.karelia.ru/index.html Официальный сайт Международной ассоциации ТРИЗ»
  3. http://trizinfo.by.ru/   Сайт ТРИЗ – системная методика инноваций.

Приложение1

Дашиева Цындыма Серггевна

МОУ Тапхарская СОШ

Учитель начальных классов

Занятие по внеурочной деятельности Тема: «В городе Фантазий»

Класс: 4

Цели и задачи: овладение техникой использования приёмов ТРИЗ-РТВ на основе приёмов фантазирования, развитие мышления, воображения, речи.

Работа в группах.

Оборудование: презентация к уроку, оценочные смайлики.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: Дать понятие что фантазировать, значит придумывать новое, изобретать, делать свою жизнь и жизнь окружающих лучше, ярче и интересней.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения;

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

       Ход занятия:

Основная мысль урока: фантазированию можно научиться.

  1. Организационный момент

Беседа «Легко ли фантазировать?»

— Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы попасть в страну чудес?

Предположения детей.

— Попробуйте ответить на вопрос:

Этот рассказ мы с загадки начнем —

Даже Алиса ответит едва ли:

«Что остается от сказки потом —

После того, как ее рассказали?

Где, например, волшебный рожок,

Добрая фея куда улетела?»

А? Э!.. Так-то, дружок,

В этом-то все и дело.

(Ребята отвечают на вопрос.)

Вот как отвечает на него сам же В. Высоцкий. Это его стихи.

Они не испаряются, они не растворяются,

Рассказанные в сказке, промелькнувшие во сне.

В страну чудес волшебную они переселяются,

Мы их, конечно, встретим в этой сказочной стране.

И ведь какие странности в стране чудес встречаются,

В ней нет границ — не нужно плыть, бежать или лететь.

Попасть туда несложно, никому не запрещается,

В ней можно оказаться — стоит только захотеть.

— Ребята, как вы думаете, могла ли фантастика возникнуть без сказок?

Что общего между фантастической литературой и сказкой? А чем они отличаются?

- Что значит фантазировать?

Фантазировать, значит придумывать новое, изобретать, делать свою жизнь и жизнь окружающих лучше, ярче и интересней.

Какую цель на нашем уроке мы можем поставить?

Уч: сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по городу Фантазий. Пройдёмся по улице Сказок, заглянем в переулок Загадок, побываем на площади Похожестей и на проспекте Задач.

Но прежде чем отправляться куда-то, необходимо вспомнить народную мудрость. А заключается она в чем, как вы думаете? (Конечно, в пословицах и поговорках.)

Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики.)

Количество настоящих друзей в экстремальных условиях увеличивается в два раза. (Друг в беде — дважды два.)

  1. Улица Сказок.

Практическая работа. Задание в группах.

А) коллаж на тему: «Фантастическое животное»

Учит: Вообразите себе фантастическое животное, которое никто никогда не видел, да и ты видишь его в первый раз. Это твоё изобретение.

Б) Сочини сказку о фантастическом животном.

  • Как называется животное?
  • Оно доброе или злое?
  • Где оно живёт?
  • Чем питается?
  • Когда спит?
  • Есть ли у него мех и какого оно цвета?

Примеры названий Легр (лев + тигр), зебряц (зебра + заяц), волжик (волк + ежик), голувлин (голубь + павлин), лошаведь (лошадь + медведь), жиразьяна (жираф + обезьяна) и др. Возможен вариант работы, при котором группы сами придумывают названия животных. Можно также в конце работы предложить классу по рисунку догадаться о названии животного. При подведении итогов учитывается, насколько были отражены характерные особенности животных и разнообразие вариантов. Например, зебряц – это может быть и полосатый заяц, и зебра с длинными ушами, и прыгающая зебра и др

Учит: Да, в нашем городе живут необыкновенные животные.

Работа каждой группы оценивается смайликом со словами: фантастическая, необыкновенная, радужная работа. (раздаются детям) .

Затем учитель систематизирует ответы детей, показывая, что большинство сказочных животных представляют собой различные варианты объединения частей реально существующих (при этом возможно изменение количества частей). Например Русалка: человек + рыба. Кентавр: человек + конь. Единорог: конь с рогом во лбу. Змей-Горыныч: трехголовая змея + птица

Учит: А ещё в сказке обязательно есть приключения.

  1. Площадь Похожестей.

