Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся
статья по теме
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач, воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_triz_statya_skirdenko.rar | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся
Скирденко М.Н.
учитель начальных классов
МОУ «Ракитянская СОШ №2 имени А.И.Цыбулева»
ФГОС указывает на то, что «в настоящее время в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося, направленные на решение жизненных задач»[1 с.11].
ТРИЗ-педагогика как инновационное педагогическое направление описано Георгием Константиновичем Селевко как система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, входит в состав современных образовательных технологий. В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач, воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.
Задача педагога состоит в воспитании ученика-изобретателя. По словам Г.С. Альтшуллера «Изобретатель, как полагают некоторые, должен присматриваться ко всему, что можно изменить, переделать, улучшить. Это ошибочное мнение. Изменить и улучшить можно все без исключения орудия и средства техники: ничего неизменяемого нет. Задача изобретателя заключается не в механическом выборе темы, на которую случайно упал взгляд, а в творческом исследовании динамики развития определённого объекта и в обнаружении решающей на этом этапе проблемы, являющейся тормозом общего развития».
Основные принципы ТРИЗ
Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.
Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.
Дидактические возможности ТРИЗ:
решение творческих задач любой сложности и направленности;
решение научных и исследовательских задач;
систематизация знаний в любых областях деятельности;
развитие творческого воображения и мышления;
развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций учащихся: когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой;
развитие творческих коллективов.
Специалистами по ТРИЗ Злотиным Борисом Львовичем, Зусман Аллой Вениаминовной были проанализированы, согласно теории Жана Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ:
Сравнительная характеристика показывает, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о возможности использования достижений теории в дошкольных учреждениях и начальной школе.
Так как любая технология ориентируется на идею полного усвоения материала путем последовательных обучающих процедур, то ТРИЗ-технология также предполагает разбивку материала на фрагменты (учебные элементы). При таком подходе реализуется концепция достаточно полного усвоения учебного материала, что дает, в целом, высокие результаты.
Можно выделить правила, по которым могут быть построены учебные занятия, с использованием ТРИ – технологии:
- Как можно меньше сообщения информации, как можно больше рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.
- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
- Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия.
- Активизация творческого воображения.
Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ
1. (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)
- Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде. Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На слайде:
Отрезок, луч, прямая, окружность, ломаная линия, многоугольники: квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник и др.
Возможные вопросы учащихся:
- о количестве углов
- о количестве звеньев
- об ограничении концов
- о бесконечности линии
Загаданное слово – прямая.
2. Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. На уроке окружающего мира по теме «Первые русские князья» обучающимся предлагается создать «паспорт» князей. Предлагаю вспомнить, что такое паспорт, какие сведения туда вносятся. «Паспорт» построим в виде таблицы. Далее учащиеся самостоятельно в группах составляют «паспорта» русских князей: 1 группа Рюрика, 2 группа - Олега, 3 группа – Игоря, 4 группа - княгини Ольги.
Имя, пол | Ольга, женский; жена князя Игоря |
Место рождения | Город Псков |
Государство | Древняя Русь |
Годы правления | 945-965 |
Деятельность князя | Изменила систему сбора дани, приняла крещение в 957 году, ни с кем не воевала |
Особенности характера | Решительная, умная, отомстила за смерть мужа |
3. «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир). Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. На уроке окружающего мира при изучении свойств воды, предлагаю учащимся задание: посмотрите на каплю на оконном стекле.
- Представьте себе, что это маленький человечек.
- Какими ещё способами человечек из воды может двигаться, путешествовать? (вместе с каким-то сосудом, по реке)
- Могут ли у водяного человечка быть дети? (может разделиться на более мелкие капли)
- Во что он может превратиться? (в пар, в лед, в снежинку)
Чем питается? (дождем, веществами, которые в нем растворяются и т.д.)
- Какие у него могут быть друзья?(дождик, речка, снежинки и т.п.)
- А кого он боится? (солнце, огонь, грязь, человек- может каплю проглотить и т.п.)
- Как сможет спрятаться (сольётся с дождевой водой, впитается в землю, испариться.)
- А теперь давайте сочиним сказку о его приключениях.
4. Методика сочинений по картине И.Н. Мурашковской отличается от традиционной прежде всего активизацией словарного запаса учащихся, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике. Рассмотрим этапы работы по картине на примере урока развития речи (сочинение) по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Состав картины
- Назовите все предметы, которые вы видите на картине (ответы детей учитель записывает на доске в виде символических рисунков или словами)
Грач, березы, темное небо, низкие серые тучи, потемневший снег, талая вода, церквушка с колокольней, сельские домики.
