Родительское собрание "О чем может рассказать детский рисунок"
материал по теме

Емельянова Светлана Петровна

Анализ детских рисунков по теме "Я и моя семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:


РОДИТЕЛЬСКОЕ      СОБРАНИЕ

« О  ЧЕМ  МОЖЕТ  РАССКАЗАТЬ  ДЕТСКИЙ  РИСУНОК »

                                                                           Выполнила и провела

                                                                           учитель высшей категории

                                                                           Емельянова Светлана Петровна

О  ЧЕМ  МОЖЕТ   РАССКАЗАТЬ   ДЕТСКИЙ   РИСУНОК  .

К услугам детей бумага , карандаши , фломастеры и краски . На данный момент  мало для кого остается секретом тот факт , что рисунки могут сказать о нас очень многое .

              Все , что попадается детям на их пути и привлекает внимание , отображается на бумаге. И если присмотреться к творчеству детей , многое можно увидеть и понять о внутреннем мире ребенка, его чувствах, восприятии окружающего его мира , отношении к людям и вещам .

                  Рисунки таят в себе великое таинство ,приоткрывая нам дверь в некоторые уголки человеческого сознания . И так , попробуем через рисунок узнать больше о наших детях .

                      Рисунок – это зеркало человеческой души , своеобразное выражение личности на бумаге , в нем отражается многое из того , о чем люди даже не подозревают.

                      Когда рисунок рисует , он неконтролируемо изливает на бумаге свои эмоциональные состояния , переживания , отношения, то, что сейчас в его маленьком внутреннем мире является волнующим. Рисунок показывает не только эмоциональное развитие ребенка , но и дает представление о степени развития личности . В рисунках отражается представление ребенка о цветах , форме , размерах, явлениях .

                       По рисунку можно определить уровень личностного развития ребенка по отношению к себе и миру . « Рисунок семьи » отражает отношение ребенка к своей семье , его восприятие отдельных членов семьи и отношений в целом.

                        Сегодня мы поговорим о рисунках детей , включающим в себя главным образом человеческие фигуры .

Ребята получили : белый лист А4 и набор цветных карандашей/ фломастеров . Задание к тесту « Рисунок человека» и « Рисунок семьи » было простое – «нарисуй человека» и «нарисуй свою семью» .

                            Теперь рассмотрим рисунок вашего ребенка . Для начала хотелось бы предостеречь родителей – не следует торопиться с выводами , если вы обнаружите в рисунках своего « что-то не то » . Возможно , ребенок отобразил в рисунке сиюминутное настроение . Ведь если, например , накануне он поссорился с братом и сильно обиделся на него , то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить , что ребенок терпеть не может своего брата.

                                                                  ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

В первую очередь , обратите внимание на то , какое первое впечатление производит на

вас рисунок . Какое он вызывает у вас настроение – радостное или угнетающее . Это  будет одним из наиболее важных критериев в определении того, что хотел передать ребенок этим рисунком , какое настроение он транслирует .Обратите внимание на размер  и расположение рисунка на листе . Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа , а только на какой- то его части .

         Также такие дети отличаются тем , что часто перерисовывают то , что нарисовали , стирают детали , которые им не понравились , снова и снова . Посмотрите на содержание правой и левой стороны листа – каждая из них несет  смысловую нагрузку детского рисунка .

ПРАВАЯ сторона – обозначает связь ребенка c отцом и его видение будущего  .

ЛЕВАЯ сторона – рассказывает о его прошлом , привязанности к дому , и , прежде всего , к матери .

ВЕРХНЯЯ часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка .

НИЖНЯЯ часть – с материальным миром .

Уверенный в себе , уравновешенный ребенок концентрирует изображение в центре листа

Те , у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и  в восприятии собственного я пытаются охватить рисунком все пространство .

                                                            ЛИНИИ.

            Уверенные в себе дети рисуют в основном четкими жирными линиями , со средним нажимом на карандаш .

             Нерешительный же ребенок, наоборот , выбирает не очень яркие цвета и рисует, едва касаясь бумаг , отчего его творения получаются блеклыми  и невыразительными .

             Слабый нажим также указывает на сниженное настроение ,мышечную слабость.

И наоборот , сильный нажим указывает на повышенный тонус, эмоциональную напряжен- ность

               Агрессивный ребенок часто непроизвольно ломает грифель карандаша или быстро его исписывает .Нажим настолько силен , что такие дети нередко карандашом рвут бумагу , на которой рисуют .