Стихотворение Р.Сефа:

На свете всё на всё похоже:

Змея-на ремешок из кожи,

Луна-на круглый глаз огромный,

Журавль-на тощий кран подъёмный,

 Кот полосатый- на пижаму,

Я - на тебя, а ты-на маму.

Фантазирование о предметах (бином фантазии-создание чего- либо нового)

Учит: -В этих предметах, на первый взгляд, нет ничего необычного. Но если добавить немного воображения и фантазии, то даже А и В усядутся на трубу и будут болтать ногами.

Заполни таблицу.

Предмет

На что похож предмет?

Для чего можно использовать предмет, кроме прямого назначения?

Как по-другому можно было бы назвать предмет?

Мяч

 

 

 

Линейка

 

 

 

Арбуз

 

 

 

Шайба

 

 

 

Тетрадь

 

 

 

Зонтик

 

Загадочная физминутка!

УПРАЖНЕНИЕ.

Крутить шеей так, чтобы сама шея не двигалась (поворачивать весь корпус).

УПРАЖНЕНИЕ .

Хлопнуть в ладоши одной рукой (хлопнуть, объединившись с соседом).

УПРАЖНЕНИЕ.

Погладить себя по голове, не касаясь рукой (погладить каким-то предметом или рукой соседа).

УПРАЖНЕНИЕ.

Поднять руки выше головы, но ниже парты (поднять руки, присев на корточки).

УПРАЖНЕНИЕ.

Изобразить букву (А, Б, В, Г...), цифру или геометрическую фигуру.

  1. Переулок Загадок.

Учит: -Загадка пришла к нам из глубины веков. К ней обращались писатели и поэты. Давайте и мы с вами поупражняемся в сочинении загадок.

-Обратите внимание на последовательность выполнения работы.

Игра «Ассоциации»

На что похож ?

Чем отличается?

 

 

Последовательность работы.

1. Выбрать объект (записывается на верхней строчке).

2. Заполнить левую часть таблицы, ответы на вопрос: на что  

    похож объект? (одно сравнение.)

3. Заполнить правую часть таблицы: чем отличается?

4. Вставить слова-связки «как…», «…но не…».  

 5. Прочитать готовую загадку.

Примеры объектов для загадок: кнопка, лампочка, гитара, варежка, кольцо, щётка, шляпа.

Придумать свою загадку с любым объектом.

Работа каждой группы оценивается смайликом со словами: необычная, волшебная, яркая работа.

  1. Проспект Задач.

Учит: - Научимся видеть ситуации с разных точек зрения, решать проблемы сказочных героев.

Дубы для царя

Однажды поехал царь посмотреть на свое царство.  Проезжает через лес, видит – стоит на поляне двадцать дубов, один другого краше. Обомлел царь от удивленья. А потом и говорит слугам: “Хочу, чтобы эти дубы у моего дворца росли”. Да разве столетние дубы пересадишь? Но приказ есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые, а толку никакого. Как веленье царя исполнить? Дались ему эти дубы… Как исполнить желание царя?

Смекалка против Змея Горыныча.

Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые...Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей —

брата и сестру — и посадил в темницу — подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — аппетит, все семь голов заболели. И решил Змей Горыныч обхитрить детей.

«— Выпущу я вас на волю», — сказал он, — если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести — без посуды! Делать нечего — согласились дети. Где ручей подземный с живой водой — известно. Да как условие Змея выполнить?

Голодовка пополам с бессонницей

Жил был один хитрый мужик. Вот такой. Сколько раз он спорил с друзьями, и всегда выигрывал.

Поспорил раз мужик, что не будет днем пить и есть, а ночью — спать. И так две недели. Что делать? Не под силу такое обычному человеку, ноги протянуть недолго.                       Как выиграть спор?

Непослушный узел

Старый Ученый Кот всю жизнь искал новые лекарства. Многие травы он испытал, а сколько склянок перебил —не сосчитать! Однажды прислали Ученому Коту мешок редких кореньев из горной страны. Доверху набит мешок и туго завязан. И ткань очень плотная — мышам не прогрызть. Пытался Кот развязать мешок — все напрасно. Только когти зря обломал. Вот как бывает, когда в доме ни ножа, ни ножниц не найти.

 Что делать Ученому Коту? Подскажите!

Работа каждой группы оценивается смайликом со словами: красочная, восхитительная, неповторимая работа.