Восприятие объектов через разные органы чувств
- Представьте себе, что вы оказались внутри этой картины.
- Какие звуки вы бы могли услышать? (крики грачей, шум крыльев, воды)
-Какие бы уловили запахи? (запах талой воды, оттаявшей земли, сырости, свежести, запах весны)
Что почувствуете, если дотронетесь до березы, земли, снега и т.д.
Использование выразительных средств речи (составление загадок и метафор).
— Придумайте, на что похожи деревья, грачи, снег, стволы, ветви деревьев,
— С чем можно сравнить небо, березы, грачей, снег, сельские домики, даль неба, небольшую церквушку.
— Назовите, какие признаки есть у снега, воды, грачей, неба, воды и т.д.
— Что может делать со снегом, с водой, с упавшими у берез ветвями.
Преобразование сюжета во времени
— Что могло быть перед тем, растаял снег? прилетели грачи? (называется ситуации, изображенные на картине).
— Что произойдет после того, как грачи построят гнезда? весь снег растает? выглянет солнышко?
Восприятие сюжета с разных точек зрения
— Придумайте рассказ от лица мальчишек, играющих возле сельских дворов, грачей, священника из церкви, солнышка (называется как одушевленный, так и неодушевленный объект).
— Опишите, что думает одинокий, сидящий у корней берёзки грач, если он сейчас (грустит, радуется или торопится и т.п.)
Смысловая характеристика картины
— Выберите и объясните, какая из предложенных пословиц может быть названием картины.
Грач на горе — весна на дворе.
Герасим - грачевник грачей пригнал.
Грач на горе - весна на дворе.
Увидел грача - весну встречай.
Грач зиму расклевал.
Если грачи прямо на гнездо летят - дружная весна.
Если грачи сели в гнёзда, то через три недели можно начинать сев.
Одним из показателей успешности применения технологии ТРИЗ является позитивная динамика качественной успеваемости учащихся по предметам.
2011 - 2012 учебный год – 66,6%
2012 – 2013учебный год - 1 полугодие – 68,7%
В аспекте развития: в период работы по данной технологии проводилось изучение уровня развития творческого мышления (тест креативности Торранса). Результаты приведены в таблице:
Год | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
2010-2011 | 11% | 19% | 70% |
2011-2012 | 23% | 46% | 31% |
Анализ данных позволяет сделать вывод о положительной динамике развития творческого мышления у школьников.
Показателем развития творческого мышления учащихся являются достижения обучающихся во Всероссийских конкурсах: Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»: Кондратенко Александр - 2 место в районе, Крамарова Ольга – 3 место в районе, Кондратенко Александр, стал победителем районного конкурса «Покормите птиц зимой», в номинации «Как я кормлю птиц», победителями международного игры-конкурса «Инфознайка – 2012» стали Кондратенко Александр, Крамарова Ольга. В текущем учебном году Гончарова Анастасия стала победителем муниципального этапа и участником регионального Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
Литература
Асмолов А.Г.и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: М. Просвещение, 2011.-152с.
Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. – Тамбов: Книжное издательство, 1961. – с. 113
Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики // Педагогика. – 2002. – № 6.
Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.
Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. –2003. – № 4.
Мурашковска И.Н, Валюмс Н.П. Картинки без запинки 1995
Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. – № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документ-камера – средство развития творческих способностей учащихся. Опыт использования документ-камеры при осуществлении творческого проекта «Наш мультфильм» учащимися 2-д класса МБОУ Гимназии № 17 г. Королёва МО (учитель – Волкова О.А.).
Материал был создан в рамках участия во всероссийском конкурсе "Лучший опыт применения документ-камеры на уроках в школе"....
Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»
Цели:1) актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы приёмов технологии решения изобретательских задач; 2) создание условий д...
Мастер-класс "Технология ТРИЗ-как средство формирования творческих способностей учащихся"
Всё о теории решения изобретательских задач, применении методики на практике. Мастер-класс по технологиям системы ТРИЗ, представленный на конкурсе "Учитель года 2014"...
мастер класс«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»
Мастер класс по теме "технология ТРИЗ- как средство формирования творческих способностей учащихся" реализован через следующие задачи:1) Актуализацию личного смысла педагогов к использованию в опыте ра...
Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей младших школьников
Педагогический проект: Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей младших школьников. Этот метод можно использовать на любом уроке и во внеклассной деятельности....
«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы...
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»
Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»...