Развитие патриотических чувств младших школьников через внеклассные мероприятия
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Данилова Ирина Михайловна

В данной работе описано, как поэтапно формировать основы патриотизма у младших школьников с первого по четвертый класс. Описаны технологии, формы и направления работы в каждом классе. А также основные мероприятия, которые проводятся с младшими школьниками в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.doc184.5 КБ
Office presentation icon patrioticheskoe_vospitanie.ppt656.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Отдел дошкольного и начального образования

Развитие патриотических чувств младших школьников через внеклассные мероприятия

Казанцева Ирина Михайловна,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ № 20»

Абакан, 2010

…чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …

 

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Патриотическое воспитание младших школьников, да и дошкольников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris - отечество) - это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Составляющими системы патриотического воспитания являются:

  • формирование и развитие социально значимых ценностей;
  • массовая патриотическая деятельность: творческих союзов, работников культуры и искусства, общественных организаций.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю формирование основ патриотизма у младших школьников, т.е. воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

  • изучить природу, историю и культуру Отечества и родного края;
  • формировать ведущие интегративные качества личности;
  • воспитывать и развивать национальное начало и национальный образ жизни, в то же время уважение и интерес ко всем нациям;
  • воспитывать гражданские позиции, бережное отношение к памятникам истории, культуры края, сохранять традиций.

Решая эти задачи, опираюсь в своей практике на Концепцию государственного стандарта II – го покаления и Концепцию духовно-нравственного воспитания граджан РФ, целью которого является духовно-нравственное воспитание школьников , а через него – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы «открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогической, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма». Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания проведен обзор и анализ в следующих направления:

- Изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).

- Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.

- В воспитательной деятельности классного коллектива определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.

- В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

Для работы с детьми в школе использую различные технологии:

Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень;

Проектная деятельность.

Формы работы:

Деловые игры;

Классные часы;

Встречи с ветеранами войны и труда

Беседы, диспуты, викторины;

Коллективные творческие дела;

Смотры-конкурсы, выставки;

Соревнования;

Экскурсии, поездки, походы;

Трудовые дела;

Тренинг;

Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;

Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

В первом классе работа с детьми ведется по двум направлениям:«Мой дом» и «Моя семья». На данном этапе решаются следующие задачи:

1. Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям.

2. Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Во втором классе работа ведётся по двум направлениям «Моя школа» и «Мой город». На данном этапе ставлю следующие задачи:

1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к малой родине;

2.Повышать авторитет школы и престижа хорошего образования на основе ознакомления с историей школы и биографиями почётных выпускников, уважаемых жителей республики и города;

3. Формировать качества личности, способствующие успешному обучению и положительной мотивации учения;

4. Усвоить учащимися этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом учащегося школы, жителя Республики Хакасия.

Содержание работы по первому направлению включает в себя следующие разделы:

  • история школы,
  • правила поведения в школе;
  • умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя,
  • просьбы друзей, собственные обещания;
  • основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.

По второму направлению «Мой город»: история жизни города, интересные люди, местные народные промыслы, памятники природы и культуры, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству города, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.

В третьем классе работа ведётся по направлению «Моя Республика Хакасия». На данном этапе ставлю следующие задачи: 

1. Воспитать любовь  к республике – месту, где родился и живёшь, уважения к ее историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за ее будущее;

2.Развивать творческую активность.

3.Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

Содержание работы включает в себя: история Республики Хакасия, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно – промышленная деятельность республики, природа, экологические проблемы, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи. Правила поведения в музее, театре. Активное участие в городских творческих конкурсах.

В четвертом классе работа ведётся по направлению «Россия – родина моя!». На данном этапе ставлю следующие задачи:

1. Утверждение национально – патриотических ценностей, прививать чувства уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России.

2. Воспитать толерантность по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

Содержание материала:  Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.


Основные мероприятия, которые проводятся с младшими школьниками в начальной школе

Название мероприятия

Форма

Класс

1

Русь, Россия, Родина моя

Праздник

1,2,3,4.

2

День матери

Праздник

1,2,3,4

3

Семейный праздник

Праздник

1

4

Праздник игры и игрушки

Праздник

1

5

Откуда берутся грязнули?