                 Мягкий по характеру ребенок будет использовать много извилистых тонких линий.

 Дети с ВОЛЕВЫМ характером , реалисты, отдают предпочтение прямым линиям и четким углам ,  редко используя кружочки и овальные формы

                                                              ЦВЕТА .

       В норме дети используют широкую палитру цветов в своем рисунке .В рисунке они как бы воплощают все краски жизни . Если ребенок использовал для рисования яркие , жизнерадостные цвета – это говорит о его положительном отношении и хорошем настроении .  Если же рисунок выполнен во мрачных – серых , темно- серых , черных тонах , - это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка . Например , в Армении после землетрясения 1987 года , работавшая группа детских психологов , которые пытались вывести детей из посттравматического состояния , изучая , в том числе , и детские рисунки , констатировала , нарисованные бурыми , черными , бордовыми цветами – хотя детям давали на выбор все цвета  - расколотые напополам дома , падающие стены . Обычно рисунок был маленький и располагался где – то в углу листа , что характерно для депрессивного состояния .

                 В рисунке семьи посмотрите , не «забыл» ли , ребенок нарисовать себя , и где он себя нарисовал . Если обнаружите , что он нарисовал себя где – то в уголке , спиной к остальным членам семьи , велика вероятность что он чувствует себя изолированным , одиноким и страдающим от нехватки родительского внимания .

                   Еще тревожнее ситуация , когда ребенка совсем нет на рисунке . Поговорите с ним об этом. Конечно , все может быть совсем не так трагично , просто ребенок имел в виду что-то совсем другое .

                     А если , наоборот , ребенок в рисунке семьи нарисовал только себя , то , может быть он – маленький эгоист, привыкший быть центром  семейной жизни , объектом заботы и внимания со стороны всех остальных членов семьи , и непривыкший заботиться и думать о других?

                      Рассмотрите , кого и как изобразил ребенок . По размеру фигур родственников и их расположению можно судить о том , как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье .Если кто-то из домочадцев , изображенных на рисунке , выше всех ростом , значит, он – не только самый значимый для ребенка член семьи , но , скорее всего , с точки зрения ребенка, - самый главный человек в семье . Те члены семьи , которых ребенок нарисовал ближе всего к себе , - наиболее приятные , любимые и желанные в общении личности для ребенка , а также воспринимаются ребенком психологически ближе .

Посмотрите внимательно на выражение лиц нарисованных персонажей. Спросите у ребенка , как они себя ощущают , весело им или грустно , и почему у них такое настроение ? Спросите , чем они занимаются на рисунке , о чем думают ?

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ в рисунке .

 *** детально прорисованные половые органы ( признак наличия проблем в сексуальной сфере ) ;

***наличие крови  (признак перенесенной травмы ) ;

*** пораженные участки тела в рисунке человека  (язвы , болячки, темные пятна ), наличие дупла в рисунке дерева ( признак переживания органического, наличия медицинчких);

*** наличие заштрихованных , зачеркнутых предметов ( признак повышенной тревожности ) ;

*** «пропуски» или «забытые» в рисунке части тела ( признак нарушения представления об общей структуре тела , наличие тяжелой травмы ).

               И еще , важным моментом в диагностике рисунка будет рассказ ребенка, о том , что он нарисовал и почему . Многие моменты становятся ясными и понятными . Рассказывая о некоторых персонажах рисунка , ребенок зачастую рассказывает о себе , о собственных  переживаниях , о том , что он истинно хотел выразить этим рисунком . Важно уважительно относиться к детскому творчеству . Здесь не может бытьплохих или хороших рисунков.

Рисунок – творчество в котором ребенок выразил частичку себя , и оно прекрасно само по себе . Ваше одобрение  и восхищение его творчеством – это большая сладкая конфета для его личности , поддержка его самооценки , веры в себя и в свои возможности .

                 Если вы , проанализировав рисунок вашего ребенка , узнали что-то такое , что вызвало у вас беспокойство и тревогу , не спешите расстраиваться .

Повторю , все может быть совсем не так . Попробуйте повторить диагностику  ( а анализ рисунка «МОЯ СЕМЬЯ»- не что иное , как способ диагностики восприятия ребенком семейных взаимоотношений) еще раз , через какое-то время .ональному

И если результат повторится , лучше всего обратиться за консультацией к профессиональ- ному психологу .