Мастер-класс "Технология ТРИЗ-как средство формирования творческих способностей учащихся"
презентация к уроку на тему

Стрельцова Людмила Юрьевна

Всё о теории решения изобретательских задач, применении  методики на практике. Мастер-класс по технологиям системы ТРИЗ, представленный на конкурсе "Учитель года 2014"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Стрельцова Л.Ю. учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ Кагальницкая СОШ Азовского района Стрельцова Л.Ю. учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ Кагальницкая СОШ Азовского района Стрельцова Л.Ю. учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ Кагальницкая СОШ Азовского района Стрельцова Л.Ю. учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ Кагальницкая СОШ Азовского района Учителя начальных классов МБОУ Кагальницкая СОШ Азовского района Стрельцовой Л.Ю.

Слайд 2

«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью » Л. Н. Толстой

Слайд 3

«Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности». А.И.Гин

Слайд 4

«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Слайд 5

ТРИЗ Теория Решения Изобретательских З адач

Слайд 6

Цели: Развитие интереса к предметам; Овладение новым способом решения задач; формирование и развитие способностей учащихся, необходимых для выполнения творческой деятельности.

Слайд 7

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач, разработана в СССР в 1946 году Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами.

Слайд 8

У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление ТРИЗ

Слайд 9

Сценаристам и писателям технологии Развития Творческого Воображения (РТВ — раздел ТРИЗ) помогут развить сюжеты произведений, придумать неординарные фантастические объекты

Слайд 10

Триз формирует: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.

Слайд 11

Названия приемов Механизм решения изобретательных задач В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий. Этапы решения противоречий: 1. Умение увидеть, выявить противоречие 2. Формулирование противоречия 3. « Если действие есть « х », то имеем «+», но «-». Преодоление противоречия Модель «Создай паспорт» Для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями Модель «Составление плана/ раскадровка » Для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков Для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов

Слайд 12

Названия приемов Цель Метод « Да-нетка » метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать « да-нет ». Метод синектика Предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности. Метод фокальных объектов Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового.

Слайд 13

Методика сочинений по картине активизация словарного запаса учащихся, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике «Морфологический анализ» Суть данного метода – построение таблицы, для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель «Системный лифт» для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта Метод системного оператора В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа.

Слайд 14

Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ Использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала. - Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде. Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только «да» или «нет».

Слайд 16

События Устройство конструктора «было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений). Конструктор будет иметь вид: Было Стало Изменилось

Слайд 18

Было Стало Что изменилось Виновник 125 12 148 84 1) Число увеличилось на 23 «+»(операция сложения) 2) Число увеличилось в 7 раз «*» (операция умножения) В математике речь всегда идет о каких-то преобразованиях. Преобразование производится с помощью оператора. Таким оператором может быть и знак арифметической операции, и геометрическое преобразование.

Слайд 19

Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение А.П. Чехова«Белолобый»: Имя – волчиха Автор (создатель) – А.П. Чехова Прописка – рассказ для детей А.П. Чехова«Белолобый» Где живет – в лесу Чем занимается – оберегает волчат, охотится Особые приметы –хорошая заботливая мать, умная, добрая, больная, старая, потеряла чутьё, мнительная, пыталась добыть пищу своим малышам отношение к ней автора- сочувствие, жалость, сопереживание.

Слайд 20

Создайте «паспорт» для обобщения по любой теме

Слайд 21

«Метод маленьких человечков». Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».

Слайд 22

Смоделируйте свойства твердых тел, жидкостей и газов: Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?» Какое тело нагреется быстрее? Какое тело лучше проводит звук?

Слайд 23

Системный лифт При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала: «Класс →третий этаж → школа → улица Ленина → село Кагальник → Азовский район→ Ростовская область→ Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система».

Слайд 24

Системный лифт по русскому языку Текст предложение словосочетание слово корень - норк -

Слайд 25

Творчество - такая деятельность людей, которая приводит к получению нового и оригинального продукта; это созидание, порождающее духовные и материальные ценности.

Слайд 26

Замените выделенные слова синонимами В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.

Слайд 27

Исправьте предложения: Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа.

Слайд 28

Вставьте словарные слова Не велик . . . , да краснеет нос. . . . любит чистоту. Чужбина — калина, родина — . . . . . . человек добро помнит. мороз Посуда . . . . . . . . . . . . малина . Русский

Слайд 29

Вставить прилагательные Незаметно прошло ( ) лето. По небу поплыли ( ) тучи. Как сквозь сито, засеял из них ( ) дождь. На поверхности луж плавают( ) листья. В кустах готовится к зиме ( ) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе ( ) гнездо. Ветер шуршит ( ) листьями. Всю землю скоро покроет ( ) снег.

Слайд 30

Что на что похоже? настольная лампа на тыква на ... арбуз на … люстра на ... утюг на …

Слайд 31

Чем мечтают стать некоторые предметы? веник мечтает стать ... мыльный пузырь ... перышко ... огородное чучело ... снежная баба ...