Игра-путешествие

1

6

Праздник урожая

Игра-соревнование

1,2,3,4

7

Приятного аппетита! Этикет за столом.

Игровой тренинг

1,2,3,4

8

Как украсить дом к Новому году.

Урок творчества

1,2,3,4.

9

Вежливые слова

Беседа, игровой тренинг.

1,2.

10

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

Беседа

1,2.

11

Честной семик. Масленица.

Игровая программа.

1,2,3,4

12

Из бабушкиного сундука.

Праздник-выставка.

1,2,3,4

13

Красота родной природы

Фотовыставка

1.

14

Папа, мама, я – спортивная семья.

Спортивный праздник.

1,2,3,4.

15

Режим дня.

Беседа.

1,2.

16

История школы

Экскурсия в школьный музей.

2.

17

Составим правила поведения в школе.

Аналитическая беседа

2.

18

 Вот моя деревня, вот мой дом родной.

Игра-путешествие.

2.

19

Интересные люди города.

Мини проект.

2

21

Достопримечательности города Абакана.

Экскурсия, мини проект.

2

22

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

Беседа

1,2.

23

Подарок школе.

Трудовое дело.

2.

24

Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам.

Трудовое тело.

1,2,3,4.

25

Приветствие ветеранов ВОВ.

Выступление, подарки.

2,3,4.

26

Береги природу.

Конкурс плакатов, рисунков    

2,3,4

27

Изучаем родную природу.

Уроки окружающего мира.

2,3.

28

Учись учиться.

Беседа.

2.

29

День Защитника Отечества.

Праздник, игра-соревнование.

1,2,3,4.

30

Участие в проведении «Дня города».

 

1,2,3,4.

31

Зов леса.

Спортивно-интеллектуальная игра.

1,2,3,4.

32

Погост, селение, городища.    

Беседа.

2.

34

Город Абакан на карте Республики Хакасия

Игра-путешествие по карте.

3.

35

Население города Абакан.

Беседа, встреча с интересными людьми.

3.

36

Какие люди в Республике Хакасия!  

(художники, поэты, музыканты)

Беседа, экскурсия.

3

37

Фольклор, традиции, обычаи.

Устный журнал.

3.

38

Традиционные промыслы.

Игра-путешествие, встречи.

3

39

Краеведческий музей города Абакана.

Экскурсия.

3.

40

Настоящий мальчишка, какой он?

Классный час.

3

41

 «Когда все вместе».

Конкурсная семейная программа.

3

42

Золотые правила этики

Классный час.

3.

43

Мир природы «На лесной полянке»

Экскурсия-тренинг поведения.

3.

44

Городок весёлых затей.

Конкурс-выставка.

З.

45

Государственные символы России.

Классный час.

1,2,3,4.

46

Народы России.

Игра-путешествие.

4.

49

Памятники культуры и архитектуры города Абакана.

Игра-путешествие.

4.

50

Природа Республики Хакасия.

Интеллектуальная игра.

4.

53

Народные промыслы России.

Классный час.

4.

54

Экологические проблемы Республики Хакасия.

Классный час.

 

55

Все работы хороши, выбирай на вкус!

Утренник.

4.

56

Честь имею.

Классный час.

4.

57

Кому нужна моя помощь?

Классный час.

4.

58

Умеем ли не обижаться?

Классный час.

4.

59

История моей семьи в истории города.

Проектная деятельность.

4.

60

Мероприятия, посвященные государственный праздникам России

Проектная деятельность.

1, 2, 3, 4

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Большую помощь в поиске информации оказывали родители. В классе стало традиционным делом представление как индивидуальных, так и групповых творческих проектов. Особенно запомнились проекты на темы:

«О чем рассказали улицы моего города»,

«Один день из жизни моих родителей»,

«Бабушкины истории»,

«Мир взрослых и детей в произведениях детской литературы»,

«Нам дороги эти позабыть нельзя».

Также обучающиеся нашего класса совместно с родителями принимают активное участие в общешкольных и муниципальных акциях, таких как «Посылка солдату», «Помощь зоопарку», «Ветеран живет рядом».