  1. Конкурс «Обращения»

— Кто из героев произведений мог бы обратиться к нам с такими словами:

«Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?» (Карлсон.)

«Простите, сударыня, где я? В Австралии или в Новой Зеландии?» (Алиса. «Из «Алиса в Зазеркалье»)

«Я чувствую себя хорошо. Можно мне выбраться из чемодана?» (Электроник.)

Учит: -Наше путешествие подходит к концу. И в завершении, дайте оценку своей работы на уроке.

(зачитываются смайлики со словами).

Учит:- Сегодня мы окунулись в мир волшебства и фантазий, потому что каждый из вас создал что-то новое и необычное на уроке.

  1. Рефлексия. «Если бы я был волшебником?»

Раздаются звёздочки, а на них дети пишут ответы и приклеивают на доску.

Учит: Если бы каждый из вас был волшебником, чтобы вы пожелали:

-для себя?

-для своей семьи?

-для нашего класса?

-для всех людей на Земле?

Учит:- На нашем небосклоне, в городе Фантазий, загорелось много ярких звёзд.

  1.  Итог.

Игра «Космическая фантазия»

Вы все звезды. Мы превращаемся с вами в одно созвездие. Возьмемся крепко за руки и изобразим его. А теперь встанем широко-широко, чтобы почувствовать, что мы все вместе составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен.

Учит: Желаю вам, ребятам, чтобы знания с урока «Город  Фантазий» помогли сбываться вашим  мечтам.

Приложение № 2

Логические задачи (в скобках даны ответы)

  1. Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит ее порезать, но не поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы что, пожарник?» – «Да». Как она догадалась? (Он был в форме пожарника.)
  2. В пригороде Парижа – кафе на улице. За столик садится молодой человек. Хозяин тут же звонит в полицию: «У меня в кафе-диверсант». Как он это узнал? (Человек был с парашютом.)
  3. Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счетом 32:28. При этом ни одни из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть?

(Играли женские команды, и все мячи были забиты баскетболистками.)

  1. Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли горючего!» Диспетчер отвечает: «Держитесь! Используйте все свое мастерство! Мы постараемся помочь Вам!». Жертв не было.

Как удалось спастись? (Самолет еще не взлетел.)

  1. Мальчик рассказывает: «Вчера был такой ужасный дождь, а мой отец не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Укрыться от дождя в радиусе мили от нашего дома негде –вокруг голая степь». Как такое может быть? (Отец был лысым.)
  2. У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен; потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который почему-то не посчитал нужным вмешаться.  Почему? (Дама шла пешком.)
  3. Контрразведка задержала шпиона. Было точно известно, что секретные сведения спрятаны либо в записной книжке, либо на магнитофонной кассете. Но никакие самые тщательные исследования записей, прослушивание кассеты на разных скоростях ничего не дали. Как же их обнаружить? (Записи были сделаны карандашом на магнитофонной пленке.)
  4. Бывший моряк поместил в газете объявление: За умеренную плату высылаю способ борьбы с морской болезнью. Через некоторое время его арестовали, хотя он никого не обманул. Почему? (Способ заключался в словах: «Сидите дома!».)
  5. Профессор Квиббл прославился демонстрацией уникального опыта: он ставил в центре комнаты бутылку, а затем вползал в нее. Как ему это удавалось? (В нее – то есть в комнату.)
  6. В зоомагазине продавец уговаривает покупателя: «Эта редкая птица повторяет каждое слово, которое только услышит!» Через некоторое время разгневанный покупатель вернул попугая, так как он не произнес ни слов. Тем не менее, продавец не врал. Как такое может быть? (Попугай был глухой.) [4]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»

Цели:1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 2)    создание условий д...

Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не тол...

Мастер-класс "Технология ТРИЗ-как средство формирования творческих способностей учащихся"

Всё о теории решения изобретательских задач, применении  методики на практике. Мастер-класс по технологиям системы ТРИЗ, представленный на конкурсе "Учитель года 2014"...

Из опыта работы. «Использование метода проектов для формирования творческой личности учащихся».

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой....

мастер класс«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Мастер класс по теме "технология ТРИЗ- как средство формирования творческих способностей учащихся" реализован через следующие задачи:1) Актуализацию личного смысла педагогов к использованию в опыте ра...

«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования: «Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста через проектную деятельность»

Актуальность опыта обусловлена тем, что в связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качеств...