Слайд 32

Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении» Сел на ветку снегирек . Брызнул дождик - он промок, Ветерок, подуй слегка, (Обсуши нам …

Слайд 33

Синквейн Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо. Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях Эти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке.

Слайд 34

1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн . 2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. 5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием

Слайд 35

Пример 1 истина 2 вечная, удивительная 3 бежит, волнует 4 загадочная неизвестность 5 истина - поиск

Слайд 36

Составьте синквейн

Слайд 37

1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн . 2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. 5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием

Слайд 38

Ответы детей: 1.мяч 2.круглый, упругий 3.попадает, прыгает, плавает 4. игра

Слайд 39

Название технологии Технология… Автор Родина Приёмы Что даёт ученику Что даёт учителю Рефлексия Составление паспорта технологии ТРИЗ

Слайд 40

Рефлексия Составление паспорта технологии ТРИЗ Название технологии Технология решения изобретательских задач Автор Генрих Саулович Альтшуллер Родина СССР, с 1946 года Приемы технологии ТРИЗ «Метод маленьких человечков», мозговой штурм, «системный лифт», создай паспорт, модель «Элемент – имя признака – значение признака», сочинение загадок, модель «Составление плана/ раскадровка , механизм решения изобретательных задач и др. Что дает ученику помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать идеи, сюжеты сказок…; регулярная тренировка творческого мышления; на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях. Что дает учителю знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем; развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; воспитывает готовность к восприятию нового; обеспечивает профессиональный рост.

Слайд 41

Спасибо за сотрудничество!

Слайд 42

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Стрельцова Л.Ю.

учитель начальных классов

первой  квалификационной категории

МБОУ Кагальницкая СОШ Азовского района

Цели:

  1. актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач;  
  2. создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией   решения изобретательских задач;
  3. содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.  

Ход мастер-класса

(Слайд 1)Уважаемые коллеги! Хочу начать своё выступление известным китайским народным изречением  «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.»

-Как вы понимаете это изречение?

 Один писатель – фантаст поведал, что место человека в обществе Будущего, мера уважения к нему будет определяться формулой из 3 «Т»: Труд, Творчество, Талант. Для нас с вами это задача не будущего, а настоящего. Ведь именно наши ученики – трудолюбивые, творческие люди, будут  возрождать Россию, Дон, будут гордостью и опорой нашей страны. (слайд 2) Л.Н.Толстой писал:.«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Слайд 3 «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности»- слова Анатолия Александровича Гина, одного из разработчиков теории, о которой пойдет речь на моём мастер-классе.

-Как вам кажется, о чем пойдёт речь?

Слайд4 Тема моего мастер – класса: «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся».

         Слайд 5 ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

Целями которой служат: Слайд 6

    Развитие интереса к предметам;

Овладение новым способом решения задач;

формирование и развитие способностей учащихся, необходимых для выполнения творческой деятельности.

 Слайд 7 Данную теорию начал разрабатывать в СССР  Генрих Саулович Альтшуллер вместе с коллегами коллегами в 1946 году.
 
Слайд  8,9В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач,  воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.

Слайд 10 ТРИЗ формирует:

  • стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний;
  •  умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности;
  •  умение выделять закономерности;
  •  воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.

 А это  значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.

В ТРИЗ технологии существует много методов и приемов, используемых для развития творческого воображения. С некоторыми из них я вас познакомлю.

Слайды 11,12,13 читать

Представление системы учебных заданий (приемы )

Названия методов, приемов.

Краткая характеристика

Метод «Да-нетка»

метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

Метод

 синектика

Предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.

Метод фокальных объектов

Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового.

Методика сочинений по картине

Цель метода: активизация словарного запаса учащихся, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике

«Морфологический анализ»

Суть данного метода – построение таблицы, 

для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий.

Модель «Системный лифт»

для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта

Механизм решения изобретательных задач

В него входит противоречие, приемы разрешения противоречий. Этапы решения противоречий:

-умение увидеть, выявить противоречие;

-формулирование противоречия;

« если  действие  есть  «х»,  то  имеем «+»,  но  «-»;

 -преодоление противоречия.

Метод системного оператора

В нем система ее элементы рассматриваются в прошлом, настоящем и будущем. Здесь выделяется подсистема и надсистема. Например: класс – это система, ученики класса – подсистема, надсистема – это школа.

Модель «Создай паспорт»

для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями

Модель «Составление плана/раскадровка

для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения

Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков

для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов

Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко)

Последовательность этапов сочинения загадки:

  1. Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
  2. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.
  3. Исключить объекты, обладающие такими же признаками.
  4. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

Модель «Элемент – имя признака – значение признака»

Для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений.

Метод мозгового штурма

Совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения.

Приведу фрагменты уроков с использованием приемов ТРИЗ

Слайды 14-15

1. (использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала)

-1.  Использование да-нетки для формирования темы урока, повторения пройденного материала.

- Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде.  Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На слайде геометрические фигуры: отрезок, луч, прямая, окружность, ломаная линия, многоугольники: квадрат, треугольник, прямоугольник, четырехугольник и др.

Возможные вопросы учащихся:

- о количестве углов

- о количестве звеньев

- об ограничении концов

-  о бесконечности линии

Загаданное слово – прямая. 

Слайды 16,17,18

2. События.Устройство конструктора

  • «было» (первое состояние объекта);
  • «стало» (второе состояние объекта);
  • «что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).

Слайды 19-20

 3.Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.

 Слайды 21-22

  1. «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир).

   Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».

Смоделируйте свойства твердых тел, жидкостей и газов:

  • Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно?
  •  Почему жидкость принимает форму сосуда?
  •  Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
  • Какое тело нагреется быстрее?
  • Какое тело лучше проводит звук?

Слайды 23,24

6.Системный лифт

При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:

   «Класс →третий этаж → школа → улица

   Ленина → село Кагальник→  Азовский район→ Ростовская область→ Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система».

Системный лифт по русскому языку:

  • Текст
  • предложение
  • словосочетание
  • слово
  •  корень     -норк-

Ответы детей :

Норка,

 игривая норка.

    В клетке сидела игривая норка.

   мы были в зоопарке. В  клетке сидела игривая норка. Нам очень хотелось её погладить.

Слайд 25

Творчество - такая деятельность людей, которая приводит к получению нового и оригинального продукта; это созидание, порождающее духовные и материальные ценности.

Вот варианты творческих заданий:

Слайд 26

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает.
Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.

Слайд 27

Исправьте предложения:

  • Ёж смотался в клубок.
  • Я уже ездил на самолёте.
  • Мы готовились встречать пернатых птиц.
  • Речка замёрзла льдом.
  • Меня пробудил мой папа.

Слайд 28

Вставьте словарные слова:

  • Не велик   мороз    , да краснеет нос.
  •  Посуда      любит чистоту.
  • Чужбина — калина, родина — малина.              
  • Русский    человек добро помнит.

Слайд 29

Вставьте прилагательные:

  • Незаметно прошло (      ) лето. По небу поплыли (    ) тучи. Как сквозь сито, засеял из них (    ) дождь. На поверхности луж плавают(       ) листья. В кустах готовится к зиме (         ) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (    ) гнездо. Ветер шуршит (  ) листьями. Всю землю скоро покроет (     ) снег.

Слайд 30

Что на что похоже?

  • настольная лампа на
  • тыква на ...
  • арбуз на …
  • люстра на ...
  • утюг на …

Слайд 31

Чем мечтают стать некоторые предметы?

  • веник мечтает стать ...
  • мыльный пузырь ...
  • перышко ...
  • огородное чучело ...
  • снежная баба ...

Слайд  32

Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»

            Сел на ветку снегирек.

        Брызнул дождик - он промок,

        Ветерок, подуй слегка,

        (Обсуши нам …

Слайд 33,34,35,36,37,38

Синквейн. Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо.

Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Эти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке.

     1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.

2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5 строка- обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием

  • Пример
  •  1    истина
  • 2    вечная, удивительная
  • 3    бежит, волнует
  • 4    загадочная неизвестность
  • 5    истина - поиск

Составьте синквейн про мяч.

Примеры детей :

  • 1.мяч
  • 2.круглый, упругий
  • 3.попадает, прыгает, плавает
  • 4. Игра

Слайд 39

Рефлексия

Составление паспорта технологии ТРИЗ

Название технологии

Автор

Родина

Приёмы

Что даёт ученику

Что даёт учителю

Слайд 40

Название технологии

Технология решения изобретательских задач

Автор

Генрих Саулович Альтшуллер

Родина

СССР, с 1946 года

Приемы технологии ТРИЗ

«Метод маленьких человечков», мозговой штурм, «системный лифт», создай паспорт, модель «Элемент – имя признака – значение признака», сочинение загадок,  модель «Составление плана/раскадровка, механизм решения изобретательных задач и др.

Что дает ученику

помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать идеи, сюжеты сказок…;

регулярная тренировка творческого мышления;

на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях.

Что дает учителю

знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем;

развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; воспитывает готовность к восприятию нового;

обеспечивает профессиональный рост.

Рефлексия:

  1. Составление паспорта технологии ТРИЗ

Паспорт технологии ТРИЗ

Название технологии

                     

Автор

Родина

Приемы

Что дает ученику

Что дает учителю

2. Я предлагаю оценить нашу работу сегодня. Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.

-Понравился Мастер – класс. Буду применять технологию ТРИЗ в своей работе, пусть прилетят бабочки оранжевого цвета.

- Неплохо было. Но о том, буду ли я применять  технологию ТРИЗ,  не знаю, пусть прилетят бабочки белого  цвета

- Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»

Цели:1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 2)    создание условий д...

Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не тол...

мастер класс«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Мастер класс по теме "технология ТРИЗ- как средство формирования творческих способностей учащихся" реализован через следующие задачи:1) Актуализацию личного смысла педагогов к использованию в опыте ра...

«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»...