" Индивидуально-профилактическая работа классного руководителя и воспитателя с детьми "группы риска""
консультация на тему

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_vospitateley.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Казанская специальная коррекционная школа-интернат №4IVвида

                               Доклад на тему:

«Индивидуально-профилактическая работа классного руководителя и воспитателя с детьми «группы риска»

                                                               

                                                                        Подготовила:

                                                                  Воспитатель    Абдулзянова О.В.

  Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений среди детей и

молодёжи - это проблема не одного ведомства, организация этой работы -

прерогатива всех социальных структур, которые ближе всего находятся к

ребёнку, его семье и значимому окружению. Она предполагает построение

социокультурного, в том числе образовательного пространства, которое

включает в себя вовлечение в профилактику разнообразных ресурсов -

личностных, интеллектуальных, нравственно-волевых, культурно-

ценностных и профессиональных. В профилактическую деятельность входят:

учебная, педагогическая, семейная, досуговая сферы.

   Работа нашей школы проходит  по различным направлениям,

Цель,  которой одна - каждый ребёнок по возможности должен найти нишу,

где можно применить свои знания, желания, раскрыть свой творческий

потенциал. А это всё будет способствовать определению в дальнейшем

выбора профессии, его жизненной линии.

     Воспитательная работа ведётся по следующим направлениям: развитие

одарённости детей, профилактика правонарушений, развитие школьного

самоуправления, воспитание гражданственности и патриотизма.

   Среди огромного числа задач, которые приходится решать школе, есть такая, которую называют профилактикой правонарушений среди

несовершеннолетних, а ещё конкретнее, работа с детьми «группы риска».

Тех, что входят в эту самую группу, немало: кто-то из ребят растёт в

неблагоприятной семье, где один из родителей, а порой и оба,

злоупотребляют спиртным, кто-то в неполной семье, а у кого-то родители

уехали на заработки в другие города и школьники находятся у бабушек -

дедушек.

   Второй год в нашей школе нет учащихся, состоящих на учёте в комиссии по

делам несовершеннолетних, но есть дети, прогуливающие уроки без

уважительной причины, есть курящие. Всем им нужно особое внимание.

На внутри школьном учёте состоит 7б класс. Семей группы риска  нет.

В целях усиления профилактики безнадзорности и правонарушений среди

учащихся педагогами разработаны циклы бесед: «Противодействия

злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными

веществами», « Профилактика правонарушений

несовершеннолетними», «Семья», которые активно используются в работе и включают в себя: первичную профилактику правонарушений; пропаганду

здорового образа жизни; профилактику правонарушений, наркомании и

ВИЧ-инфекций; совместную работу социально педагогической службы,

родителей.

    Поэтому одним из важнейших моментов в работе по профилактике

правонарушений является деятельность медико-педагогического лектория, в

состав которого входят медик школы, инспектор подразделения по делам

несовершеннолетних , участковый и педагоги.

    В течение всего учебного года проходят различные операции – рейды,

«Образование всем детям», «Подросток», «Дети улиц», «Защита», «За

здоровый образ жизни» в ходе которых на контроле были такие вопросы, как успеваемость, прогулы, профилактика правонарушений и контроль детей, стоящих на школьном учёте, наблюдение за неблагополучными семьями. «Современному обществу нужны люди образованные, ответственные за судьбу страны, области, района, поселения. Детские общественные организации или иначе школьное ученическое самоуправление решают именно эти задачи, вовлекая в свои ряды ребят с целью реализации  духовных, интеллектуальных, творческих, физических и социальных потребностей личности». В школе функционирует ученический совет, который в своей работе обращает внимание на ребят группы риска, стараясь вовлекать их в различные виды деятельности.

    В школе функционируют  секции по бадминтону, настольному теннису, шахматам и шашками, тренажерный зал.

    Так же в школе работают кружки: оригами, экологический,эвристика,вокал,моделирование,вышивка,краеведение,театральный.

    В школе создана система выявления и поддержки одарённых детей. Ребята участвуют в различных конкурсах и соревнованиях.

    Популярны в нашей школе конференции, вечера встреч с интересными людьми, где ребята узнают много нового.

    Традиционным  мероприятием  в школе остается «Смотр строя и песни», приуроченный ко дню Защитника Отечества.

   Немалая роль отводится в нашей школе участию родительской

общественности в работе по профилактике безнадзорности и

правонарушений школьников. Родительский комитет проводит большую

работу по различным направлениям. Она может быть использована как опыт

для родительских комитетов всех школ района. Ведь не секрет, что многие

родители часто не знают, как говорить с детьми о тех или иных проблемах,

иногда встают в тупик перед возникшими трудностями.

     О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал

А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие.

    Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания".

     С этих позиций и определяются основные задачи работы педагогов

школы с родителями школьников:

- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и

с практикой работы с учащимися.

- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном

процессе.

- Формирование у родителей потребности в самообразовании.

- Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами

семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

  Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их на

определенные типы:- Работа с детьми девиантного поведения.

- Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.

При проведении этой большой и ответственной работы учитываются

проблемы, выдвигаемые перед обществом самой жизнью: Малочисленность

семьи, воспитание в ней одного ребенка; отдельное проживание молодых

супругов и отсюда - утрачивание семейных традиций, затрудненность

передачи опыта семейного воспитания, специфика влияния неполной семьи

на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой

занятостью родителей, продолжением учения молодых родителей;

поглощение духовных интеллектуальных запасов так называемым

"вещизмом". Правильное педагогическое руководство семейным

воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию,

обеспечение координации усилий по всем направлениям воспитания -

идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического,

физического.

      Работа педагогов школ с родителями осуществляется в двух

направлениях:

с коллективом родителей и индивидуально.

    В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и

классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные

консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся,

оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов,

фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию

в организации учебно-воспитательного процесса: организация семейного

клуба на базе школьной библиотеки, выступления перед родителями и

детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной

работы, хозяйственная помощь.

  Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми

членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

   Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь

наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих

проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали

при посторонних..

   Часто встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты

между отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача, которую должна решить школа в работе с не благополучными

семьями - попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов

ребенка. А значит так повлиять на родителей, чтобы они осознали

ответственность за растущего человека, это очень сложная кропотливая

работа, не всегда приносящая результат сразу. Здесь наши педагоги

используют всевозможные формы и методы работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный контроль.

Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или

отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в

застольях, периодическом употреблении спиртного, администрация школы

берет такие семьи под особый контроль. Классный руководитель регулярно

посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные,

индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится

непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь

растущему организму.

     Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к

ученику - ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь

определить причину того или иного поступка.

     Большие возможности представляет работа с коллективом родителей:

широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в

необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к

участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение

педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим

выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение

родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на

повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми детьми.

Основная форма работы с коллективом родителей - родительское

собрание. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и

задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения

детей в семье и школе.

   Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании

нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение

своих детей, их воспитанность.

    А для этого необходимо:

- разработать содержание и методику педагогического просвещения

родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;- пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу

самообразования в области специальных педагогических и

психологических знаний.

- совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным

руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и

общения.

    Учитывая все эти особенности, классные руководители и воспитатели уделяют большое

внимание профилактической работе с детьми и семьями.

1. Выявление детей группы риска на основании опросов

классных руководителей, учителей-предметников, родителей.

Составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии,

имени, года рождения, класса, состава семьи, эмоциональных

отношений в ней, семейных проблем.

В школе создан банк данных:

1. неблагополучные семьи,

2. дети «группы риска», состоящие на внутри школьном учете,

3. несовершеннолетние, состоящие на учете в ПДН,

4. малообеспеченные семьи,

5. многодетные семьи,

6. опекаемые дети,

7. дети-сироты.

2. Изучение детей группы риска. Предполагает

исследовательскую деятельность классного руководителя.

Изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный

потенциал семьи и коллектива, выявляются ошибки в постановке

задач, выборе методов и форм воспитания. Определяются

причины «трудновоспитуемости», воспитательные возможности

среды и способы перевоспитания, включения самого подростка в

процесс ресоциализации.  Устанавливаются характер

педагогической запущенности, отношение к учебной

деятельности, отставания, проявление волевых качеств.

Определяются коллективные проявления, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам. Изучаются

полезные интересы, способности и профессиональные намерения.