Итоговым мероприятием по гражданско-патриотическому воспитанию в начальной школе планируется организация литературно-музыкальной композиции «Детство, опалённое войной» в конце года для обучающихся, педагогов начальной школы и гостей: родителей, бабушек и дедушек, детство которых связано Великой Отечественной войной.

Считаю, что в 3-4 классе приоритет необходимо отдавать такой форме как экскурсия. С воспитанниками рекомендую часто посещать различные музеи и центры национальной культуры. Там ребята узнают о многих особенностях коренных народов, их традициях и обычаях. В процессе экскурсий дети учатся не только получать новую информацию, наблюдая за деятельностью экскурсоводов, но и обрабатывать, а так же успешно её представлять. На воспитательных классных мероприятиях я стремилась развивать такие качества как трудолюбие, коммуникабельность, уверенность в себе.

Ожидаемые результаты

Данные формы работы направлены на воспитание патриотических чувств у ребенка. Реализация указанных мероприятий предполагает:

- формирование системы краеведческих знаний, устойчивого интереса к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры; любви и бережного отношение к родной природе; посильного служения Отечеству, активной жизненной позиции, интереса к познанию;

- стремление к самовыражению и самореализации;

- инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда,

- развития у детей таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

По итогам работы провожу диагностику, направленную на выявление уровней воспитанности у младших школьников.

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

1.Патриотизм

1.1. Отношение к родной природе.

3-любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;

2—любит и бережёт природу;

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 – природу не ценит и не бережёт.

1.2. гордость за свою страну.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 – интересуется историческим прошлым;

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 – не интересуется историческим прошлым.

1.3. Служение своими силами.

3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 – находит дела на службу малому Отечеству;

1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.

 

1.4. Забота о своей школе.

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 – в делах класса участвует при побуждении;

0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2.Любознательность

 

2.1. Познавательная активность

3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 – сам много читает;

1 – читает при побуждении взрослых, учителей;

0—читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.

 

 

2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности.

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 – стремится учиться как можно лучше;

1 – учится при наличии контроля;

0 – плохо учится даже при наличии контроля.

2.3.Саморазвитие.

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 –есть любимое полезное увлечение;

1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя;

0 – во внеурочной деятельности не участвует.

2.4. Организованность в учении.

3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;

2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;

1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем;

0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.

 

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие.

 

3.1 Инициативность и творчество в труде.

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;

2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;

1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими;

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет.

3.2. Самостоятельность в труде.

3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;

1 – трудится при наличии контроля;

0 – участия в труде не принимает.

3.3.Бережное отношение к результатам труда.

3 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других;

2 – бережёт личное и общественное имущество;

1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;

0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

3.4. Осознание значимости труда

 3 -- осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;

2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам;

1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве;

0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

Отношение к людям

4. Доброта и отзывчивость

 

4.1. Уважительное отношение к старшим.

3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;

2 – уважает старших;

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;

0 – не уважает старших, допускает грубость.

4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам.

3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость;

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;

1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;

0 – груб и эгоистичен.

4.3. Милосердие.

3 -- сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;

2 – сочувствует и помогает слабым и больным;

1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения;

0 – неотзывчив, иногда жесток.

4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми.

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;

2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;

1 – не всегда честен;

0 – нечестен.

Отношение к себе

5. самодисциплина.

 

5.1. Развитая добрая воля.

3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли;

2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;

0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать.

5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения.

3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;

2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;

1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;

0 – нормы и правила поведения не соблюдает.

5.3. Организованность и пунктуальность.

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;

2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;

0 – начатые дела не выполняет.

5.4. Требовательность к себе.

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;

0 – к  себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

Опыт моей работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.


Используемая литература

1. Гайдинова Л.И., Жиренко О.Е., Яровенко В.А. Патриотическое воспитание: сценарии мероприятий 1- 4 классы. – Москва: «ВАКО», 2009г.

2. Ивашкина И.А. Патриотическое воспитание младших школьников через национально-региональный компонент. – 2008 г.

3 Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий. – Волгоград: «Учитель», 2008 г.

4 Микрюков В. Воспитание школьников. – 2007г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: