Обобщение педагогического опыта. «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»
презентация к уроку по теме

Бекузарова Зинаида Леонидовна

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya4.pptx728.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе» Обобщение педагогического опыта. г.Алагир 2014 учитель начальных классов Бекузарова Зинаида Леонидовна

Слайд 2

Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе» . Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности. Степень новизны обобщения опыта . Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Слайд 3

Цель : Воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности . Мною были намечены следующие задачи: 1) Формировать положительную мотивацию учения 2) Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка 3) Развивать личностный потенциал учащихся 4) Формировать умение самостоятельно добывать знания. 5) Создать условия для реализации творческого потенциала учеников .

Слайд 4

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов : Выбор темы. Постановка цели и задач. Гипотеза исследования. Организация исследования. Подготовка к защите и защита работы Технологии , используемые мною в работе: игровая технология; ИКТ; здоровье-сберегающие технологии. Методы : объяснительно-иллюстративный; исследовательский; поисковый метод проекта. Формы работы: общеклассная ; групповая; парная; индивидуальная. Средства деятельности : словари и энциклопедии; информационно – коммуникационные технологии и Интернет – ресурсы; печатные пособия; мультимедийные презентации

Слайд 5

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, И я научусь. (Древнекитайская мудрость) Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место. В его основе лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащегося на результат, который получается при решении практически и теоретически значимой проблемы. Решающее звено этой деятельности - учитель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию знаний и информации из разных источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс из скучной в результативную творческую работу. Это очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой, продуктивную деятельность и рождающий у учащихся чувство уверенности в своих силах. Меняется и роль учащихся: они выступают активными участниками процесса, деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в команде, сотрудничать в коллективе, формировать критическое мышление, вырабатывать свой собственный аналитический взгляд на информацию.

Слайд 6

Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют нетрадиционные уроки: урок-сказка, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки. На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных. Это видно из уроков, подготовленных и проведенных мною. Я заранее предлагаю темы проектов, инструктирую учащихся по ходу работы. Ученики выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Поэтому без родителей и учителя они не могут обойтись. Но ребенок должен почувствовать, что проект - это его работа. Надо с уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить его к нужным выводам.

Слайд 7

Если ребенок часть работы выполнил вместе с учителем или родителями, то в следующий раз такую работу он сможет выполнить самостоятельно. Необходимо вместе обсуждать чему он научился в результате самостоятельной и совместной работы, какими знаниями, умениями и навыками овладели. Те знания, умения и навыки, которые ребенок приобретет в ходе работы закрепляются ребенком, он запасается практическим опытом, учится переносить его на другие виды школьной работы и пользуется ими в дальнейшем. Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Итак , благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Слайд 8

Результативность опыта и эффективность опыта . На основании опыта работы школы по использованию в учебно-воспитательном процессе проектно-исследовательской деятельности можно сделать выводы: Проектные технологии дают возможность вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учётом его личных интересов, что способствует повышению мотивации к учению и лучшему усвоению учебного материала. В корне меняются отношения “учитель – ученик”. Проекты сплачивают детей, развивают умения работать в команде и ответственность за совместную работу. Проектная деятельность способствует развитию навыков самостоятельной работы, творческого подхода к решению проблем и ориентации на достижение успеха. Отрабатываются навыки работы с различными информационными источниками, повышается ИКТ-компетентность. Работая по своему плану, ученик меняет виды работ, что важно для снижения утомления и выполнения здоровьесберегающего подхода к обучению. Создаётся методическая копилка проектных продуктов, которую можно использовать при изучении новых тем, при повторении, обобщении и индивидуальной коррекции знаний. Успешное овладение проектной деятельностью способствует саморазвитию ребёнка и формирует его творческую одарённость .

Слайд 9

Таким образом, увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных красочное и разнообразное докладов учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, презентаций, публичное выступление очень понравилось всем учащимся . В 2013году под моим руководством и руководством учителя физики Селиверстовой Г.П., учеником 3 класса Магкеевым Сосланом была создана и реализована работа «Тайны магнита» с которой он принял участие в научно-практической конференции «Я познаю мир» и был награжден дипломом II степени. Учащиеся класса выполняли коллективные проекты: «Мужественная патриотка своей страны Чабахан Басиева », «Генерал армии, дважды Герой Советского Союза, Герой Монголии Плиев Исса Александрович», а во 2 классе попробовали делать индивидуальные: «Открытый космос», «Полярные птицы». Каждый ученик изучал то, что для него интересно и значимо.

Слайд 10

Вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности. Буду только рада, если мой опыт будет полезен для педагогической работы учителям начальной школы.

Слайд 11

Творческие работы учащихся № п/п Название работы Год Автор Где отмечена 1 Исследовательская работа «Береги глаза» 2011 Кантемиров Азамат , 2 « б» Диплом III степени научно-практической конференции 2 Исследовательская работа 2012 Болатаева Алина, 3 «а» Грамота лауреата научно-практической конференции «Радуга» 4 Исследовательская работа 2014 Мамитова Замира , 4 «а» Грамота призёра научно-практической конференции «Мир моих увлечений» - « Ирон масыг »

Слайд 12

Распространение педагогического опыта Представила на сайте Всероссийского уровня http://nsportal.ru обобщение педагогического опыта по теме "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе" На педагогическом совете школы: 1. Доклад «Проектная деятельность как способ формирования УУД» - 2012 г.; 2. «Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе» - 2013 г.; 3. «Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе» 2014г. Участвую в работе различных интернет - сообществ, имею публикации. Делюсь своим опытом на педагогических сайтах http :// nsportal . ru / bekuzarova - zinaida - leonidovna http://school.umk-spo.biz/ http :// www . proshkolu . ru / user / bek 1948/ image /

Слайд 13

Литература: Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка. Л. М.Вахрушева . Русский язык. – 2007. - №14. Мисаренко Г. Г. Технологизация обучения как путь повышения качества овладения учебным материалом: Научное издание. – Калуга: ИП Кошелев А. Б. (Издательство « Эйдос »). – 2007. Модернизация системы профессионального образования/ под редакцией С.Н. Кошмана , М.М. Мусарского , А.И. Рытова. -М.: АСОУ, 2006. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка.Ю.А.Соколова . Русский язык в школе. – 2008. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами : рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль: Академия развития, 2008 Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель С.Г.Щербакова . – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007. В.П.Ларина . Инновационная практика: организация инновационной деятельности педагогов и учебно-методической деятельности учащихся. Методическое пособие – Киров: Издательство Кировского областного ИУУ, 2004. М.Б.Романовская . Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. Москва: Центр “Педагогический поиск”, 2006 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»

Метод проектов не является принципиально-новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся общ...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...