Многим детям удается сопротивляться сложным обстоятельствам и воздерживаться от криминальной деятельности. Задача школы -

способствовать повышению сопротивляемости, т. е. умению преодолевать воздействие факторов риска и стресса.

3. На заседании Совета профилактики регулярно заслушиваются

отчеты классных руководителей о работе с учащимися, которые находятся

в социально опасном положении. А в течение третьей недели апреля

классные руководители, у которых есть ученики из неблагополучных

семей, сдают отчеты об анализе работы классных родительских комитетов

с данной категорией семей. Из отчетов видно, что родительские комитеты

проводят большую работу: постоянно посещают неблагополучные семьи

не только с целью обследования жилищно-бытовых условий, но и с целью

оказания материальной помощи. Все родительские комитеты вызывают

такие семьи на профилактические беседы и мероприятия и постоянно

пытаются оказать классному руководителю помощь в работе с ними.

4. Классные руководители используют различные формы и методы

индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на

разных формах учета:

изучение особенностей личности подростков, занятия с психологом по

коррекции их поведения;

посещение на дому с целью контроля подростков, их занятости в свободное от занятий, а также каникулярное время, подготовки к урокам;

посещение уроков для определения уровня подготовки учащихся к занятиям;

психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-

предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению

подростков;

индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;

вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через

реализацию целевых локальных воспитательно-образовательных про-

грамм и проектов;

вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью

организации занятости в свободное время.

5. Тесное взаимодействие классных руководителей с учителями-

предметниками способствует решению проблемы с обучением учащихся,

имеющих трудности в освоении программы.

6. Во исполнение Закона РФ "Об образовании", а также для

предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий

контроль посещаемости занятий учащимися школы.

С этой целью: классные руководители регулярно заполняют страницу пропусков уроков в классном журнале;

учителя-предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учениками;

классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках

уроков (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на

дому);

большинство учащихся, имеющих пропуски без уважительной причины,

состоят на особом контроле педагогов школы, с ними проводится

постоянная профилактическая работа, ведется строгое наблюдение за их

посещаемостью;

7. Систематически администрация школы, инспектор ПДН,

участковый проводят индивидуальные и коллективные профилактические

беседы с учащимися, а также беседы с родителями об ответственности за

воспитание и обучение детей, необходимости контроля их

времяпрепровождения.

8. Профилактической работе способствует деятельность в школе

общественного инспектора по охране прав детства.

Рекомендации:

С целью улучшения работы по профилактике правонарушений среди под-

ростков, представляется необходимым шире использовать возможности:

1) детского самоуправления в классах, которое может стать одним из факторов социализации подростков, поможет включению этих ребят в значимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции;

2) правового просвещения учащихся, с помощью которого они получают

основную информацию о законах, правовой системе, своих правах и

обязанностях.

Достигнутые результаты:

1. Снижение количества обучающихся, не посещающих школу по

неуважительным причинам.

2. Повышение эффективности деятельности образовательного учреждения по профилактике правонарушений, безнадзорности и употребления ПАВ.

3. Снижение количества детей с пробелами в знаниях.

4. Максимальный охват несовершеннолетних досуговой деятельностью.

5. Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к

правонарушениям, бродяжничеству и другим формам негативного

социального поведения.

6. Отсутствие преступлений, совершенных учащимися.

7. Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к

организации учебно-воспитательного процесса в школе.

8. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для

воспитания стремления к здоровому образу жизни.

9.Создание условий для самореализации личности каждого ребёнка через

дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования.

10 .Формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного

отношения к правам друг друга.

11.Оказание помощи учащимся в жизненном самоопределении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме « Формы работы классного руководителя с детьми группы риска»

В настаящей статье поднимается проблема работы с детьми группы риска....

Методика работы классного руководителя по выявлению семей "социального риска"

В статье  раскрывается система работы с семьями "социального риска"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя и воспитателя группы продленного дня

В статье приведены технологии, которые способствуют сохранению здоровья воспитанников....

Образцы документов работы классного руководителя с "семьями группы риска"

Представлены образцы: Беседа классного руководителя с родителями;  Лист контрольного посещения семьи; Уведомления родителям....

«Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»

laquo;Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Формы работы классного руководителя с детьми «группы риска»...